Строительные машины и оборудование, справочник






Приборы измерения температуры


Категория:
   Электрооборудование автомобилей


Приборы измерения температуры

Основное назначение приборов измерения температуры (термометров и сигнализаторов) — контроль теплового режима работы двигателя. У двигателей жидкостного охлаждения это осуществляется контролем температуры охлаждающей жидкости, а у двигателей воздушного охлаждения контролируется температура масла. При необходимости производится контроль температурного режима других агрегатов автомобиля (гидротрансмиссии, аккумуляторной батареи и т. д.).

Термометры и сигнализаторы температуры, применяемые на автомобилях, являются электрическими приборами. Они имеют датчик и указатель, электрически связанные между собой и включенные в общую схему электрооборудования.

Термометр (рис. 1, а) состоит из логометрического указателя и терморезисторного датчика.



В терморезисторном датчике чувствительным элементом служит таблетка терморезистора, прижатая к дну латунного баллона токоведущей пружиной. Пружина изолирована от стенок баллона бумажной втулкой. Пружина соединена со штекерным (датчики ТМ101А и ТМ106) или винтовым (ТМ100) выводом, изолированным от баллона. Баллон снабжен резьбой для установки в контролируемой системе. Через резьбовое соединение баллона осуществляется электрическая связь датчика с корпусом автомобиля. Принцип действия терморезисторного датчика заключается в уменьшении сопротивления терморезистора при увеличении его температуры. С увеличением температуры терморезистора датчиков ТМ100 и ТМ101А от 40 до 120 °С его сопротивление уменьшается с 400 до 50 Ом. Терморезистор датчика ТМ106, который устанавливается на автомобилях ВАЗ, меняет свое сопротивление примерно на 1500 Ом при изменении температуры от 30 до 130 °С.

Логометрический указатель представляет собой магнитоэлектрический прибор, имеющий специфические особенности. Он содержит три катушки Wl, W2 и W3, намотанные на пластмассовом каркасе. Каркас может иметь разборную или неразборную конструкцию. Катушки W2 и W3 являются продолжением друг друга. Расположены они друг к другу под углом 90°. Второй конец катушки W3 через термокомпенсационный резистор RT сопротивлением 100 Ом соединен с корпусом автомобиля. Второй конец катушки W2 соединен с катушкой W1, которая расположена в одной плоскости с катушкой W2, но намотана встречно по отношению к последней. Таким образом, магнитные потоки Ф1 и Ф2 катушек W1 и W2 направлены встречно друг другу, магнитный поток ФЗ, создаваемый катушкой W3, направлен под прямым углом к плоскости действия магнитных потоков Ф1 и Ф2.

Рис. 1. Термометр: а — устройство; б, г — электрические схемы; в — определение положения стрелки при различной температуре охлаждения жидкости

Общий конец катушек W1 и W2 соединен с выводом Б указателя, через который осуществляется питание схемы прибора. В указателях для схем элекрооборудования с напряжением питания 24 В перед выводом Б устанавливается добавочный резистор сопротивлением 120 Ом. Таким образом обеспечивается унификация конструкции и обмоточных данных указателей температуры для схем электрооборудования с напряжением питания 12 и 24 В.

Второй конец катушки W1 соединен с выводом указателя Д, который на автомобиле проводом соединяется с выводом датчика.

Внутри каркаса на одной оси со стрелкой размещен постоянный дисковый магнит. При протекании тока по катушкам указателя магнит вместе со стрелкой может поворачиваться вокруг оси, ориентируясь при этом своими полюсами вдоль магнитных силовых линий результирующего магнитного потока Ф. Угол поворота магнита и стрелки ограничивается прорезью, в которой перемещается ограничитель. Для возврата магнита и стрелки в исходное положение при выключении схемы служит маленький магнит, встроенный в каркас. Собранный указатель помещен внутри экранизирующего цилиндра из низкоуглеродистой стали, который исключает влияние на работу прибора внешних магнитных полей.

При включении датчика и указателя в цепь питания ток проходит по двум параллельным ветвям: в одну включены катушки W2, W3 и термокомпенсационный резистор RT логометра, во вторую — катушка W1 логометра и терморезистор датчика. Ток, проходящий по катушкам W2 и W3, создает практически постоянные по величине и направлению магнитные потоки Ф2 и ФЗ. Ток в катушке W1 зависит от температуры датчика и в зависимости от нее величина потока Ф1 значительно изменяется.

Таким образом, отличие магнитоэлектрического логометра от обычного магнитоэлектрического прибора состоит в том, что отклонение подвижной части зависит от соотношения двух электрических величин. Ими являются токи, протекающие в разных ветвях схемы и создающие в двух расположенных под углом рамках взаимодействующие магнитные потоки. Лого-метры менее чувствительны к колебаниям напряжения бортовой сети.

При низкой температуре терморезистора датчика поток Ф1 незначителен и суммарный ток Ф устанавливает магнит со стрелкой в область низкой температуры на шкале указателя. Когда температура датчика высокая, сопротивление терморезис-тора резко уменьшается, а ток в катушке W1 возрастает. В результате возрастает магнитный поток Ф1, что приводит к изменению направления результирующего магнитного потока Ф и повороту магнита и стрелки в область высоких температур по шкале указателя. Логометрические указатели УКЮ1, УКЮ5, УК112, УК 120, УК143, УК145, УК270 работают в комплекте с датчиком ТМ100. Они изготовляются на напряжение питания 12 и 24В и имеют пределы измерения температуры 40—120 °С. Измерительные механизмы этих указателей аналогичны рассмотренному выше.

Рис. 2. Датчики сигнализаторов температуры: а — датчик ТМ104 и схема включения: 1 — вывод; 2 — изолятор; 3 — баллон; 4 — биметаллическая пластина; 5, 7 — контакты; 6 — ограничитель; 8, 9 — токоведущие пластины; 10 — сигнальная лампа; б — датчик ТМ111: 1 — вывод; 2 — изолятор; 3 — регулировочный винт; 4, 6 — контакты; 5 — корпус; 7—прижимная шайба; 8 — биметаллическая пластина; 9 — штекер; в — датчик РС403-Б: 1 — вывод; 2 — изолятор; 3 — регулировочный винт; 4 — упор; 5 — регулируемая пластина; 6, 9 — контакты; 7 — биметаллическая пластина; 8 — баллон

Указатель УК171 (пределы измерения температуры 40— 110 °С) работает в комплекте с датчиком ТМ101-А (автомобили КамАЗ).

Указатели УК191 и УК193, применяемые на автомобилях ВАЗ, работают в комплекте с датчиком ТМ106. Внутренняя схема этих указателей отличается от рассмотренной выше, а принцип работы аналогичен.

Сигнализатор аварийной температуры устанавливается в дополнение к термометру для того, чтобы привлечь внимание водителя световым сигналом в случае повышения температуры в контролируемом объекте до критического значения.

Датчики сигнализаторов температуры по своей конструкции могут быть разделены на три группы: типов ТМ104, ТМ 111 и РС403-Б.

В датчике ТМ104 биметаллическая пластина с контактом помещена в латунном баллоне изолированно от корпуса. Посредством пластины она соединена с выводом, который вмонтирован в изолятор. Ограничитель

6 не допускает Контакта пластины с баллоном. Неподвижный контакт, закрепленный на контактной пластине, соединен с корпусом.

С увеличением температуры контролируемой среды через баллон воздух внутри него нагревается и в результате деформируется биметаллическая пластина. При достижении температурой критического значения деформируемая пластина замыкает контакты. В этом случае при включенном выключателе зажигания через сигнальную лампу, снабженную красным светофильтром, пойдет ток, и она загорится.

Датчики типа ТМ104 (ТМ102, ТМ103, ТМ104-Т) отличаются друг от друга только температурой замыкания контактов, которая регулируется изменением расстояния между контактами и с помощью винта.

Датчик ТМ111 имеет массивный латунный корпус, к дну которого прижимной шайбой прижата петлеобразная биметаллическая пластина с контактом. Тарельчатый контакт с винтом может перемещаться по резьбе в выводе. Изменением расстояния между контактами устанавливается температура замыкания контактов 92—98 °С (датчик применяют на автомобилях КамАЗ).

Датчики типов ТМ104 и ТМ111 применяют в сигнализаторах температуры охлаждающей жидкости. Устанавливают датчик в резьбовое отверстие верхнего бачка радиатора.

Датчик РС403-Б применяют в сигнализаторах температуры масла (автобусы ЛАЗ и ЛиАЗ). Биметаллическая пластина с контактом присоединена к корпусу, а контакт, установленный на регулируемой пластине, соединен с выводом. Температура включения (127—143 °С) устанавливается регулировочным винтом после полной сборки датчика.

Читать далее:

Категория: - Электрооборудование автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины