Строительные машины и оборудование, справочник





Полиспасты транспортного строительства

Категория:
   Транспортное строительство


Полиспасты транспортного строительства

Полиспастом называется система из подвижных и неподвижных блоков, огибаемых гибким тяговым органом, и служащая для выигрыша в силе (силовая) или скорости (скоростная).

Кратность полиспаста (выигрыш в силе) определяется как отношение числа ветвей, на которых подвешен груз, к числу ветвей, прикрепленных к тяговому устройству (барабан лебедки, гидроцилиндр).

Полиспасты могут быть одинарными и сдвоенными.



В сдвоенных полиспастах оба конца каната закрепляются на барабане лебедки (мостовые, козловые краны), что обеспечивает равномерную нагрузку на опоры барабана и подъем груза без раскачивания в горизонтальной плоскости.

В транспортном строительстве силовые полиспасты применяются как самостоятельные устройства для натяжения несущих тросов, контактных проводов и выполнения Других монтажных работ при сооружении контактной сети и линий связи.

Рис. 1. Полиспасты

Для подвешивания грузов к гибким органам подъемных механизмов и для крепления специализированных грузозахватных устройств используют грузовые крюки и петли.

Штучные грузы устойчивой формы перемещают при помощи строп, клещей, контейнеров и других устройств, а сыпучие и тестообразные — при помощи бункеров и бадей, оснащенных устройствами для крепления их к крюкам и петлям.

Грузозахватные устройства должны быть надежны, долговечны, удобны в эксплуатации и обеспечивать быстрый захват груза и его освобождение.

Крюки по форме подразделяются на однорогие (рис. 2, а) и двурогие ( рис. 2, б, в).

Однорогие крюки (ГОСТ 6627—66) грузоподъемностью от 0,25 до 75 тс и двурогие (ГОСТ 6628—63) грузоподъемностью от 5 до 75 тс изготовляются ковкой или штамповкой из низкоуглеродистой стали с последующим отжигом для снятия внутренних напряжений.

Рис. 2. Крюки

Рис. 3. Крюковые обоймы: а — нормальная; б — укороченная

Двурогие крюки большей грузоподъемностью изготовляются (ГОСТ 6619—65) набором из стальных пластин.

Согласно правилам Госгортехнадзора грузовые крюки всех стреловых монтажных и башенных кранов, а также кранов, поднимающих грузы в контейнерах, бадьях и другой таре, соединенной с крюком скобой или другими жесткими элементами, должны быть с предохранительным замком, предотвращающим самопроизвольное выпадание съемного грузоподъемного устройства.

Грузовые крюки соединяют с гибким грузовым органом крюковыми обоймами нормальной или укороченной конструкции. Последние разрешают несколько увеличить высоту подъема груза.

Крюковая обойма имеет следующее устройство. В щеках обоймы закреплены при помощи стопорных планок ось блока грузоподъемного полиспаста и вращающаяся вокруг продольной оси траверса. Хвостовик крюка вставлен в отверстие траверсы и закреплен гайкой.

Во избежание самопроизвольного отвинчивания гайка стопорится планкой. Согласно правилам Госгортехнадзора крюки грузоподъемностью свыше 3 тс должны устанавливаться на закрытой шариковой опоре.

Стропы изготовляются из отрезка каната или цепи, на концах которых крепятся крюки или крюк с коушем. Они могут представлять собой и замкнутую петлю без крюков.

Не рекомендуется увеличивать угол а свыше 45°, так как это приводит к резкому увеличению усилий в стропе и горизонтальных сжимающих усилий, действующих на поднимаемый груз.

Подъемные электромагниты постоянного тока применяются для перегрузки стальных и чугунных грузов и представляют собой стальной литой корпус, круглой (тип М) или прямоугольной (тип ПМ) формы, внутри которого помещена катушка. Электромагнит подвешивается цепями к крюку крана.

Выпускаются электромагниты грузоподъемностью до 30 тс. Подъемная сила магнитов сильно колеблется в зависимости от типа, формы, магнитных свойств и температуры груза. Так, магнит поднимает металлической стружки по весу в 60—80 раз меньше максимального веса следующих основных частей: ребристого шкива, закрепленного на валу реверса на скользящей шпонке, и диска, оборудованного двухконусными фрикционными колодками, пружины и хомута. Писк приварен к ступице конической шестерни, установленной на валу на подшипниках качения.

Рис. 5. Стропы

Рис. 6. Подъемный электромагнит

Рис. 7. Ленточная фрикционная муфта

Рис. 8. Конусная фрикционная муфта

При включении муфты перемещающийся внутри вала шток чекой 5 нажимает на ступицу шкива, сдвигая его вправо, и шкив, прижимаясь к фрикционным колодкам диска, приводит в движение шестерню.

Муфта включается под действием пружины. Отход шкива от двух конусных колодок на 1—1,5 мм регулируется винтами, упирающимися в хомут, жестко закрепленный на валу реверса. Недостатком конической муфты является значительное осевое усилие, передаваемое ею на вал при включении.,

Реверсы применяются в строительных и грузоподъемных машинах для изменения направления движения механизмов, имеющих групповой привод.

Реверсивный механизм может быть создан с применением конических и цилиндрических шестерен, а также сочетания шестеренчатой и цепной передач.

Конический реверсивный механизм применяется для изменения направления движения валов I или II. Конические шестерни закреплены на валу свободно и могут включаться поочередно фрикционными или кулачковыми муфтами. Шестерня 3 закреплена на валу II жестко.

При вращении вала по часовой стрелке включение шестерни вызывает вращение вала по часовой, а включение шестерни — против часовой стрелки. От вала II движение передается на реверсируемый механизм. Конические реверсы широко применяются в грузоподъемных и строительных машинах для реверсирования поворотного и ходового механизмов.

В реверсе с цилиндрическими шестернями (рис. 9, б) вращение от шестерни приводного вала I передается на шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении и оснащенные муфтами для соединения с соответствующими валами II и III. При поочередном включении муфт жестко закрепленные на валах II и III шестерни 4 и 5 вращаются в разные стороны и через шестерню 6 вращают вал IV реверсируемого механизма.

Рис. 9. Схемы реверсивных механизмов

В реверсе, состоящем из шестеренчатой и цепной передач (рис. 9, в), движение от шестерни приводного вала передается на находящиеся в постоянном зацеплении шестерни, оснащенные муфтами для соединения с валами II и III. Валы II и III, кроме того, соединены между собой цепной передачей. Вал III получает разнонаправленное движение, соединяясь при поочередном включении муфт шестерен с шестерней непосредственно или с валом II через цепную передачу.

В реверсивных механизмах такого типа шестеренчатая передача применяется обычно для осуществления рабочего движения, требующего значительных усилий, а цепная—для вспомогательной операции (возвращения рабочего органа в исходное положение).

Читать далее:

Категория: - Транспортное строительство

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины