Строительные машины и оборудование, справочник





Привод лифтов от двигателей постоянного тока

Категория:
   Монтаж и эксплуатация лифтов

Привод лифтов от двигателей постоянного тока

Использование двигателей постоянного тока для привода лифтов позволяет повысить их производительность (что особенно важно при большом числе этажей), снизить время ожидания кабины и существенно увеличить плавность хода кабины, особенно в периоды пуска и замедления. Основное преимущество двигателей постоянного тока по сравнению с асинхронными двигателями переменного тока — возможность регулирования частоты вращения в широких пределах.

Путем изменения частоты вращения приводного двигателя скорость кабины изменяется от максимальной до очень малой в момент наложения тормоза, что обеспечивает высокую точность остановки. Вместе с тем привод лифта от двигателей постоянного тока намного сложней, дороже в изготовлении и эксплуатации, чем привод от двигателей переменного тока. Поэтому приводом постоянного тока оборудуют лифты со скоростью движения кабины выше 1,4 м/с.

Двигатель постоянного тока (рис. 58) состоит из неподвижного статора, к которому крепят стальные сердечники, называемые полюсами, с намотанной на них обмоткой, и вращающегося якоря — стального сердечника с обмоткой. На валу якоря укреплен коллектор, состоящий из изолированных одна от другой тонких медных пластин (ламелей). К концам пластин припаяны концы якорной обмотки. На статоре с помощью щеткодержателя укреплены две диаметрально расположенные щетки, прижимаемые к поверхности коллектора пружинами. Прикрепленные к щеткам концы якорной обмотки и концы обмоток полюсов статора выведены на выводную коробку. На полюсах статора уложено несколько обмоток различного назначения.



Двигатель постоянного тока (рис. 58) состоит из неподвижного статора, к которому крепят стальные сердечники, называемые полюсами, с намотанной на них обмоткой, и вращающегося якоря — стального сердечника с обмоткой. На валу якоря укреплен коллектор, состоящий из изолированных одна от другой тонких медных пластин (ламелей). К концам пластин припаяны концы якорной обмотки. На статоре с помощью щеткодержателя укреплены две диаметрально расположенные щетки, прижимаемые к поверхности коллектора пружинами. Прикрепленные к щеткам концы якорной обмотки и концы обмоток полюсов статора выведены на выводную коробку. На полюсах статора уложено несколько обмоток различного назначения.

Основные обмотки статора двигателя постоянного тока — шунтовая и сериесная обмотки возбуждения, используемые для создания различных схем включения двигателей.

В электроприводе лифтов наиболее часто используют схему включения двигателя с независимым возбуждением (рис. 59, а). Напряжение Uc от источника постоянного тока подводится к зажимам якорной обмотки Я1 и Я2, а напряжение UB — к шунтовой обмотке возбуждения двигателя ОВя на зажимы Ш1 и 1112.

Частота вращения двигателя постоянного тока зависит от напряжения Uс, подводимого к якорной обмотке, и напряжения UB, подводимого к обмот ке возбуждения, а также от нагрузки приложенной к валу двигателя, т. от момента сопротивления, препят ствующего вращению двигателя, и со противления резистора, введенного в цепь якоря двигателя.

Рис. 58. Двигатель постоянного тока: 1 — коллектор, 2 — статор, 3 — якорь, 4 — полюс

Рис. 59. Двигатель постоянного тока с независимым возбуждением:
а — схема включения, б — механические характеристики

Как и всякая электрическая машина, двигатель постоянного тока является обратимой машиной, т. е. он может работать и как генератор постоянного тока. Это происходит в том случае, если вал машины принудительно вращать с частотой вращения, большей по (при Uc=U°c и UB = U°). Двигатель, работая в генераторном режиме, вырабатывает электрическую энергию и отдает ее в сеть.

Способ регулирования частоты вращения двигателя постоянного тока зависит от того, из какого источника энергии поступает напряжение постоянного тока.

Распределение электроэнергии идет на переменном токе. Поэтому в лифтах приводной двигатель постоянного тока получает питание от электромеханического преобразователя, состоящего из асинхронного короткозамкнутого двигателя, генератора постоянного тока и генератора-возбудителя. Такая система электропривода называется системой генератор—двигатель (система Г-Д).

Принципиальная схема электропривода лифта по системе Г—Д показана на рис. 60. Приводной двигатель лифта Д получает питание от генератора Г, якорь которого вращается от асинхронного короткозамкнутого двигателя АД, питающегося от сети трехфазного тока. От двигателя АД вращается и якорь генератора-возбудителя В, напряжение которого используется для питания обмоток возбуждения двигателя ОВд, генератора ОВг, цепей управления постоянного тока и обмотки возбуждения самого возбудителя ОВа.

Двигатель АД и генераторы Г и В составляют электромеханический преобразователь переменного тока в постоянный. Такой преобразователь заключен в одном корпусе.

Приводным двигателем в системе Г—Д управляют путем изменения напряжения, подаваемого на якорную обмотку двигателя Д от генератора Г с независимым возбуждением. Таким образом, управление приводным двигателем сводится к управлению возбуждением генератора Г, т. е. к изменению значения и направления тока в обмотке возбуждения генератора ОВг. Изменение направления вращения двигателя происходит при изменении направления тока в обмотке ОВг с помощью реверсивных контакторов В и Н. Напряжение, подводимое к приводному двигателю, изменяется путем шунтирования пускового резистора СП контактами контакторов 1У, 2У, ЗУ и 4У.

Диапазон регулирования скорости для упрощенной системы Г—Д равен около 10. Этого предела недостаточно для плавной работы лифта. Кроме того, скорости, при которых происходит наложение механического тормоза, сильно отличаются одна от другой и зависят от загрузки кабины и направления ее движения. Это обстоятельство, а также малый диапазон регулирования скорости не позволяют точно останавливать кабину высокоскоростных лифтов. Поэтому для привода таких лифтов применяют более сложную систему Г—Д с использованием электромашинных и магнитных усилителей.

Рис. 60. Упрощенная принципиальная схема электропривода лифта по системе Г—Д

Скорость кабины лифтов с приводом от двигателя постоянного тока составляет 1,4; 2 и 4 м/с.

Читать далее:

Категория: - Монтаж и эксплуатация лифтов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины