Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Техническое обслуживание автомобилей

Публикация:
   Приборы и механизмы смазочных систем и вентиляция картера

Читать далее:




Приборы и механизмы смазочных систем и вентиляция картера

Масляный радиатор. При нормальном тепловом режиме работы двигателя температура масла должна быть в пределах 65—85 °С. На грузовых автомобилях при повышенной температуре окружающего воздуха, а также при длительной работе двигателя на больших нагрузках необходимая интенсивность охлаждения масла достигается обдувом поддона картера воздухом и подачей масла в масляный радиатор. На большинстве легковых автомобилей охлаждение масла происходит в результате естественной теплоотдачи поверхности поддона картера, обдуваемого встречным потоком воздуха.

На грузовых автомобилях устанавливаются масляные радиаторы водяного маслотеплообменники или воздушного охлаждения. На двигателе ЗИЛ-130 трубчатый масляный радиатор воздушного охлаждения расположен впереди радиатора системы охлаждения и постоянно включен в смазочную систему посредством маслопроводов, по которым масло поступает соответственно в радиатор и отводится из него. Отключают радиатор только во время пуска холодного двигателя при температуре воздуха ниже 0 °С. Для этого служит кран.

В дизелях автомобилей семейства КамАЗ масляный радиатор рубчато-пластинчатого типа воздушного охлаждения установлен на радиаторе системы охлаждения. Его отключение происходит при помощи крана, установленного на корпусе цеь?рифуги, при температуре окружающего воздуха ниже 0 °С.

В двигателе ЗИЛ-375Я7 (автобуса ЛиАЗ-677М) установлен масло-теплообменник, обеспечивающий поддержание постоянной температуры масла за счет теплообмена с охлаждающей жидкостью. Излишне нагретое масло отдает тепло охлаждающей жидкости, а холодное нагревается. К теплообменнику жидкость подается из нижнего бачка радиатора системы охлаждения и, пройдя теплообменник, поступает к жидкостному насосу, а от него снова возвращается в радиатор.

Смазочный насос. Для нагнетания масла в магистральные каналы и подачи его под давлением к трущимся деталям узлу в и механизмов двигателя служит смазочный насос. В автомобильных двигателях применяют смазочные насосы с внешним и внутренним (у ВАЗ-2108) зацеплением зубчатых колес. По числу секций они могут быть одно- и двухсекционными. Каждая пара зубчатых колес двухсекционного насоса размещается в корпусе верхней и корпусе нижней секций насоса, разделенных между собой промежуточной крышкой. Ведущие шестерни соответственно верхней и нижней секций с помощью шпонок крепятся на валу насоса, который приводится в действие от распределительного вала. В корпусе каждой секции на осях свободно установлены ведомые зубчатые колеса, которые в паре с ведущими шестернями вращаются в своих корпусах с минимальными радиальными и торцовыми зазорами.

При работе насоса масло из картера двигателя подается во всасывающие полости верхней и нижней секций, заполняет впадины между зубьями зубчатых колес и далее переносится вдоль стенок корпусов в полости нагнетания, из которых оно поступает к масляным фильтрам и радиатору (направление цотока масла в каждой секции показано сплошными стрелками).

Необходимое давление масла, создаваемое верхней секцией насоса, на входе в главную смазочную магистраль поддерживается редукционным клапаном, отрегулированным на определенное давление и состоящим из плунжера и пружины, закрытых пробкой. При увеличении давления перепускной клапан открывается и масло из полости нагнетания перепускается во всасывающую полость насоса (направление потока масла показано штриховыми стрелками).

У дизеля КамАЗ-740, кроме клапана, ограничивающего давление в главной магистрали секции насоса, имеются предохранительные клапаны, которые перепускают масло при повышении давления в полости нагнетания до 0,8—0,85 МПа.

У двигателя ЗИЛ-130 редукционный клапан, расположенный в промежуточной крышке, открывается при давлении свыше 0,32 МПа. Нижняя секция смазочного насоса подает масло в масляный радиатор. Давление масла, нагнетаемого в радиатор, поддерживается шариковым перепускным клапаном, отрегулированным на давление 0,12—0,15 МПа. При увеличении давления масло из нагнетательной полости перепускается ,во всасывающую полость нижней секции, что предохраняет сердцевину радиатора от разрушения (направление потока масла при перепуске показано контурными стрелками).

Рис. 1. Двухсекционный смазочный насос:
а — продольный разрез; б — схема работы; в — общий вид

В дизелях семейства КамАЗ при повышении давления в радиаторе свыше 0,12 МПа масло, поступающее к нему из центрифуги через клапан, сливается в поддон, минуя радиатор.

В двигателях автомобилей ГАЗ-53-12 и ГАЗ-24-10 «Волга» и др. радиатор подключен к выходу главной смазочной магистрали через предохранительный клапан, отрегулированный на давление 0,1 МПа. Этот клапан предотвращает опасное понижение давления (ниже указанного значения) в смазочной системе при больших расходах масла (через радиатор, подшипники коленчатого вала и т. п.) ограничением количества масла, проходящего через радиатор, или его отключением.

Масляные фильтры. Чтобы очистить масло от механических примесей, которые появляются из-за изнашивания трущихся деталей, попадания пыли из воздуха, образования нагара и отложения смолистых веществ, применяют фильтры. В смазочных системах используют масляные фильтры грубой и тонкой очистки. В современных двигателях широкое распространение получили фильтры тонкой очистки, которые делят на фильтры со сменным фильтрующим элементом и фильтры центробежной очистки масла (центрифуги). Последние периодически очищают от грязи без замены каких-либо частей. Если в смазочной системе через фильтры тонкой очистки проходит только часть масла, то они называются неполнопоточными, а в том случае, если через них проходит все масло, они называются полнопоточными.

Полнопоточный фильтр центробежной очистки двигателя ЗИЛ-130 состоит из корпуса, кожуха и центрифуги с гидрореактивным приводом. Масло от насоса по каналу подается под вставку центрифуги, откуда небольшая часть масла, пройдя сетчатый фильтр, поступает к двум жиклерам, отверстия которых направлены в противоположные стороны. Масло, выбрасываемое из жиклеров (показано стрелками) в двух противоположных направлениях, создает крутящий момент, приводящий ротор, установленный на упорном подшипнике, во вращение с частой 5000—6000 об/мин. При этом основная часть масла, поступающая в полость колпака ротора, подвергается центробежной очистке. Продукты изнашивания, нагара и смолистые отложения, находящиеся в масле, отбрасываются под действием центробежной силы к внутренней поверхности колпака и равномерно распределяются по ней в виде осадка, крторый удаляют при чистке центрифуги (одновременно со сменой масла в двигателе).

Очищенное масло через радиальные отверстия оси ротора, трубку и канал поступает в распределительную камеру масляной магистрали. Канал соединен с перепускным клапаном, который при изнашивании подшипников коленчатого вала или загустении масла (при пуске холодного двигателя) перепускает часть неочищенного масла в магистраль, помимо центрифуги (показано штриховыми стрелками).

В дизельных двигателях ЯМЗ-236, КамАЗ-740 и др. работа фильтров центробежной очистки масла основана на том же принципе, однако они являются неполнопоточными, и масло, очищенное в них, направляется не в магистраль, а стекает в поддон картера.

На двигателях легковых автомобилей семейства ВАЗ, «Москвич», ГАЗ и др. устанавливаются только одни полнопоточные фильтры тонкой очистки масла со сменными фильтрующими элементами, изготовленными из бумажной ленты, картона или других материалов. Фильтрация масла осуществляется при просачивании его под давлением через эти элементы.

Очистка масла в фильтре тонкой очистки масла с бумажным фильтрующим элементом, установленном на двигателе автомобиля «Москвич-2140», происходит следующим образом. От насоса масло по подводящему каналу в крышке подается в корпус фильтра, проходит через фильтрующий элемент, затем уже очищенное масло через отверстие в выпускной трубке по отводящему каналу в крышке корпуса поступает в главную магистраль. Фильтрующий элемент в сборе центрируется болтом и прижимается к крышке пружиной. С торцов он уплотняется двумя опорными шайбами с установленными на них резиновыми кольцами.

Рис. 2. Центробежный фильтр тонкой очистки масла двигателя ЗИЛ-130

Перепускной шариковый клапан открывается при засорении фильтрующего элемента и перепускает неочищенное масло в смазочную магистраль, минуя фильтрующий элемент. Корпус фильтра крепится к крышке через прокладку. Для выпуска отстоя из фильтра на дне его корпуса имеется отверстие с резьбовой пробкой.

На дизелях автомобилей КамАЗ-5320, «Урал-4310» и др. в смазочной системе устанавливается также полнопоточный фильтр тонкой очистки с двумя сменными фильтрующими элементами, состоящими из древесной муки, пропитанной связующим веществом, или пакета специальной бумаги (дизель ЗИЛ-645).

Рис. 3. Фильтр тонкой очистки масла с бумажным фильтрующим элементом

Вентиляция картера. Для очистки картера двигателя от картерных газов, образующихся вследствие прорыва продуктов сгорания через неплотности поршневых колец и их смешивания с парами масла в картере, необходима вентиляция картера. Удаление картерных газов позволяет поддерживать в поддоне картера атмосферное давление, что предотвращает старение масла, утечку его через уплотнения, а также исключает возможность попадания картерных газов в кабину грузового или кузов легкового автомобиля.

Вентиляция картера может быть открытой — естественной и закрытой — принудительной. При открытой вентиляции картерные газы отводятся в атмосферу, а при закрытой — во впускной трубопровод. Открытые системы вентиляции картера применяются на автомобилях КамАЭ-5320, MA3-5335, ГАЗ-53-12, ГАЗ-24-10 «Волга» и др.

На дизелях ЯМЗ и КамАЗ открытая вентиляция картера осуществляется через сапун. В дизелях КамАЗ-740 сапун лабиринтного типа. Он установлен в гнезде картера маховика со стороны полости правого ряда блока цилиндров. Основными частями сапуна являются верхний, средний и внутренний стаканы, а также газоотводящая трубка.

Выход отработавших газов и паров топлива из картера двигателя в атмосферу происходит в результате разряжения, возникающего у газоотводящей трубки при движении автомобиля. Сапун лабиринтного типа препятствует уносу масла через газо-отводящую трубку, так как, проходя через каналы лабиринта, он резко меняет направление своего движения (показано штриховыми стрелками), в результате чего частицы масла отделяются и стекают в поддон.

Вентиляцию картера устраивают для охлаждения масла, освобождения картера от проникающих туда отработавших газов, паров топлива и воды, предотвращения попадания газов из картера в кабину водителя или кузов автомобиля.

В двигателе 3M3-53 вентиляция картера открытая. Нижний конец отсасывающей трубки имеет косой срез, направленный назад. При движении автомобиля у среза создается разрежение, отсасывающее газы из картера. Разрежение из картера передается в маслоналивную горловину и туда поступает воздух, очищенный в фильтре с набивкой из капронового волокна. Маслоотражатель препятствует выбрасыванию брызг масла из картера двигателя.

Вентиляция картера двигателя ЗИЛ-130 принудительная, т. е. картер двигателя соединен с впускным трубопроводом. Свежий воздух поступает в картер через воздушный фильтр, установленный на маслоналивной горловине. В систему вентиляции картера включен клапан, установленный на впускном трубопроводе. Перед клапаном расположен маслоуловитель, отделяющий частицы масла от газов, отсасываемых из картера.

Когда дроссельные заслонки карбюратора прикрыты, под действием большого разрежения во впускном трубопроводе клапан, поднимаясь вверх, входит верхним ступенчатым концом в отверстие штуцера, уменьшая проходное сечение канала. При полном открытии дроссельных заслонок, когда разрежение во впускном трубопроводе снижается, клапан под действием собственной тяжести опускается и полностью открывает проходное отверстие.

У двигателя ЯМЗ-740 вентиляция картера открытая. Картерные газы проходят через сапун-уловитель, отделяющий частицы масла. Из полости под сапуном масло сливается в поддон картера.

Рис. 4. Вентиляция картера двигателей: а — 3M3-53, 6 — ЗИЛ-130; 1 — воздушный фильтр, 2 — маслоналивной патрубок, 3 — маслоотражатель, 4-сасывающая трубка, 5 — маслоуловитель, 6 — клапан, 7— корпус, 8— штуцер
Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Приборы и механизмы смазочных систем и вентиляция картера"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства