Строительные машины и оборудование, справочник






Приборы топливоподачи и очистки воздуха


Категория:
   Техническое обслуживание автомобилей


Приборы топливоподачи и очистки воздуха

Топливный бак. На автомобиле может быть установлен один или несколько топливных баков, являющихся резервуарами для хранения топлива. Емкость топливного бака должна обеспечивать пробег автомобиля без заправки в пределах 400—600 км. Форма топливного бака, особенности конструкции его наливной горловины и способ крепления зависят от места установки бака на автомобиле. В остальном же топливные баки различных автомобилей сходны по устройству.

Они состоят из двух штампованных половин, сваренных между собой; внутри бака имеются перегородки, которые повышают его жесткость и уменьшают гидравлические удары при резких перемещениях топлива. Уровень топлива в баке определяется с помощью указателя 8, установленного на щитке приборов, и датчика, расположенного в гнезде бака.

Топливные баки отдельных моделей автомобилей оборудуют приборами, контролирующими начало расхода резервного топлива, рассчитанного на пробег не менее 50 км.



Заливная горловина топливного бака имеет сетчатый фильтр и герметично закрывается крышкой, в которую для уменьшениея потерь топлива вследствие испарения встроены два автоматических клапана, сообщающие полость бака с атмосферой для выравнивания давления в нем. При разрежении в баке в пределах 1,5—4 кПа открывается впускной клапан, и бак сообщается с атмосферой, при избыточном давлении в нем (равном 0,01—0,02 МПа) открывается выпускной клапан.

Рис. 6.9. Топливные фильтры: а—грубой очистки; б и в—тонкой очистки

Топливные фильтры. Для очистки топлива от механических примесей и воды применяются топливные фильтры (рис. 6.9). На пути от бака к карбюратору топливо очищается сетчатыми фильтрами бака, топливного насоса и карбюратора. Кроме того, между баком и топливным насосом устанавливают фильтр-отстойник щелевого типа, а между карбюратором и топливным насосом — фильтр тонкой очистки топлива. Такая тщательная очистка топлива необходима потому, что даже самые небольшие механические примеси и вода нарушают работу карбюратора.

Фильтр грубой очистки (рис. 6.9, а) имеет фильтрующий элемент, состоящий из тонких пластин с отверстиями и штампованными выступами. В собранном фильтрующем элементе из-за наличия выступов образуются щелевые зазоры, в которых задерживаются и выпадают в отстой механические примеси с размером частиц свыше 0,05 мм. Топливо поступает в корпус фильтра через отверстие и, пройдя фильтрующий элемент, выходит из корпуса через отверстие. В металлическом стакане из топлива отстаивается вода, которая вместе с механическими примесями спускается через отверстие, закрываемое пробкой.

Фильтр тонкой очистки (рис. 6.9, б) в значительной мере способствует безотказной работе смеседозирующих систем карбюратора и особенно жиклеров, имеющих отверстия с малым проходным сечением. Топливо через впускное отверстие подается в стеклянный стакан-отстойник, прижимаемый к корпусу скобой. Из стакана топливо поступает в пористый керамический элемент, где оно подвергается тонкой очистке, и затем через выходное отверстие подается к карбюратору.

Двигатели большинства легковых автомобилей оборудуются только фильтром тонкой очистки (рис. 6.9, в) с фильтрующим элементом из латунной сетки, установленной на алюминиевом или капроновом патроне. Принцип работы такого фильтра аналогичен фильтру с керамическим фильтрующим элементом.

Рис. 6.10. Мембранный топливный насос:
а -разрез насоса; б—механизм ручной подкачки

Топливный насос. Для принудительной подачи топлива к карбюратору служит топливный насос. На двигателях автомобилей ЗИЛ-130 и «Москвич-2140» топливный насос приводится в действие от эксцентрика распределительного вала через штангу, на двигателях автомобилей ГАЗ-24-10 и ГA3-53-12 —непосредственно от эксцентрика, на двигателях ВАЗ — эксцентриком вала привода смазочного насоса и прерывателя-распределителя. Наибольшее распространение получили мембранные насосы, отличающиеся хорошей работоспособностью.

Насос (рис. 6.10, а) Б-10 двигателя ЗИЛ-130 состоит из трех основных частей: корпуса, клапанной головки/и крышки. В корпусе насоса установлены коромысло, нагнетательная пружина и валик рычага ручной подкачки топлива. В головке встроены три выпускных клапана и три впускных клапана, над которыми расположен сетчатый фильтр. Крышка имеет перегородку, разделяющую впускную А и нагнетательную Б полости насоса. Между клапанной головкой и корпусом зажата многослойная лакотканевая мембрана, закрепленная на штоке, нижний конец которого через шайбу соединен с внутренним вильчатым плечом коромысла, а его наружное плечо пружиной постоянно прижимается к штанге привода насоса.

Рис. 6.11. Масляно-инерционный воздухоочиститель

Работает насос следующим образом. При набегании выступа эксцентрика на штангу коромысло, поворачиваясь на оси, своим вильчатым плечом опускает шток с мембраной вниз, преодолевая сопротивление пружины. При этом в полости над мембраной создается разрежение, под действием которого открываются впускные клапаны, и топливо из бака поступает во впускную полость А крышки, откуда, пройдя сетчатый фильтр, заполняет пространство над мембраной. При сбегании выступа эксцентрика из-под штанки под действием пружины шток вместе с мембраной поднимается вверх, при этом под давлением топлива, находящегося над мембраной, впускные клапаны закрываются, а выпускные открываются, и топливо подается в нагнетательную полость Б. Из последней оно через отверстие штуцера поступает по топливопроводу к карбюратору.

В том случае, если расход топлива через дозирующие системы карбюратора мал и запорный клапан поплавковой камеры закрыт, насос работает вхолостую. Последнее объясняется тем, что топливо, находящееся над мембраной, не позволяет ей перемещаться вверх, при этом пружина сжата, а шток находится в нижнем положении, что позволяет вильчатому плечу коромысла свободно качаться до тех пор, пока не откроется запорный клапан поплавковой камеры. При ремонтно-регулировоч-ных работах для заполнения поплавковой камеры топливом служит механизм ручной подкачки (рис. 6.10, б). Валик пазом, соединенным с коромыслом, действует на его вильчатый конец, обеспечивая перемещение штока и мембраны не под действием эксцентрика, а вручную — рычагом.

Для контроля герметичности мембраны и вентиляции корпуса служит отверстие.

Воздухоочиститель. Для очистки воздуха от пыли на двигатель устанавливают воздухоочиститель. Применение воздухоочистителя уменьшает изнашивание деталей цилиндро-поршневой группы двигателя примерно в 2—3 раза по сравнению с изнашиванием их при работе карбюратора без фильтрации воздуха. Кроме того, воздухоочиститель снижает уровень шума, возникающего во впускном тракте во время процесса впуска.

Наибольшее распространение получили масляно-инерционные двухступенчатые воздухоочистители (у двигателей автомобилей ЗИЛ-130, ГАЗ-53-12, ГАЗ-24-10 «Волга» и др.) и сухие со сменными фильтрующими элементами (у двигателей автомобилей семейства ВАЗ и«Москвич»),

Масляно-инерционный воздухоочиститель состоит из корпуса (рис. 6.11), фильтрующего элемента, масляной ванны, крышки-переходника для забора воздуха, отражателя, воздухосборника, переходника для крепления воздухоочистителя и патрубка 6 отбора воздуха.

При работе двигателя в результате разряжения во впускном трубопроводе запыленный воздух через воздухосборник поступает в крыш-ку-переходник и через кольцевую щель направляется вниз к масляной ванне и отражателю. У поверхности масла воздух резко изменяет направление и движется к фильтрующему элементу, набивка которого может быть из капронового волокна или металлической сетки. При изменении направления движения воздуха крупные частицы пыли, продолжая по инерции двигаться вниз, оседают в масле.

Проходя через фильтрующий элемент, воздух неоднократно изменяет направление движения, в результате чего мельчайшие частицы пыли задерживаются в его набивке. Очищенный воздух через переходник поступает в воздушную горловину карбюратора и к патрубку 6 отбора воздуха.

В сухих фильтрах двигателей автомобилей семейства ВАЗ и «Москвич» воздух очищается от пыли, проходя через фильтрующий элемент, состоящий из сетчатого металлического каркаса и сменного свернутого рулона специальной пористой бумаги или картона. Для предварительной очистки воздуха и увеличения пылеемкости фильтра на его свернутый рулон дополнительно надевают элемент из синтетической ваты.

Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины