Строительные машины и оборудование, справочник







Производственные вредности

Категория:
   Охрана труда в дорожном строительстве


Производственные вредности

Производственная санитария — это система организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, предотвращающих воздейстие на работающих вредных производственных факторов.

Совокупность практических мероприятий, основанных на научных положениях гигиены труда, называется производственной санитарией. К мероприятиям производственной санитарии относятся: оборудование помещений вентиляцией, отоплением и другими санитарно-техническими устройствами; обустройство гардеробных, душевых, умывальных и других санитарно-бытовых помещений; благоустройство и содержание территорий предприятий; обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты на производстве. Одним из новых направлений производственной санитарии является разработка вопросов научной организации труда и производственной эстетики.

На дорожном строительстве работники подвергаются воздействию неблагоприятных условий. Нередко на работников оказывает воздействие совокупность производственных вредностей. Рабочие, занятые на укладке асфальтобетонной смеси, подвергаются воздействию повышенной температуры воздуха, вдыхают продукты испарения битума. На машиниста камнедробилки одновременно могут оказывать воздействие такие производственные вредности, как шум, вибрация и повышенная запыленность, поэтому необходимо придавать важное значение проведению профилактических мероприятий производственной санитарии, позволяющих устранить или снизить воздействие производственных вредностей на здоровье работающих.

Метеорологические условия производственной среды

На работоспособность и самочувствие человека большое влияние оказывают метеорологические условия, особенно при работе на открытом воздухе. Во время работы рабочие подвергаются непосредственному воздействию солнечных лучей или воздействию высоких температур при приготовлении и укладке асфальтобетонной смеси. От воздействия избыточного тепла и тепловых лучей самочувствие человека ухудшается по мере увеличения времени и интенсивности облучения. Резкое ухудшение самочувствия может наступить при длительном облучении солнечными лучами даже при небольшой их интенсивности.

Подвижность воздуха также может оказать вредное влияние на самочувствие человека. Движение воздуха в атмосфере или внутри производственного помещения происходит от неравномерного нагревания воздушных масс. Чем сильнее нагревается воздух, тем меньше становится его плотность и с большей скоростью он поднимается в верхние слои или зоны помещения, создавая сквозняки, сильно охлаждающие помещение и вызывающие у человека ощущение холода.

Человек, занятый физической работой, выделяет тепло. В этом случае движение воздуха Способствует усилению теплоотдачи и улучшению самочувствия работающего. На интенсивность теплоотдачи человека влияет также и влажность воздуха. Количество паров, находящихся в 1 м3 воздуха, выраженное в граммах, называется абсолютной влажностью воздуха. Чем выше температура воздуха, тем больше может содержаться в нем водяных паров, т. е. тем выше его максимальная влажность.

Отношение абсолютной влажности к максимальной при данной температуре называется относительной влажностью воздуха. Она выражается в процентах и определяется при гигиенической характеристике внешней среды. Обычно влажность бывает в пределах 35—70% при температуре воздуха около 18 °С.

Насыщенный водяными парами воздух обладает большей теплоемкостью, чем сухой. Это особенно ощущается при влажном воздухе и низкой температуре, когда значительно повышается теплоотдача с поверхности тела, что может вызвать его переохлаждение.

Для защиты работающих на открытом воздухе от переохлаждения используется теплая одежда. Ткани для спецодежды должны быть не только малотеплопроводными и влагоемкими, но и воздухопроницаемыми. Другими важными мероприятиями, предупреждающими переохлаждение организма, являются периодические перерывы в работе и обогрев в помещениях с температурой 18—20 °С.

Влияние на здоровье работающих повышенной концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны

Производственная пыль появляется при переработке минеральных материалов (дроблении камня, грохочении щебня, гравия и других материалов), приготовлении минерального порошка для асфальтобетонных смесей, разгрузке и транспортировке цемента, приготовлении асфальто- и цементобетонной смесей.

У рабочего, который продолжительное время находится в условиях запыленного воздуха, развиваются хронические воспалительные заболевания дыхательных путей и легочной ткани. К наиболее тяжелым заболеваниям легких от действия пыли относится силикоз, который возникает от попадания в легкие пыли, имеющей в своем составе значительный процент свободной двуокиси кремния, т. е. кремнезема SiCb. Силикоз развивается медленно и обнаруживается примерно после 8—10 лет работы в пыльной среде. Если содержание кварца и пыли является высоким^то силикоз может развиться в течение 2—3 лет. При заболевании силикозом возможны жалобы на небольшую одышку при физическом напряжении, боль в груди и легкий сухой кашель. В дальнейшем отмечаются заметная одышка при физическом напряжении, кашель с выделением мокроты, бронхит. И в третьей стадии силикоза наступают резкая одышка даже в состоянии покоя, кашель с обильным выделением мокроты, нарушается сердечная деятельность с расстройством кровообращения и отеками.

Отдельные дорожно-строительные материалы, а также некоторые виды топлива при испарении выделяют вредные для здоровья работающих вещества. Их действие на организм человека в значительной степени зависит от условий внешней среды — температуры и влажности воздуха, барометрического давления и др.

Нефтяные битумы являются продуктом переработки остатков перегонки нефти. При работе с битумами необходимо принимать меры профилактики и защиты работающих от вредного воздействия нефтяных продуктов, учитывая их высокую испаряемость и токсичность.

Пек — тяжелые фракции каменноугольного дегтя и других веществ, способных повышать чувствительность кожи под влиянием солнечного света, что вредно влияет на организм человека.

Рабочие, имеющие контакт с пеком, при несоблюдении правил безопасности могут заболеть солнечным дерматитом (фотодерматитом).

Работать с пеком нужно преимущественно в ночное время. Погрузочно-разгрузочные работы, в том числе и загрузка пека в котлы, должны быть полностью механизированы.

Работы вручную допускаются как исключение и с обязательным применением тележек, тачек и др.

Во время всей работы (погрузки, разгрузки, перемещения по территории баз, заводов) пек надо смачивать водой. Котлы, в которых пек плавится или смешивается с другими материалами, должны быть оборудованы вентиляцией.

Лица, страдающие кожными заболеваниями, к работе с пеком не допускаются.

Кроме технического надзора, на работах с пеком должен быть установлен медицинский надзор за состоянием здоровья рабочих. В случае обнаружения значительного раздражения кожи, слизистых оболочек или конъюнктивита глаз рабочие должны быть освобождены от работы и переведены на другую до полного выздоровления.

На работах, где применяется пек, должен быть оборудован душ с теплой водой.

Каменноугольный деготь также обладает вредными свойствами и является опасным для здоровья работающих. При нагревании дегтя до 100—150° С образуются ядовитые пары, в состав которых входят углеводороды ароматического ряда и фенолы. При продолжительном их вдыхании происходят тяжелые отравления и воспаления дыхательных путей, приводящие к общему расстройству дыхания. Признаками отравления являются: головная боль, головокружение, сонливость и утомляемость.

Рабочие, обслуживающие установки по разогреву дегтя и пека, должны находиться с наветренной стороны от места выделения вредных паров. Следует систематически брать пробы воздуха в пределах рабочей зоны для определения концентрации ядовитых веществ. Содержание ядовитых веществ выше установленной нормы вызывает отравление организма.

Применение дегтевых вяжущих материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог ограничено. Запрещено устройство покрытий с применением дегтевых вяжущих на участках подъездных дорог и тротуарах, проходящих через жилые кварталы населенных пунктов, на всех дорогах, проходящих через населенные пункты, на всех тротуарах и площадях, примыкающих к зданиям общественного назначения. Без ограничения разрешено применять дегтевые вяжущие материалы на дорогах, проходящих вне населенных пунктов, для устройства оснований под покрытия автомобильных дорог.

Этилированный бензин используется исключительно как топливо. Он обладает ядовитыми свойствами и при нарушении установленных санитарных правил может вызвать острые и хронические отравления.

Бензин, содержащий тетраэтилсвинец, обладает свойством проникать в организм человека через кожу, дыхательные пути, через рот при приеме пищи загрязненными руками, при сифонировании бензина шлангом и т. п.

Тетраэтилсвинец представляет собой бесцветную маслянистую жидкость сладковато-приторного запаха, в воде нерастворим. Пары тяжелее. воздуха в 11,2 раза. На воздухе он постепенно окисляется до окиси свинца и этана. Прибавляемый в очень небольших количествах к бензину тетраэтилсвинец устраняет детонацию в двигателях внутреннего сгорания, повышая тем самым качество топлива.

Для смещения с бензином тетраэтилсвинец выпускается в виде этиловой жидкости, содержащей примерно 50—55% тетраэтилсвинца. Эта жидкость прибавляется к бензину в количестве 2—4 см3 на 1 кг. Для опознавательных целей этиловую жидкость и бензин подкрашивают.

При отравлениях тетраэтилсвинцом пострадавший обычно жалуется на головные боли, головокружение и расстройство сна. В тяжелых случаях наблюдаются нервно-психические нарушения, ослабление памяти, снижение внимания и т. п.

Обезвреживать этилированный бензин, если он попал на почву, полы, оборудование, следует немедленно. Для этого следует применять дегазаторы — дихлорамин (1,5%-ный раствор в бензине) или хлорную известь (в виде кашицы или хлорной воды), а для металлических предметов — растворители (керосин) или щелочной раствор.

Все рабочие, работающие с этилированным бензином, периодически должны подвергаться медицинскому осмотру в соответствии с инструкцией органов здравоохранения.

Бензин — жидкость с резким запахом, легко воспламеняется и испаряется при обычных температурах. Пары бензина тежелее воздуха и при температуре 16—20° С держатся в нижних слоях помещения.

Бензин проникает в организм человека в виде паров через дыхательные пути и через кожу. Он вызывает острые и хронические отравления и в первую очередь действует на центральную нервную систему. При слабых отравлениях появляются головные боли, состояние возбудимости (опьянение), в более тяжелых случаях — потеря сознания, судороги.

Меры, предупреждающие отравление бензином,— мощная местная вентиляция. Предельно допустимая концентрация паров бензина 0,3 мг/л.

Лак этиноль изготавливается из отходов производства синтетического каучука. Лак огнеопасен, при его применении необходимо соблюдать правила противопожарной безопасности. Он обладает наркотическими свойствами, раздражает верхние дыхательные пути и может вызывать экземы и другие кожные заболевания.

Меры профилактики должны быть направлены на предупреждение вдыхания его паров и загрязнения им кожи.

Способы отбора и измерения объемов проб воздуха

В связи с применением в дорожном строительстве материалов, которые вредно воздействуют на организм человека, необходимо постоянно контролировать содержание в воздухе рабочей зоны вредных веществ.

Предельно допустимые концентрации вредных газов, паров, пыли и других аэрозолей в воздухе рабочей зоны производственных помещений не должны превышать норм, установленных ГОСТ 12.1.005—76:

пыль, содержащая более 70% свободной двуокиси кремния — 1 мг/м3; пыль, содержащая более 10% и до 70% свободной двуокиси кремния — 2 мг/м3; пыль цементная, содержащая менее 10% свободной двуокиси кремния — 5 мг/м3; пыль цемента, глин, минералов и их смесей, не содержащих свободной окиси кремния, 6 мг/м3.

Существуют три основных метода определения количества пыли в единице объема воздуха: весовой, счетный и электрический.

Весовой метод основан на принципе определения привеса фильтра после протягивания через него определенного объема исследуемого воздуха. Обычно пробу берут в зоне рабочего места на уровне органов дыхания рабочего.

Взвесив фильтр до и после отбора пыли и поделив полученную массу пыли на число литров воздуха, протянутого через фильтр за 1 мин, получают запыленность воздушной среды (мг/л), а затем запыленность относят к 1 м3 воздуха. Полученные данные сравнивают с предельно допустимыми, регламентируемыми ГОСТом.

Счетный метод применяется для определения гигиенической оценки пыли. Наряду s содержанием пыли в воздухе на рабочем месте необходимо знать размер частиц пыли и их количество в единице объема воздуха, особенно при большом проценте очень мелких частиц.

Наиболее простым способом забора проб для определения размеров пылевых частиц является осаждение пыли из свободного объема воздуха на покровном стекле. Покровное стекло (рис. 35) тщательно очищают и вкладывают в углубление специальной лопаточки, которую помещают в место отбора пробы на 1—5 мин в зависимости от степени запыленности. Размеры пылинок определяют с помощью микроскопа, снабженного препа-ратоводителем с крестообразным столиком и окулярными микрометрами — линейкой и сеткой.

Окулярная линейка (рис. 36) представляет собой стеклышко, на котором нанесена шкала с делениями. Стеклышко помещают в окуляр и с помощью шкалы-линейки определяют размеры пылинок в препарате, расположенном на предметном столике под объективом. Пылинки в количестве 400—500 шт. измеряют в нескольких полях зрения и в зависимости от размеров распределяют по группам, например, до 2, от 2 до 4, от 4 до 6, от 6 до 10 и свыше 10 мк.

Рис. 36. Окулярные микроскопические линейка и сетка

Далее абсолютное число каждой группы переводят в проценты по отношению к общему количеству всех пылинок, составляя так называемую пылевую формулу.

Электрический метод основан на заряжении частиц пыли соответствующим электрическим зарядом при помощи трубки, в которой создается электрическое поле высокого напряжения. В результате на электродах выпадают пылинки, которые можно подсчитать или взвесить.


Читать далее:

Категория: - Охрана труда в дорожном строительстве





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Организация пожарной охраны и тушения пожаров
Основы пожарной безопасности при дорожгных работах
Меры защиты от вредного действия на работающих производственной пыли и вредных веществ
Молниезащита здании и сооружений
Охрана труда при работе машин и оборудования, подконтрольного органам госгортехнадзора
Охрана труда на производственных базах и заводах
Охрана труда при обслуживании и ремонте транспортных средств, дорожных машин и оборудования
Охрана труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружении
Профилактика производственного травматизма
Организация работ по охране труда


Остались вопросы по теме:
"Производственные вредности"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы