Строительные машины и оборудование, справочник






Понятие о типаже (параметрическом ряде)


Категория:
   Землеройно-транспортные машины


Понятие о типаже (параметрическом ряде)

В связи с расширяющейся номенклатурой машин для выполнения операций одного вида очень важно выбрать такую машину, которая больше соответствует данным условиям работы; в то же время необходимо ограничить номенклатуру минимально необходимым рядом машин, чтобы увеличить серийность выпуска и обеспечить не только их производство, но и разумную эксплуатацию. Для этого разрабатывается типаж машин.

Необходимость разработки и внедрения типажа диктуется также необходимостью планировать очередность и техническое развитие машин.

Теоретической основой установления ряда параметров типажа должна быть система предпочтительных чисел, связывающих математической зависимостью включаемые в ряды параметры, размеры и основные характеристики машин.



В соответствии с рекомендацией международной организации по стандартизации (ИСО) ГОСТ 8032—56 установлены предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел.

В типаже строительных машин обычно применяются ряды с показателем геометрической прогрессии 1,6, реже— 1,25.

При разработке типажа производится технико-экономический анализ нормативных объемов работ, прогрессивных технологических схем, существующих’конструкций машин, определяются базовые модели и их конструктивные схемы, предварительно выясняются возможные пределы рациональных унификаций-узлов и деталей и проверяется экономическая целесообразность возможных вариантов построения ряда типоразмеров. Для решения этой трудоемкой и ответственной задачи привлекаются высококвалифицированные научные силы и используются счетно-решающие электронные машины.

При разработке типажа выбирают и обосновывают параметры, определяющие типоразмер машин и значение этих параметров для выбора наиболее эффективных методов и рационального подбора комплектов машин, требования конструкции в части прогрессивности показателей и возможностей организации рационального производства и требования эксплуатации в смысле удобства обслуживания и ремонта.

Для машин массового применения и для машин индивидуального производства должен иметь место совершенно различный подход при решении вопроса о типаже.

Главным параметром типоразмера должен являться основной, определяющий эксплуатационную характеристику машин показатель, например производительность, масса, мощность, нагрузка на ось. Реже им могут служить такие показатели, как емкость, грузоподъемность, рабочие скорости и т. д. Кроме главного параметра, задаются вспомогательные, которыми являются важнейшие показатели характеристики машины.

При разработке типажных требований необходимо предусмотреть перспективные планы внедрения новых конструктивных материалов и улучшения старых, что должно отразиться не только на надежности и долговечности машин, но, очевидно, и существенно повлиять на их кинематику, габаритные размеры и массу.

Типажом должны быть установлены для всех машин границы применения приводов различных систем, в том числе систем переменного тока, постоянного тока по системе Г—Д с МУ (магнитным усилителем) или ионным приводом, а также смешанных систем переменного и постоянного тока, гидроприводов и дизельных приводов с механической, гидравлической и электрической передачами. При этом необходимо учитывать, что для электроприводов перспективным является ионный привод, а для гидроприводов — объемный привод и привод с высокомоментными двигателями, а также, что дизельный привод должен постепенно уступать место газовым турбинам.

Типаж машин должен учитывать требования надежности и долговечности машин, сокращение многократных ремонтов, стоимость которых за срок службы машины в несколько раз превышает стоимость новой машины.

В типаже машин должны быть учтены вопросы техники безопасности и комфортабельные условия работы обслуживающего персонала, а также, в случае необходимости, требования дистанционного и автоматического управления.

Типаж машин должен также предусматривать обязательное укомплектование машин приборами автоматического учета их работы с количественной и качественной оценкой выполненной работы и выдачей информации по суммирующему принципу с первичной обработкой данных учета.

Унификация узлов и деталей должна проводиться в основном после разработки типажа, однако уже при разработке типажа должны быть сформулированы параметры и условия, благоприятствующие дальнейшей работе по унификации узлов и деталей.

Исходя из анализа влияния технологии транспортных и трудоемких работ на основные параметры машин, можно разделить машины специального назначения и транспортные средства единого типажа на группы базовых машин, объединяющие:
1. Работы самого разнообразного объема, требующие высокой маневренности при отсутствии частых реверсивных движений (челночной схемы работ) с большим удельным весом транспортных операций на расстояния 1 —10 км в смешанных условиях, в основном при бездорожье. Рекомендуемая базовая машина — одноосный колесный тягач мощностью 4,5—2200 кет (6—3000 л. с.).
2. То же, при частых реверсивных движениях — двухосный колесный тягач той же мощности.
3. То же, что в п. 2, но на расстоянии до 200 м для работ малого объема и 500 м для работ большого объема — гусеничный тягач (трактор) мощностью 4,5—1180 кет (6—1600 л. с).
4. Работы самого разнообразного объема, требующие высокой маневренности и частых реверсивных движений с очень тяжелым тяговым режимом при нагрузке от сменного рабочего оборудования, достигающей 80—100% массы машин, при работе по бездорожью и небольшом удельном весе транспортных работ.: Рекомендуемая базовая машина — двухосный колесный ко-роткобазовый тягач мощностью 4,5—2200 кет (6—3000 л. с).
5. То же, при особо высокой маневренности и нагрузке сменного оборудования, не превышающей 40% от массы машины,— двухосный колесный тягач с шарнирной рамой мощностью 75— 1180 кет (100—1600 л. с.) (сдвоенный одноосный тягач).
6. То же, в особо тяжелых условиях бездорожья — гусеничный тягач (трактор) мощностью 4,5—1180 кет (6—1600 л. с.)..
7. Работы среднего объема, /требующие хорошей тяговой характеристики и длительной работы на низших передачах в средних и плохих дорожных условиях при небольшом удельном весе транспортных операций — спецшасси мощностью 75—460 кет (100—630 л. с).
8. Работы разнообразного объема с очень малыми рабочими скоростями движения (так называемыми «ползучими») или при длительной работе на месте и невысоких транспортных скоростях для переброски машин и большой нагрузкой от сменного оборудования, достигающей массы машины, — автомобиль, спецшасси, седельный двухосный или одноосный тягачи мощностью.” 4,5—1180 кет (100—1600 л. с).
9. То же, в очень тяжелых условиях бездорожья — гусеничный тягач (трактор) той же мощности с переброской на трейлере.
10. Работы малого объема транспортные и с превалирующим; удельным весом чисто транспортных операций, скоростями движения до 80 км/ч по грунтовым дорогам среднего и хорошего качества — автомобиль двухосный с нагрузкой на ось до 6 т при грузоподъемности до 7,5 г и-седельный тягач на его базе грузоподъемностью до 16 т.
11. То же, при дорогах плохого качества со скоростью движения до 50 км/ч — автомобили с такой же осевой нагрузкой трехосные и четырехосные для хороших дорог грузоподъемностью соответственно до 12—15 т.
12. Работы среднего объема транспортные и с превалирующим удельным весом транспортных операций, скоростями движения до ПО км/ч по дорогам с усовершенствованными покрытиями— автомобиль двухосный с нагрузкой на ось 10 т Для грузоподъемности до 12 т и седельный тягач на его базе с полуприцепом грузоподъемностью до 24 т.
13. То же, при дорогах с покрытиями низкого качества со скоростью движения до 50 км/ч — автомобиль с такой же осевой нагрузкой трехосный и четырехосный с нагрузкой для хороших дорог соответственно 20 и 25 т.
14. Работы большого объема транспортные с превалирующим объемом транспортных работ внедорожных (карьерные и им подобные) — автомобили двухосные с нагрузкой на ось 15, 20, 30, 40 и 50 г, грузоподъемностью соответственно 18, 25, 45 и 80 т, седельные двухосные тягачи на их базе с полуприцепами грузоподъемностью соответственно 50, 70, 100, 140 и 180 г, седельные трехосные тягачи на их базе с полуприцепами грузоподъемностью соответственно 100, 140, 200, 250 и 350 т, мощностью до .2200 кет (до 3000 л. с).

Для всех видов работ можно ограничиться семью базовыми машинами, каждый из типоразмеров которых построен на одной базовой машине: – одноосный тягач мощностью 4,5—2200 кет (6—3000 л. с); – двухосный короткобазовый тягач той же мощности;
двухосный седельный тягач мощностью 75—2200 кет (100— -3000 л. с); – трехосный седельный тягач такой же мощности; – двухосный автомобиль грузоподъемностью 3,5—80 г; – трехосные автомобили грузоподъемностью 5,5—100 т; – четырехосные автомобили грузоподъемностью 15—150 г.

Все эти машины, образующие единый типаж тягачей, тракторов и автомобилей, могут быть собраны из одних и тех же унифицированных узлов массового производства автотракторной промышленности с незначительным количеством специальных узлов.

На базе таких тягачей, путем агрегатирования, может быть изготовлено до 80% землеройно-транспортных машин, а остальные могут быть созданы из унифицированных узлов тех же тягачей и рабочего сменного оборудования.

Читать далее:

Категория: - Землеройно-транспортные машины

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины