Строительные машины и оборудование, справочник




Подшипники и их смазка

Категория:
   Эксплуатация лифтов



Подшипники и их смазка

1. Что называется подшипником и каково его назначение?

Подшипником называется опора для цапфы вала или вращающейся оси. Подшипники воспринимают радиальные и осевые нагрузки и передают их на корпус или раму машины.

2. Что называют силой трения и виды трения?




Силы, препятствующие движению, называются силами трения. Сила трения есть сила сопротивления относительному перемещению двух тел. В зависимости от

вида движения одного тела по поверхности другого различают: трение скольжения, при котором точки одного тела соприкасаются с точками другого, смещаясь относительно друг друга; трение качения, при котором перемещение одного тела по поверхности другого происходит путем перекатывания без смещения соприкасающихся точек относительно друг друга, при этом скорости соприкасающихся тел в точках касания одинаковы по величине и направлению: смешанное трение — трение качение с проскальзыванием, при котором трение качение сопровождается скольжением. Если движение двух соприкасающихся тел происходит при одновременном качении и скольжении, то в этом случае возникает трение качения с проскальзыванием. На практике нередки случаи сочетания трения скольжения с трением качения, например в зубчатых передачах илииголь-. чатых подшипниках.

3. Какие Вы знаете виды трения скольжения в зависимости от среды?

Трение скольжения в зависимости от среды, в которой оно происходит, разделяют на следующие виды: сухое трение, когда трущиеся поверхности не смазаны; жидкостное трение, когда перемещающиеся относительно друг друга поверхности разделены сплошным слоем вязкой жидкости (смазки) во время движения; полужидкостное трение (граничное трение), при котором отдельные части трущихся поверхностей соприкасаются, а преобладающая их часть разделена слоем смазки.

4. Каково назначение смазки?

Смазку применяют для уменьшения трения между трущимися поверхностями. Для смазки подшипников и редукторов лифтов применяют жидкие и густые смазочные материалы. Работоспособность лифтов зависит от правильно подобранных сортов смазочных материалов, строгого соблюдения установленных режимов смазывания и своевременной замены масел. Сорта смазки назначают в зависимости от условий работы трущихся поверхностей лифта. Места смазывания лифта указаны в инструкции по эксплуатации лифта в смазочной таблице.

5. Основные показатели качества смазочных масел?

Основными показателями масел являются: вязкость,

температура застывания, зольность, кислотность, содержание механических примесей и воды, а также температура вспышки. Смазочные материалы должны отвечать следующим основным требованиям: обладать хорошей смазочной способностью, не изменять своих физико-химических свойств при нормальной работе (не образовывать смол); защищать детали от коррозии даже при продолжительной остановке лифта; не застывать при низких температурах; не содержать воды и механических примесей; не менять состава при продолжительном хранении.

6. Как подразделяют подшипники по конструкции?

По конструкции подшипники делятся на подшипники скольжения и подшипники качения.

7. Что представляют собой подшипники скольжения и каковы основные требования, предъявляемые к ним?

Подшипники скольжения состоят из двух основных элементов: корпуса и вкладыша, изготовленного из антифрикционного материала. В зависимости от направления воспринимаемой нагрузки различают подшипники скольжения: радиальные, воспринимающие радиальные нагрузки; упорные, воспринимающие осевые нагрузки; радиаль но-упорные, предназначенные для восприятия одновременно радиальных и осевых нагрузок. Корпуса подшипников обычно изготовляют из чугуна. Материалом для изготовления втулок и вкладышей подшипников служат антифрикционные чугуны пониженной твердости, цветные металлы (бронза, баббит, латунь, алюминиевые сплавы); металлокерамические материалы, состоящие из порошков железа или бронзы с добавлением графита с последующим их прессованием под высоким давлением и спеканием при высокой температуре. Применяют и некоторые неметаллические материалы (текстолит, древеснослоистые пластики и др.), которые успешно заменяют дефицитные цветные металлы и их сплавы.

Основное требование к подшипникам скольжения — обеспечить долговечность при жидкостном трении рабочих поверхностей. Подшипник должен быть малочувствительным к точкам и ударам. К недостаткам подшипников скольжения можно отнести сравнительно низкий КПД при нежидкостном трении, большие габаритные размеры в осевом направлении. Достоинство подшипников скольжения — их малошумность.

Рис. 1. Разъемный подшипник скольжения
1 — вкладыш; 2 — крышка; 3 — корпус;

8. Как подразделяют подшипники скольжения по конструкции корпуса, втулок и вкладышей и область их применения?

Существует много различных конструкций подшипников скольжения. Широкое применение находят подшипники разъемные и неразъемные. Неразъемные подшипники используют главным образом в тихоходных механизмах с ручным или механическим приводом. Конструктивные формы корпусов таких подшипников могут быть различными. В конструкциях механизмов неразъемные подшипники выполнены в виде бронзовой (или чугунной) втулки, запрессованной в корпус.

Разъемный подшипник (рис. 1) состоит из корпуса, крышки, болтов или шпилек, скрепляющих крышку с корпусом, и вкладыша, состоящего из двух половин. Для регулирования величины зазора между верхним и нижним вкладышем служат прокладки. По мере износа вкладышей прокладки поочередно вынимают. Подшипники скольжения применяют: для весьма быстроходных валов, где долговечность подшипников качения недостаточна (турбины); для валов особо точного назначения (высокоточные станки); для опор, подверженных значительным толчкам и ударам, когда подшипники по условиям сборки должны быть разъемными (коленчатые валы); для опор, требующих малых размеров диаметров; при работе в особых условиях, когда подшипники качения непригодны (в воде, агрессивных средах); для вспомогательных тихоходных малоответственных механизмов.

9. Какую конструкцию имеют подшипники качения?

Подшипник, внутреннее кольцо которого вращается вместе с шейкой вала, на который он насажен, называется подшипником качения. Вместо трения скольжения происходит трение качения. Подшипники качения стандартизованы и серийно выпускаются промышленностью в большом диапазоне типоразмеров, с наружным диаметром от 1,5 мм до 2,6 м и массой от долей грамма до нескольких тонн. Подшипники качения делятся на шариковые и роликовые в зависимости от формы тел качения. Ролики бывают цилиндрические: короткие и длинные, витые, конические, бочкообразные, игольчатые (длинные цилиндрические малого диаметра). Подшипник качения состоит из двух стальных колец, тел качения (шариков или роликов), сепаратора, удерживающего тела качения на заданном расстоянии друг от друга. На наружной поверхности внутреннего кольца и на внутренней поверхности наружного кольца имеются дорожки качения, по которым движутся точно обработанные тела качения (шарики).

Подшипники качения различают по числу рядов тел, по способу самоустановки, по грузоподъемности. Кольца и тела качения изготовляют из специальной стали ШХ9 и ШХ15 с высоким содержанием хрома. Сепараторы подшипников качения выполняют из мягкой углеродистой стали, латуни, бронзы, дюралюминия, текстолита.

10. Как подразделяют подшипники качения в зависимости от направления действия сил?

В зависимости от направления действия сил подшипники качения разделяют на три группы: радиальные, предназначенные для радиальных усилий; упорные, воспринимающие осевые нагрузки; радиально-упорные, служащие для воспрития нагрузок, действующих одновременно перпендикулярно к оси вала и вдоль нее.

11. Назовите преимущества и недостатки подшипников скольжения и качения?

Преимущества (достоинства) подшипников скольжения: сравнительно малые размеры в радиальном направлении, слабая чувствительность к толчкам и ударам, ма-лошумность большая долговечность при жидкостном трении рабочих поверхностей. К недостаткам подшипников скольжения относят сравнительно низкий КПД (при нежидкостном трении), большие размеры в осевом направлении и значительный расход смазки. Подшипники качения по сравнению с подшипниками скольжения при работе имеют сравнительно небольшой нагрев, уменьшенный расход смазки, небольшое трение в опорах, более высокий КПД, материал, из которого они изготовлены, не содержит дефицитных цветных металлов, имеют больший срок службы.

В современных лифтах подшипники качения широко применяются: ими снабжены электродвигатели, оси и валы канатных барабанов и блоков. Валы редукторов устанавливают на подшипниках качения. К недостаткам подшипников качения относится: высокая чувствительность к ударным нагрузкам, относительно большие радиальные размеры, шум при их работе и высокая стоимость. Подшипники качения следует обязательно смазывать, так как смазка уменьшает трение между шариками и кольцами подшипников, а следовательно, улучшает условия их работы и увеличивает срок службы.

Читать далее:

Категория: - Эксплуатация лифтов


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины