Строительные машины и оборудование, справочник





Полуоси


Категория:
   1Отечественные автомобили


Полуоси

Полуоси служат для передачи крутящего момента от дифференциала к ведущим колесам. Кроме того, полуось может воспринимать изгибающую нагрузку от сил, действующих на колесо. Такую нагрузку создают передаваемая на полуось часть массы автомобиля, а также усилия, появляющиеся вследствие реакции дороги, толчков, вызываемых неровностями дороги, центробежных сил при поворотах и бокового уклона дорожного полотна.

В зависимости от способа установки различают полуразгруженные и разгруженные полуоси. На всех легковых автомобилях применяются полуразгруженные, а на грузовых автомобилях и автобусах разгруженные полуоси.

Полуразгруженной полуосью называют полуось, у которой ступица ведущего колеса установлена на ее наружном конце, а подшипник расположен внутри картера ведущего моста.



Разгруженной полуосью называют полуось, у которой ступица ведущего колеса установлена на двух подшипниках, расположенных на картере ведущего моста.

Полуоси передают крутящий момент Мк от дифференциала к ведущим колесам. Кроме того, к полуоси могут быть приложены изгибающие моменты от вертикальной реакции ZK на действие силы тяжести, приходящейся на колесо, от касательной реакции Хк и от боковой силы Ук, возникающей при заносе, движении на повороте или по дороге с поперечным уклоном, а также под действием бокового ветра. Полуоси, применяющиеся на современных автомобилях, в зависимости от конструкции внешней опоры, определяющей степень их нагруженности изгибающими моментами, бывают двух типов: полуразгруженные и разгруженные.

Рис. 1. Полуоси: а — полуразгруженная; б — полностью разгруженная; 1 — колесо; 2, 6 и 7 — подшипники; 3 — кожух полуоси; 4 — полуось; 5 — ступица

На грузовых автомобилях малой грузоподъемности и на легковых автомобилях применяют обычно полуразгруженные полуоси, у которых подшипник установлен между полуосью и ее кожухом на расстоянии ар от средней плоскости колеса. Благодаря этому реакции ZK и Хк создают на плече ар изгибающие моменты, действующие на полуось соответственно в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а боковая реакция — изгибающий момент, действующий в вертикальной плоскости на плече, равном радиусу колеса гк. На автобусах и грузовых автомобилях средней и большой грузоподъемности применяют полностью разгруженные полуоси. В этом случае все изгибающие моменты воспринимаются подшипниками, установленными между ступицей колеса и кожухом полуоси, а полуось передает лишь крутящий момент.

Типичные конструкции полуосей показаны на рис. 2. Ступицу или диск колеса можно крепить к полуоси при помощи фланца. Этот способ крепления является наиболее распространенным. Внутренний конец полуоси имеет шлицы, которые вставляют в полуосевую шестерню. Если полуось имеет шлицы не только на внутреннем, но и на наружном конце, то последние используют для установки фланца крепления полуоси со ступицей колеса (грузовые автомобили МАЗ и КрАЗ).

Крепление колес легковых автомобилей на наружном конце полуоси показано на рис. 3, а, крепление ступиц грузовых автомобилей — на рис. 2, б и в. Диск колеса к фланцу полуоси крепят гайками. На конец полуоси надевают шариковый подшипник. Вытеканию смазки из подшипника препятствуют сальники. Полуось установлена на шариковом подшипнике в выточке стального наконечника, приваренного к кожуху полуоси. Подшипник на полуоси укреплен зажимным кольцом, напрессованным на полуось. Между кольцом и подшипником установлено пружинное кольцо, повышающее надежность крепления подшипника. В выточке наконечника подшипник удерживается пластиной, прикрепленной болтами к фланцу наконечника вместе с маслоотражателем и тормознымщитом. Между подшипником и буртом фланца полуоси установлена втулка. Для гашения стука под наружное кольцо в наконечнике ставят пружинную прокладку.

Рис. 2. Полуоси:
а — с фланцем и шлицевой нарезкой; б = со шлицами на обоих концах

Крепление ступицы колеса грузового автомобиля с использованием фланца, изготовленного за одно целое с полуосью, показано на рис. 3, б. Два конических роликоподшипника надеты на кожух полуоси. Крепят подшипники на кожухе и регулируют их при помощи гайки, стопорной шайбы с установочным пальцем и контргайки. Вытеканию смазки из ступицы препятствует сальник. Ступицу соединяют с фланцем полуоси шпильками с гайками и пружинными шайбами. Во фланец ступицы вставлены шпильки, на которые надевают диск внутреннего колеса и закрепляют его колпачковыми гайками, имеющими внутреннюю и наружную резьбу. Эти гайки имеют центрирующие фаски. Тормозной диск крепят к фланцу ступицы винтами. Для снятия полуоси используют болты-съемники.

Полуось соединяют со ступицей колеса при помощи фланца, надетого на шлицы полуоси. Полуось проходит внутри кожуха полуоси. Опорами для ступицы колеса служат два роликовых конических подшипника. Наружный фланец ступицы шпильками и гайками соединяют с фланцем.

Полуоси в процессе эксплуатации автомобилей подвергаются значительным знакопеременным нагрузкам, особенно при движении по плохим грунтовым дорогам и по шоссе с твердым покрытием в плохом состоянии. Поэтому к долговечности полуосей предъявляют особые требования. Для повышения долговечности полуосей их изготовляют из легированной стали. Снижения концентрации напряжений достигают увеличением радиусов перехода между полуосью и фланцем. Заметно повышается долговечность полуосей при их закалке токами высокой частоты и дробеструйной обработке.

Долговечность подшипников колес обеспечивается надежной защитой от попадания в них грязи.

Рис. 3. Соединения колес с полуосями; а — фланцевое крепление колеса легкового автомобиля; б — фланцевое крепление с+упицы колес грузового автомобиля; а — шлицевое крепление ступицы колеса грузового автомобиля; 1 — тормозной барабан; 2 — диск колеса; 3 — маслоуловитель; 4 — фланец полуоси; 5 — войлочный сальник; 6 — подшипник полуоси; 7 — втулка; 8 — маслоотражатель; 9 — гайка; 10 — корпус сальника: 11 — тормозной щит; 12 — пластина крепления подшипника; 13 — пружинная прокладка; 14 — пружинное кольцо; 15 и 30 — кожух полуоси; 16 — зажимное кольцо; 17 — полуось; 18 — внутренние подшипники ступицы; 19 — винт крепления тормозного барабана; 20 — болт-съемник полуоси; 21 — наружные подшипники ступицы; 22 — установочный палец; 23 — гайка крепления подшипников; 24 — контргайка крепления подшипников; 25 — стопорная шайба; 26 — шпилька крепления полуоси; 27 — колпачкоиая гайка крепления колеса; 28 — гайка крепления наружного колеса; 29 — ступица колеса; 31 — полуось; 32 — сальник; 33 — фланец


Читать далее:

Категория: - 1Отечественные автомобили

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS