Строительные машины и оборудование, справочник






Подвеска автомобилей


Категория:
   Ходовая часть автомобиля


Подвеска автомобилей

Подвеска, включающая упругие элементы, которые соединяют раму с осями, служит для смягчения и поглощения ударов, воспринимаемых колесами при работе и амортизации вертикальных перемещений кузова, что обеспечивает плавность хода автомобиля.

Рессорная подвеска

Наибольшее применение имеет подвеска, состоящая из листовых рессор. Такая рессора собрана из упругих выгнутых стальных листов различной длины. Первый самый длинный лист называется коренным и по концам имеет загнутые ушки с запрессованными втулками. Все листы рессоры соединены центровым болтом и по бокам скреплены хомутиками. Между листами рессор вводится смазка. Листы рессор изготовляют из специальной рессорной упругой стали и для повышения прочности, кроме термической обработки, их подвергают дробеструйной обработке.



Передняя ось или передний ведущий мост в грузовых автомобилях обычно подвешивается к раме на двух продольных полуэллиптических рессорах. Рессора средней частью установлена на площадку балки передней оси и прикреплена к ней стремянками. Передний конец рессоры соединен с кронштейном рамы шарнирно при помощи пальца, а задний — при помощи серьги с двумя пальцами. Серьга поворачивается на пальце кронштейна, поэтому рессора может распрямляться при возрастании приходящейся на нее нагрузки. В некоторых моделях автомобилей применяется крепление к раме переднего конца рессоры при помощи пальца, а задний конец имеет скользящее соединение, что дает возможность рессоре свободно распрямляться.

Задний мост также подвешен к раме на двух продольных полуэллиптических рессорах. Середина рессоры прикреплена стремянками к площадкам полуосевых рукавов. Передний конец рессоры соединен с кронштейном рамы при помощи пальца, а задний — при помощи серьги с двумя пальцами.

В грузовых автомобилях на задних рессорах сверху крепят дополнительные малые рессоры — подрессорники. Концы подрессорника расположены против упорных кронштейнов, закрепленных на раме, и упираются в них при увеличении нагрузки. Такая комбинированная рессора обеспечивает эластичность подвески автомобиля в ненагруженном состоянии, так как при этом работает только основная рессора, и достаточную прочность подвески при полной нагрузке вследствие включения в работу подрессорника при сильном прогибе основной рессоры.

При соединении концов рессор с кронштейнами рамы между ушками рессор и пальцами устанавливают резиновые втулки, которые наглухо затягивают гайками, навертываемыми на концы пальцев, и качание рессоры на пальце происходит только в результате упругой деформации резины. В некоторых моделях автомобилей концы рессор соединены с рамой без пальцев с помощью резиновых подушек, закрепленных в кронштейнах рамы. Такие крепления повышают амортизирующие свойства рессорной подвески, повышают бесшумность ее работы и устраняют необходимость в смазке шарнирных соединений рессор, упрощая обслуживание автомобиля.

Для устранения удара осей о раму при сильных прогибах рессор на раме и на середине рессор прикрепляют резиновые упоры.

Независимая подвеска передних колес

Независимой называется такая подвеска передних колес, при которой каждое колесо подвешено к раме самостоятельно, а колебания колес на подвеске происходят независимо одно от другого.

Независимая подвеска передних колес обладает эластичностью и обеспечивает хорошую плавность хода автомобиля, а также устраняет раскачивание переднего моста с колесами, получающееся при больших скоростях движения и нарушающее управление автомобилем.

Независимая подвеска, несмотря на некоторое усложнение конструкции, получила применение на легковых автомобилях, так как она значительно повышает их комфортабельность.

Наибольшее применение имеет независимая подвеска с. качанием колес в поперечной плоскости.

Рис. 1. Схемы независимой подвески колес: а — шкворневая подвеска; б — бесшкворневая подвеска

В зависимости от, конструкции соединения поворотного кулака колеса с подвеской независимая подвеска бывает двух видов: шкворневая и бесшкворневая.

Шкворневая независимая подвеска («Волга», «Чайка») состоит из передней балки, поперечных качающихся рычагов — нижних и верхних, спиральной пружины, стойки со шкворнем и поворотного кулака с цапфой и колесом.

Передняя балка прикреплена к раме 8. К балке и кронштейнам рамы с каждой стороны шарнирно присоединена на рычагах стойка с закрепленным в ней шкворнем. С помощью шкворня к оси шарнирно присоединен поворотный кулак с цапфой, на которой установлена на подшипниках ступица с колесом. Между кронштейном рамы и нижними рычагами 2 подвески поставлена спиральная пружина, являющаяся рессорой. При такой подвеске колеса могут перемещаться в поперечной вертикальной плоскости независимо одно от другого. При наезде на препятствие колесо приподнимается на поворачивающихся рычагах, не изменяя плоскости своего вращения, а сжимающаяся при этом пружина смягчает удар.

На автомобилях ЗИЛ-111 применяют независимую подвеску аналогичного типа, но отличающуюся тем, что в ней ось качания рычагов расположена под некоторым углом к продольной оси автомобиля.

На автомобилях «Москвич» применяют бесшкворневую независимую подвеску. Поворотная стойка крепится непосредственно к цапфе и соединяется шарнирно с помощью пальцев с нижними и верхними рычагами независимой подвески. Бесшкворневая конструкция соединения колеса с подвеской уменьшает усилия, действующие в шарнирах поворотной стойки, и уменьшает вес неподрессоренных частей подвески.

Рис. 2. Схема подвески задних ведущих мостов трехосного автомобиля

При наезде на препятствия колебания колеса происходят в поперечной плоскости на рычагах подвески, соединенных шарнирно с передней балкой рамы. Деформирующаяся при этом пружина смягчает удары.

На автомобиле ЗАЗ-965А применена независимая подвеска передних колес, в которой в качестве упругих элементов используются стальные скручивающиеся брусья-торсионы. На этом автомобиле и задние ведущие колеса имеют независимую подвеску на рычагах со спиральными пружинами.

Подвеска двух задних ведущих мостов

В трехосных автомобилях (ЗИЛ, КрАЗ) применяют балансирную подвеску задних ведущих мостов, состоящую из продольных полуэллиптических рессор, расположенных с каждой стороны. К раме автомобиля в специальных кронштейнах прикреплена ось, на концах которой на втулках из антифрикционного сплава установлена подвижная ступица. Ступица закреплена гайкой и снаружи закрыта крышкой. С внутренней стороны в ступице установлены сальник и уплотняющие кольца.

На ступицу сверху установлена и закреплена стремянками продольная полуэллиптическая рессора. Концы рессоры опираются на кронштейны-опоры полуосевых рукавов задних мостов.

Ведущие мосты соединяются с рамой штангами, воспринимающими реактивный момент от мостов и передающими на раму толкающие усилия.

Для этой цели каждый ведущий мост имеет с каждой стороны на концах полуосевых рукавов нижние кронштейны, соединяемые с кронштейнами рамы двумя нижними штангами. Кроме того, на каждом ведущем мосту прикреплен верхний кронштейн, соединяемый верхними штангами и с кронштейном рамы.

Соединение штанг с кронштейнами осуществляется с помощью шаровых пальцев, закрепленных в кронштейнах и установленных во вкладышах в головках штанг.

При балансирной, подвеске оба задних моста образуют общую тележку, которая может качаться вместе с рессорами около оси, и, кроме того, вследствие прогиба рессоры каждый мост может иметь независимые перемещения, что обеспечивает хорошую приспособляемость колес к неровностям пути и высокую проходимость автомобиля. Штанги, имеющиеся в подвеске, способствуют равномерному распределению нагрузки на колеса обоих ведущих мостов.

Подвеска обеспечивает упругую связь между колесами и рамой или несущим кузовом автомобиля. Она смягчает удары от неровностей дороги. Все детали, связанные с колесами (балки переднего и заднего мостов, рычаги подвески и др.), относятся к так называемым неподрессоренным частям автомобиля. Детали, соединенные с колесами через упругие элементы подвески, носят название подрессоренных частей.

Подвеска может быть зависимой или независимой. При зависимой подвеске перемещение одного колеса зависит от перемещения другого.

В конструкции подвески применяются различные упругие элементы: рессоры, пружины, торсионы (стержни, работающие на скручивание), резиновые элементы, пневмобалло-ны и др.

Все отечественные грузовые автомобили (кроме самосвалов особо большой грузоподъемности) имеют зависимую рессорную подвеску с полуэллиптическими рессорами.

Рис. 3. Передняя подвеска: 1 — передний кронштейн, 2 — стремянка, 3 — рессора, 4 — фиксатор, 5 — буфер рессоры, 6 — накладка, 7 — амортизатор, 8 — буфер на раме, 9 — обойма, 10 — хомут, 11 — задний кронштейн, 12 — стремянка, 13 — накладка ушка рессоры. 14 — ушко рессоры, 15 — втулка ушка, 16 — палец рессоры

На рис. 3 показана передняя подвеска автомобиля ЗИЛ-130, Она имеет рессорных листов, соединенных между собой хомутами 10. Спереди она крепится к раме при помощи накладного ушка, через отверстие которого проходит палец, соединяющий рессору с кронштейном, приклепанным к лонжерону рамы.

Ушко с накладкой крепится к коренному листу рессоры спереди болтом, а сзади стремянкой.

Передняя рессора имеет скользящий задний конец. Сверху на коренном листе рессоры приклепана накладка, скользящая по съемному стальному опорному вкладышу. Снизу задний конец рессоры поддерживается распорной втулкой, установленной в кронштейне. Листы рессор имеют Т-образный профиль, обеспечивающий снижение массы и увеличение долговечности.

Для смягчения ударов при пробое рессоры в ее средней части установлен резиновый буфер, а на раме — буфер Н.

Задняя подвеска состоит из основной рессоры и подрессорника. Передний конец рессоры крепится накладным ушком, задний конец— скользящий. В средней части задняя рессора вместе с подрессорником крепится к балке заднего моста стремянками.

Подрессорник безушковый со скользящими концами. Он включается в работу только при большой нагрузке автомобиля. Благодаря этому можно уменьшить жесткость основных рессор.

У некоторых грузовых автомобилей (ГАЗ-53А и его модификаций) коренной лист как передней, так и задней рессоры не имеет ушков для крепления, он соединяется с кронштейнами рамы при помощи резиновых подушек, в которые запрессованы концы листа. Такое соединение способствует повышению надежности рессоры и не требует смазки.

У рессор, концы которых заделаны в резиновые подушки, вследствие упругости последних отпадает необходимость применения сережек. Толкающее усилие к передним колесам передается через резиновые подушки, кронштейны и раму автомобиля. У рессор, не имеющих резиновых подушек, толкающее усилие передается через палец, которым рессора соединена с кронштейном.

На многих современных легковых автомобилях применяется пружинная подвеска задних колес, обеспечивающая мягкость хода и повышенную комфортабельность. В частности, такая подвеска устанавливается на всех легковых автомобилях Волжского автомобильного завода.

Задняя подвеска автомобилей ВАЗ выполнена в виде четырех продольных и одной поперечной штанг и двух цилиндрических пружин, расположенных с небольшим наклоном к вертикали возле правого и левого задних колес. По типу конструкции задняя подвеска является зависимой. Упругие элементы правой и левой сторон объединяет жесткая балка заднего моста, к которой приварены опорные чашки пружин. Кроме того, правая сторона кузова и левая сторона балки заднего моста соединены между собой поперечной штангой, воспринимающей боковые усилия.

Продольные штанги (по две с каждой стороны) крепятся одним концом к кронштейнам кузова, а другим — к кронштейнам балки заднего моста. В местах соединения штанг установлены шарниры в виде конических резиновых втулок, не нуждающихся в смазке и регулировке. Поперечные штанги передают толкающие и тормозные усилия и воспринимают реактивные моменты.

Колебания подвески гасятся телескопическими амортизаторами, которые установлены вне цилиндрических пружин. Корпус амортизатора крепится через проушину к нижней продольной штанге, а шток амортизатора — к кронштейнам пола кузова.

Чтобы смягчить удары балки заднего моста о кузов в случае езды по дороге с большими неровностями или при поломке деталей подвески, к полу кузова прикреплены резиновые буфера. Два буфера, расположенные по краям, находятся внутри пружин, а третий— над серединой балки заднего моста.

Читать далее:

Категория: - Ходовая часть автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины