Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Дорожные машины 2

Публикация:
   Прицепные катки (статические и вибрационные)

Читать далее:




Прицепные катки (статические и вибрационные)

Прицепные катки буксируют тракторами различного класса в зависимости от веса. Катки различают по форме рабочей поверхности.

Гладкие катки предназначены для уплотнения грунтовых дорог, обочин, гравийных и щебеночных дорожных одежд и оснований. Кулачковые, ребристые, решетчатые и пластинчатые катки предназначены для послойного уплотнения связных грунтов при сооружении насыпей, плотин, дамб, земляного полотна, оснований автомобильных и железных дорог и других сооружений. Решетчатые катки особенно эффективны при уплотнении комковатых грунтов. Пневмоколесные катки предназначены для окончательного уплотнения свежеотсыпаемого грунта после предварительного уплотнения кулачковыми, ребристыми или решетчатыми катками, а также для самостоятельного послойного уплотнения дорожных оснований и покрытий, сооружаемых методом смешения грунта или каменных материалов с вяжущими. Пневмоколесные катки хорошо уплотняют как связные, так и несвязные грунты.

Катки характеризуются по весу и величине удельного давления укатывающих вальцов. Удельным давлением гладких и ребристых катков условно принято считать давление на 1 см ширины вальца (линейное давление), а кулачковых, пластинчатых и пнев-моколесных — контактное давление на 1 см2 площади кулачка, пластины или площади касания шины с грунтом. Контактное давление катков в процессе укатки изменяется. У катков с гладкими вальцами давление повышается по мере увеличения количества проходов в результате уплотнения грунта и уменьшения глубины колеи, а следовательно, постепенного уменьшения опорной поверхности катка вплоть до конца укатки, когда грунт уже больше не уплотняется. Контактное давление ребристого катка по мере уплотнения грунта больше, чем у гладких катков, так как в начале укатки вес катка передается на всю поверхность соприкосновения вальца с грунтом, а по мере уплотнения давление на грунт начинает передаваться только через ребра. К концу укатки кон-’ тактное давление ребристых катков увеличивается почти вдвое. Еще более эффективными являются кулачковые катки, у которых’ после первых проходов давление начинает передаваться через опорную поверхность кулачков.

Таблица 3.1
Техническая характеристика прицепных кулачковых катков (по ГОСТ 11557-75)

Необходимое число проходов катка по одному следу зависит от физико-механических свойств грунта, климатических условий, толщины отсыпки и других факторов и определяется на месте по плотности грунта с помощью прибора стандартного уплотнения Союздорнии.

Прицепные катки с гладкими вальцами статического действия в связи с малой их эффективностью в настоящее время не выпускаются.

Кулачковые катки в соответствии с ГОСТ 11557—75 выпускаются трех типов: легкие, средние и тяжелые (табл. 3.1). Прицепной кулачковый каток (рис. 3.2) состоит из рамы 4 с очистительными устройствами, вальца с кулачками и двух дышел со сцепными устройствами. К наружной поверхности обечайки вальца в шахматном порядке приварены стальные кулачки, имеющие форму усеченного конуса. Внутренняя полость вальца заполняется балластом (песком), для чего в боковых стенках вальца имеются овальные люки с литыми крышками, установленными на болтах. Ось вальца монтируется в ступицах в центре боковых стенок и фиксируется винтами. Концы оси устанавливаются на роликоподшипниках в специальных корпусах, закрепляемых болтами на планках, приваренных к продольным балкам рамы. В этих же балках размещаются чугунные балластные грузы.

Рис. 3.2. Прицепной кулачковый каток ДУ-26:
1 — дышло; 2 — валец; 3 — кулачок; 4 — рама; 5 — сцепная серьга; 6 — корпус подшипника; 7 — крышка люка; 8 — очиститель

К поперечным балкам рамы приварены гребенки-очиститеди 8, предназначенные для очистки кулачков и вальца от налипающего грунта. Для реверсивной работы катки имеют по два дышла, которые снабжены вращающимися сцепными серьгами 5 и крепятся к раме с помощью болтов. На каждом дышле приварена монтажная проушина.

Кулачки, являющиеся основным рабочим органом катка, могут быть разнообразной формы (рис. 3.3). Они должны распечивать уплотнение на максимальную толщину отсыпаемого слоя, минимальное разрыхление -поверхностного” слоя при выходе кулачка из грунта и наибольшее удельное давление. Кулачки формы а одностороннего действия в настоящее время не применяются, так как не обеспечивают реверсщшого перемещения катка, которое особенно необходимо при работе в узких местах, где невозможны развороты. Кулачки форм г и д, ранее широко применявшиеся на отечественных катках, хорошо погружаются в грунт и выходят из него без излишнего взрыхления поверхности, однако имеет место налипание грунта на более тонкую часть кулачка. Кроме того, кулачки имеют сложную конфигурацию и нетехнологичны в изготовлении.

Рис. 3.3. Формы кулачков;
а, б — односторонние; е — симметричные

Прямой кулачок формы е применяется преимущественно на тяжелых катках при необходимости получения наибольшего удельного давления и уплотнения слоев грунта значительной толщины. Продолговатые кулачки формы ж способствуют высококачественному уплотнению и являются как бы разрезным ребристым катком {применяются на катках ГДР). Кулачки формы з используются на всех отечественных катках, обеспечивают равномерное уплотнение в вертикальной и горизонтальной плоскостях и наибольшее удельное давление.

У современных катков отношение длины кулачка к диаметру вальца составляет 1 : 6—1 : 7.

Техническая характеристика катков приведена в табл. 3.2.

Ребристые, решетчатые и пластинчатые катки. Ребристые катки за последнее время уступили место более эффективным и технологичным кулачковым каткам. Пластинчатые (сегментные) катки, у которых на ободе вальца шарнирно закреплены башмаки, имеют весьма ограниченное применение, так как сложны по конструкции и не могут работать во влажных грунтах. Широкое распространение получили решетчатые каткя, которые измельчают и хорошо уплотняют комковатые связные грунты.

В соответствии с двусторонней специализацией ГДР поставляет в СССР гамму унифицированных прицепных вибрационных гладких, решетчатых и кулачковых катков с дистанционным управлением. Их техническая характеристика приведена в табл. 3.3. Рабочим органом катка является взаимозаменяемый гладкий, кулачковый или решетчатый валец (рис. 3.4), внутри которого смонтирован вал с дебалансами — возбудителями вибрации. Валец размещается внутри охватывающей прямоугольной рамы, имеющей дышло со сцепным устройством.

Таблица 3.2
Техническая характеристика прицепных кулачковых катков

Таблица 3.3
Техничесиая характеристика прицепных унифицированных виброкатков производства ГДР

На задней поперечной раме установлен двигатель, вращающий вал дебалансов посредством клиноременной передачи. Для уравновешивания двигателя на передней части рамы установлен противовес. Снизу на поперечинах рамы смонтированы подпружиненные скребки для очистки вальца от грунта.

Для защиты рамы и двигателя от вибрации корпуса подшипников вальца и вала дебалансоз прикреплены к боковым балкам рамы посредством резинометаллических амортизаторов. Амортизатор представляет собой эластичную резиновую катушку, при-вулканизированную торцами к шайбам болтов крепления. Чтобы увеличить гибкость амортизатора средняя часть катушки выполнена более тонкой.

Таблица 3.4
Техническая характеристика прицепных пневмоколесных катков (по ГОСТ 8544—74)

Рис. 3.5. Прицепной пневмоколесный каток с жесткой подвеской:
1 — сцепное устройство; 2 — прицепная серьга для буксировки; 3 — дышло; 4 — запасное колесо; 5 — платформа; 6 — съемное дышло; 7 — колесо; 8 — рама; 9 — домкрат;: 10 — устройство для очистки колес

В качестве тягачей для катков 4-й группы (см. адбл. 3.3) требуется гусеничный трактор кл. 3 тс: для 8-й группы — кл. 4 тс и для 12-й группы — кл. 10 тс.
Пневмоколесные катки в соответствии с ГОСТ 8544—74 предусматриваются четырех типов: легкие, средние, тяжелые и особо тяжелые (табл. 3.4).

По способу подвески прицепные пневмоколесные катки разделяются на катки с жесткой и независимой (свободной) подвеской колес. На рис. 3.5 показан пневмоколесный каток с жесткой подвеской колес. Каток имеет шесть пневмоколес, установленных попарно в один ряд. На раме катка установлена металлическая платформа для балласта с откидными бортами. К продольным брусьям рамы крепятся оси спаренных колес. Для устойчивости катка в отцепленном состоянии, а также для монтажа и демонтажа шин, каток имеет откидные домкраты. Основным недостатком катков такой конструкции является перегрузка отдельных колес при движении катка по неровной поверхности, вследствие чего укатываемая полоса неравномерно уплотняется по ширине.
При независимой подвеске (рис. 3.6) каждое колесо имеет собственную качающуюся балластную секцию, обеспечивающую свободное перемещение колеса в вертикальной плоскости, что устраняет возможность его перегрузки и создает равномерное уплотнение грунта всеми колесами.

Рис. 3.6. Схема независимой подвески пневмоиолесного катка

В настоящее время выпускаются легкие и средние прицепные пневмоколесные катки только с независимой подвеской (табл. 3.5). Такой каток (рис. 3.7) состоит из пяти балластных секций, дышла с передней балкой, задней балки с механизмом стопорения, трех средних секций, пневматического и электрического оборудования. Крайние секции 5 при помощи балок — передней и задней соединяются между собой, образуя жесткую раму. Внутри рамы к передней балке шарнирно крепятся три средние секции 6, благодаря чему они имеют возможность независимо перемещаться в вертикальной плоскости. Задняя балка имеет направляющие, которые входят в пазы средних секций для их фиксации, от бокового смещения.

К нижним швеллерам каркасов секций приварены кронштейны, в которых с помощью рычагов закреплены оси колес. Крайние колеса оборудованы пневмотормозами, необходимыми для безопасной транспортировки катка в прицепе к автомобилю. Электро-оборудование катка также предназначено для транспортировки, подачи световых сигналов (поворота, остановки) и габаритных огней.

Таблица 3.5
Техническая характеристика прицепных пневмоколесных катков
(с независимой подвеской)

Рис. 3.7. Прицепной пнеамоколесный каток ДУ-39А с независимой подвеской:
1 — сцепное устройство; 2 — прицепная серьга для буксировки; 3 — дышло; 4 — передняя балка; 5 — крайняя секция; 6 — средние секции; 7 — электрооборудование; 8 — задняя балка; 9 — домкрат; 10 — очиститель; 11 — рычаг крепления оси колеса; 12 — колесо; 13 — ресивер пневмосистемы

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Дорожные машины 2

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Прицепные катки (статические и вибрационные)"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства