Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Эксплуатация экскаваторов

Публикация:
   Производительность экскаваторов

Читать далее:




Производительность экскаваторов

Различают теоретическую (конструктивную), техническую и эксплуатационную производительность.

Теоретическую производительность Я0 экскаватора определяют как произведение геометрической емкости ковша мени и квалификацию машиниста, то есть степень организации экскаваторных работ и умение машиниста владеть машиной.

При определении коэффициента Кв учитывают только те задержки, которые неизбежны при работе экскаватора, передвижки в забое, время на техническое обслуживание и т. п.

Коэффициент квалификации машиниста Км для строительных универсальных экскаваторов принимают равным 0,86.

Опыт работы передовых экскаваторных бригад показывает, что существует ряд дополняющих друг друга мероприятий, одновременное выполнение которых помогает добиваться наилучших показателей работы машины. Эти мероприятия разделяются на:

а) мероприятия по повышению производительности собственно экскаватора благодаря освоению навыков работы на нем (совмещение операций цикла, сокращение угла поворота платформы, сокращение продолжительности набора грунта, увеличение наполнения ковша, применение ковша увеличенной емкости);

б) мероприятия организационного характера, относящиеся ко всему комплексу механизмов, участвующих в технологическом процессе разработки и перемещения грунта, и направленные к устранению простоев экскаватора (улучшение организации подхода автомобильного транспорта к экскаватору, применение рациональных схем разработки);

в) мероприятия по ремонту и техническому обслуживанию экскаваторов, сокращение времени простоев экскаватора.

Рис. 289. Последовательность выполнения операций цикла:
1 — раздельно, 2 — совмещение

Опытные машинисты при работе прямой лопатой обычно совмещают поворот платформы на выгрузку и разгрузку и обратный поворот ее с подъемом и опусканием ковша, при работе драглайном — подъем ковша с поворотом платформы на выгрузку и разгрузку с обратным поворотом ее и опусканием ковша. На “рис. 289 приведены данные хронометражных наблюдений за работой при совмещении операций цикла (график 2) в сопоставлении с обычной схемой работы (график 1). Следует отметать, что, выполняя в минуту вместо трех циклов четыре, машинисты снижают стоимость разработки 1 м3 грунта в среднем на 2,5 коп.

Сокращение угла поворота платформы от забоя к месту разгрузки ковша и обратно влияет на продолжительность цикла, так как эта операция составляет (при угле поворота 90°) 60—65% продолжительности всего цикла.

Машинисты экскаваторов стремятся уменьшать величину угла поворота платформы. Например, применена схема разработки забоя драглайном, которая дает возможность значительно сократить продолжительность цикла. По этой схеме автосамосвалы устанавливают под погрузку не на уровне стоянки экскаватора, как это принято по обычной схеме (рис. 290, а), а ниже, на отметке планируемой площадки. При этом, как видно из рис. 290, б, угол поворота платформы к месту разгрузки ковша составляет всего 10—12°. Кроме того, значительно сокращается высота подъема груженого ковша, что также повышает производительность.

При работе по такой еме на экскаваторе 652А выработка за семи-ровую смену составляет р—400 м3 грунта. Средняя [одолжительность цикла 1еньшается до 13,6 сек лесто 17—19 сек.

Большое значение имеет акже уменьшение угла по-юрота платформы на раз-рузку и при работе прямой опатой. Многие машини-;ты при разработке лобово-о забоя сравнительно малой высоты (1,5—2 м) предпочитают разгружать ковш в автосамосвалы, устанавливаемые на поверхности грунта.

Этот способ, помимо сокращения длительности рабочего цикла экскаватора за счет уменьшения угла поворота платформы, дает также возможность сокращать время, затрачиваемое на маневрирование автотранспорта под погрузкой. Погрузка на автотранспорт, стоящий на уровне грунта, позволяет избежать прохода автомашины по дну котлована, особенно во влажных грунтах.

Разработку забоя следует начинать со стороны, ближайшей к транспорту, благодаря чему ковш не задевает за грунт при повороте на выгрузку. Однако, чтобы не терять времени при смене автосамосвалов, первый ковш следует заполнять в дальней части забоя.

Сокращение времени набора грунта и увеличение наполнения ковша также существенно влияют на производительность экскаватора. Приемы разработки забоя изменяются в зависимости от категории разрабатываемого грунта. При работе драглайном в легких песчаных грунтах машинист включает фрикционную муфту тягового барабана еще до того, как ковш коснется забоя, то есть врезается в грунт «с хода». При работе в тяжелых глинах ковш забрасывается таким образом, чтобы зубья его врезались в грунт, и только после этого включается тяговый барабан.

Рис. 290. Угол поворота платформы при работе:
а — по обычной схеме разработки, б — по рациональной схеме

При работе прямой лопатой в достаточно глубоких забоях в песчаных грунтах рекомендуется заполнять ковш на коротком пути в нижней части забоя (то есть сокращать время набора грунта). Затем, пользуясь перерывами при смене автомашины, обрушать грунт верхней части забоя, работая ковшом с открытым днищем и забирая большую стружку.

В тяжелых глинистых грунтах (особенно влажных) следует заполнять ковш, не набивая его плотно, потому что разгрузка напрессованного в ковш грунта затруднена. Как показала практика, потеря времени на стряхивание грунта превосходит выигрыш от большого заполнения ковша.

При разработке драглайном котлованов глубиной 6—8 м по обычной схеме (рис. 291, а) для непосредственного набора грунта используют лишь часть пути ковша от места его заброса до направляющего устройства тягового каната (наводки). Ковш заполняют уже через 3,5—4 м, а дальнейшее его подтягивание приводит только к потере времени и дополнительному расходу энергии, не увеличивая заполнения ковша. Чтобы этого избежать, применяют рациональную схему разработки забоя (рис. 291,6), которая позволяет уменьшить продолжительность цикла с 22 до 17—17,5 сек. Груженый ковш поднимают на высоту, необходимую для разгрузки его в автомашину, разгружают ковш практически без задержки ковша над кузовом, что дает экономию по времени в 1 —1,5 сек на цикл.

Рис. 291. Копание грунта драглайном:
а — по обычной схеме, б — по рациональной схеме

Рис. 292. Ковш драглайна увеличенной емкости с дополнительными щитками на боковых и задней стенках

Рис. 293. Планировочный ковш

Применение ковшей увеличенной емкости при разработке грунтов I и II групп как прямой лопатой, так и драглайном значительно повышает производительность. Для разработки грунтов III—IV групп емкость ковша экскаватора Э-652А была увеличена путем применения комбинированного напора. Ковши увеличенной емкости поставляют экскаваторные заводы.

Если таких ковшей нет, приспосабливают существующие ковши. Увеличить емкость ковша драглайна можно, устанавливая дополнительные щитки на боковые и заднюю стенки (рис. 292). Опыт работы показывает, что применение таких ковшей позволяет на экскаваторе с емкостью ковша 0,5 м3 вырабатывать в год до 120— 125 тыс. м3 грунта.

Для планировки откосов можно применять специальный ковш (рис. 293), применение которого повышает производительность экскаваторов на планировочных работах и исключает ручной труд.

Мероприятия организационного характера имеют большое значение, так как строительные универсальные экскаваторы работают в самых разнообразных условиях. Поэтому в в каждом отдельном случае большое значение имеет схема организации работ. Так, например, при планировке площади вместо схемы с двумя перекидками (рис. 294, а) была продумана более рациональная схема разработки (рис. 294, б), заключающаяся в следующем. Вначале грунт разрабатывают, подтягивая ковш к экскаватору и разгружая его здесь же, без поворота стрелы. Затем, наполняя ковш разработанным и уже разрыхленным грунтом, перекидывают его в отвал. Экскаватор в этом случае поворачивается вкруговую, что позволяет сократить продолжительность цикла.

Рис. 294. Планировка площади драг-пайном:
а —обычная схема с двумя перекидками, б — схема, предложенная машинистом экскаватора М. Ф. Шестерниным

Рис. 295. Организация ритмичной работы экскаватора и автосамосвалов: а — установка вешек-указателей места остановки автосамосвала, б — установка отвального бруса, ограничивающего задний ход автосамосвала; 1 — вешка, 2 — ограничительный брус

Рис. 296. Разработка котлована:
а — по проекту, б — по предложению рационализаторов

При погрузке грунта в автосамосвалы они меняются через каждые 2—5 мин; нагруженный уезжает, а порожний становится под погрузкой. Большое значение имеет своевременная остановка самопогрузкой. Болыпое значение имеет своевременная остановка самосвала в нужном месте, что достигается благодаря использованию вешек-указателей (рис. 295,а) и ограничительных брусьев (рис. 295,6), применяемых при подходе автосамйсвала задним ходом.

Большое значение имеет состояние подъездных путей. Лучше затратить 20—30 мин времени на расчистку путей при помощи экскаватора, чем допускать постоянные перерывы в работе.

Во время разработки грунта с наружной части забоя грунт с верхней части бокового откоса осыпается и попадает на дорогу, мешая движению автомашин. Начинать разработку угла забоя следует с выборки грунта в нижней части бокового откоса, благодаря чему образуется траншея. Такой метод исключает попадание осыпающихся с откоса комьев грунта на дорогу.

Рис. 297. Показатели работы экскаваторов треста за четыре года работы на хозяйственном расчете:
1 — выработка на каждый экскаватор с ковшом емкостью 0,5 м3 (тыс. м3 грунта), 2— расходы на эксплуатацию и ремонт в пересчете на 1 м3 выработанного грунта (коп.)

В общей стоимости земляных работ самая большая часть приходится на транспортирование грунта. Экономия может быть достигнута главным образом за счет сокращения дальности транспортирования. Например, при сокращении дальности возки на 1 км экономия на каждый кубический метр грунта составит в среднем 11 коп.

В качестве примера рационализации схем работы следует также остановиться на разработке котлованов под промышленное сооружение, которая дала экономию свыше 13 тыс. руб.

По проекту котлованы под склады кокса и известняка должны были разрабатывать в виде сплошной выемки при помощи драглайна с транспортированием грунта автосамосвалами (рис. 296, а). При устройстве котлованов оставили целики грунта, которые после возведения фундаментов разрабатывались бульдозерами и перемещались в места обратной засыпки (рис. 296, б). Стоимость разработки 1 м3 грунта и его перемещения снизилась с 70 до 7 коп.

Осуществление такого организационного мероприятия, как хозяйственный расчет в экскаваторных бригадах, позволяет не только повышать производительность экскаватора, но также снижать расходы на техническое обслуживание.

Так, например, перевод всех экскаваторов на хозяйственный расчет позволит, как показывает опыт, выполнить план на 120%, до?; биться увеличения годовой выработки экскаваторов на 87%, увеличить среднегодовую заработную плату на 10% и снизить себестоимость работ (рис. 297).

Переход экскаваторных бригад н» хозяйственный расчет позволяет не только снижать затраты на техническое обслуживание и ремонт экскаваторов, но сокращать в 2—3 раза время на остановки экскаваторов для проведения технического обслуживания и ремонта.

Мероприятия по ремонту и техническому обслуживанию позволяют увеличить время полезной работы. Самой трудоемкой работой в техническом обслуживании является смазка.

Следовательно, снижение трудоемкости этих работ дает возможность снизить время на техническое обслуживание. Например, внедрение прибора для заправки шприцев солидолом (рис. 298) позволяет ежесменно экономить более 15 мин времени, используя их для полезной работы.

Рис. 298. Прибор для заправки шприцев солидолом

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Эксплуатация экскаваторов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Производительность экскаваторов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства