Строительные машины и оборудование, справочник







Пневматическая система трубоукладчика Т-3560М

Категория:
   Краны-трубоукладчики


Пневматическая система трубоукладчика Т-3560М

Назначение и принцип действия. Пневматическая система применена на трубоукладчике для выполнения тех же функций, что и описанная вторая гидравлическая система ходового устройства трубоукладчиков ТГ-201, ТО-1224Г,—для подвода сжатого воздуха к сервомеханизмам муфты сцепления и механизмов поворота, в том числе — для аварийного торможения. Кроме того, пневмосистема обеспечивает получение звукового сигнала.

Пневматическая система (рис. 98) работает следующим образом.

При работающем компрессоре воздух из воздухоочистителя пускового двигателя через впускные клапаны засасывается в цилиндры компрессора, где сжимается и выталкивается через его нагнетательные клапаны и воздушную линию а в передний ресивер.

Рис. 98. Схема пневматической системы трубоукладчиков Т-3560‘М:
1, 3 — трубки отвода и подвода воды, 2, 17 — трубки подвода воздуха и масла, 4 — регулятор давления, 5 — манометр, б, 10, 13 — сервомеханизмы, 7,9 — звуковой сигнал и его включатель, 8 — пневмокамера управления муфтой сцепления, 11, 16 — задний и передний ресиверы, 12 — предохранительный клапан. 14 — ресивер аварийного торможения, 15 — обратный клапан, 18 — компрессор, 19 — пневмоцилиндр управления поворотом

В ресивере сжатый воздух охлаждается, при этом пары влаги и масла конденсируются и стекают в нижнюю часть ресивера, откуда конденсат периодически спускают через кран.

Сжатый воздух из переднего ресивера поступает в задний ресивер и затем в ресивер аварийного торможения. Из ресиверов сжатый воздух подводится к сервомеханизму управления пневмоцилиндром муфты сцепления, из ресивера — к сервомеханизмам нормального торможения и звуковому сигналу, а из ресивера — к сервомеханизмам аварийного торможения. При этом сжатый воздух на пути движения от сервомеханизмов к пневмоцилиндрам управления механизмами поворота проходит через сервомеханизмы аварийного торможения, обеспечивая возможность включения пневмоцилиндров как сервомеханизмами, так и сервомеханизмами.

Для автоматического управления работой компрессора пневмо-система располагает регулятором давления, отключающим компрессор при наличии в системе нормального рабочего давления. Для защиты пневмосистемы от перегрузок и исключения ее разгерметизации служит предохранительный клапан. Поскольку случайная разгерметизация пневмосистемы может привести к полной утечке из нее сжатого воздуха, на входе в ресивер аварийного торможения установлен обратный клапан, исключающий потерю набранного давления из ресивера и сохраняющий тем самым возможность тормозить трубоукладчик.

Ресиверы служат для создания необходимого давления и запаса сжатого воздуха. Они представляют собой цилиндрические резервуары вместимостью до 0,03 м3 каждый. В нижней части каждого ресивера есть спускной кран для удаления конденсата.

Сервомеханизмы, пневмокамера и пневмоцилиндры служат для управления муфтой сцепления и тормозами.
Воздушный компрессор (рис. 99) поршневого типа, непрямоточный, двухцилиндровый, одноступенчатый установлен на передней площадке двигателя с левой стороны.

Компрессор состоит из блока цилиндров, съемной головки и картера, внутри которых размещен коленчатый вал с шатунами и поршнями. Головка и картер прикреплены к блоку шпильками, а части нижней головки шатуна скреплены болтами. В верхней части блока есть камера подачи воздуха, в которой расположено разгрузочное устройство, закрытое крышкой — патрубком. В камеру через шланг и патрубок поступает воздух, засасываемый компрессором из воздушного фильтра. Каждый поршень имеет три кольца: два верхних — компрессионные и нижнее — маслосъемное.

Нижняя головка каждого шатуна под шейку коленчатого, вала имеет биметаллические вкладыши, в верхнюю головку вставлена втулка из специальной бронзы для поршневого пальца, который может вращаться в этой втулке. С обеих сторон отверстия для пальца закрыты сферическими заглушками, предотвращающими смещение пальца и задиры стенки цилиндра.

Коленчатый вал, установленный в картере на двух шарикоподшипниках, от осевого перемещения удерживается стопорным кольцом, входящим в канавку наружного пояска заднего коренного подшипника и зажатого задней крышкой и гайкой. Гайка навернута на резьбовой конец вала до упора во внутреннее кольцо подшипника. Передний коренной подшипник коленчатога вала плавающий.

Рис. 99. Компрессор:
1 — картер, 2 — шарикоподшипник, 3 — коленчатый вал, 4 — уплотнение, 5 — блок цилиндров, 6 — шатун, 7 — поршневой палец, И— поршень, 9 — шток впускного клапана, 10 и 11 —седла впускного и нагнетательного клапанов, 12, 19, 20 — пружины, 13 — головка цилиндров, 14 и П — нагнетательный и впускной клапаны, 15 и 22 — надпоршневой и разгружающий каналы, 16 — ограничитель подъема впускного клапана, 18 — коромысло, 21 — плунжер, 23 — камера приема воздуха, 24 — маслопровод

В крышке подшипника переднего конца вала установлено ре-зиноармированное самоподвижное уплотнение. Снаружи на конусный конец вала на сегментной шпонке посажен шкив привода компрессора, затянутый на конусе корончатой гайкой.

Смазочная система компрессора смешанная. Масло под давлением подводится от системы смазывания двигателя через трубку, которая соединяется угольником, ввернутым в заднюю крышку картера. Через уплотнительную втулку масло поступает к каналам внутри коленчатого вала. Чтобы масло не вытекало в j картер компрессора, уплотнительная втулка плотно сидит в расточке конца коленчатого вала, а торец ее пружиной прижимается к бобышке на задней крышке картера. Из каналов коленчатого вала масло поступает к шатунным подшипникам, смазывает их и затем стекает в картер. К поршневому пальцу и втулке верхней головки шатуна часть масла поступает по каналу, выполненному вдоль стержня шатуна.

Жидкость для охлаждения компрессора подается по трубопроводу из системы охлаждения двигателя в блок цилиндров, затем поступает в головку и отводится во всасывающую полость водяного насоса, который возвращает жидкость в систему охлаждения двигателя.

Поступающий в компрессор воздух проходит через пластинчатые впускные клапаны, расположенные в блоке цилиндров в направляющих, которые ограничивают их боковое смещение. Сверху клапан прижимается к седлу пружиной. Перемещение клапана вверх ограничивается ограничителем, который одновременно является направляющим стержнем пружины.

Компрессор приводится в действие от двигателя трубоукладчика. Когда двигатель включен, поршни совершают возвратно-поступательное перемещение. При движении поршня вниз происходит всасывание воздуха, так как в канале, который сообщает подпоршневое пространство с полостью над впускным клапаном, образуется вакуум. Поэтому атмосферный воздух, поступающий в камеру компрессора, преодолевает усилие пружины клапана, приподнимает его и устремляется в цилиндр за поршнем. При движении поршня вверх воздух сжимается и преодолевает усилие пружины нагнетательного клапана. В результате клапан отрывается от седла я в образовавшиеся щели воздух из головки блока по воздухопроводам поступает в пневматическую систему.

Подача воздуха компрессором в ресиверы пневматической системы ограничивается регулятором давления, одна линия от которого соединена непосредственно с горизонтальным разгружающим каналом разгрузочного устройства, расположенного в блоке компрессора. С горизонтальным каналом соединены два вертикальных канала разгрузочного устройства, в которые запрессованы втулки. В этих втулках установлены полые плунжеры, уплотняемые двумя резиновыми кольцами. Внутри плунжеров движутся штоки впускных клапанов.

На верхнюю коническую часть плунжеров опирается, охватывая их, коромысло в виде пластины с двумя вырезами по краям. Коромысло прижимается к плунжерам пружиной 20 разгрузочного устройства, верхняя часть которого опирается на гнездо.

От чрезмерного давления компрессор разгружается перепуском воздуха через открывающиеся впускные клапаны. Происходит это следующим образом. При достижении в пневмосистеме максимального давления 720 кПа срабатывает регулятор давления,, пропуская сжатый воздух в канал разгрузочного устройства. Под действием повышенного давления воздуха плунжеры вместе со штоками приподнимаются, преодолевая сопротивление пружин впускных клапанов и коромысла. В образовавшиеся щели через каналы и камеру воздух проходит от одного цилиндра в другой и обратно, вследствие чего поступление сжатого воздуха в пневмо-систему прекращается.

После уменьшения давления воздуха в пневмосистеме до 550 кПа вновь срабатывает регулятор давления и в горизонтальном канале давление падает до нуля.

Плунжеры и штоки разгрузочного устройства под действием пружин опускаются, впускные клапаны садятся на седла и вновь начинается процесс сжатия воздуха и подача его в пневматическую систему.

Большую часть времени компрессор работает без нагрузки, перекачивая воздух из одного цилиндра в другой.

Рис. 100. Регулятор давления пневмосистемы:

В корпусе регулятора размещены впускной металлокерамический фильтр и седло с отверстием впускного клапана и клапанным шариком, подпружиненным тарельчатой пружиной. В резьбовое отверстие верхнего торца седла ввернуто седло выпускного клапана, шарик которого подпружинен витой пружиной через шток. Шарики впускного и выпускного клапанов находятся в постоянном взаимодействии. Пружина помещена в регулировочный стакан, навинченный на хвостовик седла и снабженный контргайкой. Стакан укрыт кожухом.

Затяжка витой пружины регулятора осуществлена на противодействие давлению 720 кПа, при котором регулятор срабатывает на отключение подачи сжатого воздуха из компрессора. Усилие этой пружины передается через шток и шарики на седло и перекрывает его отверстие Б. Тарельчатая пружина рассчитана на уменьшение противодействия давлению пружиной до 550 кПа. При этом давлении регулятор вновь срабатывает, но уже на включение подачи сжатого воздуха из компрессора. Усилие пружины передается через шарики на седло и перекрывает его канал В, Так как пружина мощнее пружины, нормально отверстие Б перекрыто, а канал В открыт и соединен через канал Д, снабженный выпускным фильтром, с каналом (см. рис. 99) компрессора.

При возникновении в пневмосистеме давления более 720 кПа сжатый воздух, поступающий в регулятор через отверстие А (см. рис. 100), преодолевает действие пружины, отжимает от седла шарик (одновременно прижимая к седлу и шарик) и проходит в канал Д, а затем к плунжерам (см. рис. 99) разгрузочного устройства компрессора, включая их в работу. При последующем падении давления в системе до 550 кПа шарик (см. рис. 100) продолжает оставлять отверстие Б открытым, а канал В перекрытым, так как этому способствует присутствие пружины. Как только давление упадет ниже 550 кПа, отверстие Б перекрывается шариком 3 под влиянием усилия пружины, а канал В открывается, в результате чего разгружающий канал компрессора через каналы Д, В и Г соединяется с атмосферой, обеспечивая выключение разгрузочного устройства компрессора.

Регулируют регулятор в такой последовательности.
1. Вращая колпак, добиваются того, чтобы компрессор включался в работу при давлении 550 кПа. При завинчивании колпака давление увеличивается. Колпак закрепляют контргайкой.

2. Изменяя количество прокладок, добиваются того, чтобы компрессор отключался при давлении 720 кПа. С увеличением числа прокладок давление понижается.

Предохранительный клапан не допускает перегрузки пневмооборудования и срабатывает на выпуск части сжатого воздуха в атмосферу при неисправности регулятора давления, влекущей за собой чрезмерное повышение давления в системе.

Клапан (рис. 101, с) состоит из полого корпуса, с одной стороны которого ввернуто седло с отверстием, а с другой — регулировочный винт с направляющей подвижного штока, который подпружинен пружиной. Между штоком и седлом размещен клапанный элемент шарикового типа. Давление, при котором должен срабатывать предохранительный клапан, регулируют сжатием пружины путем вращения винта.

При давлении воздуха в системе свыше 1050 кПа клапанный элемент преодолевает усилие пружины и сообщает полость Б давления с атмосферой посредством бокового отверстия А корпуса. После снижения давления клапанный элемент под воздействием пружины садится на седло, разъединяя пневмосистему с атмосферой.

Рис. 101. Предохранительный (а) и обратный (б) пневмоклапаны:
1 — седло, 2 — корпус, 3 — клапанный элемент, 4 — пружина, 5 — контргайка, 6 — регулировочный винт, 7 — шток, 8 — прокладка

Обратный клапан (рис, 101, б) состоит из корпуса с ввинченным в него седлом и подвижного клапанного элемента, прижатого к впускному отверстию А витой пружиной. Против утечек воздуха резьбовое соединение седла и корпуса уплотнено прокладкой. При работающем компрессоре сжатый воздух отжимает клапанный элемент от впускного отверстия А седла и проходит через отверстие Б в ресивер аварийного торможения. Так как воздух из ресивера аварийного торможения выйти через обратный клапан не может (отверстие А под действием пружины нормально перекрыто клапанным элементом), ресивер постоянно готов к работе даже в случае разгерметизации пневмосистемы при аварийном скатывании трубоукладчика под уклон. В этом случае для затяжки тормозных лент механизмов поворота ходового устройства машинист может воспользоваться запасом сжатого воздуха из ресивера аварийного торможения и подать его к сервомеханизмам (см. рис. 98) нажатием на педаль аварийного торможения.


Читать далее:

Категория: - Краны-трубоукладчики





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины