Строительные машины и оборудование, справочник





Подкрановые пути

Категория:
   Строительные машины и их эксплуатация


Подкрановые пути

Башенные, а также портальные и козловые краны перемещаются по наземным подкрановым путям.

Сооружение подкранового пути для башенных кранов должно удовлетворять требованиям Инструкции по устройству, эксплуатации и перевозке рельсовых путей для строительных башенных кранов СН 78-67, утвержденной Госстроем СССР.

Каждый рельсовый путь имеет нижнее и верхнее строение. В состав нижнего строения пути входят земляное полотно, элементы укрепления земляного полотна и устройства для отвода воды.



Рис. 1. Самоподъемный кран

Земляное полотно состоит из насыпного грунта с соответствующим уплотнением или частично из насыпного грунта устраивается на основном грунте с отработкой откосов в месте примыкания насыпного грунта к основному в соотношении 1 : 1,5. Насыпной грунт следует укладывать слоями толщиной не более 200—300 мм с обязательным уплотнением, желательно до естественной плотности. Минимально допускаемый коэффициент уплотнения должен быть 0,85 для путей кранов с четырьмя ходовыми колесами и 0,9 для путей кранов с восемью ходовыми колесами. Общий продольный уклон площадки земляного полотна не должен превышать 0,005.

В дренирующих грунтах площадку земляного полотна разрешается выполнять горизонтальной.

Верхнее строение пути (рис. 112) состоит из балластного слоя, шпал, рельсов и рельсовых скреплений. Толщина и материал балластного слоя, типы рельсов, расстояние между шпалами, ширина колеи и другие параметры верхнего строения зависят от типа крана и его характеристики и определяются по указаниям паспорта крана и инструкции по его эксплуатации или по данным упомянутой выше Инструкции СН 78-67.

Рельсы для подкрановых путей применяются обычные железнодорожные. Тип рельса зависит от давления на ходовое колесо. При давлении 20—22 т применяются рельсы Р-43, при давлении 20—25 г — рельсы Р-50 и давлении 25—28 г — рельсы Р-65.

Рельсы стыкуют между собой при помощи стандартных рельсовых накладок, зазор между торцами рельсов вызывает динамические нагрузки при передвижении крана, поэтому стык рельсов рекомендуется устраивать без зазора. Зазор в стыках должен быть не более 6 мм; располагать стык следует на весу между шпалами. Такой стык обладает большей упругостью и обеспечивает лучшие условия взаимодействия хо< дового колеса с рельсом. Между рельсом и шпалами следует устанавливать плоские металлические подкладки толщиной 12—16 мм.

В большинстве случаев рельсы укладывают на деревянные шпалы или полушпалы, поперечные сечения которых должны соответствовать ГОСТ 78—65 «Шпалы деревянные для железных дорог широкой колеи».

Рис. 2. Профиль рельсового пути на деревянных шпалах
а—при колее < 3000 мм; б — при колее 3000 мм с боковым ограждением балластной призмы; в — при колее 3000 мм; А — размер колеи; Б — расстояние оси пути до стены здания; Д и Г — ширина призмы по верху; L — расстояние от основания балластной призмы до края дна котлована; hK— глубина котлована; fog — высота слоя балласта; tii — уклон откосов призмы

Лучшим материалом для устройства балластного слоя является щебень размерами частиц от 25 до 70 мм или гравий.

При колее до 3 ж балластная призма делается общей для двух ниток рельсов, а свыше 3 м — может быть раздельной. Уклон боковых сторон призмы щ должен быть для песка и гранулированного шлака от 1 :2 до 1:3, для щебня и гравия— 1 : 1,5.

Для более быстрой сборки, разборки и перебазирования подкрановых путей применяют инвентарные звенья. Инвентарное звено пути состоит из двух секций, которые фиксируются между собой при помощи стяжек.

В целях лучшей сохранности положения шпал по отношению к рельсу при демонтаже и перевозке шпалы к рельсам крепят при помощи шурупов путевых (глухарей) или костылей. Большую устойчивость формы инвентарного пути и лучшую транспортабельность обеспечивает конструкция в виде деревометал^шческих секций.

Применяются также и инвентарные звенья подкранового пути длиной по 6,25 м с железобетонными полушпалами, концы которых связываются продольными стальными стержнями и распорками в виде отрезков стальных труб. Возможно устройство подкранового пути на продольных железобетонных блоках трапецеидального сечения.

Рельсовые подкрановые пути кранов с электроприводом должны быть обязательно надежно заземлены в соответствии с требованиями «Инструкции по заземлению передвижных строительных механизмов и электрифицированного инструмента» СН 38-58. Заземление должно иметь сопротивление растеканию тока не более 10 ом.

Рис. 3. Инвентарное звено рельсового пути с деревянными
полушпалами
1 — рельс; 2 —полушпала; Я — подкладка; 4 — стяжка металлическая; А — размер колеи

Рис. 4. Звено рельсового пути из инвентарных деревометаллических секций
1 — рельс; 2 — полушпала; 3 — швеллер

По концам рельсового пути устанавливаются тупиковые упоры, предотвращающие сход крана с рельсов.

В процессе эксплуатации рельсовые пути кранов могут получить повреждения, вызывающие отклонение от первоначальных размеров и формы. Поэтому рельсовые пути периодически подвергают плановым осмотрам и устраняют обнаруженные недостатки: подтягивают ослабленные крепления, подбивают просевшие шпалы, заменяют поломанные или сгнившие шпалы, восстанавливают размер колеи и положение рельсов в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Эксплуатация подкранового пути запрещается при недопустимом продольном или поперечном его уклоне, отклонении колеи выше нормы, отсутствии балласта под шпалами и зависании шпал, отсоединении рельсов от шпал, повреждении тупиковых упоров, заземления и др.

Рис. 5. Заземления рельсового пути
а — расположение очагов заземления и перемычек; б — присоединение очагов заземления в токопроводящем грунте; в — перемычка на стыке рельсов? е — присоединение очага заземления в токонепроводящем грунте; 1 — очаг заземления; 2 — перемычка; 3 — искусственный заземлитель; 4 — слой земли; 5 — слой соли

Подкрановые пути укладывают на подкрановых металлических или железобетонных балках, предназначенных для передачи нагрузки на колонны.

Металлические подкрановые балки имеют обычно двутавровое сечение.

Рис. 6. Крепление рельсов к подкрановым балкам

Для небольших пролетов и кранов малой грузоподъемности применяются прокатные двутавры, для больших — сварные с усилением верхнего пояса в горизонтальной плоскости тормозными площадками, а при очень больших пролетах и нагрузках — горизонтальными фермами. Последние обеспечивают устойчивость балок и воспринимают горизонтальные усилия. По верхнему поясу подкрановых балок укладывают рельсы, разъемное крепление которых к балке обеспечивает возможность их смены и рихтовки (выверки).

Для крепления рельсов применяют болты-стяжки, а для рихтовки используют прокладки. Подтягивая гайки болтов стой или другой стороны, можно перемещать рельс в плане. Изменение отметки рельса по высоте достигается подкладкой различной толщины прокладок.

Читать далее:

Категория: - Строительные машины и их эксплуатация

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины