Строительные машины и оборудование, справочник





Приборы, оборудование и способы смазывания кранов

Категория:
   Смазка кранов


Приборы, оборудование и способы смазывания кранов

Башенные краны имеют большое количество разнесенных по металлоконструкциям узлов, которые необходимо смазывать. В связи с тем, что краны — это крупные машины, которые к тому же многократно разбираются и собираются при перебазированиях с одной строительной площадки на другую, осуществить централизованную смазку их узлов очень сложно. Поэтому все трущиеся пары имеют смазочные устройства, расположенные в непосредственной близости от них. Как правило, все редукторы механизмов крана смазываются жидкими смазками, а подшипники на металлоконструкциях — консистентными. Для консистентных смазок применяют в основном приборы и устройства, показанные на рис. 174.

Рычажный шприц (рис. 174, а) предназначен для подачи смазки (как жидкой, так и консистентной) под давлением к трущимся поверхностям и в полости, предусмотренные для запаса смазки. Для заполнения шприца смазкой отворачивают цилиндрический корпус и поршень опускают в нижнее положение с помощью штока. После заполнения корпуса смазкой на верхнюю его часть навинчивают литую головку с плунжером, который приводится в движение рычагом. Смазка перекачивается плунжером из корпуса и под давлением подается в трубку, на конце которой имеется наконечник, приспособленный к шариковым пресс-масленкам (рис. 174, б, в).



Рис. 174. Приборы для смазывания кранов:
а — рычажный шприц, б — ниппельная пресс-масленка, в — шариковая пресс-масленка, г — винтовой шприц, д — штоковый шприц, е — пробка и штуцер для винтового шприца, ж — колпачковая пресс-масленка, з — контрольная пробка, и — лопаточка; 1 — поршень, 2 — пробка, 3 — плунжер, 4 — шток, 5 — корпус, б — винт, 7 — диафрагма, 8, 9 — телескопические трубки, 10 — клапан

По мере уменьшения объема смазки в корпусе поршень перемещается к головке и по его положению судят о наличии смазки в шприце. При наличии воздуха между смазкой и плунжером, что бывает после заполнения шприца, смазка подаваться в трубку не будет. Для удаления воздуха давят на шток 4 и одновременно открывают пробку 2, после чего насос заполняется смазкой полностью и может работать.

Винтовой шприц (рис. 174, г) имеет такое же назначение, как и рычажный, но применяют его не для шариковых масленок, а для резьбовых смазочных отверстий, куда ввертывают штуцер (рис. 174, е). Передняя часть шприца заканчивается наконечником с внутренней резьбой, служащей для присоединения к штуцеру. Давление в шприце создается за счет ввинчивания винта 6 с поршнем 1 в корпус. При смазке болт-пробку выворачивают и на его место вставляют штуцер, через который с помощью шприца продавливают смазку.

Штоковый щприц (рис. 174, д) предназначен также для подачи смазки под давлением. При смазке шприц держат за рукоятку, связанную со штоком 4 и поршнем /. Нажатие на рукоятку обеспечивает продавливание смазки через отверстия в диафрагме 7 и одновременно утапливание телескопических трубок 9 и 8 в корпус. При этом пружина сжимается, а плунжер 3 входит внутрь трубки 9, проталкивая сквозь нее смазку, Обратный ход плунжера происходит при снятии нажима с рукоятки шприца за счет пружины. В наконечнике шприца имеется клапан 10, удерживающий выжатую смазку от возврата при обратном ходе плунжера.

При больших объемах смазочных работ при сезонной смене смазки на кранах применяют заправочные шприцы, имеющие большую емкость, а вместо ручного — механический или пневматический привод.

Колпачковую пресс-масленку (рис. 174, ж) используют обычно в тех местах, где нужна частая смазка небольшими порциями. При необходимости подачи смазки крышку масленки, сидящую на резьбе, поворачивают на некоторый угол, уменьшая объем резервуара и выдавливая внутрь необходимое количество смазки.

Шариковые, пресс-масленки — ниппельная (см. рис. 174, б) и обычная (см. рис. 174, в) работают как клапаны, обеспечивают пропуск смазки к трущимся поверхностям и удерживают ее от вытекания во время работы узла. Для этой цели внутри каждой масленки помещен шарик, прижимаемый пружиной к гнезду масленки. Обычные масленки удобнее в эксплуатации, но их выступающие части нужно защищать от поломок. Поэтому в местах, где возможно задевание за масленку, ставят ниппельные, не имеющие выступающей части.

Ко нтрольная пробка (рис. 174, з) представляет собой болт с прокладкой, ввернутый в стенку редуктора на высоте, соответствующей нормальному уровню масла. При заливке масла в редуктор пробку вывертывают и заворачивают после того, как из нее начнет вытекать масло.

Лопаточки (рис. 174, и) используют для нанесения густой смазки на открытые поверхности. Их используют также для нанесения смазки на стальные канаты.

Размазывают смазку по поверхности каната тряпкой или рукавицей. В мастерских канат для смазки пропускают через ванну с подогретой смазкой.

Для смазки шестерен и подшипников, находящихся в редукторах выше уровня масла, применяют метод разбрызгивания. В этом случае шестерни, погруженные в масло, при вращении захватывают и разбрызгивают масло, создавая масляный туман, проникающий к шарико-подшипникам редуктора.

Рис. 175. Устройства для смазывания механизмов:
а — ходовая тележка со специальной (паразитной) шестерней в редукторе длясмазки, б — схема работы зубчатой передачи с паразитной шестерней для смазки, в — редуктор механизма поворота с плунжерным насосом, г — то же, с шиберным насосом; 1 — быстроходный вал-шестерня, 2 — зубчатое колесо, 3 — текстолитовая шестерня для смазки, 4 — щуп-масло-указатель, 5 — маслопроводная трубка, б — всасывающая трубка, 7 — плунжерный насос, 8 — фасонный диск, 9 — смотровое стекло, 10 — шестерня первой ступени, 11 — шиберный насос (стрелками показано направление движения масла)

В тех случаях, когда смазка разбрызгиванием из-за сложной конфигурации или большой высоты редуктора оказывается недостаточной, масло принудительно подают наверх с помощью специальных устройств, например, специальное (паразитной) шестерни 3 (рис. 175, а, б), плунжерного (рис. 175, з) или шиберного (рис. 175, г) насосов.

Плунжерный насос приводится в действие от фасонного диска, имеющего наклонную плоскость. Шиберный насос И всасывает масло через трубку и подает его по трубке под крышку подшипника вторичного вала, откуда масло попадает на шестерню и разбрызгивается центробежной силой. Специальная шестерня, свободно сидящая на валу, нижней частью погружена в масляную ванну и приводится во вращение от зубчатого колеса. При вращении шестерен масло, увлекаемое зубьями шестерни, подается на зубья шестерни и вместе с ними попадает к быстроходной шестерне. За счет большой скорости вращения шестерни обеспечивается разбрызгивание масла и создается масляный туман. Таким образом смазывается и верхняя шестерня.

Рассмотренные конструкции позволяют упростить уплотнения валов редуктора и уменьшить количество заливаемой смазки. Для контроля уровня масла в редукторе применяются масломерные щупы (рис. 175,а), в головке которых часто бывает предусмотрено отверстие, связывающее полость редуктора с атмосферой — так называемый рапун, служащий для уравнивания давления внутри редуктора. На стержне щупа наносят две риски, служащие указателем верхнего и нижнего пределов уровня масла.

Подшипники (блоков, осей, роликов и прочих вращающихся деталей) смазывают консистентной смазкой. Смазка заполняет свободное пространство в подшипнике между шариками (роликами), сепараторами и обоймами и на одну треть полости подшипниковых щитов. Целиком заполнять камеры нельзя, так как это вызовет повышенный нагрев подшипника и смазка будет вытекать и разлагаться.

Крановое электрооборудование также нуждается в смазке. В электродвигателях смазывают шариковые подшипники консистентной смазкой после снятия крышки подшипника. Предварительно подшипник промывают для удаления старой смазки. Эти узлы смазывают не реже 1 раза в два года. Подшипники контроллеров, командоконт-роллеров, концевых выключателей смазывают при капитальном ремонте. Подшипники контакторов смазывают графитной смазкой при профилактических ремонтах крана, но не реже раза в 2 месяца.

В подшипниках некоторых контакторов предусмотрено отверстие с резьбой, в которое ввернут винт. Отверстие это должно быть заполнено смазкой. Завинчиванием винта смазка выдавливается в подшипник. Если такого отверстия нет, то подшипник для смазки снимают с вала. Шарнирные соединения механизма управления автоматов смазывают приборным маслом МВП не реже одного раза в год.

Шарнирные соединения тормозных электромагнитов и конечных выключателей смазывают при периодических осмотрах. Шарнирные соединения с встроенными масленками смазывают с помощью шприца, а остальные — жидким маслом. Для этого очищают шарнирное соединение от пыли и грязи и масленкой подают на него несколько капель масла, а затем вручную провертывают шарнир для равномерного распределения смазки по всей поверхности.

Чтобы ножи рубильника не заедало в контактных стойках, шарнирное соединение смазывают не реже одного раза в шесть месяцев несохнущей смазкой, например техническим вазелином.

Контактные поверхности кулачковых контроллеров, контакторов и реле смазывать нельзя, так как смазка ухудшает контакт и-вызывает подгорание и быстрый износ контактов.

Читать далее:

Категория: - Смазка кранов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины