Строительные машины и оборудование, справочник







Подготовительные работы и приемы использования дорожно-строительных машин

Категория:
   Механизация дорожных работ


Подготовительные работы и приемы использования дорожно-строительных машин

К подготовительным работам относятся: валка и уборка деревьев, вывозка (трелевка) леса, срезка кустарника и мелкого леса, корчевка пней, корней и камней, их удаление, снятие растительного слоя, планировка местности и разрыхление грунта.

Валка и уборка деревьев. Удаление строевого леса при расчистке дорожной трассы осуществляется обычно электрическими или моторными пилами с последующей корчевкой пней. Если лес не представляет ценности в качестве деловой древесины, наиболее экономичным способом расчистки лесных участков является валка деревьев с одновременной корчевкой. При этом затраты будут значительно меньше, чем при пилке деревьев с последующей корчевкой пней.

Для валки деревьев наиболее широко применяют гусеничные бульдозеры и корчеватели-собиратели на тракторах тягового класса 10 тс и выше. Деревья диаметром до 15 см извлекают за один проход вместе с корнями, для чего нож бульдозера или зубья корчевателя-собирателя заглубляют в растительный слой на 15—20 см.

При большом объеме работ по расчистке трассы от мелкой заросли и кустарника целесообразно использовать спаренные бульдозеры или корчеватели-собиратели, идущие рядом по 2—3 машины.

Деревья диаметром 20—25 см валят в два приема: сначала поднимают отвал бульдозера или корчевателя-собирателя на наибольшую высоту (рис. 2.1, а), затем, упирая в ствол нож отвала (зубья корчевателя), начинают валить дерево на низшей передаче трактора. После того, как дерево наклонено, опускают нож (зубья) под корень (рис. 2.1, б) и извлекают дерево вместе с корневой системой.

При валке крупных деревьев (диаметром более 30 см) целесообразно вначале подрезать корни деревьев со стороны валки. Для этого нож бульдозера (зубья корчевателя) заглубляют на 15—20 см в землю и подрезают корни. С этой же целью может быть использован навесной рыхлитель. Глубину подрезки корней устанавливают в соответствии с мощностью корневой системы. Если она развита, то подрезают корни как со стороны валки, так и с боков. При использовании рыхлителя для подрезки корней у него оставляют один-два зуба.

Для облегчения валки крупных деревьев можно предварительно отсыпать бульдозером небольшую насыпь у ствола дерева, что может значительно увеличить момент корчевания.

Производительность бульдозера или корчевателя-собирателя, смонтирован-ных на тракторе тягового класса 10 тс, на валке деревьев диаметром до 30— 35 см и средней густоте леса составляет 4—6 га в смену.

Валку деревьев можно выполнить также тракторными трелевочно-кор-чевательными лебедками или при помощи каната с непосредственной тягой трактором. Однако такой способ требует значительной затраты времени на зачаливание дерева и последующую его расчалку.

Перед уборкой стволы деревьев очищают от сучьев с помощью механизированных сучкорезок.

Вывозку (трелевку) леса в небольшом объеме обычно производят волоком гусеничными тракторами. Из завалов деревья вывозят пакетами по 4— 10 стволов в зависимости от их диаметра и длины. Для этой работы применяют тракторные трелевочно-кор-чевательные лебедки. Трактор закреп-проход березу диаметром 20—22 см и сосну диаметром 25—30 см, а за два-три прохода — соответственно диаметрами 25—35 и 30—40 см. Однако, срезая деревья, кусторез частично сминает и раскалывает стволы, что необходимо иметь в виду, если древесина предназначена для использования.

При срезке деревьев кусторез одновременно расшатывает, оставшиеся в земле корневые узлы и крупные корни, облегчая этим последующую работу рыхлителей и кустарниковых

Рис. 2.1. Валка деревьев диаметром 20-25 см бульдозером

Затем пакеты зацепляют короткими канатами с петлями и крючками (чокерами) и доставляют тракторами на склад волоком или на металлических листах (пенах). При больших объемах вывозки применяют трелевочные тракторы, оборудованные однобарабанными реверсивными лебедками и откидными щитами. Пакеты перевозят на полунагруженном тракторе, что увеличивает его сцепной вес, облегчает маневрирование и сокращает габарит поезда. Для выгрузки пакета барабан лебедки переводят на свободное вращение, и при продвижении трактора вперед пакет стволов сползает с коника. Производительность трелевочного трактора составляет 40—60 м3 в смену при расстоянии возки 0,5 км и нагрузке за рейс до 5 м3 древесины.

Срезку кустарника и мелкого леса производят кусторезами. Наиболее широко применяют кусторезы, смонтированные на тракторе тягового класса Ю тс. Ими можно срезать за один плугов. Кусторезы успешно срезают пни свежей рубки диаметром до 25— 30 см и пни трех-четырехлетней давности диаметром до 35—40 см. При хорошо заточенных ножах кусторез срезает мелкие деревья диаметром 12—15 см и крупный кустарник вровень с поверхностью земли, не оставляя выступающих пней.

Схему работы кустореза выбирают в зависимости от местных условий. Обычно им работают круговыми концентрическими ходами, начиная с внешнего периметра участка, или параллельными ходами, начиная с середины или края участка. После прохода кустореза остается расчищенная полоса шириной 3,5 м. Средняя производительность кустореза на тракторе тягового класса 10 тс составляет до 3,5 га в смену.

Кусторез снабжается обычно точильным аппаратом с абразивным кругом для заточки ножей.

Для срезки мелкого и редкого кустарника со стволами диаметром до 8—10 см целесообразно применять кусторез болотного типа с уширенными щсния срезанного грунта под откос рекомендуется применять бульдозеры.

Почвенный, поверхностный слой грунта отсыпают в отдельные кавальеры, чтобы использовать его впоследствии для зеленых насаждений.

Планировка местности. После корчевки пней, валунов и кустарника остаются ямы, а также неровности, впадины и бугры, которые необходимо выравнивать перед производством земляных работ. Кроме того, при прокладке дорог в низменностях встречаются крупные кочки, удаление которых значительно облегчает последующие земляные работы. Поэтому выравнивание поверхности обязательно.

Работы по планировке выполняют прицепными грейдерами, универсальными -бульдозерами (с поворотным отвалом) и в некоторых случаях, когда требуется взрыхлить почву, корчевателями-собирателями и рыхлителями. Кочки распахивают рыхлителями и болотными фрезами. При значительном количестве больших кочек целесообразно применять кусторез. За один проход он свободно срезает кочки высотой до 40 см и диаметром до 2 м.

Разрыхление грунта производят для облегчения производства земляных работ в тяжелых условиях, а также для перемешивания материкового грунта с насыпным. Для разрыхления грунта применяют навесные рыхлители на тракторах классов 10; 15 и 25 тс, которые разрабатывают полосу грунта тремя—пятью зубьями шириной в зависимости от числа зубьев и глубиной при плотных сухих грунтах 20—25 см. Для разрыхления на большую глубину — до 40—50 см — следует оставлять три или два зуба.

Длина участка и порядок прохода рыхлителя зависят от выбранной схемы работ основных землеройных машин и типа самого рыхлителя. Обычно длина участка не превышает 1 км, так как при большей длине разрыхленный грунт успевает высохнуть, что снижает в дальнейшем эффективность его уплотнения. Порядок проходов обычно выбирают круговой многозахватный. Производительность навесного рыхлителя на тракторе класса 10 тс составляет 4—6 га в смену при грунте средней плотности.


Читать далее:

Категория: - Механизация дорожных работ





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Документация на ремонт дорожных машин
Механизированные средства для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту
Хранение и консервация дорожно-строительных машин
Парки дорожно-строительных машин
Система планово-предупредительного ремонта дорожно-строительных машин
Топливо, смазочные материалы для дорожно-строительных машин
Транспортирование дорожно-строительных машин
Подготовка дорожно-строительных машин к эксплуатации
Приемка-передача дорожно-строительных машин
Cистемы автоматики дорожных машин


Остались вопросы по теме:
"Подготовительные работы и приемы использования дорожно-строительных машин"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы