Как правило, скреперы используют в комплекте с другими машинами. На рис. 108 показана типовая схема производства работ по сооружению канала. Верхняя часть сечения канала разрабатывается скреперами при поперечной схеме движения, нижнюю часть сечения канала разрабатывает экскаватор с рабочим оборудованием драглайна (рис. 108. б), а зачистку откосов выполняет бульдозер (рис. 108, в).
При строительстве каналов большого сечения для зачистки откосов (рис. 108, г) используют бульдозеры с откосниками и автогрейдеры. Наличие на откосах канала нескольких берм затрудняет не только полную выемку грунта, но и производство планировочных работ. При разработке каналов сложного сечения (рис. 108, д) глубиной до 15 м работы следует производить поярусно по продольной схеме разработки с устройством въездов и выездов, с зачисткой откосов откосниками, установленными на бульдозерах. Канал по длине разбивают на участки длиной 200…250 м при работе прицепных скреперов и длиной 300…350 м при работе самоходных скреперов.
В начале и конце участков устраивают въезды и выезды. При заложении откосов 1:1 и слое разработки в 20…25 см каждый последующий слой разрабатывают со смещением .от откоса на 20…25 см. В результате по мере углубления выемки на откосах образуется ступенчатая поверхность.
После планировки откосов верхнего яруса (до бермы) приступают к дальнейшему углублению в том же порядке до очередной бермы или до днища. Уменьшение площади поперечного сечения, а следовательно, и объема грунта позволяет увеличить длину участков. Такая технология работ была применена на строительстве обводного канала Дзержинской обогатительной фабрики при строительстве очистных сооружений, на строительстве канала Днепр — Кривой Рог. Из общего объема выемок по каналу более 28% было выполнено скреперами.
При возведении дорожных насыпей применяется такая же схема работ. При отделке откосов срезку уступов осуществляют навесным планировщиком откосов. Насыпь по длине разбивают на участки длиной 50 м, а шириной, равной ширине скрепера.
Рис. 108. Схема комплексной механизации работ при сооружении канала (о, б, о), при зачистке откосов без бери {г) и с бермами (д)
1 — скрепер; 2 — бульдозер; 3 — экскаватор; 4 — автогрейдер; 5 — скрепер с откосником
По этой схеме были выполнены отсыпка насыпи автодорожного полотна Донецк — Жданов и Донецк, Горловка, а также насыпь скоростного трамвая в г. Кривой Рог. Важное значение имеет расстояние между въездами (табл.110).
Рис. 109. Схема работ при возведении плотины
1 — место набора грунта; 2 — направление движения груженого скрепера; 3 — место выгрузки грунта; 4 — направление движения порожнего скрепера; 5 — мачта осветительной установки; б —граница площади разработки грунта; 7 — 2-я очередь карьера; 8— 1-я очередь карьера
При возведении плотин и дамб скреперами грунт, если он пригоден для сооружения, следует брать в чаше будущего водохранилища (рис. 109), так как это сокращает дальность его транспортировки. Так, например, при строительстве плотины высотой 32 м в г. Краматорске грунт разрабатывался скреперами в чаше будущего водохранилища, укладывался в тело плотины послойно и уплотнялся ими же. Для равномерного уплотнения грунта по всей ширине плотины ось каждой последующей проходки скрепера смещалась на 0,5 м.
Скреперы широко применяют для устройства грунтовых подушек — искусственных оснований.
Глубину выемки выполняют на 1,5…2 м ниже проектной отметки, а затем устраивают грунтовую подушку из грунтов резервов. При разработке грунтов в котловане их влажность может быть недостаточной, поэтому в период разработки и складирования в резерв грунты равномерно увлажняют до 17…19% по всей массе. Качество укладки грунта в подушку, его плотность контролирует грунтовая лаборатория.
Скреперы успешно применяют и в промышленном строительстве при разработке котлованов глубиной более 8 м и объемом до 400 тыс. м3 грунта, например на Горловском горно-обогатительном комбинате. При наличии грунтовых вод работы выполнялись в два приема. Сначала разрабатывался верхний слой грунта до уровня грунтовых вод. Далее после установки водопонизительных установок работы выполнялись экскаваторами, оборудованными драглайнами.
Рис. 110. Схема разработки выемки с укладкой грунта в одностороннюю насыпь (а); профиль трассы передвижения скрепера (б); схема отвала (в)
1 — выемка; 3 — отвал
При глубине разработки скреперами до 10 м из-за увеличения длины наклонных участков трассы движения производительность скреперов снижается (рис. 111) и продолжительность цикла работы увеличивается (табл. 111). Продолжительность цикла работы определяется также параметрами машины и тяговыми свойствами толкача. От мощности толкача зависит время набора грунта, наполнение ковша и производительность.
Рис. 111. Зависимость продолжительности цикла работы скрепера и его производительности от глубины разработки при различных расстояниях перемещения грунта 160 м; 2 — на 250 м; 3 — на 630 м: 5 — на 1000
При производстве, вертикальной планировки площадей применяют скреперы с автоматизированной системой ориентации рабочего органа (Стабилоплан-1 и др.), что позволяет увеличить точность работ, а использование лазерной аппаратуры позволяет значительно упростить и уменьшить объем геодезических работ.
Основным способом подготовки скальных грунтов к разработке является рыхление их взрывом или рыхлителями. Скреперы с ковшом объемом 15 м3 могут набирать скальные породы, а также разрыхленный мерзлый грунт кусками 0,6…0,8 м.
Впервые в практике строительства массовое применение скреперов при разработке скальных пород было осуществлено в тресте Укрэкскавация Минстроя УССР на строительстве горной автодороги Симферополь — Алушта — Ялта. Скреперами было разработано и перемещено более 700 тыс. м3 скальных пород. В тресте Донбассэкскавация скреперами разрабатывались песчаники. В г. Никитовке была выполнена вертикальная планировка территории скреперами с использованием толкача 150 кН, а рыхление производилось рыхлителем 250 кН. Годовая выработка на 1 м3 объема ковша составила 9,7… 10 тыс. м3.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Применение скреперов на строительстве каналов, дамб и насыпей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы