Строительные машины и оборудование, справочник





Прицепы и полуприцепы

Категория:
   Транспортные средства

Прицепы и полуприцепы

Полуприцепы и прицепы в сцепе с автомобилями и тракторами широко применяют в строительстве для перевозки различных строительных грузов и материалов, что создает значительное повышение производительности транспортных средств. Полуприцеп соединяет с тягачом сдельное устройство, а прицеп— дышло и сцепной крюк. Прицепы и полуприцепы разделяются на общего назначения с бортовой платформой и специальные их виды. Прицепам и полуприцепам общего назначения относят пицепы с бортовой платформой, автомобильные и тракторные прицепы-самосвалы, полуприцепы, роспуски, полуприцепы-цистерны, полуприцепы и прицепы-платформы, тяжеловозы (трейлеры).

Рис. 1. Одноосные (а), двухосные (б) прицепы с бортовой платформой 1 — автомобиль-тягач; 2 — запасное колесо; 3 — полуприцеп; 4 — сцепное устройство; 5 — откидная опора; 6 — прицеп двухосный; 7 — задняя ось; 8 — дышло



Рис. 1. Одноосные (а), двухосные (б) прицепы с бортовой платформой 1 — автомобиль-тягач; 2 — запасное колесо; 3 — полуприцеп; 4 — сцепное устройство; 5 — откидная опора; 6 — прицеп двухосный; 7 — задняя ось; 8 — дышло

Рис. 2. Прицепы-тяжеловозы трехосный (а), четырехосный {б) 1 — поворотная тележка; 2 — рама; 3 — откидной трап

Рис. 3. Полуприцеп-панелевоз

Одноосный полуприцеп с бортовой платформой показан на рис. 1, а. Их применяют для перевозки в основном штучных грузов и разного рода затаренных контейнеров.

Двухосные прицепы с бортовой платформой используют для перевозки массовых грузов, штучных и сыпучих, затаренных в контейнеры. Прицепы обо
рудованы поворотным устройством передней оси со сцепным дышлом, сцепным устройством (для соединения с другим бортовым прицепом и образования автопоезда, состоящего из тягового автомобиля или трактора с прицепленными к нему одним, двумя или тремя прицепами, тормозным устройством и электросигнализацией, приводимой от системы тягового автомобиля или трактора. Платформы снабжены откидывающимися боковыми и задним бортами.

Прицепы-самосвалы используют для перевозки и разгрузки сыпучих и кусковых строительных материалов (песка, щебня и др.). В каждом из них предусмотрена гидросистема, обеспечивающая опрокидывание кузова в бок или назад с помощью гидроцилиндров. Работают эти прицепы в комплекте с автомобилями-самосвалами. Время опрокидывания кузова обычно составляет 15…20 с, угол опрокидывания 45…70°.

Прицепы и полуприцепы-тяжеловозы (трейлеры) применяют в строительстве для перевозки тяжелых грузов, в том числе строительных машин на гусеничном ходу — экскаваторов, бульдозеров гусеничных кранов и др. В зависимости от грузоподъемности они могут быть трех-, четырех-, шести- и многоосными. У прицепов-тяжеловозов передняя часть рамы приподнята для размещения под ней поворотной тележки или оси. У. полуприцепов приподнятая часть рамы лежит на седельном устройстве тягача. Платформу прицепа и ее заднюю часть делают возможно низкой и снабжают двумя откидными трапами для въезда машин на трейлер само-одом, а также при разгрузке с него.

Прицепы в зависимости от вида перевозимых грузов различаются своей конструкцией.

Прицепы-роспуски (одно-или двухосные) применяются для перевозки длинномерных грузов. Особенностью их конструкции являются дышло со скобой (петлей) для сцепки с автомобилем-тягачом, поворотный коник с откидными стойками. Коник поворачивается вокруг шкворня относительно поперечины рамы прицепа-роспуска.

Колеса оборудованы тормозами с пневматическим приводом.

Двухосные прицепы с бортовой платформой используются для перевозок универсальных грузов. Прицеп имеет переднюю ось, которая относительно рамы прицепа поворачивается либо при помощи шкворня, либо при помощи бесшкворневого устройства. Бесшкворневое устройство представляет собой упорный шариковый подшипник большего размера.

Для уменьшения ширины динамического коридора (при движении на горизонтальных кривых дороги колеса прицепа не идут по следу колес автомобиля-тягача и весь прицеп смещается в сторону центра поворота) при движении автопоезда колеса передней оси прицепов делают управляемыми. Управляемыми могут быть и колеса прицепов-роспусков.

Рис. 4. Прицеп-роспуск

Полуприцепы используются для перевозки строительных ферм и панелей, торговых грузов, скоропортящихся продуктов и других грузов.

Передняя часть рамы полуприцепа имеет шкворневое устройство и опорные катки, необходимые для удержания полуприцепа в горизонтальном положении после расцепки с автомобилем-тягачом. Задняя часть рамы связана при помощи рессорной или пневматической подвески с одной или двумя осями, имеющими спаренные колеса.

Опорные катки имеют раздельный или общий механический или гидравлический привод. Широкое распространение имеет механический ручной привод. После сцепки полуприцепа с автомобилем-тягачом опора поворачивается, ставится горизонтально и закрепляется на раме полуприцепа. Колеса полуприцепа оборудуются тормозами с пневматическим приводом, а платформа — габаритными фонарями, сигналами поворотов и стоп-сигналом.

Рис. 5. Многоосный прицеп большой грузоподъемности

Рис. 6. Опорный каток полуприцепа

Автопоезда оборудуются тормозными системами с пневматическим приводом. Тормозная система должна обеспечивать синхронное торможение колес автомобиля-тягача и колес прицепа или полуприцепа. Кроме того, в случае аварийного отрыва прицепа или полуприцепа система должна обеспечить торможение его колес. На автопоездах применяют тормозные системы с однопроводным и двухпроводным приводами.

При однопроводном приводе тормозная система работает следующим образом.

При отпущенной педали тормоза воздух выходит из тормозных камер колес автомобиля-тягача через двойной тормозной кран в атмосферу. Воздух из тормозных камер колес прицепа выходит также в атмосферу, но через воздухораспределитель. Колеса автомо-биля-тягача и прицепа расторможены. Параллельно с этим воздушный баллон прицепа пополняется воздухом из баллона автомобиля-тягача. При этом воздух проходит тормозной кран, гибкий трубопровод и воздухораспределитель. Воздушный баллон автомобиля-тягача пополняется воздухом из компрессора.

При нажатой педали тормоза давление в трубопроводе будет равно атмосферному. У автомобиля-тягача воздух из баллона через тормозной кран поступит в тормозные камеры, у прицепа воздух из баллона через воздухораспределитель поступит в тормозные камеры и все колеса будут заторможены.

При двухпроводном приводе тормозная система работает следующим образом.

При отпущенной педали тормоза воздух из тормозных камер колес автомо-биля-тягача и трубопровода выходит через тормозной кран в атмосферу; воздух из тормозных камер колес прицепа выходит в атмосферу через ускорительный клапан. Колеса автомобиля-тягача и прицепа растормаживаются. Баллон прицепа пополняется воздухом из баллона автомобиля-тягача, а баллон — воздухом из компрессора.

При нажатой педали тормоза из тормозного крана воздух поступит в тормозные камеры колес автомобиля-тя-гача и ускорительный клапан по трубопроводу 2. Ускорительный клапан сообщает тормозные камеры прицепа с воздушным баллоном. Происходит синхронное затормаживание всех колес автопоезда. Аварийный клапан сообщает тормозные камеры с баллоном в случае разрыва трубопроводов и при отрыве прицепа.

Воздухораспределитель, устанавливаемый на прицепах и полуприцепах, является следящим устройством пневматического привода тормозов.

При нажатии на педаль тормоза давление воздуха в соединительном трубопроводе (между автомобилем-тягачом и прицепом) и полости воздухораспределителя падает (воздух выходит через тормозной кран), поэтому обратный клапан под действием пружины и большого давления воздуха в полости (полость сообщена трубопроводом с воздушным баллоном прицепа) закрывается. Поршень с клапаном под давлением воздуха перемещается вниз, пока клапан не сядет на выступ нижней крышки. При этом полость (она имеет сообщение с тормозными камерами прицепа) разобщается с полостью (атмосферой), седло поршня окажется ниже клапана между клапаном и поршнем образуется зазор, через который воздух поступит из полости в полость и в тормозные камеры. Колеса прицепа затормаживаются.

Рис. 7. Схемы пневматических систем тормозов автопоездов (движение воздуха при отпущенной педали тормоза показано сплошными стрелками; при нажатии на педаль— прерывистыми стрелками): а — однолроводная; б — двухпроводная

Рис. 8. Воздухораспределитель

При отпускании педали тормоза давление воздуха в полости А возрастает и воздух из нее поступает в полость Б через обратный клапан. Давление в полости Б будет меньше давления в полости А на 0,01—0,02 МПа. Клапан садится на седло поршня и сообщает полость В с полостью Д. Воздух из тормозных камер выбрасывается в атмосферу. Колеса прицепа растормаживаются.

Сила натяжения пружин обратного клапана и разгрузочного клапана обеспечивает необходимую работу воздухораспределителя. Полость Г воздухораспределителя используется при установке его на двухпроводном приводе тормозов.

Ручной тормоз затормаживает колеса автопоезда на стоянках. На валу рычага ручного тормоза имеется небольшой рычажок, который при затормаживании нажимает на шток секции тормозного крана, обеспечивающей работу тормозов прицепа (полуприцепа). Шток открывает выпускной клапан: из соединительного трубопровода выходит воздух и колеса прицепа затормаживаются. При сцепке и расцепке соединительный трубопровод отсоединяется и колеса прицепа (полуприцепа) автоматически затормаживаются .

Освещение и сигнализация. При управлении автопоездом водитель не имеет возможности наблюдать дорогу через заднее окно кабины. Поэтому автомобиль-тягач должен быть оборудован справа и слева зеркалами заднего вида.

Над кабиной автомобиля-тягача устанавливается знак желтого цвета в форме равностороннего треугольника (длина каждой стороны 250 мм), освещаемый изнутри. На переднем борту платформы прицепа или стенке кузова полуприцепа закрепляются равносторонние треугольники (длина каждой стороны 150 — 200 мм) белого цвета с вершинами, обращенными кверху и удаленными от наружных сторон кузова не более чем на 400 мм. Такие же треугольники, но красного цвета, Должны быть сзади прицепа или полуприцепа. Каждый прицеп или полуприцеп оборудуется сзади стоп-сигналом красного цвета, указателями поворотов оранжевого цвета и фонарем освещения номерного знака.

Техническое состояние прицепов (полуприцепов) должно отвечать требованиям «Правил дорожного движения» и «Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта». Особое внимание необходимо обращать на механизмы, узлы и приборы, от технического состояния которых зависит безопасность движения автопоездов (тормоза, освещение, сигнализация и сцепные устройства).

В зависимости от перевозимого груза прицепы бывают в различном исполнении.

Прицепы-роспуски (одно- или двухосные) применяют для перевозки длинномерных грузов. Они состоят из дышла со скобой (петлей) для сцепки с автомобилем-тягачом, поворотного коника с откидными стойками, которые удерживаются тросами. Коник воспринимает массу груза и поворачивается вокруг шкворня относительно поперечины рамы прицепа-роспуска. Колеса оборудованы тормозами с пневматическим приводом. Соединительная головка привода тормозов закреплена на дышле.

Двухосные прицепы с бортовой платформой используются для перевозок универсальных грузов. Прицеп имеет переднюю ось, которая относительно рамы прицепа поворачивается либо при помощи шкворня, либо при помощи бесшкворневого устройства. Бесшкворневое устройство представляет собой упорный шариковый подшипник большего размера.

Для уменьшения ширины динамического коридора (при движении на горизонтальных кривых дороги колеса прицепа не идут по следу колес автомобиля-тягача и весь прицеп смещается в сторону центра поворота) при движении автопоезда колеса передней оси прицепов делают управляемыми. Управляемыми могут быть и колеса прицепов-роспусков.

Многоосные прицепы (риС. 19.4) применяют для перевозки особо тяжелых (массой 24—120 т) и крупногабаритных грузов. Прицеп имеет поворотную тележку с дышлом, которая шкворнем соединена с рамой прицепа. Подвеска колес поворотной тележки балансирная. Балансир представляет собой траверсу, передний конец которой соединен с рамой тележки шарнирно, а задний — при помощи болта и пружины. Задняя часть рамы прицепа опирается на две разрезные оси, которые соединяются шарнир-но с рамой при помощи двух продольных и четырех поперечных балансиров. Балансиры позволяют колесам (каждая ось имеет восемь колес) при наезде на неровности дороги перемещаться в вертикальной плоскости независимо друг от друга.

Рис. 10. Прицеп-роспуск: 1 — рама прицепа-роспуска; 2 — коник; 3 — откидные стойки; 4 — дышло; 5 — соединительная головка пневматического привода тормоза; 6 — тросы для удержания стоек коника в вертикальном положении; 7 — консоли тяговой балки; 8 — колеса; 9 — оси; 10— скоба; 11— тормозные камеры; 12 — шкворень для поворота коника; 13 — балансиры

Рис. 11. Многоосный прицеп большой грузоподъемности

Для равномерного расположения груза на прицепе имеются два продольных отбойных бруса и направляющие ролики. К раме прицепа на кронштейне крепится запасное колесо и ящик для инструмента. Для заезда транспорта на прицеп имеется трап. Колеса прицепа оборудованы тормозами с пневматическим приводом.

Рис. 12. Опорный каток полуприцепа

Полуприцепы используются для перевозки строительных ферм, панелей, торговых и других грузов.

Передняя часть рамы полуприцепа имеет шкворневое устройство и опорные катки, необходимые для удержания полуприцепа в горизонтальном положении после расцепки с автомобилем-тягачом.

Задняя часть рамы полуприцепа связана при помощи рессорной или пневматической подвески с одной или двумя осями, имеющими спаренные колеса.

Опорные катки имеют раздельный или общий механический или гидравлический привод. Широкое распространение имеет механический ручной привод состоящий из картера редуктора ведущей конической шестерни, винта с ведомой шестерней, корпуса опоры и катков. После сцепки полуприцепа с автомобилем-тягачом опора поворачивается, ставится горизонтально и закрепляется на раме полуприцепа. Колеса полуприцепа оборудуют тормозами с пневматическим приводом, а платформу — габаритными фонарями, сигналами поворотов и стоп-сигналом.

Полуприцепы могут быть двухосные и одноосны. Большое распространение для междугородных перевозок получили полуприцепы-фургоны (рис. 235, в). В отличие от прицепов, которые могут работать с обычным автомобилем, для полуприцепов необходимы специальные тягачи. Тягач с полуприцепом воспринимает часть нагрузки, приходящейся на получеские шестерни приводятся в движение винты, вращающиеся в гайках. Выдвигая опорные катки вместе с корпусами, получают необходимую длину опорного устройства. На одном из домкратов есть редуктор, позволяющий быстро поднимать катки при ненагруженной платформе.

Рис. 13. Полуприцепы: а — MA3-5245 (грузоподъемностью 13,5 т); б – ЧМЗАП-524Г (50 т)

Электрооборудование полуприцепа, состоящее из стоп-сигнала, указателей поворота и ламп освещения номерного знака, связано с электрооборудованием тягача через штепсельные вилки. Головкой тормозные механизмы полуприцепа соединены с тормозной системой тягача. Стояночный тормоз включают рычагом.

Читать далее:

Категория: - Транспортные средства

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины