Строительные машины и оборудование, справочник





Приемы разметки, правки, гибки и клепки


Категория:
   Ремонт автогрейдеров


Приемы разметки, правки, гибки и клепки

Разметка. Предназначена для выполнения на заготовках контура будущих деталей путем нанесения рисок (линий) и меток (углублений) с помощью чертилок, кернеров, циркулей и рейсмасов. Поверхность заготовки, по которой проводится разметка, предварительно окрашивается меловым раствором (1000 г мела, 50 г столярного клея на 8 л воды), обработанная поверхность — раствором медного купороса. Разметка может проводиться тремя способами: по чертежу, по шаблону, по образцу.

Разметка по чертежу. Предусматривает перенесение с чертежа на окрашенную поверхность заготовки контуров будущей детали с использованием при плоскостной разметке чертилки (рис. 3.1, а) для нанесения разметочных линий, кернеров (рис. 3.1, б) для нанесения точечных углублений, циркуля (рис. 3.1, в) для нанесения разметочных дуг, а при пространственной разметке — рейсмаса с укрепленными на нем чертилками. При разметке алюминиевых или дюралюминиевых деталей вместо этих инструментов применяются карандаши, так как риски привели бы к появлению коррозии.

Разметка по шаблону. Производится при изготовлении большого числа одинаковых деталей с целью повышения производительности труда, она выгодна и при изготовлении деталей сложной конфигурации. Шаблон выполняется точно по размерам из листового материала толщиной 0,5…5 мм, его накладывают сверху на окрашенную поверхность заготовки и плотно прижимают к ней (например, струбцинами). Разметка контура осуществляется чертилкой, полученную риску накернивают. По шаблону удобно размечать отверстия и контуры сложной криволинейной формы.



Разметка по образцу. Упрощает процесс изготовления деталей, так как вместо шаблона заготовка обрабатывается по готовой детали, укрепленной на заготовке подобно шаблону. Такой способ разметки выгоден в единичном производстве и ремонте.

Правка. Используется для выпрямления деталей и заготовок, имеющих изгиб, коробление, волнистость, для исправления местных вмятин и выпучин на листовом металле. Правку можно проводить и в холодном состоянии и при нагревании металла ручным способом, с помощью прессов и правильных вальцов.

Ручная правка ведется на специальных массивных стальных или чугунных правильных плитах или на наковальнях. Причем для правки закаленных деталей используются молотки со вставками из твердых металлов типа ВК8 в ударной части, для правки деталей из цветных металлов и сплавов — молотки со вставными бойками из меди, свинца или даже дерева.
Перед правкой деформированные места детали или заготовки отмечают мелом или графитным карандашом.

Валы и прутки правятся на правйльной плите с помощью призм или без них путем нанесения ударов молотком по выпуклой части этих деталей.

Правка очень тонких листов производится на правильных плитах при нанесении ударов деревянными, медными или свинцовыми молотками или путем выглаживания гладилками искривленной поверхности.

Более производительна правка деталей с использованием винтовых прессов (рис. 3.2). С помощью наложенного закаленного валика и призм можно на прессе выпрямить и угольник, а на трехваликовых гибочных станках легко правится листовой металл.

Для правки могут быть использованы также молоты и другие станки. Стальной прокат (швеллеры, двутавры и т. д.), валы, поковки можно править без ударов и нажима, используя лишь подогрев изогнутого места паяльной лампой или горелкой. При охлаждении нагретого места струей воздуха деталь выпрямляется, так как нагретое место сжимается.

Рис. 3.1. Разметка по чертежу:
а — нанесение линий; б — нанесение углублений; в — нанесение дуг; 1 — чертилка; 2 — кернер; 3 — молоток; 4 — заготовка; 5 — угольник; 6 — циркуль

Гибка. Предназначена для придания заготовке изогнутой формы. Гибке подвергается только пластичный металл, так как после гибки деталь должна сохранить полученную форму. Она осуществляется как ручным, так и механизированным способом.

Часто для придания заготовке требуемой формы используются различные оправки (круглые, угольные, прямоугольные и т. д.), которые зажимаются в тисках. Так, например, втулку или хомут можно согнуть из листа на круглой оправке (рис. 3.3, а), скобу с помощью прямоугольных и угловых оправок и приспособлений (рис. 3.3, б) и т. д.

Следует знать, что минимально достижимый радиус гибки, при котором не образуется трещин, зависит от толщины металла и его свойств. Для стального листа, например, минимальный радиус гибки не должен быть при холодной гибке меньше 1,3…1,5 толщины листа. Но при гибке с нагревом этот радиус может быть и меньше.

Рис. 3.2. Правка прутка (трубы) на винтовом прессе

Рис. 3.3. Гибка металла: а — гибка хомута; б — гибка полосы;
1 — оправка; 2 — хомут; 3 — полоса; 4 — угольники

Рис. 3.4. Прямая клепка заклепкой с полукруглой головкой: а — осадка заклепки молотком; б — формирование головки; в — отделка полукруглой головки

Рис. 3.5. Обратная клепка заклепкой с полукруглой головкой

Особые методы используются при гибке труб. Если диаметр трубы больше 40 мм, предварительно вовнутрь трубы засыпают мелкий сухой песок. Подогретый горелкой, паяльной лампой или в печи участок загиба отрезка трубы, заглушённой с обоих концов пробками, имеющими отверстие для выпуска газов, подвергается гибке по шаблону. Без нагрева изгибают трубы небольшого диаметра. Изгиб ведется между штырей, по неподвижной оправке или с помощью рычага с роликом.

При холодной гибке медных и латунных труб их предварительно отжигают при температуре 600…700° С и заполняют расплавленным стеарином, парафином или канифолью, которые после гибки выплавляются. При горячей гибке медных труб их полость заполняют песком.

Производительность работ при гибке повышает использование четырех- и трехроликовых гибочных станков.

Клепка. Предназначена для неразъемного соединения Деталей с помощью заклепок. Чаще всего клепаными бывают металлоконструкции. В автогрейдерах, например, тормозные накладки приклепывают к колодкам тормозов.

При клепке пакета деталей стержень заклепки расширяется, плотно заполняя отверстие, и образовавшееся снаружи утолщение, сформированное под головку, прочно закрепляет детали.

Заклепки могут быть целиковыми и полыми, изготавливаться с полукруглой, плоской и потайной головками из пластичного металла (меди, латуни, алюминиевых сплавов, стали). При диаметре заклепки до 12 мм клепка ведется холодным способом. Горячая клепка (с нагреванием заклепки до 1100° С) используется только при диаметре заклепки больше 21 мм.

Применяются ручная и механизированная клепка деталей. При механизированной клепке используются различные пневматические молотки (моделей 53КМ-5, 55КМ-Г0, 62КМ-7 и др.).

Известны два вида клепки: прямая и обратная.

Прямая клепка характеризуется формированием с помощью инструментов замыкающей головки, расположенной сверху склепываемых деталей. На рис. 3.4 представлен процесс прямого формирования полукруглой головки заклепки. Похоже осуществляется прямая клепка деталей пустотелой заклепкой.

Обратная клепка основана на том, что в случае невозможности работать молотком со стороны формирующейся головки производят удары по оправке с противоположной стороны (со стороны имеющейся головки заклепки), замыкающая головка формируется с помощью углубления в поддержке (рис. 3.5).

Читать далее:

Категория: - Ремонт автогрейдеров

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины