Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобильные эксплуатационные материалы

Публикация:
   Применение сжиженных нефтяных газов

Читать далее:




Применение сжиженных нефтяных газов

Основными компонентами сжиженных нефтяных газов (или пропан-бутановых газов) являются: пропан СзНв и бутан С4Ню- Кроме того, в них содержится небольшое количество этана и пропилена. При 20 °С бутан сжижается при давлении 0,103 МПа, а пропан — 0,716 МПа. Поэтому для обеспечения сохранения жидкого состояния при более высоких температурах (до 45…50 °С) пропан-бутановая смесь хранится в топливном баллоне под давлением 1,0… 1,8 МПа.

По отношению к бензину пропан и бутан имеют более высокую массовую теплоту сгорания и характеризуются высокой детонационной стойкостью, в связи с чем эти газы являются хорошим топливом для двигателей внутреннего сгорания с принудительным (искровым) воспламенением.

В соответствии с ГОСТ 20448—80 выпускаются две марки сжиженного газа: СПБТЗ — смесь пропана и бутана техническая зимняя, содержащая не менее 75% пропана и не более 20% бутана; СПБТЛ — смесь пропана и бутана техническая летняя, содержащая 34% пропана и 60% бутана.

С целью обеспечения необходимых эксплуатационных качеств газобаллонных автомобилей состав СНГ регламентирован ТУ-38-001302-78 «Газы углеводородные сжиженные топливные для газобаллонных автомо

В СНГ должно содержаться не более 0,003% масс, сероводорода и 0,015% общей серы. Содержание свободной воды и щелочи не допускается.

Пропан-бутановые смеси характеризуются высоким коэффициентом объемного расширения: при увеличении температуры на 10 °С давление в газовом баллоне повышается на 0,6…0,7 МПа. Поэтому во избежание разрушения топливного баллона при повышении температуры в нем необходимо иметь паровую подушку с минимальным объемом не менее 10% от всего объема. Особенностью компонентов СНГ является также отсутствие запаха. Поэтому для обнаружения утечек смеси в нее добавляют специальные продукты — одоранты, обладающие специфическим сильным запахом. В качестве одоранта используется обычно этилмеркаптан C2H5SH, добавляемый в количестве 0,2…0,3 г на 1000 м3 газа. Запах должен ощущаться при содержании газа в воздухе не менее 0,5% об.

В настоящее время отечественной промышленностью освоен выпуск различных моделей газобаллонных автомобилей, производятся комплекты газобаллонного оборудования для перевода на СНГ эксплуатируемых автомобилей. Газобаллонные автомобили выпускаются двух модификаций: со специальными газовыми двигателями с повышенной на 1…2 ед. степенью сжатия (ЗИЛ-138, ЗИЛ-138В, ЗИЛ-ЛиАЗ-45023, ГАЗ-53-07, ЛиАЗ-677Г, ЛАЗ-695П) и с универсальными двигателями (ГАЗ-52-07, ГАЗ-52-08, ГАЗ-24-07). В первом случае СНГ является основным топливом, а имеющаяся резервная система питания бензином предназначена для кратковременного использования в исключительных случаях. Благодаря повышению степени сжатия мощность двигателя при работе на СНГ сохраняется, а топливная экономичность улучшается.

Газобаллонные автомобили с универсальными двигателями допускают работу как на СНГ, так и на бензине. Однако в этом случае при использовании сжиженного газа теряется до 10% мощности двигателя и несколько ухудшается его топливная экономичность.

Практический опыт эксплуатации газобаллонных автомобилей показал ряд их преимуществ. Отсутствие жидкой фазы (фракций углеводородов) в топливно-воздушной смеси обеспечивает большую равномерность ее распределения по цилиндрам двигателя, исключает смывание смазки с их зеркала, а загрязнение масла и нагарообразование значительно снижаются. Благодаря этому ресурс работы двигателя и его межремонтный пробег возрастают в 1,4…2, а сроки смены моторного масла — в 2…2,5 раза. Из-за большей сложности газобаллонной системы питания трудоемкость ее технического обслуживания и ремонта возрастает на 3…5%, что тем не менее полностью компенсируется за счет увеличения межремонтного пробега.

Из-за худших пусковых свойств СНГ надежный пуск холодного двигателя даже на зимней марке топлива возможен при температуре окружающего воздуха до —5…—7 °С. При более низких температурах в условиях безгаражного хранения для запуска двигателя требуется его тепловая подготовка. Для этой цели используются различные способы подогрева с помощью газовых инфракрасных излучателей, подачи горячего воздуха, прокачки системы охлаждения горячей водой и др. При отсутствии необходимых средств допускается запуск двигателя на резервном бензине с переходом после прогрева на газовое топливо. Однако следует иметь в виду, что это является исключительной мерой, так как ведет к дополнительному расходу бензина и снижает экономическую эффективность газобаллонного автомобиля.

Топливая система грузовых газобаллонных автомобилей и автобусов практически полностью унифицирована. Ее основными элементами (рис. 1) являются бак СНГ с вентилем для подачи жидкой и газовой (парообразной) фаз топлива, запорный вентиль, испаритель, фильтр, двухступенчатый редуктор и карбюратор-смеситель. Резервная система питания бензином включает бак с запорным краном, фильтр, бензонасос и простейший однокамерный карбюратор. Для контроля уровня СНГ в баке и давления газа служат дистанционные указатели. Подача газообразной фазы из бака СНГ осуществляется только при пуске и прогреве двигателя. При работе двигателя сжиженный газ под давлением около 1,6 МПа через вентили поступает в испаритель, откуда в парообразном состоянии после очистки в фильтре 6 подается в редуктор. В первой ступени редуктора давление газа понижается до 0,15 МПа, во второй — примерно до атмосферного. Далее под действием разрежения во впускной системе работающего двигателя газ поступает в карбюратор-смеситель, откуда в виде однородной топливной смеси подается в цилиндры двигателя. Для перевода двигателя на резервное питание бензином служит кран.

Рис. 1. Принципиальная схема топливной системы газобаллонного автомобиля

Газобаллонная установка автомобиля ГАЗ-24-07 отличается в основном конструктивным исполнением некоторых элементов. При этом бак для хранения СНГ размещается в багажнике автомобиля, занимая около трети его объема.

Заправка автомобилей СНГ осуществляется на стационарных специализированных автозаправочных станциях. Типовая стационарная станция содержит 4 емкости для хранения СНГ общим объемом 25 м3 и обеспечивает заправку 600 автомобилей в сутки. Заправка СНГ осуществляется с помощью центробежных насосов при одновременном создании в емкостях избыточного давления 0,1…0,2 МПа (рис. 2). Избыточное давление, создаваемое компрессором, может использоваться также для слива СНГ из заправочной автоцистерны. Заправочная колонка снабжена счетчиками СНГ и присоединительными шлангами.

Рис. 2. Принципиальная схема стационарной станции для заправки газобаллонных автомобилей СНГ: 1 — компрессор; 2 — маслоотделитель; 3 — фильтр; 4 — насос; 5 — емкость для хранения СНГ; 6 — раздаточные колонки

Для заправки газобаллонных автомобилей также используются передвижные газонаполнительные станции ЦППЗ-12-885, состоящие из седельного тягача ЭИЛ-130В1 и цистерны, установленной на шасси полуприцепа ОдАЗ-885. Цистерна имеет полезную емкость 10,2 м3 и оборудована одним заправочным постом. Время заправки одного автомобиля 5…8 мин. Станция обеспечивает заправку примерно 200 автомобилей.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобильные эксплуатационные материалы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Применение сжиженных нефтяных газов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства