Строительные машины и оборудование, справочник






Пневматическая система трактора


Категория:
   Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102


Пневматическая система трактора

Использование трактора с прицепами, оборудованными пневматическим или гидравлическим приводом к механизму торможения, обеспечивается универсальной пневматической системой. Применяя ее. можно работать и с другими сельскохозяйственными машинами, оборудованными тормозами с пневматическим или гидравлическим приводом.

Пневматическую систему применяют также для накачки шин, питания охладителя воздуха в кабине трактора и других целей, где требуется энергия сжатого воздуха.

Универсальную пневматическую систему образуют: компрессор (рис. 130), регулятор давления, ресивер, тормозной кран, пневмопереходник, разобщительный кран, соединительная головка и трубопроводы.



Воздух в систему забирается из впускного коллектора дизеля и очищается. В компрессоре воздух сжимается до давления, ограничиваемого регулятором давления, и подается в ресивер. Оттуда сжатый воздух по одному трубопроводу поступает в бесилоковую полость пневмопереходника, а по другому —к тормозному крану. Далее воздух по трубопроводу поступает в соединительную головку и пневматическую систему прицепа. Одновременно воздух поступает в штоковую полость переходника. Штоковая и бесштоковая полости разделены диафрагмой.

В регуляторе установлен клапан отбора воздуха, используемый для накачки шин и других целей. Для контроля за давлением воздуха в системе на щитке приборов имеется манометр, а для удаления конденсата из ресивера — клапан.

Герметичность пневматической системы проверяют при давлении 0,59-0,62 МПа (5,9-6,2 кгс/см2), выключенных потребителях сжатого воздуха и неработающем компрессоре. Падение давления воздуха не должно превышать 0,049 МПа (0,5 кгс/см2) в течение 30 мин. Соединения с недостаточной герметичностью определяют на слух (сильные утечки) или последовательным покрытием мест соединений системы мыльной эмульсией. В зависимости от характера и причин утечек их устраняют подтяжкой соединений или заменой поврежденных элементов. Для снижения расхода топлива и повышения срока службы пневматической системы компрессор отключают, но в целях поддержания ее в работоспособном состоянии через каждые 60 моточасов его кратковременно включают и проверяют функционирование всех элементов.

Компрессор пневматической системы — одноцилиндровый, одноступенчатый, поршневой с воздушным охлаждением. Он предназначен для сжатия и подачи воздуха. В работе компрессор приводится от шестерни привода топлиеного насоса. Через подвижную промежуточную шестерню (рис. 131), которая, перемещаясь вдоль оси, при повороте рычага выходит из зацепления с шестерней привода топливного насоса и отключает компрессор, оставаясь при этом в оцеплении с шестерней.

При снижении давления в ресивере до 0,66…0,62 МПа (6,6…6,2 кгс/см2) регулятор давления подключает компрессор, сжатый воздух поступает в ресивер. Трущиеся поверхности деталей компрессора смазываются разбрызгиванием масла, поступающего от шестерен привода механизма газораспределения дизеля. К втулке промежуточной шестерни масло поступает через каналы в картере компрессора и по канавке в оси. Шатунный подшипник смазывается под давлением из масляной магистрали дизеля по внешнему резинотканевому маслопроводу, каналу В и сверлению в коленчатом валу.

Рис. 130. Схема пневматической системы трактора:
1 — тормозной кран; 2 — компрессор; 3 — клапан отбора воздуха; 4 — регулятор давления; 5 — манометр; 6 — клапан для удаления конденсата; 7 — ресивер; 8 — пневмопереходник; 9 — соединительная головка; 10 — разобщительный кран

Рис. 131. Компрессор:
1 — цилиндр; 2 — поршень; 3 — поршневой палец; 4 — шатун; 5 — подшипник; 6 — коленчатый вал-шестерня; 7 — ось промежуточной шестерни; 8 — промежуточная шестерня; 9 — втулка промежуточной шестерни; 10 — шатунный подшипник; 11 — фиксатор; 12 — рычаг включения компрессора; 13 – картер компрессора; 14 — всасывающий клапан; 15 — нагнетательный клапан.

Рычаг включения компрессора может находиться в двух фиксируемых (фиксатором) положениях: горизонтальное правое — компрессор включен; горизонтальное левое — компрессор выключен.

Давление включения компрессора на холостой ход- регулируют крышкой (рис. 132), а давление включения компрессора на подачу сжатого воздуха в ресивер обеспечивается пружинами и зазором между торцом разгрузочного клапана и болтом.

Давление срабатывания предохранительного клапана регулируют винтом, предварительно отвернув контргайку. На регуляторе давления имеется клапан для отбора воздуха при накачке шин, штуцер которого закрыт гайкой-барашком.

Через каждые 2000 моточасов работы трактора головку цилиндра компрессора снимают и удаляют коксоотложения с поверхностей поршня, клапанов и воздушных каналов. При наличии затвердевших и плохо удаляющихся отложений детали необходимо погружать в керосин или растворитель и очищать их мягкой ветошью или щеткой.

Герметичность клапанов (достигается притиркой их к седлам) проверяют под давлением 0,49…0,69 МПа (5…7 кгс/см2). Изношенные или поврежденные клапаны заменяют. Клапаны с двусторонней шлифованной поверхностью можно перевернуть. Новые клапаны при необходимости притирают, после чего клапаны и седла тщательно промывают в керосине или дизельном топливе.

Рис. 132. Регулятор давления:
1 — насадка; 2, 10 и 31 — крышки; 3 — разгрузочный клапан; 4 — втулка; 5, 6, 11, 12, 16, 22 и 27 — пружины; 7 — направляющая клапана; 8 — атмосферный клапан; 9 и 18 — поршни; 13 — диафрагма; 14 — корпус; 15 — штуцер; 17 — обратный клапан; 19 — болт; 20 и 32 — винты; 21 — гайка; 23 — шарик; 24 – седло; 25 и 33 — прокладки; 26 – фильтр; 28 — клапан отбора воздуха; 29 — стержень; 30 — гайка-барашек.

При креплении головки цилиндра затягивают диагонально расположенные гайки равномерно в два приема.

Регулятор давления предназначен для автоматического поддержания в заданных пределах давления воздуха в пневматической системе; автоматического удаления воды, масла и механических примесей из воздуха, подаваемого компрессором в систему; предохранения от чрезмерного повышения давления в системе; для отбора воздуха при накачке шин. Он установлен между компрессором и ресивером.

В регулятор давления сжатый воздух от компрессора поступает по трубопроводу через входное отверстие В. При этом вода, масло и твердые частицы по стенкам корпуса оседают на поверхность разгрузочного клапана. По внутренним каналам корпуса воздушный поток поступает к металлокерамическому фильтру и, проходя через пористые стенки, очищается от примесей воды, масла и мелких твердых частиц. Из фильтра сжатый воздух через отверстие в корпусе и обратный клапан поступает в полость Д и через штуцер направляется в ресивер. Полость Д соединена с пространством под диафрагмой, которая вместе с поршнем при повышении давления воздуха в ресивере поднимается вверх, преодолевая усилие пружин. Под действием пружины атмосферный клапан и направляющая клапана перемещаются вместе с поршнем до выбора зазора 1,3… 1,7 мм между клапаном и седлом поршня. При достижении давления воздуха в ресивере 0,71—0,72 МПа (7,1…7,2 кгс/см2) атмосферный клапан плотно прижимается к седлу поршня, разъединяя полость Г с атмосферой. При достижении указанного давления в системе поршень регулятора перемещается вверх и через отверстия в нем сообщается с поддиафрагменным пространством. Поршень с разгрузочным клапаном под действием давления воздуха в полости Г начинает перемещаться вниз, выбирая зазор 0,6…0,8 мм, соприкасается с разгрузочным клапаном и торцом болта. Через зазор между разгрузочным клапаном и втулкой и отверстия в крышке и насадке воздух, поступающий от компрессора, выходит в атмосферу. Происходит разгрузка компрессора.

Вместе с потоком воздуха через отверстия в насадке выносятся продукты, осевшие на стенках корпуса, фильтрующего элемента и торца разгрузочного клапана.

Обратный клапан под действием пружины и давления воздуха в ресивере закрывается, и подача воздуха прекращается.

При расходе сжатого воздуха давление в ресивере и в полости Д понижается и при достижении 0,66…0,62 МПа (6,6…6,2 кгс/см2) пружины перемещают поршень регулятора до соприкосновения шайбы диафрагмы с корпусом.

Воздух из полости Г через зазор между поршнем регулятора и поршнем, канал в разгрузочном клапане, отверстия в крышке и насадке выходит в атмосферу.

Под действием пружины торец разгрузочного клапана прижимается к втулке и выход воздуха из полости Б в атмосферу прекращается. Компрессор нагнетает воздух в эту полость, давление повышается и при достижении 0,62…0,66 МПа обратный клапан открывается и сжатый воздух от компрессора поступает в ресивер.

Фильтрующий элемент промывают через 1000 моточасов.

Регулировку регулятора выполняют следующим образом:
— к ресиверу на время регулирования вместо указателя давления подсоединяют указатель давления с ценой деления 0,1 кгс/см2 (0,0098 МПа), со шкалой не менее 10 кгс/см2 (0,98 МПа);

— включают компрессор;
— регулировочную крышку заворачивают до срабатывания предохранительного клапана при давлении МПа. Если предохранительный клапан не сработает при указанном давлении или сработает при давлении меньше указанного, его необходимо отрегулировать отворачиванием или заворачиванием винта;
— регулировочной крышкой изменяют усилие пружин до получения давления 0,71…0,72 МПа (7,1…7,2 кгс/см2), при котором компрессор включается на холостой ход;
— изменяют зазор между торцом разгрузочного клапана и торцом болта, сохранив его не менее 0,6 мм, так как малый зазор вызывает появление противодавления в нагнетательной магистрали и приводит к неполной разгрузке компрессора;
— краской отмечают положение регулировочной крышки, а положение болта — контргайкой;
— отъединяют контрольный указатель давления и подсоединяют к ресиверу указатель давления, установленный на щитке приборов.

Ресивер —это емкость для запаса сжатого воздуха, необходимого для обеспечения нормальной работы пневматической системы. Его вместимость — 20 л.

После окончания работы трактора с использованием пневматической системы, когда в ресивере воздух находится еще под давлением, удаляют конденсат, открыв клапан 6. Удаление конденсата при отсутствии давления в ресивере, т. е. самотеком, не дает полноты очистки, и в результате на внутренних поверхностях ресивера и приборах появляется коррозия. При минусовой температуре воздуха промедление с удалением конденсата ведет к его замерзанию.

Тормозной кран предназначен для управления тормозами прицепов. Приводы тормозного крана, рабочих тормозов и стояночного тормоза сблокированы.

Кран установлен с правой стороны трактора на кронштейне у правого тормоза. Тормозной кран приводится в работу от рычага правой педали рабочего тормоза или рычага стояночно-запасного тормоза через палец и тягу.

Тормозной кран состоит из корпуса, вставки, в которой выполнен канал А противодавления, крышки, имеющей канал Б нагнетания, соединенный с каналом В управления через подпружиненный впускной клапан.

Канал А соединяет полость Д с полостью Е.

Между крышкой и вставкой закреплена диафрагма, в центре которой проходит полый шток (седло выпускного клапана). Между вставкой и корпусом закреплена диафрагма, к которой с помощью гайки прикреплен шток. Между диафрагмами установлена уравновешивающая пружина. В корпусе размещены рычаг и возвратная пружина. Рычаг опирается на регулируемые упоры.

Внутренняя полость корпуса тормозного крана защищена резиновым чехлом, а полость Г вставки соединена через отверстие Ж с атмосферой.

Тормозной кран работает следующим образом. В расторможенном состоянии впускной клапан открыт, а выпускной закрыт, и сжатый воздух из ресивера через канал Б нагнетания поступает в канал В управления и соединительную магистраль прицепа. Сжатый воздух по каналу А поступает в полость Е противодавления и сжимает пружину.

При торможении агрегата рычаг с помощью лаги тормозной педали поворачивается и отводится от упора, преодолевая усилие пружины; шток с диафрагмой перемещается вверх, снижая усилие воздействия пружины на диафрагму. Последняя под действием давления сжатого воздуха в полости Д передвигается вверх.

Клапаны от усилия пружины перемещаются вверх: впускной клапан закрывается, а выпускной открывается. Сжатый воздух из магистрали управления выходит через отверстие Ж в атмосферу. Снижение давления в соединительной магистрали приводит к поступлению воздуха из ресивера прицепа к тормозным камерам колес прицепа. Прицеп затормаживается. Таким образом, в случае разрыва сцепки и рассоединения соединительной магистрали, что равнозначно снижению давления в соединительной магистрали до нуля, прицеп автоматически затормаживается.

При подтормаживании, т. е. неполном ходе педали и рычага, рычаг в меньшей мере воздействует на тормоза, пружины позволят частично переместиться диафрагме и клапанам. Клапан выпускает воздух из соединительной магистрали в атмосферу через отверстие Ж до тех пор, пока сила давления сжатого воздуха на диафрагму в полости Д не уравновесится сопротивлением пружины.

Равенство сил приводит к закрыванию выпускного клапана под действием пружины. Давление воздуха в соединительной магистрали выравнивается. Таким образом, каждому положению педали привода тормозов соответствует определенное давление в соединительной магистрали и в тормозных камерах колес прицепа, т. е. тормозной кран обладает следящим действием.

Рис. 133. Тормозной кран:
1 — рычаг рабочего тормоза; 2 — рычаг стояночно-запасного тормоза; 3 — палец; 4 — тяга; 5 — рычаг; 6 — тормозной кран.

Рис. 134. Тормозной кран:
а — продольный разрез; в-разрез по регулировочному винту; 1 и б – штоки; 2 и 4 диафрагмы; 3 – уравновешивающая пружина; 5 – корпус; 7 – возвратная пружина; 8 – чехол; 9 – гайка; 10 – вставка; 11 -крышка 12 — выпускной клапан; 13 – впускной клапан; «-рычаг; 15 и «-регулируемые упоры 17 — регулировочный винт; 18 – конусная пружина; а – канал противодавления; б- канал нагнетания в канал управления; Г, Д и е – полости; ж – атмосферное отверстие.

Рис. 135. Пневматический переходник:
1 — заглушка; 2 — седло; 3 — пружина; 4 – корпус; 5 – бобышка; 6 — стяжной хомут; 7 — крышка; 8 — диафрагма; 9 — диск; 10 — шток; а и б — полости.

При снятии усилия с рычага возвратная пружина перемещает его, а также шток, пружину, диафрагмы в сторону выпускного и впускного клапанов. Седло встречается с клапаном, перекрывая сообщение канала В с атмосферой, а клапан отходит от своего седла, пропуская сжатый воздух из ресивера трактора в соединительную магистраль. Одновременно воздух по каналу А поступает в полость Е и воздействует на диафрагму, сжимая пружину. Из соединительной магистрали воздух поступает в воздухораспределитель прицепа, который под действием давления срабатывает, и воздух из ресивера трактора начинает поступать в ресивер прицепа (идет его подзарядка), а из тормозных камер прицепа воздух выходит в атмосферу. Прицеп растормаживается. Рабочая полость Д сообщается с полостью Е через канал А. В результате в этих полостях создается равное давление, что снижает усилие в приводе крана и на педалях тормозов.

В тормозном кране имеется встроенный пружинный компенсатор хода, позволяющий обеспечивать требуемый ход педалей тормозов трактора.

Давление воздуха в магистрали управления на выходе из соединительной головки проверяют после 1000 моточасов (и далее с такой же периодичностью). Полученные результаты замеров давления сопоставляют с требуемыми значениями. Наличие отклонений указывает на необходимость регулировки тормозного крана, которую проводят после проверки герметичности пневматической системы, регулирования привода управления основными тормозами, стояночно-запасным тормозом и регулятора давления.

Кран регулируют следующим образом:
— к головке (см. рис. 130) подсоединяют указатель давления (манометр) с ценой деления 0,1 кгс/см2 (0,098 МПа) и шкалой до 10 кгс/см2 (0,98 МПа);
— включают компрессор и доводят давление воздуха в ресивере до 0,71…0,72 МПа (7,1…7,2 кгс/см2);
— проверяют давление по манометру, подключенному к соединительной головке, при исходном положении органов управления тормозами. При давлении ниже 0,71…0,72 МПа (7,1-7,2 кгс/см2) тягу (см. рис. 133) отъединяют от рычага крана и снимают чехол (см. рис. 134);
— регулировочной пробкой изменяют усилие пружины, т.е. прижатие рычага к упорам;
— изменяя положение упоров, доводят давление на выходе из головки (см. рис. 130) до 0,71-0,72 МПа (7,2-7,3 кгс/см2);
— на кран надевают чехол (см. рис. 134) и подсоединяют тягу к рычагу, отрегулировав ее длину так, чтобы при неотжатом от упоров рычаге палец касался верхних кромок рычагов (см. рис. 133);
— полным нажатием на педали основных тормозов или затягиванием рычага стояночно-запасного тормоза поочередно проверяют давление на выходе из соединительной головки, которое должно упасть до нуля.

Опережающее включение тормозов прицепа (прицепов) при торможении происходит за счет выбранной кинематики привода тормозного крана. Для увеличения опережающего действия тормозов прицепов допускается увеличивать ход педалей тормозов до 110 мм.

Пневматический переходник предназначен для создания усилия на поршне главного цилиндра гидравлического привода тормозов прицепа, агрегатируемого с трактором.

Пневмопереходник закреплен на правом заднем кронштейне кабины. В расторможенном состоянии трактора воздух из ресивера подается под давлением в полостях А и Б (рис. 135) пневмопереходника.

При торможении трактора сжатый воздух из штоковой полости А через отверстие в бобышке 5, магистраль управления и тормозной кран выходит в атмосферу. Давление в полости А падает. Под действием сжатого воздуха, поступающего в полость Б из ресивера, диафрагма 8 перемещает диск 9 со штоком 10, который, воздействуя на поршень главного тормозного цилиндра прицепа, создает давление в системе привода тормозов и затормаживает прицеп.

При растормаживании трактора сжатый воздух из ресивера через тормозной кран подается в полость А. Диафрагма с диском и штоком под действием возвратной пружины и сжатого воздуха в полости А перемещается в исходное положение, давление падает и прицеп растормаживается.

Соединительная головка предназначена для быстрого соединения и разъединения пневматических магистралей трактора и тормозов прицепов или сельскохозяйственных машин, агрегатируемых с трактором. Одна часть соединительной головки закреплена на правом заднем кронштейне кабины трактора, а другая —на агрегатируемой машине.

При соединении (разъединении) прицепа или машины трактор затормаживают стояночно-запасным тормозом для снижения давления воздуха в магистрали до нуля. Затем соединяют (разъединяют) головку прицепа или машины с головкой пневматической магистрали трактора. После разъединения головки закрывают крышками (рис. 136).

Рис. 136. Соединительная головка:
1 — пылезащитная крышка; 2 — уплотнительное кольцо; 3 — стержень обратного клапана; 4 — пружина.

При соединении головки пневматической магистрали прицепа или машины ее стержень, отжимая обратный клапан головки пневматической магистрали трактора, обеспечивает сообщение обеих магистралей. Резиновые уплотнения 2 соединительных головок плотно прижимаются одно к другому и предотвращают утечки сжатого воздуха.

При разрыве сцепки с трактором соединительные головки разъединяются, предотвращая повреждение шланга пневматической магистрали прицепа и обеспечивая автоматическое торможение отъединившегося прицепа. Обратный клапан при этом (под действием сжатого воздуха и пружины) закрывается, предотвращая выход сжатого воздуха из пневматической магистрали трактора в атмосферу.

Клапан для удаления конденсата. В нижней части ресивера установлен клапан для удаления из него конденсата. Он открывается при легком надавливании на шток и повороте его за кольцо в любую сторону. При снятии усилия со штока клапан закрывается под действием пружины.

Читать далее:

Категория: - Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины