Строительные машины и оборудование, справочник





Подготовив канатов к эксплуатации и правила эксплуатации

Категория:
   Эксплуатация кранов


Подготовив канатов к эксплуатации и правила эксплуатации

При эксплуатации канатов необходимо соблюдать режимы запасовки их, требования эксплуатационной документации, правил на;(юра ш состоянием капага в процессе работы.

Перед запасогзкой канат разматывают в направлениях, пока за иных на рис. 21, а…в. Нельзя снимать кана! витками, так как в этом случае образуются пегли. При выправлении петель остаются зало-мы, расслоения прядей, обнажается сердечник. Чтобы кати пе изнашивался, его нельзя разматывать по земле. Перед работой с канатами рабочий должен надеть рукавицы — иначе можно поранить руки.

В процессе разматывания и запасовки проверяют качество каната, Нельзя применять канат с дефектами: сплющенный, с оборванными проволоками, ржавчиной па проволоках, западающими или выцученными прядями и проволоками в прядях, неравномерно натянутыми прядями.



Рис 122. Последовательность перевяжи каната перса рубкой:
1 — канат, 2 — проволока, 3 – место рубки

Рис. 123. Схемы (и, б) запасовки канатов на грузовой гележке

Канаты выпускают длиной 250, 500 и 1000 м, и при запасовке их приходится разрубать на отрезки необходимой длины. Чтобы предотвратить раскручивание каната после рубки, место, предназначенное для рубки, обвязывают мягкой проволокой (рис. 122). Нераскручивающиеся канаты диаметром больше 15 м перевязывают в двух местах, при меньшем диаметре канат можно не перевязывать. Раскручиваюшиеся канаты перевязывают в с каждой стороны от места рубки.

Направление обвязки должно быть противоположным направлению свивки прядей, с тем чтобы после рубки перевязка уплотнялась. Чем туже будет перевязка, тем лучше-она будет держаться, а следовательно, конец каната не расплетется. Поэтому при обвязке проволоку 2 желательно затягивать приспособлением с катушкой или деревянным бруском с отверстиями, через которые пропускают наматываемую проволоку.

Канат рубят зубилом на наковальне или разрезают тонким наждачным диском. В заводских условиях концы каната режут пламенной горелкой и оплавляют сварочным аппаратом в зажимах, что ускоряет процесс разрубки и предохраняет канат от расплетения. Применяют также дисковые пилы и абразивные круги.

При запасовке каната его стремятся изгибать на блоках в одном направлении (рис. 123, а). Если приходится канат запасовывать в разных (противоположных) направлениях (рис. 123,5), долговечность каната снижается.

При намотке каната на барабан необходимо учитывать, что канат подвергается изгибу и кручению. В зависимости от направления свивки каната и его намотки на барабан (особенно гладкий) деформация кручения в канате может уменьшаться или увеличиваться. Необходимо подбирать канат таким образом, чтобы в процессе намотки канат дополнительно подкручивался.

Чтобы определить рекомендуемое направление свивки каната, ладонью правой или левой руки накрывают место намотки каната на барабан (ладонь обращена вниз при намотке каната сверху и вверх — при намотке каната снизу). Направление, указываемое большим пальцем руки, отставленным под 90° к ладони., совпадает с направлением движения к барабану наматываемого каната, остальные пальцы руки указывают направление, в котором прибавляются витки на вращающемся барабане. Рекомендуемое направление свивки каната (левое или правое) соответствует той руке, пальцы которой совпали с указанными направлениями.

Во время эксплуатации канат систематически, не реже одного раза в неделю, осматривают. Если окажется, что канат потерт и проволоки его оборваны, канат бракуют в соответствии с нормами Госгортсхнадзора по числу оборванных проволок на одном шаге свивки каната.

Так, например, если у каната 6X19 = = 114+1 о.с. на длине шага свивки шесть оборванных тонких проволок и пять толстых, получим: 6 X 1 + 5 X 1,7 — 14,5 вместо допустимого числа обрывов, равного 12 (если нет износа). При износе или коррозии проволок каната допускаемое число обрывов на шаге свивки уменьшается.

При осмотре каната особенно тщательно проверяют точки его крепления к барабану или конструкциям крана; участки каната, испытывающие наибольшее число перегибов, проходящие через уравнительный блок; мест; в которых канат может истираться об элементы крана.

Износ или коррозию проволоки определяют, измеряя диаметр каната микрометром. Для этого проволоку предварительно очищают от грязи и ржавчины.

Если число обрывов проволок на длине шага свивки меньше допустимой нормы, такой канат может быть допущен к работе, но за ним нужно систематически наблюдать. Концы оборванных, проволок откусывают, чтобы избежать усиленного износа блоков и барабана.

Помимо браковки по обрыву и износу проволок, канат бракуют в следующих случаях: при обрыве одной пряди; при образовании заломов (жучков); сильной деформации, например расплющивании, когда становится виден пеньковый сердечник; при поджогах каната от короткого замыкания тока, электросварки.

При неравномерном износе проволок каната по его длине для увеличения срока службы каната в эксплуатации можно прибегать к перепанцировке его концов, т, е. менять местами концы каната: закрепленный на барабане перенести, на стрелу, а закрепленный на стреле — на барабан (перепанцировка допускается, если износ не больше допустимого нормой).

Для долговечности каната большое значение имеет его своевременное смазывание. Смазка предохраняет проволоки от коррозии и уменьшает перетирание их при работе. Канаты лучше всего смазывать при перебазировании крана, когда есть возможность снять их с крана.

Канаты хранят в закрытом сухом и тепдом складе с деревянным или асфальтовым полом и настилом. При складировании канатов, намотанных на барабан, барабаны устанавливают на диски, а не кладут плашмя. Канаты в бухтах хранят подвешенными на штырях, перекладинах. Если это невозможно, бухты укладывают на подкладки. При временном хранении на открытом воздухе канаты закрывают толем, рубероидом, предохраняя от попадания в смазку каната песка и грязи.

Канаты смазывают смазочными материалами, рекомендуемыми заводом-изгоговителем, нанося сплошным слоем без пропусков.

Кран АБКС-5, смонтированный на шасси автомобиля МАЗ-500, перевозят в собранном виде без демонтажа канатов и электрооборудования. Монтаж крана АБКС-5, так же как и других, кранов, проводят в — строгом соответствии с «Инструкцией по монтажу крана».

Перед началом монтажа (рис. 124, а) кран заезжает на подготовленное место установки, боком к стене возводимого здания. Расстояние до ближайшей стены выбирают минимально возможное, исходя из требований техники безопасности, но не менее 3 м от центра вращения крана до выступающих элементов. здания. Выносные опоры 5 крана разворачивают из транспортного в рабочее положение. Всего кран имеет пять выносных опор: четыре -по бокам шасси и одну (центральную) под двигателем автомобиля. Под каждую опору подкладывают инвентарную пяту.

Кран вывешивают вращением винтов (для облегчения этой операции можно использовать ручной гидродомкрат автомобиля МАЗ-500, при этом винты опоры вращаются вхолостую без нагрузки).

После установки крана на выносные опоры угол его наклона, проверяемый по креномеру, не должен превышать 3°.

Транспортные резьбовые тяги, скрепляющие поворотную платформу с ходовой рамой, снимают, привод генератора включают из кабины водителя после запуска двигателя автомобиля через коробку отбора мощности. Если кран получает питание от внешней сети, запуска двигателя автомобиля не требуется.

Включением механизма поворота кран поворачивают таким образом, чтобы отвести башню и стрелу в сторону от кабины автомобиля. Крюковую подвеску опускают на грунт грузовой лебедкой и ослабленный грузовой канат снимают с крюков башни. После этого крюковую подвеску вновь поднимают с сохранением зазора 1,5 м между грузовой тележкой и подвеской. Включением монтажной лебедки на подъем с помощью монтажного полиспаста и подвижного подкоса башня со стрелой поворачивается на угол, обеспечивающий свободный доступ к задней распорке крана (рис. 124,5). Нижнюю заднюю распорку отцепляют от верхней и опускают на землю. На стреле устанавливают монтажный кронштейн. Включением грузовой лебедки крюковая подвеска поднимается до упора в грузовую тележку. При дальнейшей работе лебедки с помощью канатной тяги, связанной с грузовым канатом, башня со стрелой поворачивается относительно шарнира подкоса (рис. 124, в, г) до натяжения монтажного полиспаста. Зазор между землей и головкой стрелы в момент натяжения расчала должен быть не больше 0,5 м, его регулируют, изменяя угол наклона подкоса с помощью монтажного полиспаста.

При дальнейшей работе грузовой лебедки основание башни под действием канатной тяги 6 приближается к поворотной платформе, а стрела отходит от башни. До момента отхода стрелы от башни на угол 45…60° не рекомендуется отключать грузовую лебедку, так как при этом могут возникнуть опасные динамические нагрузки. После достаточного поворота стрелы относительно башни попеременным включением грузовой и монтажной лебедок башня устанавливается и закрепляется в вертикальном положении. При этом стрела займет рабочее положение. После проверки работы приборов безопасности кран допускают к эксплуатации.

Край КБ-403А может транспортироваться с объекта на объект по автомобильным дорогам мобильно, в собранном виде (рис. 125, а) в прицепе за тягачом. Это позволяет свести до минимума непроизводительные затраты времени на перевозку крана и увеличить годовой фонд времени его работы на объекте. Отдельно перевозят снятые с крана стрелу, четыре промежуточные секции башни, кабину и плиты противовеса. На строительной площадке кран монтируют собственными механизмами с использованием автомобильного крана грузоподъемностью не менее 10 т на вылете 6 м.

После завоза крана на крановые пути его монтируют в такой последовательности. Снимают габаритные огни, отсоединяют пневматическую тормозную систему от тягача, а пневморукав снимают с крана. С тягача снимают перевозимую на нем крюковую подвеску. Отсоединяют кран от шаровой опоры тягача. Автомобильным краном приподнимают башню и выводят тягач из-под крана. Монтажную стойку отсоединяют от стойки, которую крепят к оголовку и устанавливают в монтажное положение. Под монтажную стойку подкладывают шпалу и автомобильным краном опускают башню, пока монтажная стойка не обопрется на шпалу.

Тяги, закрепляющие флюгера на ходовой раме в транспортном положении, отсоединяют от транспортных проушин. Флюгера разводят в рабочее положение и фиксируют тягами, которые крепятся к рабочим проушинам. При этом колеса ходовых тележек должны находиться над рельсами.

Освобождают телескопические подкосы крепления башни от транспортных креплений. Автомобильным краном поднимают монтажный подкос и устанавливают его в рабочее положение. Устанавливают кабину и подсоединяют кран к электросети. Автомобильным краном поднимают в рабочее положение распорку и закрепляют ее оттяжкой. Устанавливают ограждения на распорке.

Перед подъемом башни осматривают все узлы и их соединения, проверяют крепление механизмов и металлоконструкций, запасовку и крепление канатов.
Натяжением стрелового полиспаста нижнюю часть крана (ходовую раму с поворотной платформой) поднимают относительно подкатных тележек до опира-ния передних ходовых тележек на рельсы (рис. 125,6). Эти ходовые тележки закрепляют за рельсы. Дальнейшим натяжением стрелового полиспаста поднимают нижнюю часть крана, освобождают и выкатывают из-под крана подкатные тележки.

Нижнюю часть крана стреловым полиспастом опускают на пониженной скорости на рельсы. Пальцы шкворней всех ходовых тележек переставляют из верхних транспортных в нижние рабочие отверстия. Все ходовые тележки закрепляют за рельсы.

Укладывают плиты противовеса и закрепляют их к поворотной платформе.

Включая стреловую лебедку на подъем, натягивают канаты стрелового полиспаста и проверяют правильность запасовки каната. Включением стреловой лебедки на подъем башню поднимают до вертикального положения (рис. 125, в). При подходе башни к вертикальному положению скорость вращения барабана уменьшают, включая схему подтормаживания. Откидные болты телескопических подкосов скрепляют с башней, фиксируя ее в вертикальном -положении (показано пунктиром).

На земле на подкладках выкладывают секции стрелы, навешивают грузовую тележку и стыкуют все секции между собой. Количество секций набирают в зависимости от требуемого вылета: 20, 25 или 30 м. На барабане тележечной лебедки крепят концы тележечного каната. Канаты запасовывают на блоки и закрепляют на натяжных барабанах тележки, грузовой — на блоках грузовой тележки и крюковой подвески.

Автомобильным краном навешивают стрелу на подшипники кронштейна башни. Поочередно обе серьги стрелового расчала освобождают от крепления к башне и соединяют с верхним поясом стрелы. Обе серьги отсоединять одновременно нельзя, так как они удерживают на весу подвижную обойму стрелового полиспаста, размещенную под распоркой.

Перед выдвижением башни отсоединяют тяги, связывающие башню с порталом. Проверяют расположение роликов в портале (зазор между роликами и поясами башни должен быть 5…7 мм). Монтажный канат крепят на барабане грузовой лебедки. Сматывают около 40 м стрелового каната с барабана лебедки и канат закрепляют планками монтажного зажима.

Нажатием на кнопку подъема груза на выносном пульте управления приподнимают башню на 100…200 мм, выдерживают кран и выдвигают башню, следя за выбиранием петли стрелового каната.

После прохода нижней части башни разворачивают диагональные балки на портале и закрепляют их восемью болтами. На эти балки опускают и закрепляют фланцы башни. С грузовой лебедки снимают монтажный канат, сматывая его в бухту. На барабан наматывают грузовой канат.

Для подъема стрелы дают слабину грузовому канату, чтобы при подъеме крюковая подвеска оставалась на земле. Стрелу поднимают стреловой лебедкой с выносного пульта несколько выше (на 0,4…0,6 м) горизонтального положения. Далее грузовой лебедкой поднимают крюковую подвеску. После этого проводят технический осмотр крана.

В заключение кран обкатывают и предъявляют к испытаниям.

Если высоту крана нужно увеличить, башню подращивают. Для этого крюковую подвеску опускают на землю. Грузовой канат распасовывают с барабана грузовой лебедки и на него запасовывают монтажный канат выдвижения башни. Плавно, с остановками опускают стрелу к башне или к земле. Со стреловой лебедки сматывают 40 м каната. Верхние направляющие ролики основания башни поворачивают для установления минимального зазора между роликами и поясами башни. Шпильки крепления башни монтируют к диагональным балкам. Грузовой лебедкой приподнимают башню до посадки на упоры и освобождают крепления диагональных балок. Балки разворачивают в стороны, давая проход подвижной обойме.

Грузовой лебедкой опускают подвижную обойму, стыкуют ее с параллелограммом механизма выдвижения обоймы, вместе с которым она выдвигается вперед. На выдвижную обойму автомобильным краном устанавливают промежуточную секцию и закрепляют болтами. Включением грузовой лебедки подвижную обойму вместе с промежуточной секцией поднимают и устанавливают по оси башни. Механизм выдвижения обоймы отсоединяют от подвижной обоймы. Следующим включением грузовой лебедки продолжают поднимать подвижную обойму с промежуточной секцией до соприкосновения фланцев промежуточной секции с фланцами башни.

Поднятую промежуточную секцию стыкуют с башней. После этого включением грузовой лебедки выдвигают башню вместе с промежуточной секцией на высоту этой секции. По окончании выдвижения башню вновь закрепляют на портале. Дальнейшее наращивание секций ведут аналогично описанному.

Если стреле нужно придать наклонное положение (под углом 30 или 50° к горизонту), грузовую тележку устанавливают на максимальный вылет, крюковую подвеску опускают на землю, а стрелу опускают вдоль башни. Конец грузового каната отсоединяют от крепления к корню стрелы и распасовывают канат с тележки. Канаты на грузовой тележке и ограничителя высоты подъема крюка перепасовывают. Грузовую тележку закрепляют в наклонное положение.

Кран КБ-676 — универсальный: до высоты 71 м он может работать как передвижной, выше -как стационарный (приставной) с креплением к зданию.

Кран КБ-676 монтируют (рис. 126, а) на крановых путях с помощью стрелового крана. Сначала на путях устанавливают и закрепляют ходовые тележки с приводными агрегатами наружу. Тележки, имеющие по одному приводу, устанавливают по одной из диагоналей. На путях выкладывают два пакета балластных плит -по три в каждом пакете.

На путях над балластными плитами на шпальной клетке монтируют центральную ходовую раму и соединяют ее болтами крепления со съемными балками. При монтаже ходовой рамы следят, чтобы ось башни была смещена в сторону вращения. Стреловым краном опускают ходовую раму на рельсы и крепят к ним ее ходовые тележки. К ходовой раме крепят кабельный барабан с намотанным кабелем, который подсоединяют к питающей сети. Под стыками ходовой рамы на плиты балласта кладут шпалы, а на них домкраты, которые упирают во фланцы стыка. На балки кладут одну плиту балласта и устанавливают шкаф электрооборудования.

Рис. 126. Последовательность (а…г) положений крана КБ-676 при монтаже:
1, 2, 12, 15 — секции. 3 — балка. 4 — стойка, 5, 6 — рамы, 7 — оголовок, 8 — консоль. 14 — подкосы, 10 — стрела, 11 — оттяжка, 13 — приспособление для заведения секций

На фланцы ходовой рамы устанавливают основание башни и затягивают болтами. На направляющих башни монтируют груз привода кабельного барабана, запасовывают полиспаст. На секцию устанавливают секцию в сборе. Фланцы затягивают болтами и освобождают оси балансирных балок на секции. В пазы кронштейнов секции навешивают монтажную стойку, прижимая ее винтами к секции. Балансирные балки устанавливают в рабочее положение и регулируют положение всех роликов выдвижения монтажной стойки. В проушинах секции закрепляют нижнюю обойму монтажного полиспаста. Запасовывают канат полиспаста, находящийся на малом барабане монтажной лебедки, а конец каната закрепляют за секцию четырьмя зажимами.

На секцию сверху устанавливают неповоротную раму в сборе с поворотной рамой, площадками и двумя кабинами (машиниста и аппаратной), размещенными по бокам рамы, а после этого — съемную лестницу для подъема машиниста на поворотную раму. Далее на поворотной раме сверху крепят оголовок со смонтированными на нем анемометром и молниеприемником. Вспомогательный подкос на монтажной стойке переводят в рабочее положение; на подкладках выкладывают секции противовесной консоли и стыкуют их. Конечные выключатели тележки противовеса устанавливают в зависимости от длины противовесной консоли и длины стрелы. Противовесную консоль поднимают и заводят на оси поворотной рамы, закрепляют и опускают ее на подкос монтажной стойки. Оттяжку противовесной консоли поднимают и закрепляют в осях оголовка. Нижний конец оттяжки закрепляют на противовесной консоли, стреловым канатом поднимают ее конец до освобождения подкоса, демонтируют его и краном опускают консоль до натяжения оттяжки.

Стреловым краном выкладывают на земле секции стрелы (длина 35 или 50 м) (число секций четыре или шесть зависит от исполнения крана) и состыковывают. При этом грузовую тележку размещают на ездовых балках головной секции стрелы и запасовывают тележечный канат. Стреловым краном поднимают опорный шарнир стрелы 10 и заводят его на оси поворотной рамы. Стрелу поднимают до тех пор, пока верхний конец оттяжки не войдет в проушины оголовка, после чего этот конец закрепляют и опускают стрелу до натяжения оттяжки.

Стреловым краном поднимают тележки с противовесом и заводят их на ездовые балки противовесной консоли. Обе тележки соединяют вместе и запасовывают тяговый канат. Поднимают и монтируют раму (с гру зовой лебедкой) на конце противовесной консоли. До проведения дальнейших работ проводят электромонтажные работы по всему крану, запасовывают грузовой канат, проверяют работу грузовой, тяговой и тележечной лебедок, тележки противовеса передвигают в монтажное положение, на крюковой подвеске подвешивают приспособление для заводки секций.

Под стрелой устанавливают секцию с рамой шарниров (рис. 126, б), поднимают ее и тележечной лебедкой передвигают к башне до посадки приспособления для заведения секций на оси секции. Верхнюю часть крана уравновешивают передвижением тележки противовеса в монтажное положение.

Секции расстыковывают. Верхнюю часть крана вместе с навешенной секцией выдвигают монтажной лебедкой. Секцию передвигают монтажной лебедкой в проем и после опускания башни (как показано стрелками на рис. 126, в) соединяют секции и между собой. Приподнимая башню, выкатывают приспособление и повторным опусканием башни соединяют секции. Освобождают крепления монтажной стойки с секцией, поднимают монтажной лебедкой стойку до посадки на секцию и закрепляют в этом положении.

Стреловым краном устанавливают подкосы крепления ходовой рамы с башней, снимают противоугонные захваты. Кран отгоняют до освобождения балластных плит, которые укладывают на ходовую раму и закрепляют стяжками. Вновь ставят кран на противоугонные захваты.

На путях устанавливают рядовую секцию (рис. 126, г) и монтируют ее так же, как секцию. Состыковывают секции направляющих подъемника. Освобождают от крепления кабину подъемника в секции и опускают кабину по направляющим в нижнее положение. Тележку противовеса передвигают в рабочее положение. Кран в таком положении может работать с пониженной (по сравнению с паспортной) высотой подъема.

Если необходимо увеличить высоту крана, наращивают последующие рядовые секции. После этого монтажную стойку опускают в нижнее положение с помощью монтажного полиспаста до посадки ее на упоры нижней секции.

Кран КБ-676 может работать как свободно стоящий с девятью рядовыми секциями (высота подъема 71 м).

При обслуживании зданий выше 71 м в процессе монтажа рядовых секций (рис. 127, а…г) между седьмой и восьмой секциями устанавливают закладную раму 1 крепления, с которой соединяются связи настенных опор крепления крана со зданием. При дальнейшем наращивании крана настенные опоры последовательно переставляют с отметки 48,700 на отметки 72,800 и 96,900 м.

Кран может перемещаться без груза с одного места стоянки к другому при высоте подъема 84 м. Для перемещения крана с высотой подъема более 84 м связи и лишние секции демонтируют. После перемещения по крановым путям кран закрепляют на новом месте и наращивают секции до требуемой высоты подъема.

Читать далее:

Категория: - Эксплуатация кранов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины