Строительные машины и оборудование, справочник





Пневматический инструмент

Категория:
   Транспортное строительство


Пневматический инструмент

Пневматический инструмент приводится в действие сжатым воздухом, поступающим от стационарных или передвижных компрессоров. Энергия сжатого воздуха, поступающего в пневматический инструмент, в энергию удара или вращения преобразуется пневматическими двигателями: поршневыми — ударного или вращательного действия или роторным.

В поршневом двигателе ударного действия со свободным поршнем сжатый воздух поступает попеременно в верхнюю и нижнюю полости цилиндра и приводит в действие рабочий инструмент.

В поршневых двигателях простого и двойного действия с шатунно-кривошипными механизмами сжатый воздух, поступая попеременно в полости цилиндра, заставляет его поршень совершать возвратно-поступательные движения и посредством шатунно-кривошипного механизма вращает коленчатый вал и рабочий инструмент.



Управляют пневматическими двигателями при помощи клапанных или золотниковых систем воздухораспределения.

К пневматическому инструменту ударного действия относятся отбойные, клепальные и рубильные молотки, ломы-лопаты и трамбовки.

Отбойный молоток (рис. 0) состоит из ствола, поршня-бойка, рабочего инструмента, золотниковой коробки с трубчатым золотником, гильзы и рукоятки. Гильза соединяет ствол молотка с рукояткой. Рукоятка футоркой с гайкой закреплена на гильзе. Через нее подается сжатый воздух в золотниковую коробку. Пружины возвращают рукоятку в исходное положение после прекращения нажима на нее рукой рабочего.

Рис. 0. Отбойный молоток

Рабочий инструмент состоит из трех частей: хвостовика, воспринимающего удары поршня-бойка, стержня и наконечника в виде пики, зубила и т. п. Пружиной рабочий инструмент удерживается в нижней части ствола молотка и возвращается в исходное положение при холостом ходе поршня.

Отбойный молоток работает следующим образом. При нажиме на рукоятку она отжимает вентиль вправо, открывая сжатому воздуху свободный проход в золотниковую коробку, откуда сжатый воздух попеременно поступает в полости ствола над и под поршнем, сообщая ему возвратно-поступательные движения. В результате этого боек наносит удары по хвостовику рабочего инструмента. При прекращении нажима на рукоятку отбойный молоток останавливается.

Рис. 1. Пневмолом ИП-4604: 1 — ствол; 2— ударник; 3 — распределитель сжатого воздуха; 4 и 7— пружины; 5 — шарик; б — рукоятка; 8 — клин; 9 — толкатель; 10— стакан; 11— кожух-глушитель; 12— колпак

Пневмолом ИП-4604 (рис. 1) представляет собой ствол, внутри которого размещен ударник. Средняя часть ствола заключена в кожух, являющийся глушителем шума, возникающего при работе пневмолома.

На верхнем конце ствола закреплён стакан, который служит опорой для рукоятки. Колпак предназначен для удержания хвостовика рабочего инструмента в нижней части ствола.

При нажатии на рукоятку клин воздействует на толкатель, который отжимает шарик, закрывающий доступ сжатого воздуха в распределитель. Попеременное поступление сжатого воздуха в верхнюю и нижнюю полости ствола заставляет ударник совершать возвратно-поступательное движение и при движении вниз наносить удары по хвостовику рабочего инструмента.

Отработанный воздух через радиальные отверстия в стволе проходит в кожух глушителя и оттуда в атмосферу.

К пневматическому инструменту ударно-вращательного действия относятся бурильные молотки, предназначенные для бурения шпуров в породах средней и твердой крепости.

Бурильные молотки подразделяются на легкие массой до 18 кг, средние — 18 — 25 кг, тяжелые — 25—35 кг. Они отличаются конструкцией воздухораспределительных устройств (клапанные или золотниковые) и поворотных механизмов рабочих органов (с зависимым или независимым поворотом от движения поршня).

Кроме того, при работе у одних молотков каменная мука из шпура удаляется промывкой водой, у других — продувкой сжатым воздухом.

К основным узлам пневматического бурильного молотка относятся (рис. 2) ствол, состоящий из двух частей — верхней с распределительным валиком и нижней, пустотелый поршень-ударник, направляющая букса, поворотная муфта, буродержатель, механизм поворота, рукоятка, воздухораспределительное и промывочное устройства.

Механизм поворота рабочего органа состоит из храпового кольца, стержня с гайкой и ведущей муфты. Головка стержня двумя храповыми собачками размещена в храповом кольце, а хвостовая часть его со шлицами заходит в шли-цевую гайку, запрессованную в головку поршня-ударника. Поршень-ударник прямоугольными шлицами соединен с ведущей муфтой.

При движении вверх поршень увлекает за собой соединенную с ним ведущую муфту. Эта муфта соединена кулачками с поворотной муфтой, в которую вставлен хвостовик бура, поэтому при повороте ведущей муфты одновременно будут поворачиваться поворотная муфта и закрепленный в ней бур.

Шпур во время бурения продувается сжатым воздухом. Для этого воздух при рабочем ходе поршня поступает по каналам, а также через зазоры в шлицевом соединении поршня и ведущей муфты — в канал бурового инструмента, а оттуда — в шпур.

В случае использования для промывки шпура воды она поступает через кран бурильного молотка в трубку, а из нее — в канал бура и шпур. Давление воды при этом должно быть меньше давления

сжатого воздуха, поступающего в бурильный молоток, ее количество должно обеспечивать полное смачивание каменной муки, образующейся в процессе проходки шпура.

Пневматический инструмент вращательного действия, к которому относятся пневматические сверлильные и шлифовальные машинки, пневмоотвертки, машинки для зачистки штукатурки и другие, приводится в действие пневматическими поршневыми и роторными двигателями. Роторные двигатели благодаря своей компактности наиболее распространены.

Рис. 2. Пневматический бурильный молоток

Рис. 3. Пневматическая сверлильная машинка с роторным двигателем

У пневматической сверлильной машинки с роторным двигателем (рис. 3) в корпусе размещены пневмодвигатель, планетарный редуктор, зубчатая передача и шпиндель. Корпус закрыт двумя крышками: верхней и нижней.

Планетарный редуктор состоит из венца, неподвижно укрепленного в нижней крышке, водила и двух сателлитов, установленных на оси, жестко соединенных с водилом.

На конце вала с головкой пневмодвигателя имеется шестерня, являющаяся ведущей шестерней планетарного редуктора. Эта шестерня находится в постоянном зацеплении с сателлитами.

Водило одновременно является ведущей шестерней зубчатой передачи, ведомая шестерня которой закреплена на шпинделе.

Сжатый воздух, поступающий в пневмодвигатель, заставляет вращаться вал, который посредством сателлитов, водила и шестерни передает крутящий момент шпинделю. Отработанный воздух через систему каналов выходит в атмосферу.

Рис. 4. Пневматическая шлифовальная машинка

Пускают и останавливают пневмодвигатель курком. Сверло подают поворотом винта с рукояткой и храповым механизмом.

Основными частями пневматической шлифовальной машинки (рис. 4) являются корпус, ротационный пневмодвигатель, рукоятка с пусковым устройством, центробежный регулятор числа оборотов, шпиндель, шлифовальный круг и защитный кожух.

Ротор пневмодвигателя соединен со шпинделем шлицевой муфтой, а шлифовальный круг закреплен на свободном конце шпинделя. Центробежный регулятор ограничивает частоту вращения двигателя на холостом ходу (не более 6000 об/мин).

Читать далее:

Категория: - Транспортное строительство

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины