Строительные машины и оборудование, справочник





Подготовка автогрейдера к работе и управление им во время работы

Категория:
   Гидросистема и рулевое управление


Подготовка автогрейдера к работе и управление им во время работы

От качества подготовки автогрейдера к работе зависит в большой мере его работоспособность в течение рабочей смены. Подготовка автогрейдера складывается из тщательного осмотра машины, проверки его основных систем и проведения собственно обслуживающих операций (регулировка, смазка и т. п.).

Подготовка автогрейдера. Предпусковая подготовка включает проверку: уровня масла в двигателе и трансмиссии; наличия охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя; наличия топлива в баках для дизельного и (если есть) бензинового двигателей и в отопителе; наличия рабочей жидкости в гидросистеме; давления в шинах; легкости и плавности хода рукоятки подачи топлива; отсутствия течи масла, топлива, охлаждающей жидкости; наличия конденсата в ресивере; состояния отвала и кирковщика, их режущих частей и зубьев; крепления двигателей и рабочего оборудования; натяжения ремней на двигателе; состояния электропроводки и шлангов гидросистемы и на двигателе; состояния аккумуляторной батареи.

Необходимо удостовериться, что рычаги коробки передач, мультипликатора и др. в трансмиссии, а также рычаги управления гидрооборудованием выведены в нейтральное положение, а ручной тормоз включен. Нужно включить выключатель массы и проследить за тем, чтобы были выключены на время пуска посторонние, не задействованные в запуске источники потребления электроэнергии. Рычаг акселератора следует поставить в положение, нужное при запуске.



Все отклонения и неисправности, выявленные в результате осмотра и проверки, необходимо устранить до пуска двигателя. Подготовка автогрейдера продолжается и после пуска. Она включает проверку: отсутствия течи масла, топлива, воды и просачивания воздуха в местах соединений на двигателе, в топливной, гидравлической и пневматической системах; работы электрооборудования в системах освещения, сигнализации и автоматизации; наличия просачивания выхлопных газов в местах присоединения выхлопного коллектора; наличия непредусмотренных стуков в двигателе и вибрации механизмов; возможности включения и выключения рычагов управления; работы колесных и стояночного тормозов; работы гидросистемы привода рабочего оборудования; работы рулевого управления.

После пуска двигателя необходимо дать ему возможность поработать на холостом ходу до его прогрева (нагрев охлаждающей жидкости до 40…70°С), внимательно следя за показанием манометра и термометра в системе смазки двигателя, температурой в системе охлаждения и наличием зарядного тока в цепи аккумуляторной батареи. Следует учитывать, что на непро- гретом двигателе давление масла может превышать нормальное (0,3…0,5 МПа) в 1,5…2 раза, зарядный ток поступает в цепь аккумуляторной батареи (стрелка амперметра при этом отклоняется вправо) при частоте вращения коленчатого вала большей, чем 1000 мин-1. Продолжительность работы двигателя на холостом ходу не должна превышать 8…10 мин.

Без устранения выявленных в результате осмотра и проверки машины неисправностей, обнаруженных после пуска двигателя, автогрейдер к работе не допускается.

Машинист может управлять работой автогрейдера из кабины в положении сидя и стоя. Как правило, рычаги и педали, применяемые чаще, находятся в наиболее удобной зоне досягаемости с рабочего места машиниста. Рабочее место, кроме того, оборудовано одним или двумя регулируемыми сиденьями. Высокопроизводительная работа машиниста автогрейдера зависит от того, насколько хорошо он усвоил назначение, расположение, порядок и особенности включения всех рычагов и педалей управления. На рис. 11.1 показан в качестве примера интерьер кабины автогрейдера ДЭ-31-1 с органами управления механизмами машины и щитком приборов.

Рис. 11.1. Интерьер кабины автогрейдера ДЭ-31-1:
1 — рычаг управления кирковщиком; 2—рычаг выноса тяговой рамы; 3 — рычаг подъема и опускания левой стороны отвала; 4 — рулевое колесо; 5 — рычаг наклона колес; 6 — рычаг поворота отвала; 7 —рычаг выноса отвала; S — рычаг подъема и опускания правой стороны отвала; 9 — рычаг переключения мультипликатора; 10 — рычаг ручного тормоза; 11 — рычаг переключения передач; 12 — тормозная педаль; 13— педаль сцепления; 14 — рычаг акселератора; 15 — щиток приборов; 16 — сиденье

Справа и слева от рулевого колеса располагаются чаще всего используемые при рабочих проходах автогрейдера рычаги управления рабочим оборудованием (отвалом, кирковщиком). Ближе к сиденью, как это требует характер их использования, располагаются: с правой стороны — рычаг переключения коробки передач, рычаг включения мультипликатора и редко применяемый рычаг включения • ручного тормоза, а слева — рычаг акселератора. Прямо перед сиденьем на полу находятся педаль ножного тормоза (справа) и педаль сцепления (слева), а также педаль подачи топлива. Спереди слева от машиниста на боковой панели, не мешая обзору из окон, но хорошо просматриваемый самим машинистом, установлен щиток приборов, на котором сосредоточены основные приборы и указатели, сигнализирующие о работе двигателя, электрооборудования, а также различного рода выключатели. Например, на щитке приборов автогрейдера ДЗ-ЗМ (рис. 11.2), кроме спидометра, находятся стрелочные указатели давления масла в двигателе и коробке передач, температуры в системе смазки двигателя и в системе охлаждения, уровня топлива и амперметр, контролирующий работу зарядной цепи аккумулятора. Кроме того, здесь же сосредоточены выключатели вентиляторов, отопительной установки, освещения, кнопки сигнала и др. Таким образом, работа всех важнейших систем автогрейдера находится в поле зрения машиниста.

Рис. 11.2. Щиток приборов автогрейдера ДЭ-31-1:
1 — контрольная спираль отопителя; 2,3,5 — контрольные лампы отопителя, указателя поворотов и указателя разрядки аккумулятора; 4 — переключатель освещения щитка приборов; 6 — реле отключения отопителя при перегреве; 7 — кнопка сигнала; 8, 20—осветители щитка приборов; 9, 17—переключатели света и отопителя; 10 — указатель уровня топлива; 11,18 — термометры систем охлаждения и смазки двигателя; 12, 15— правый и левый включатели вентилятора кабины; 13 — амперметр; 14 — спидометр; 16, 19 — манометры для контроля давления в системе смазки коробки передач и двигателе

Управление двигателем автогрейдера. Сначала двигатель прогревается. При трогании с места вначале выключается ручной тормоз, а затем последовательно выжимается педаль сцепления, включается требуемая передача (автогрейдер может трогаться с любой рабочей передачи), отпускается педаль сцепления с одновременным увеличением подачи топлива (перевода рычага акселератора) и начинается движение машины.

Движение автогрейдера осуществляется на скоростях, соответствующих дорожным и рабочим условиям. При переключении передач с целью обеспечения бесшумности и легкости введения в зацепление зубчатых колес целесообразно применять определенные приемы. Так, например, на автогрейдере ДЭ-31-1 при переходе с низшей на высшую передачу при выключенном сцеплении достаточно задержать рычаг переключения скоростей в нейтральном положении для уравнения скоростей входящих в зацепление зубчатых колес, чтобы было легко включить нужную передачу. А при переходе с высшей на низшую передачу достаточно также задержать рычаг переключения скоростей в нейтральном положении (при выключенном сцеплении), но затем необходимо чуть отпустить педаль сцепления для разгона включаемых зубчатых колес и, вновь выключив сцепление, включить нужную передачу. Такое двойное включение предохраняет зубчатые колеса от износов и поломок зубьев и обеспечивает бесшумность включения передач. Включать задний ход допустимо только при полной остановке автогрейдера. Свои приемы имеются и на других автогрейдерах.

Торможение автогрейдера рекомендуется осуществлять без юза путем плавного увеличивающегося усилия на тормозную педаль. Резкое торможение может вызвать занос автогрейдера. В этом случае необходимо быстро освободить тормозную педаль, с помощью руля направить машину в сторону заноса и вновь затормозить педалью.

Следует помнить, что высшие передачи используют при транспортном режиме автогрейдера, а низшие — при рабочих проходах машины (профилировании, планировании и др.).

При кратковременной остановке автогрейдера необходимо выключить сцепление, рычаг коробки передач перевести в нейтральное положение, вновь включить муфту сцепления, перевести двигатель на малые обороты и включить ручной тормоз. Остановка двигателя производится согласно инструкции по эксплуатации двигателя.

Управление рабочим оборудованием. Осуществляется в процессе рабочих проходов автогрейдера при планировании и профилировании земляного полотна, распределении дорожно-строительных материалов и других работах как бы в два этапа. Первый этап состоит в первоначальной установке рабочего оборудования в заданное исходное положение, второй — в управлении положением рабочего оборудования в процессе уже самих проходов автогрейдера.

При различных видах работ и обработке различных по свойствам грунтов требуется и различная первоначальная установка в пространстве отвала, определяемая тремя углами (рис. 11.3): а — захвата отвала; Р — резания отвала и у — наклона отвала. Так, например, при зарезании грунта а= 35°, у— 20°, Р= 30°; при разравнивании а= 50°, 0= 40…50°, у= 3°. Рекомендуемые углы установки отвала в зависимости от рабочих операций приведены в табл. 16.2. Причем надо учитывать, что чем меньше угол захвата а, тем легче обрабатываются грунты, возможна большая скорость машины, но снижается дальность перемещения грунта за один проход; чем меньше угол резания отвала р, тем меньше сопротивление грунта, а значит, легче обрабатываются тяжелые грунты, больше производительность автогрейдера; чем меньше угол наклона отвала у, тем больше скорость перемещения и дальность перемещения грунта.

Установка положения отвала в пространстве производится машинистом с помощью гидрооборудования автогрейдера и вручную. Так, угол захвата а устанавливается с помощью поворотного механизма тяговой рамы, приводимого от гидромотора, угол наклона отвала у устанавливается с помощью гидроцилиндра подъема тяговой рамы, а угол резания р — вручную, наклоном отвала относительно кронштейнов его крепления на тяговой раме и закрепления в требуемом положении с помощью гаечного ключа, либо гидравликой. Особое положение занимает процесс выноса отвала в сторону от рамы машины для обработки откосов. На тяжелых автогрейдерах этот процесс полностью механизирован (с помощью гидравлики и пневматики), а на средних и легких автогрейдерах первоначально вручную освобождается кулачковая муфта в кронштейне и поворачивается рычаг, а затем с помощью гидроцилиндров отвал выносится в сторону (при предельном выносе требуется перезакрепить и опору гидроцилиндра на кронштейнах).

К установке отвала в первоначальное положение следует отнести и процесс крепления и установки откосника, удлинителя, уширителя, кюветоочистителя.
Первоначальная установка сменного рабочего оборудования (бульдозерного отвала, снегоочистителя) подразумевает замену вручную кирковщика, расположенного перед передним мостом (осью) автогрейдера, на данное оборудование.

В процессе рабочих проходов автогрейдера машинист постоянно управляет рабочим оборудованием, следя за толщиной срезаемой стружки или величиной заглубления рабочего органа. Управление рабочим оборудованием ведется с помощью гидроцилиндров, которые приводятся в действие рычагами гидрораспределителя. Выдерживать глубину и ширину резания грунта помогают отметки, нанесенные краской на тыльной стороне отвала и видимые с рабочего места машиниста.

Читать далее:

Категория: - Гидросистема и рулевое управление

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины