Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобильные эксплуатационные материалы

Публикация:
   Принципы нормирования расхода автомобильных топлив, масел и пластичных смазок

Читать далее:




Принципы нормирования расхода автомобильных топлив, масел и пластичных смазок

Принципиальная особенность действующих норм расхода жидкого топлива для автомобилей состоит в том, что для грузовых автомобилей расход топлива по норме поставлен в прямую зависимость от транспортной работы, т. е. от количества выполненных тонно-километров. Такой принцип нормирования отражает фактический расход топлива, способствует лучшему использованию грузоподъемности автомобилей и ставит в более выгодные условия водителей тех автомобилей, у которых меньше пробег без грузов и лучше используется грузоподъемность.

Расход жидкого топлива для бортовых автомобилей и автопоездов установлен в литрах на 100ткм и на 100 км пробега, т. е. на транспортную работу и на пробег. При этом, как показали проведенные работы, на единицу транспортной работы затрачивается практически примерно одно и то же количество топлива для автомобилей разных моделей, но с двигателями одного и того же типа (дизельными или карбюраторными). В соответствии с этим норма расхода топлива на каждые 100 ткм транспортной работы установлена для карбюраторных автомобилей — 2 л и для дизельных автомобилей — 1,3 л. Норма раохода топлива на пробег, или линейная норма расхода (на 100 км), установлена в зависимости от модели указанных автомобилей. Например, для автомобиля ГАЗ-63А она равна 25,5 л, ЗИЛ-130— 31,5 л, МАЗ-500— 24,0 л и т.д. Подсчитанный суммарный расход топлива на пробег и транспортную работу уточняется для данных климатических, дорожных и других условий эксплуатации. Перечень таких условий и величина изменений норм указаны в примечаниях к нормам.

Если автомобиль работает с прицепом, то выполняемая на нем работа в тонно-километрах учитывается при подсчете нормы расхода топлива так же, как и для одиночного автомобиля. При этом норма на пробег (на 100 км) автомобиля с прицепом увеличивается по сравнению с нормой одиночного автомобиля на 2 л по карбюраторным и на 1,3 л по дизельным автомобилям на каждую тонну собственной массы прицепа.

Для автомобилей-самосвалов норма расхода топлива установлена на пробег и на каждую ездку с грузом 0,25 л.

Для самосвальных автопоездов норма расхода топлива также установлена на пробег и на каждую ездку с грузом. Расход на каждую ездку с грузом 0,25 л.

Для легковых автомобилей, автобусов, грузовых автомобилей-такси нормы расхода установлены на 100 км пробега. Для грузовых автомобилей, работа которых не учитывается в тонно-километрах (почасовая оплата), линейные нормы расхода на 100 км пробега повыню-ютоя на 10%. При работе автомобилей на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием нормы расхода должны быть понижены до 15%.

Повышение норм расхода разрешается зимой (при установившейся средней температуре воздуха ниже 0 °С): в южных районах—до 894, в районах с умеренным климатом —до 10%, в северных районах — до 15% и в районах Крайнего Севера — до 20%.

При работе на дорогах в горных условиях (свыше 1500 м над уровнем моря) или на дорогах со сложным планом (наличие в среднем ив 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м) нормы расхода топлива могут быть повышены до 10%.

Для автобусов и автомобилей, работающих с частыми остановками (перевозка продуктов, очистка почтовых ящиков, инкасация, вывоз мусора и др.), а также при перевозке грузов, требующих пониженных скоростей, норма расхода может быть повышена до 10%.

При работе в карьерах в тяжелых дорожных условиях, а также при движении по полю при проведении сельскохозяйственных работ нормы расхода могут быть повышены до 20%, а при работе автомобилей в качестве технологического транспорта на территории предприятий, внутри цехов — до 10%.

Как исключение допускается увеличение норм расхода топляка до 35% на срок не более одного месяца при работе автомобилей в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы и снежных заносов.

Кроме того, разрешается увеличивать установленную норму расхода на 100 км пробега до 5% на первой тысяче километров пробега новых и капитально отремонтированных автомобилей. На учебную езду норма на пробег повышается до 25%.

На внутригаражные разъезды, технические осмотры^ регулировочные работы, приработку деталей двигателя и автомобиля после Ремонта разрешается расходовать до 0,5% топлива от общего количества, потребляемого на автотранспортном предприятии.

Для автобусов, маршрутных автомобилей-такси, грузовых автомобилей, осуществляющих централизованные и другие перевозки грузов по установившимся маршрутам, могут быть введены дифференцированные маршрутные нормы расхода топлива при условии соблюдения в целом по автотранспортному предприятию единых норм расхода топлива.

Нормы расхода топлива для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, состоят из двух частей, из которых одна учитывает расход топлива на передвижение автомобиля и вторая — расход топлива на работу имеющегося на них оборудования.

На передвижение автомобиля норма расхода устанавливается на 100 км пробега исходя из линейных норм, утвержденных для базовой модели автомобиля, и надбавки на каждую тонну превышения массы специализированного автомобиля против базового: по карбюраторным автомобилям — на 2 л и дизельным — на 1,3 л.

На работу, связанную с использованием имеющегося на автомобилях оборудования, норма расхода топлива устанавливается министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик в зависимости от характера оборудования на один из следующих измерителей: автомобиле-час работы, 100 км пробега, загрузку и разгрузку кузова, погрузку и выгрузку контейнеров, наполнение и слив цистерны.

Министерства и ведомства СССР и советы министров союзных республик утверждают также нормы расхода топлива для автомобилей, по которым линейные нормы не установлены Госпланом СССР,, исходя из норм для аналогичных автомобилей, опыта эксплуатации и испытаний.

Нормы расхода трансмиссионных масел и масел для двигателя^ а также пластичных смазок установлены на каждые 100 л топлива.

Так, на каждые 100 л топлива по норме полагается 2,8 л моторных масел для автомобилей и автобусов с карбюраторными двигателями и 4 л с дизельными двигателями. Трансмиссионных масел соответственно 0,3 и 0,4 л, пластичных смазок 0,2 и 0,3 кг на каждые 100 л топлива. Норма расхода специальных масел установлена 0,1 л на 100 л топлива для автомобилей и автобусов всех типов, кроме автомобилей, оборудованных гидромеханическими коробками передач (ГАЗ-13 «Чайка», ЗИЛ-111, -114, -117, ЛиАЗ-677 и др.), для которых она увеличивается до 0,3 л.

При этом указанные нормы расхода масел (смазок) снижаются для автомобилей и автобусов, находящихся в эксплуатации менее 3 лет, до 50%.

В то же время министерствам и ведомствам СССР, советам министров союзных республик предоставлено право увеличивать нормы расхода масел (смазок) до 20% для автомобилей и автобусов, находящихся в эксплуатации свыше 8 лет.

За экономию топлива водители получают премию, а в случае перерасхода по их вине производится удержание 60% стоимости перерасходованного за квартал топлива.

Наряду с приведенными выше линейными нормами расхода топлива устанавливают удельные нормы расхода топлива, которые разрабатывают с учетом структуры парка, объема грузооборота, общего пробега автомобилей, линейных норм, коэффициентов использования пробега, грузоподъемности и других показателей.

Удельные нормы характеризуют фактические затраты топлива на выполнение единицы транспортной работы в граммах соответственно на тонно-километр, пассажиро-километр, платный километр и служат показателем эффективности использования автомобильного транспорта.

Удельные нормы устанавливают для А111, транспортных и главных управлений, республиканских объединений и министерства в целом. Внутри АТП удельные нормы дифференцируют по отдельным автоколоннам, участкам и цехам. Среднегодовые нормы дифференцируют по кварталам, а в случае необходимости и по месяцам.

Автотранспортные предприятия заправляют автомобили топливом и маслом либо на автозаправочных станциях — АЗС (бензоколонках) общего пользования, либо на собственных топливозаправочных пунктах (складах).

В первом случае автотранспортное предприятие освобождается от Функций транспортирования, хранения и заправки топлив. Оно получает от снабжающей организации предварительно оплаченные талоны на топливо и масло, по которым водители заправляют автомобили па АЗС. При выдаче водителю талонов на выполнение дневного задания их количество и номера вписываются в путевой лист и раздаточную ведомость.

Талоны бывают единые — действительные на всей территории СССР, и поясные, по которым топливо и масло отпускаются только АЗС, расположенными в районе действия нефтебазы, выдавшей талоны.

Заправка автомобилей на АЗС — более прогрессивная форма снабжения автотранспортных предприятий топливом, и она получает все большее распространение,, являясь основной в крупных городах и других пунктах сосредоточения автомобилей.

Но и тогда, когда автомобили заправляются на АЗС, на автотранспортном предприятии необходимо иметь склад для хранения масел, расходуемых при техническом обслуживании и ремонте автомобилей. По рекомендации НИИАТа заправку и дозаправку всеми видами смазочных материалов целесообразно производить непосредственно на автотранспортных предприятиях, за исключением случаев работы автомобилей в отрыве от основной базы.

Автомобильные топлива и особенно бензины легко испаряются и обладают большой текучестью. Летом, например, через открытую пробку бочки в течение часа может испариться до 1 кг бензина, а через открытую горловину резервуара сутки может быть потеряно свыше 100 кг.

Бензин может проникать через самые незначительные неплотности швов резервуаров, через которые вода и керосин не проходят, образуя так называемое «потение» швов. При этом можно и не увидеть выступающего на поверхность бензина, так как он тут же испаряется, однако потери и в этом случае чувствительны, потому что сквозь 1 м «потеющего» сварного шва в сутки теряется до 2 л бензина.

При неплотностях в местах соединений систем питания и смазки автомобиля, в резервуарах и их арматуре, а также в заправочном инвентаре появляются подтекания в виде капель. Имея в виду, что объем каждой капли бензина равен примерно 0,05 см3 при интенсивности подтекания, например одна капля в секунду, потери бензина за час составят 3 600-0,05=180 см3, или почти 4,5 л в сутки и более 1500 л в год.

При транспортировании, хранении и заправке автомобилей необходимо соблюдать определенные условия, чтобы не допускать излишних потерь автомобильных топлив и масел. Следует иметь в видуе что при испарении в основном теряется наиболее ценная часть нефтепродуктов, и поэтому наряду с количественными потерями происходит ухудшение их качества. Кроме того, при испарении, а также подтекании топлив и масел повышается пожарная опасность.

Транспортируют автомобильные топлива преимущественно в автомобилях-цистернах, а масла — в бочках и в автомобилях-цистернах.

Для транспортирования бензина, дизельного топлива и маловязких масел главным образом на значительные расстояние (50—200 км) применяют также мягкие резервуары (MP), укладываемые в кузове обычного бортового грузового автомобиля. Такой ревервуар после опорожнения может быть свернут в небольшой рулон и уложен В кузов, а автомобиль загружен в обратном направлении другим грузом.

Транспортирование нефтепродуктов в мягких резервуарах даже при том же коэффициенте использования пробега, что у автомобилей-цистерн, дает снижение себестоимости перевозки нц 25%, а при увеличении коэффициента использования пробега до 0,93 себестоимость снижается более чем в 2 раза.

Тара для перевозки топлива и масла должна быть чистой и исправной. Для каждого сорта топлива или масла должна быть выделена определенная тара, на которую наносится надпись, указывающая название нефтепродукта. Не следует использовать тару, применявшуюся ранее для низшего сорта нефтепродуктов без промывки. Например, тару из-под керосина нельзя использовать без промывки для перевозки бензина или тару из-под трансмиссионного масла для перевозки масла для двигателей.

При наполнении цистерны и сливе топлива в резервуар необходимо следить, чтобы заливной (сливной) шланг был спущен нижй поверхности уровня топлива в цистерне (резервуаре). Если же шланг иахо-дится над уровнем топлива, то образуются брызги, которые подхватываются вытесняемым из цистерны (резервуара) воздухом и уносятся в атмосферу. В каждом кубическом метре такого воздуха содержится 2—3 кг бензина в виде его паров и мельчайших частиц.

Для предотвращения потерь топлива от просачивания из-под крышки заливной горловины и из-под пробок бочек их следует наполнять несколько ниже уровня пробки. Бочки нужно укладывать пробками вверх.

Хранят автомобильные топлива и масла на складах, к которым предъявляются следующие требования: полная количественная и качественная сохранность хранящихся на складе нефтепродуктов; удобство и быстрота процессов приема и выдачи топлив и масел; безопасность в пожарном отношении нефтепродуктов, самого склада и расположенных вблизи построек и сооружений.

При соблюдении правил хранения бензины в средней климатической зоне можно хранить в течение 2,5 лет, дизельные топлива — 6 лет, масла всех видов — 5 лет, пластичные смазки от 1,5 до 3 лет в зависимости от марки.

В зависимости от расположения резервуаров склады могут быть надземными, полуподземными и подземными.

При подземном хранении уменьшается пожарная опасность для нефтепродуктов и уменьшаются их потери от испарения вследствие так называемого «малого дыхания», которое происходит в результате изменения температуры воздуха в резервуаре в течение суток. Днем температура повышается и для поддержания атмосферного давления часть воздуха, а с ним и паров топ-лива выходит из резервуара. Ночью температура воздуха понижается и резервуар наполняется свежим воздухом.

Для уменьшения потерь вследствие «малого дыхания» необходимо, чтобы объем газового пространства в резервуаре был минимальным, т.е. чтобы в нем постоянно находилось по возможности большее количество топлива, так как за одно «дыхание» из каждого кубического метра объема газового пространства теряется примерно 50 г бензина. Потери топлива в резервуарах, заполненных наполовину, в 5—6 раз больше, чем в полностью заполненных. Уменьшение объема газового пространства целесообразно также для снижения смолообразования. Хранение топлив с избыточным давлением в резервуаре (порядка 0,5 кгс/см2) также сокращает потери вследствие «малого дыхания». Для уменьшения потерь топлива от испарения (для бензина примерно на 30%) при наземном расположении резервуары окрашивают в светлые цвета, отражающие лучи солнца. Одновременно с этим снижаются окисление и смолообразование, которые при повышении температуры хранения на 10 °С возрастают в 2,4—2,8 раза.

Этих потерь можно избежать полностью при подземном расположении резервуаров. Известно, что на глубине около 3 м температура почвы изменяется незначительно, и например, при колебаниях температуры наружного воздуха от минус 20 до плюс 35 °С она изменяется от +2 до +6 °С.

Суточные же колебания температуры почти неощутимы уже па глубине 0,5 м.

Первоначальные затраты на организацию хранения топлива в подземных резервуарах несколько выше, чем в наземных, но они быстро окупаются сокращением потерь топлива.

При сливе и наливе топлива в резервуар происходит так называемое «большое дыхание» вследствие изменения объема, занимаемого топливом и воздухом. Из-за этого при заливке, например, каждых 10 т бензина теряется 5—7 кг.

Испарение нефтепродуктов нежелательно еще и потому, что повышается опасность пожара и взрыва.

Во избежание взрывов и пожаров вследствие образования искры-от зарядов электричества резервуары и их арматура должны быть заземлены.

Рис. 1. Схема подземного расположения резервуара и его оборудования: 1 — фундамент; 2 — лента крепления резервуара к фундаменту; 3 — обратный клапан; 4 — резервуар; .5 — раздаточная труба; в — топливораздаточная колонка; 7 — огневой предохранитель; А — вентиляционная труба; 9 — сливной колодец; 10 — сливной фильтр; 11 — сливная труба; 12 — заземление резервуара; 13 — гидравлический затвор

Схема подземного расположения резервуара для хранения топли-вя и его оборудования показана на рис. 1.

На резервуары, в которых хранятся нефтепродукты, должны быть составлены калибровочные таблицы. В калибровочных таблицах приводятся объемы нефтепродукта в зависимости от высоты его уровня в резервуаре. Объемы указываются при изменении уровня на каждый сантиметр от 0 до полной высоты резервуара.

Для обеспечения чистоты топлива необходимо систематически удалять из резервуара отстой и не реже 1 раза в год зачищать ревервуар. Зачистка производится с проведением необходимых мероприятий по пожарной безопасности и при строгом соблюдении техники безопасности.

Топливо чаще всего загрязняется в баках автомобилей в результате попадания пыли из воздуха, особенно при езде в летнее время по пыльным грунтовым дорогам. Чтобы уменьшить загрязнения, следят за исправностью крышки и прокладки горловины бака, своевременно обслуживают, проверяют и заменяют фильтрующие элементы.

Правильная организация раздачи топлив, масел и пластичны х смазок способствует их экономному расходованию. Для раздачи топлив и масел следует применять стационарные или передвижные топливо- и маслораздаточные колонки (устройства). Для раздачи смавок под давлением желательно использовать солидолонагнетатель с забором смазки непосредственно из резервуара ее хранения, исключая промежуточную операцию по загрузке бункера солидолонагнетателя. Подшипники ступиц колес нужно смазывать при помощи приспособления.

Применение для раздачи топлив, масел и смазок ведер, леек, ручных солидолонагнетателей, в том числе налив масла из бочки в кружку или ведро путем наклонения или опрокидывания бочки, увеличивают потери нефтепродуктов.

Потери топлив, масел и смаюк необходимо сводить до минимума, и они не должны превышать установленных предельных норм потерь нефтепродуктов при транспортировании, приеме, отпуске и хранении. Потери нефтепродуктов списывают в пределах установленных норм, если они превышают последние, и в размерах фактических потерь, если они не превышают нормы. Для каждой из указанных операций предельные нормы потерь установлены в зависимости от группы нефтепродуктов, времени года и климатической зоны.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобильные эксплуатационные материалы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Принципы нормирования расхода автомобильных топлив, масел и пластичных смазок"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства