Строительные машины и оборудование, справочник





Привод переключения передач автомобиля БелАЗ

Категория:
   Автомобили БелАЗ

Привод переключения передач автомобиля БелАЗ

Привод переключения передач автомобилей-самосвалов (рис. 79) состоит из механизма переключения передач, расположенного на рулевой колонке, крышки привода переключения передач, расположенной на гидромеханической передаче, и системы рычагов и тяг.

Рис. 79. Привод переключения передач:
1 — вал привода переключения передач; 2 — верхний рычаг; 3 — нижний рычаг; 4 — кронштейн; 5 — наконечник сферического шарнира; 6 — шаровой палец; 7 и 8 — поперечные тяги; 9 п 10 — продольные тяги; 11 и 12 — рычаги; 13 — валик; 14 — втулка; 15 — кронштейн двуплечих рычагов; 16 — двуплечий рычаг



Рис. 79. Привод переключения передач:
1 — вал привода переключения передач; 2 — верхний рычаг; 3 — нижний рычаг; 4 — кронштейн; 5 — наконечник сферического шарнира; 6 — шаровой палец; 7 и 8 — поперечные тяги; 9 п 10 — продольные тяги; 11 и 12 — рычаги; 13 — валик; 14 — втулка; 15 — кронштейн двуплечих рычагов; 16 — двуплечий рычаг

Механизм переключения передач включает рычаг переключения передач, который может перемещать вал вверх и вниз и поворачивать его на 30° из нейтрального положения. В нижней части механизма переключения на валу свободно установлены верхний рычаг переключения второй и третьей передач и рычаг переключения первой передачи и заднего хода. Рычаги при помощи двух поперечных тяг, двух двуплечих рычагов и двух продольных тяг соединяются с рычагами, установленными на крышке привода переключения передач. Наружные рычаги крышки установлены на валиках, на которых крепятся внутренние рычаги. Эти рычаги с помощью двух пластин и штифтов соединены с золотниками переключения передач золотциковой коробки. Для получения беззазорного соединения тяг с рычагами на концах тяг установлены наконечники с шаровыми пальцами.

Через каждые 100 ч работы автомобиля проверяют работу привода переключения передач. Для проверки поочередно включают первую, вторую и третью передачи и передачу заднего хода. Все передачи при этом должны включаться без заеданий и без приложения значительных усилий к рычагу.

Нарушение работы привода может быть вызвано: – износом сухарей и сферических пальцев шарниров; – износом посадочных мест рычагов на валу управления коробкой передач; – износом втулок в крышке привода переключения передач.

В случае если нарушена работа привода, необходимо осмотреть все шарниры тяг и рычаги и проверить в шарнирах и рычагах отсутствие люфта.

Люфт в шарнирах проверяют качанием тяг управления переключением передач.

При обнаружении люфта шарниры необходимо отрегулировать. Для регулировки надо вынуть шплинт, завернуть пробку шарнира до полного сжатия пружины, а затем отвернуть ее на 7б— ‘/ю оборота до совпадения отверстия в пробке с отверстием в наконечнике шарнира (что обеспечит свободный поворот шарового пальца на полный возможный угол с наименьшим люфтом в сочленении) и установить шплинт.

Такие операции необходимо проделать со всеми шарнирами, в которых обнаружены люфты.

Зазоры в соединениях рычагов привода переключения передач проверяют качанием их рукой сначала в горизонтальной плоскости, а затем в вертикальной. При обнаружении зазоров в соединении рычагов с валом рычаги следует заменить.

Зазоры в соединении валика с крышкой привода проверяют качанием за рычаги. При обнаружении ощутимого зазора снимают крышку привода и заменяют втулки 14. После проверки и устранения зазоров в шарнирах и в соединениях рычагов регулируют тяги.

Привод переключения передач следует регулировать в следующей последовательности: – поворотом рычагов установить золотники переключения передач в золотниковой коробке в нейтральное положение; – вращая ключом тяги, отрегулировать их длину таким образом, чтобы угол между плечом двуплечего рычага 16 и продольной тягой максимально приближался к 90°, а двуплечие рычаги находились строго друг над другом; – установить рычаг переключения передач в кабине водителя в нейтральное положение таким образом, чтобы он делил пополам расстояние между усиками кулисы; при этом проверяют, чтобы рычаги, расположенные на валу управления, находились друг над другом; – отрегулировать длину поперечных тяг, подсоединить их к рычагам так, чтобы не нарушилось взаимное расположение рычагов и нейтральное положение рычага переключения передач;

проверить легкость и четкость переключения передач. Привод переключения передач одноосных автомобилей-тягачей — электрический. Он состоит из пульта управления П-751 (рис. 80), установленного на рулевой колонке, и блока пилотов с электромагнитами, установленного на картере гидромеханической передачи.

Пульт управления состоит из корпуса, в котором смонтированы контакты, рычаг переключения передач и выключатель. Включение передачи происходит при замыкании рычагом переключения передач какого-либо из контактов. На корпусе пульта управления установлена кнопка-фиксатор, не позволяющая водителю случайно включить передачу заднего хода. Для включения передачи заднего хода требуется дополнительно нажать на кнопку-фиксатор.

Для экстренного выключения какой-либо передачи на корпусе пульта управления установлен выключатель.

Рис. 80. Пульт управления переключением передач:
1 — шкала передач; 2 — рычаг переключения передач; 3 — фиксатор передачи заднего хода; 4 — выключатель; 5 — контакты; 6 — лампа подсветки шкалы

Рис. 81. Блок пилотов:
1 — электромагнит; 2 — якорь; 3 — защитная крышка; 4 — золотник; 5— 1 гильза; 6 корпус

Блок пилотов (см. рис. 81) состоит из корпуса, в котором смонтированы золотники-пилоты и гильзы, и четырех электромагнитов.

При включении электромагнита якорь устанавливает золотник-пилот в положение, при котором масло из главной масляной магистрали через отверстия в гильзе пилота и каналы в картере гидротрансформатора поступает в одну из полостей золотниковой коробки (в полость VIII, IX, XV или XVII см. рис. 76) в зависимости от того, какая включена передача.

Под давлением масла золотник в золотниковой коробке перемещается и сообщает главную масляную магистраль с бустером фрикциона соответствующей передачи.

Техническое обслуживание гидромеханической передачи

Ежедневно перед выездом автомобиля на линию проверяют уровень масла в гидромеханической передаче, осматривают соединения маслопроводов и шлангов. При появлении утечек масла через соединения маслопроводов и шлангов их устраняют.

Уровень масла проверяют через 15 мин после остановки двигателя на прогретой гидромеханической передаче при помощи маслоизмерительного стержня, который вставляют в отверстие, не заворачивая пробку. Уровень масла должен быть между верхней и нижней метками.

Перед началом движения следует убедиться в том, что лампочка аварийного давления смазки не горит для автомобилей БелАЗ-540А и БелАЗ-548А и одноосных автомобилей-тягачей при скорости вращения коленчатого вала двигателя выше 1000 об/мин, а для автомобиля БелАЗ-540 — выше 750 об/мин. Если лампочка загорается, то движение автомобиля с места строго запрещается. В этом случае необходимо остановить двигатель, выяснить причину и устранить неисправность. При каждом техническом обслуживании № 1 надо проверить крепление масляного радиатора и фильтров, а также регулировку привода переключения передач.

При каждом техническом обслуживании № 2 промыть фильтр и заменить фильтрующие элементы. У автомобилей-самосвалов проверить эффективность действия тормоза-замедлителя. Для проверки эффективности тормоза-замедлителя включить третью передачу, .разогнать автомобиль до скорости 40 км/ч и включить тормоз-замедлитель у контрольной отметки. После снижения скорости до 5 км/ч резко остановить автомобиль колесными тормозами и замерить тормозной путь от контрольной отметки до остановки автомобиля. При этом тормоз-замедлитель должен обеспечить снижение скорости с 40 км/ч до 5 км/ч на пути не более 180 м для автомобилей БелАЗ-540 и БелАЗ-540А и не более 200 м для автомобилей БелАЗ-548А. Отклонение от указанного требования свидетельствует о необходимости ремонта тормоза-замедлителя. Эффективность действия тормоза-замедлителя проверяют на автомобиле без груза на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием.

Через 2000 ч работы заменить масло в гидромеханической передаче и промыть систему.

Последовательность выполнения операций: – слить масло из коробки передач. Лучше это делать сразу после возвращения автомобиля с линии, пока оно теплое. Если автомобиль не работал, пустить двигатель и прогреть коробку передач; – снять поддон и промыть его в дизельном топливе; – снять маслоприемник, разобрать его, промыть детали, продуть их сжатым воздухом; – разобрать масляные фильтры, промыть детали; заменить фильтрующие элементы. При замене фильтрующих элементов обратить внимание на их марку: на упаковке должен стоять индекс 240-1017038А; – установить маслоприемник, поддон и масляные фильтры; – заправить в гидромеханическую передачу свежее масло.

При заправке маслом гидромеханической передачи соблюдать следующие требования: – заливать масло при помощи чистой посуды и воронки с сеткой или специального приспособления, чтобы исключить попадание грязи и песка в коробку передач (малейшее попадание грязи может привести к заклиниванию золотников); – при смене в холодное время года масло подогреть до температуры не ниже плюс 20 °С.

Если в гидромеханической передаче вместо масла марки «А» по ТУ 38-1-110—67 используется смесь масел, состоящая из 30% авиационного и 70% веретенного масла «АУ», то замену масла, промывку фильтра и замену фильтрующих элементов следует производить через 500 ч.

Если при промывке гидромеханической передачи в поддоне и фильтрах будет обнаружена алюминиевая стружка, снять передачу с автомобиля, разобрать и внимательно осмотреть детали гидротрансформатора.

Перед буксировкой автомобиля снять карданный вал заднего моста во избежание повреждения фрикционов.

Читать далее:

Категория: - Автомобили БелАЗ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины