Строительные машины и оборудование, справочник






Принципы планово-предупредительной системы организации технической эксплуатации


Категория:
   Ремонт лесозаготовительных машин


Принципы планово-предупредительной системы организации технической эксплуатации

Рассредоточенность лесных машин, удаленность мест работы машин от основной ремонтной базы и другие причины требуют отыскания особых форм организации их технического обслуживания (ТО) и ремонта (Р). Это особенно важно при крупных масштабах лесозаготовительных работ, когда содержание большого количества лесных машин требует значительных затрат, связанных с созданием производственной базы, с привлечением большого числа ремонтных рабочих.

Опыт работы лесозаготовителей показывает, что наиболее приемлемой является система планово-предупредительного ТО и Р, предусматривающая проведение работ по смешанному принципу: принудительно и по фактической потребности. В лесной промышленности эта система базируется на Положении о техническом обслуживании и ремонте лесозаготовительного оборудования, которое является нормативно-техническим документом, устанавливающим принципиальные основы ТО и Р. Оно содержит перечень обязательных операций ТО новых лесосечных машин, нормативы периодичности, трудоемкости и продолжительности ТО и TP (текущего ремонта), нормативы денежных затрат на ТО, рекомендации по планированию и учету работы машины, составу и оснащению ремонтно-обслуживающей базы, организации проведения ТО и Р.

Принципиальная схема планово-предупредительного ТО и Р лесных машин приведена на рис. 1.



Предусмотрены следующие виды технического обслуживания: ежесменное (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2), третье техническое обслуживание (ТО-3), сезонное (СО) техническое обслуживание, отличающиеся периодичностью, номенклатурой и трудоемкостью выполнения работ.

ЕО предназначено для подготовки машины к работе и обеспечения ее работоспособности в течение смены. ЕО позволяет своевременно выявлять и предупреждать неисправности, поддерживать машину в работоспособном состоянии. Поскольку ЕО обеспечивает безотказную работу машин в течение рабочей смены, оно является одним из основных видов ТО.

Периодические технические обслуживания (ТО-1, ТО-2, ТО-3) выполняются в обязательном порядке после определенной наработки машин. Главная цель их —предотвратить преждевременный износ и поломку деталей и узлов машин, проверить и восстановить регулировку узлов и рабочих органов, обеспечить экономичность и безопасность работы.

Рис. 1. Принципиальная схема планово-предупредительного ТО и Р лесных машин (Число мероприятий, объем работ по каждому виду ТО и ремонта, межремонтные интервалы определяются типом, конструкцией машин и условиями эксплуатации)

Особым видом обслуживания машины является СО. Оно производится при переходе от весенне-летнего периода эксплуатации машин к осенне-зимнему и обратно, т. е. 2 раза в год. Заблаговременно, до наступления соответствующего сезона в предприятиях разрабатываются организационно-технические мероприятия, в которых предусматривают задания различным службам по обеспечению предприятия необходимыми топливно-смазочными материалами, подготовке средств заправки, предпусковой подготовки, определяются конкретные сроки выполнения СО, текущих и капитальных ремонтов, постановки техники в резерв и т. д. По времени проведения СО совмещается с очередными ТО-2 или ТО-3. В объем СО входят замена масел и рабочих жидкостей в соответствии с наступающим периодом эксплуатации, промывка системы питания и охлаждения, доведение плотности электролита в аккумуляторных батареях до зимней или летней нормы, проверка работы пускового подогревателя и системы отопления кабины (при подготовке машин к зиме). СО обеспечивает безаварийную работу машин в предстоящем сезоне.

На рис. 2 приведена структура периодических ТО за планируемый срок службы машины до капитального ремонта.

Рис. 2. Структура периодических ТО за срок службы машины до капитального ремонта (на примере валочно-пакетирующей машины ЛП-19)

Текущий ремонт (TP) выполняется в процессе эксплуатации для обеспечения или восстановления работоспособности машины. Он проводится по потребности, определяемой механиком при осмотре машины, техническом обслуживании, диагностике. Качество проведения TP должно обеспечить безотказную работу отремонтированных узлов и агрегатов до выполнения очередного ТО-2.

Капитальный ремонт (КР) производится для полного или близко к полному восстановлению ресурса машины. Стандарты, действующие в СССР, устанавливают, что ресурс капитально отремонтированной машины должен быть не менее 80% ресурса новой машины. КР предусматривает восстановление и других технико-экономических параметров машин, тяговых и мощностных характеристик, топливной экономичности и пр.

Нормативы трудоемкости и порядок проведения работ по капитальному ремонту машин, требования к технологии и организации работ регламентируются действующей в лесозаготовительной промышленности нормативно-технической документацией, руководствами или техническими условиями на капитальный ремонт определенной марки машины.

В последние годы из-за возросшей конструктивной сложности новой техники все большее распространение получает диагностирование машин при выполнении ТО и Р. Диагностика —это оценка и прогнозирование технического состояния машин, их узлов и агрегатов без разборки, при помощи специальных приборов, определение необходимого объема работ по ремонту, управление своевременностью и качеством ТО и Р. Диагностика является составной частью планово-предупредительной системы, проводится до ТО и Р или после их окончания. Диагностирование позволяет свести до минимума простои высокопроизводительных машин в процессе работы по причине невыявленных дефектов при проведении технических обслуживаний, сократить время нахождения техники в ремонте.

Число КР и ТО по видам, объемы TP лесных машин рассчитываются ежегодно для определения объемов работ и численности потребного ремонтно-обслуживающего персонала и ежемесячно уточняются для конкретного планирования работы объектов ремонтно-обслужива- ющей базы лесозаготовительных предприятий.

При составлении месячных планов ТО и Р методика расчета не изменяется, однако учитывается фактическая наработка машины на момент составления плана. Текущий ремонт не планируется по количеству, а определяются предположительные затраты труда и потребное время на устранение отказов, которые корректируются в зависимости от фактического состояния машины.

Расчет числа производственных рабочих осуществляется по объектам ремонтно-обслуживающей базы предприятия в зависимости от конкретных объемов планируемых работ. Для выполнения ТО, Р и диагностики лесных машин на предприятиях создан и действует ряд производственных объектов. Структура ремонтно-обслуживающей базы (РОБ) лесозаготовительных предприятий приведена на рис. 3.

Рис. 3. Ремонтно-обслуживающая база предприятий:
РМЗ — ремонтно-механические заводы; ТОП — технические обменные пункты; РММ — ремонтно- механические мастерские; ПТО — пункты технического обслуживания; ППТО — передвижные пункты технического обслуживания на мастерских и вахтовых участках; ЛДГО —пункты централизованного технического обслуживания; —— взаимодействие объектов ремонтно-обслуживающей базы

В передвижных пунктах технического обслуживания на местах эксплуатации машин рекомендуется производить ЕО, ТО-1 (а в случаях удаленности мест работы лесозаготовителей более 90 км от рабочего поселка — и ТО-2) и несложный TP при затратах времени не более 8 ч. ЕО лесных машин выполняется машинистами. Устранение неисправностей, обнаруженных при ЕО или в процессе работы и требующих специального инструмента, периодические ТО и TP машин на местах эксплуатации производятся при помощи передвижных ремонтных мастерских J1B-8A, СРПМ-ЗА и автозаправщика МА-4А.

Все работы по ТО и TP на лесосеке производит бригада ремонтных рабочих. В состав бригады входят: слесарь-механик (бригадир), водитель мастерской JIB-8A (или СРПМ-ЗА), владеющие, как правило, несколькими специальностями, и слесари-ремонтники, число которых зависит от числа обслуживаемых машин. Слесарь-механик (бригадир) обеспечивает техническое и организационное руководство работами по ТО и TP, организует отгрузку машин на ПЦТО и их приемку после обслуживания, ведет учетно-отчетную документацию по ТО и TP, расходу запасных частей и материалов, несет ответственность за техническое состояние машин, своевременное и качественное выполнение ТО и ТР. Слесарь-механик (бригадир) — высококвалифицированный специалист, имеющий среднее техническое образование или прошедший переподготовку в специальной лесотехнической школе. Подготовка слесарей также ведется через лесотехнические школы.

Генеральным направлением в организации ТО и TP машин при крупных масштабах работ является централизация сложных видов ТО и TP в сочетании с агрегатным методом ремонта и максимальным использованием межсменного периода машин для выполнения этих работ. Основной объем работ по ТО и TP машин выполняется на ПЦТО или в РММ.

ПЦТО обслуживает машины одного или нескольких подразделений предприятия в зависимости от концентрации машин и дорожно-транспортных связей. ПЦТО целесообразно размещать на одной территории и в одном здании с РММ. В этом случае производственные участки и посты ПЦТО объединяются с соответствующими участками и постами РММ. На постах технического обслуживания сопутствующий текущий ремонт не должен превышать 30% по трудоемкости и продолжительности от выполняемого вида ТО. Для большего объема текущего ремонта машину необходимо направлять в РММ.

Доставка гусеничной техники на ПЦТО или РММ осуществляется на трейлерах, а колесных машин — своим ходом. Работы на постах технического обслуживания и сопутствующего ремонта выполняются бригадами. Число и состав бригад определяются в зависимости от объема работ. Бригады на ПЦТО возглавляют бригадиры. Бригадиры подчиняются заведующему или механику пункта, которые осуществляют техническое и организационное руководство работами. Работа ПЦТО организуется, как правило, в две смены. В первую смену ведутся наиболее сложные и трудоемкие виды работ.

В РММ производятся TP машин, их узлов и агрегатов, КР некоторых несложных агрегатов, выполнение заказов ПТО. При отсутствии ПЦТО в РММ создается зона технического обслуживания с необходимым числом постов ТО. Посты и производственные участки РММ оснащаются оборудованием, приспособлениями, инструментом согласно типовым проектам. РММ является основным звеном, связывающим работу ремонтно-механических заводов с пунктами централизованного технического обслуживания. Организация и управление работами в РММ такое же как в ПЦТО.

Капитальный ремонт лесных машин проводят специальные РМЗ, которые в основном специализируются на ремонте одной марки машин и их агрегатов. РМЗ выполняют работы для лесозаготовительных предприятий, территориально расположенных в зоне действия завода.

Машино-дни пребывания в хозяйстве получают суммированием календарных дней пребывания в хозяйстве (включая выходные и праздничные) каждой машины (оборудования) за рассматриваемый период времени. Машино-дни простоев в техническом обслуживании, ремонте и в ожидании ремонта получают суммированием числа дней, в течение которых машины (оборудование) были в техническом обслуживании и ремонте в собственных мастерских и в мастерских других предприятий, РМЗ, и числа дней, в течение которых машины (оборудование) простаивали в хозяйстве в ожидании ремонта. К машино-дням в техническом обслуживании, ремонте и в ожидании ремонта относятся машино-дни по машинам (оборудованию), подлежащим списанию, но не списанным в течение рассматриваемого периода с баланса хозяйства.
Машино-дни в исправном состоянии получают путем вычитания машино-дней простоев в техническом обслуживании, ремонте и в ожидании ремонта из машино-дней пребывания в хозяйстве. Общее число дней исправного состояния машин и оборудования включает дни работы (эксплуатации) и дни простоя машин и оборудования в исправном состоянии (выходные и праздничные, простои из-за отсутствия дорог, сильных морозов, болезни механизаторов и т. д.).

С целью планирования технической готовности парка однотипных машин составляется график технического обслуживания и ремонта. В графике указывается плановая наработка на месяц для каждой машины (оборудования), число технических обслуживаний, нормативная продолжительность технических обслуживаний и ремонта. На основании этих исходных данных рассчитывается /Ст.г и вносится в график технического обслуживания.

Фактическое значение Кт.т парка однотипных машин (оборудования) определяется по данным выполнения графика технического обслуживания и ремонта и данным первичного учета. Фактическое значение Кт.т вносится в исполнительную часть графика технического обслуживания и ремонта.

Строгое выполнение требований планово-предупредительной системы ТО и Р, внедрение централизованной формы организации ТО и агрегатного метода TP в сочетании со своевременным и полным обеспечением производственных участков запасными частями и материалами позволяют обеспечить постоянную техническую готовность до 85 … 90% парка лесных машин при минимальных затратах трудовых и материальных ресурсов и вместе с тем высокоэффективность лесозаготовительного производства.

Придавая важное значение качеству и своевременности проведения обязательных операций ТО, при современном уровне лесозаготовительной техники не исключают необходимости выполнения большого объема ремонтных работ по устранению отказов. Отказы, носящие случайный характер, появление которых может быть предсказано, как правило, только проведением углубленной диагностики машины, узла, агрегата, требуют применения для их устранения специальных инструментов, приборов, высокой квалификации ремонтных рабочих, надлежащего материального обеспечения. Текущий ремонт — это наиболее трудоемкий и дорогостоящий из всех видов работ в технической эксплуатации лесозаготовительных машин и оборудования. Так, при работе валочно-пакетирующей машины ЛП-19 нормативная удельная трудоемкость TP за 100 моточасов ее работы составляет 56 чел.ч или в 2 раза больше, чем затраты труда на ТО за тот же период. Суммарные затраты труда, материальных и денежных средств на TP во много раз превышают аналогичные затраты на КР.

Читать далее:

Категория: - Ремонт лесозаготовительных машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Техника безопасности при текущем ремонте машин
Технические обменные пункты
Ремонтно-механические мастерские
Положения для реконструкции мастерских и технических обменных пунктов
Текущий ремонт агрегатов гидропривода лесозаготовительных машин
Текущий ремонт элементов пильного механизма
Текущий ремонт металлоконструкции навесного технологического оборудования
Текущий ремонт ходовой части и органов управления
Текущий ремонт трансмиссии и ходовой части
Текущий ремонт двигателей


Остались вопросы по теме:
"Принципы планово-предупредительной системы организации технической эксплуатации"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы