Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Такелажные работы

Публикация:
   Производство работ с грузами на строительной площадке

Читать далее:




Производство работ с грузами на строительной площадке

Наиболее полную последовательность операций, выполняемых при перемещении грузов на строительной площадке, можно рассмотреть на примере монтажа сборных конструкций здания или сооружения. В состав операций входят (рис. 1): подготовка конструкций к строповке; строповка; подъем и перемещение; установка конструкций и временное крепление; выверка и постоянное крепление конструкции в соответствии с проектом; расстроповка; возвращение крана для строповки новой конструкции.

Совокупность этих операций составляет цикл монтажа конструкций здания или сооружения. Рассмотрим более подробно операции цикла, в которых принимает участие стропальщик.

Подготовка конструкции к монтажу заключается в проверке годности конструкции, подборке грузозахватных приспособлений и переводе (при необходимости) конструкции в рабочее положение (кантовка).

Осмотр конструкции является обязанностью стропальщика, работающего на складе и осуществляющего ее строповку. Внешний осмотр выполняют так же, как и при приемке изделий и конструкций на приобъектном складе. Погнутые выпуски арматуры лучше всего выправлять арматурным ключом; при этом надо следить за тем, чтобы не скололся бетон около выправляемого стержня. Наплывы бетона удаляют с помощью молотка и скарпеля. Закладные детали зачищают металлической щеткой. Снег, грязь и наледь убирают щеткой или скребком. Не разрешается подтапливать снег и лед горячей водой.

Одновременно с проверкой геометрических размеров изделия стропальщик наносит недостающие осевые и другие риски, необходимые для точной установки изделия на предусмотренное проектом место. На бетонные поверхности риски наносятся черным карандашом, на металлические — зубилом или мелом.

Рис. 1. Схема выполнения операций при монтаже сборных конструкций зданий и сооружений

Кроме перечисленного при подготовке некоторых конструкций к монтажу, их обстраивают необходимыми приспособлениями для временного крепления. Так, до подъема колонны одноэтажных производственных зданий, к ее верху прикрепляют лестницу и подмости для того, чтобы по окончании монтажа можно было стоять на подмостях и устанавливать на колонну предусмотренную проектом конструкцию (ферму, балку и т.п.).

Перед тем, как застроповать конструкцию, стропальщик подбирает грузозахватные устройства, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза и подвешивает их на. крюк крана. Затем убеждается, что груз стоит на прокладках, подкладках или основании и ничем не защемлен. Примерзшие к земляному основанию изделия сдвигаются с помощью лома; кран в этом случае используется только для поддержки высоких изделий, чтобы исключить их опрокидывание. При необходимости конструкции переводят в рабочее положение кантовкой вручную или с помощью кантовальных механизмов и приспособлений.

Большинство изделий в строительстве стропуют за монтажные петли, заделанные в тело изделия, при этом крюк захватного устройства свободно заходит в зев петли. При строповке стропальщик обязан заводить крюки грузозахватного устройства с внешней стороны конструкции в сторону ее центра тяжести, иначе защелка крюка при подъеме может упасть внутрь крюка и при ослаблении стропа произойдет расстроповка конструкции.

Крепить стропы при строповке груза необходимо за все предусмотренные для подъема в соответствующем положении петли, цапфы, рымы и т.п. Неиспользованные для зацепления груза концы многоветвевого стропа закрепляются за навесные звенья стропа так, чтобы при перемещении груза краном эти концы не задевали за встречающиеся на пути предметы.

Использовать вместо стропов проволоку или поднимать груз с зацеплением за обвязочную проволоку можно только в исключительных, технически обоснованных случаях в строгом соответствии с инструкцией, утвержденной главным инженером предприятия, и при условии, если в отраслевых правилах безопасности не содержится прямого запрещения на такое использование. Для обвязки и подъема строительных грузов, а также во всех других случаях, где обвязка и подъем груза выполняют с помощью инвентарных стропов, применение проволоки не допускается.

Прежде чем подать сигнал о подъеме стропальщик обязан убедиться, что конструкция надежно застропова-на и ничто не мешает ее подъему, а также проверить, нет ли на ней или внутри нее посторонних предметов, не может ли она зацепиться за что-нибудь во время подъема и перемещения. Следует также убедиться в устойчивости крана. Если монтаж ведется самоходными стреловыми кранами, необходимо проверить по указателю грузоподъемности на стреле крана, что установленный машинистом вылет стрелы соответствует массе поднимаемого груза.

Подъем и перемещение груза выполняют в две стадии. Сначала груз поднимают на высоту 200…300 мм и проверяют правильность строповки, равномерность натяжения стропов, действие тормозов крана. Только после этого подают сигнал о дальнейшем подъеме и перемещении груза. Стропальщик может находиться около поднимаемого груза до тех пор, пока груз не поднимется на высоту до 1 м, затем он обязан отойти и наблюдать за перемещаемым грузом из безопасной зоны.

Рис. 2. Правила перемещения грузов над штабелями, строениями, предметами (а), строительными лесами (б), над перекрытиями и площадками, где могут находиться люди (в)

При подъеме груза, установленного вблизи строений, штабелей и т.п., не разрешается нахождение людей (в том числе такелажников) между поднимаемым грузом и указанными штабелями, строениями и т.п., так как вследствие возможного ошибочного включения крановщиком механизмов крана или раскачивания груза человек может быть им зажат. Указанное правило безопасности необходимо также строго соблюдать и при опускании груза.

Расстояние от низа перемещаемого груза по вертикали до наиболее выступающих частей зданий, штабелей и т.п. должно быть не менее 0,5 м, до строительных лесов — не менее 1 м, до перекрытий и площадок зданий, где могут находиться люди — не менее 2,3 м (рис. 2).

Поднимать груз следует плавно, без рывков, раскачивания, вращения и строго вертикально. Особенно осторожно следует поднимать конструкции, установленные в кассетах, кондукторах, на стендах. Чтобы избежать вращения, а также иметь возможность направлять и предохранять конструкцию от раскачивания, к ней прикрепляют оттяжки из пеньковых, капроновых или тонких стальных канатов, которыми удерживают конструкцию в нужном положении.

Для разворота длинномерных и громоздких грузов, перемещаемых краном, должны применяться специальные крючья соответствующей длины. К длинномерным относятся грузы, у которых размеры сечения гораздо меньше их длины (доски, бревна, трубы и т.п.). Громоздкими считаются такие грузы, которые при перемещении их кранами могут зацепиться за оборудование, части зданий, штабели и т.п. Перечень громоздких и длинномерных грузов устанавливается администрацией предприятия и указывается в производственной инструкции.

Во время подъема, перемещения и опускания груза не допускается поправлять грузозахватные устройства на весу, а также оттягивать груз, так как это может привести к самопроизвольному расцеплению стропов или опасному раскачиванию груза.

Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, исключающее возможность падения, опрокидывания или сползания груза. На место укладки груза должны быть предварительно уложены прочные подкладки для того, чтобы стропы или цепи грузозахватного устройства могли быть легко и без повреждений извлечены из-под груза. Укладывать и разбирать штабеля следует равномерно без нарушения установленных для складирования груза габаритов и без загромождения проходов.

При производстве такелажных работ запрещается:
– подъем и перемещение груза, масса которого превышает грузоподъемность крана;
– подъем груза, засыпанного землей или защемленного другими предметами;
– освобождение с помощью крана защемленных грузозахватных устройств;
– погрузка или разгрузка автомашины при нахождении в ее кабине людей;
– подъем груза, не имеющего маркировки и если масса его превышает 500 кг;
– нахождение строповщика в кузове транспортного средства после застроповки груза;
– подача груза в оконные или дверные проемы зданий без устройства специальных выносных площадок;
– подъем и перемещение груза при неисправных приборах безопасности и тормозах крана;
– оставлять груз в подвешенном состоянии во время перерыва или по окончании работы;
– подтаскивание груза крюком крана при наклонном положении грузовых канатов;
– подъем и перемещение груза с находящимися на нем людьми;
– загромождение кранового пути посторонними предметами;
– расстроповка незакрепленного груза. Подъем кирпича на строящееся здание должен производиться в контейнерах или на огражденных поддонах. Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов допускается подъем кирпича на строящееся здание на неогражденных поддонах при условии удаления людей из зоны перемещения грузов. Порядок подъема кирпича должен быть отражен в ППР. Подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается также при погрузке и разгрузке с автомашин на землю и обратно.

Использование для подъема и перемещения людей грузоподъемных машин, механизм которых оборудован фрикционными или кулачковыми муфтами включения, применение расплавленного металла, ядовитых, взрывчатых веществ и сосудов, находящихся под давлением, не разрешается. В случае перемещения баллонов с газами электрическими талями или кранами их необходимо помещать в специальный контейнер, а крюк снабжать предохранительным замком. Для этой работы можно применять краны общего назначения кроме случая, когда в баллоне находится ядовитый газ. При подъеме баллонов с ядовитыми газами механизмы подъема груза и изменения вылета крюка должны иметь тормоза. Конструкции контейнеров, применяемых в данном случае, разрабатываются предприятием, использующим краны для перемещения баллонов.

Подъем людей краном в специальной люльке, подвешенной к крюку крана, разрешается в исключительных случаях, когда невозможно применение для этой цели специального оборудования, например, телескопической вышки, и когда подъем не является повседневной операцией, предусмотренной технологией производства. Подъем может быть разрешен главным инженером предприятия после разработки мероприятий, обеспечивающих полную безопасность поднимаемых людей. Устойчивость люльки при этом обеспечивается соответствующим положением ее центра тяжести. Зев крюка должен быть снабжен предохранительным замыкающим устройством. Люлька постоянно должна быть в поле зрения крановщика, а перемещение должно производиться строго по сигналам; при этом используются самые малые скорости, допускаемые при работе грузоподъемного механизма. Необходимым условием является также полная исправность крана, опытность и дисциплинированность крановщика, а также присутствие инженерно-технического работника, ответственного за подъем. В условиях производства строительно-монтажных работ подъем людей кранами запрещен.

Перемещение грузов над производственными или служебными помещениями при нахождении в них людей может допускаться руководством предприятия (стройки) в исключительных случаях после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасное выполнение работ. Перемещение грузов над перекрытиями, под которыми могут находиться люди, допускается в исключительных случаях при разрыве между горизонталями работ не менее пяти этажей. Если такой разрыв обеспечить нельзя, то нахождение людей на этажах в той захватке, где производится перемещение грузов, не допускается.

Зона, опасная для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления грузов, должна быть обозначена хорошо видимыми предупредительными знаками. Границы опасной зоны и способ ее ограждения указываются в проекте производства работ. Для стреловых самоходных кранов с дизель-электрическим и дизель-гидравлическим приводами, а также кранов с механическим приводом, снабженных дополнительным устройством, удерживающим от падения стрелу крана, граница опасной зоны при вращении крана на 360° определяется следующим образом: при высоте подъема груза до 4 м расстояние по горизонтали от места возможного падения груза до границы опасной зоны должно быть не менее 2,2 м, при высоте до 6 м — не менее 2,8 м, при высоте до 10 м — не менее 4,3 м, но не менее габарита поднимаемого груза. При подъеме грузов стреловыми самоходными кранами всех моделей на высоту от 10 до 100 м граница опасной зоны определяется также, как и для башенных кранов.

Установка и работа стреловых, самоходных кранов (кроме железнодорожных) на расстоянии ближе 30 м от линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 36 В должна производиться по наряду-допуску. Указанное расстояние (30 м) должно приниматься от крайнего провода ЛЭП до оси крюка в пределах его рабочих вылетов и при вращении крана на 360°.

Установка и работа стрелового самоходного крана на расстоянии ближе 30 м от крайнего провода ЛЭП или воздушной электирческой сети должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного -за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами. Ответственный должен расписаться в наряде-допуске и обеспечить выполнение указанных в нем безопасных условий работы.

Наличие на стреловом самоходном кране прибора, сигнализирующего об опасном приближении стрелы крана к находящемуся под напряжением проводу, не освобождает администрацию от выдачи наряда-допуска.

В путевом листе крановщика стрелового крана администрация должна поставить штамп о запрещении самовольной установки крана для работы вблизи ЛЭП без наряда-допуска.

При производстве строительно-монтажных работ на-ряд-допуск должен быть подписан главным инженером или главным энергетиком строительно-монтажной организации. При производстве работ в охранной зоне ЛЭП или в пределах установленных для этих линий разрывов наряд-допуск может быть выдан только при наличии письменного разрешения организации, эксплуатирующей ЛЭП.

Время действия наряда-допуска на производство работ краном вблизи ЛЭП определяется организацией, выдавшей наряд. В наряде-допуске должно быть указано время (число, месяц, год) начала и время окончания работы. Если указанные в наряде-допуске условия работы изменились’, то должен быть выдан новый наряд-допуск.

Работать стреловые самоходные краны под неотк-люченными контактными проводами городского транспорта могут при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1 м при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы.

При соблюдении этих условий выдача наряда-допуска не требуется.

При работе вблизи ЛЭП башенных, портальных и железнодорожных кранов наряд-допуск крановщику может не выдаваться, но на установку таких кранов в охранной зоне (разрывах) воздушных ЛЭП должно быть получено от владельца сети разрешение вместе с паспортом крана. Условия работы башенного крана вблизи ЛЭП при выполнении строительно-монтажных работ должны быть отражены в ППР.

Порядок выдачи наряда-допуска и порядок инструктажа рабочих устанавливается приказом по предприятию, организации, стройке.

Такой же работой с повышенной опасностью, как и работа вблизи линий электропередачи, является перемещение ррузов одновременно двумя кранами. Опасность может возникнуть вследствие неправильного распределения нагрузок на краны, расцепления груза со стропами из-за несогласованных действий (крановщиков или разных скоростей механизмов подъема и перемещения кранов, участвующих в работе, раскачивания груза при наклонном положении канатов.

В связи с этим совместная работа двух и более кранов по подъему, перемещению и кантованию грузов массой, превышающей грузоподъемность каждого из них, допускается в отдельных случаях, когда такое использование кранов не является повседневной технологической операцией. Наиболее часто для этих целей используют краны мостового типа, условия и порядок работы которых определяются предприятием, производящим работы краном.

Могут быть применены два варианта подъема и перемещения груза двумя кранами: с помощью траверсы и без нее. При работе без траверсы должно быть обеспечено: правильное распределение нагрузки на краны, горизонтальное положение груза и возможность перемещения его на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов, вертикальное положение канатов крана. При применении для этих целей стреловых самоходных кранов работа должна выполняться по проекту или технологической карте, разработанных специализированной организацией, одной из функций которой является разработка проектов производства работ при помощи кранов. В этой документации должны быть схемы строповки и перемещения грузов с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также требования к подготовке и состоянию кранового пути И другие указания по безопасному подъему и перемещению груза.

Рекомендуется для выполнения такой работы применять однотипные краны, преимущественно одной и той же модели, так как при этом легче соблюдать основное требование по обеспечению безопасности при подъеме и перемещении: сохранение вертикального положения грузовых канатов и правильное распределение на каждый кран нагрузки, которая не должна превышать их суммарной грузоподъемности.

Работа по подъему и перемещению грузов двумя или несколькими кранами должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, или специально назначенного инженерно-технического работника.

СНиП III—4-80* запрещает выполнение монтажных и погрузочно-разгрузочных работ в открытых местах при силе ветра 6 баллов (скорость ветра 9,9… 12,4 м/с) и более, а также при гололедице, сильном снегопаде, дожде и грозе.Нельзя работать на монтаже и строповке глухих панелей при силе ветра 5 баллов (скорость ветра 7,5…?,8 м/с). При отсутствии точных данных о скорости ветра разрешается пользоваться шкалой Бофорта.

Работа любого крана при низкой температуре окружающего воздуха должна прекращаться при достижении допустимого значения, указанного заводом-изготовителем в паспорте крана. В случае, если в паспорте крана не указано допустимое для его работы значение температуры воздуха, то кран перестает работать при температуре воздуха минус 20°. При необходимости использования таких кранов при температуре воздуха ниже минус 20° следует произвести химический анализ и механические испытания металла, а также установить возможность работы этих кранов при более низких температурах, руководствуясь государственными стандартами или техническими условиями.

Места производства работ по подъему и перемещению грузов должны быть хорошо освещены. Искусственное освещение строительной площадки выполняется согласно предварительно составленному проекту, в котором должны быть указаны: источник света, освещенность, система освещения, осветительные приборы и места их размещения на площадке, напряжение и схема питания осветительной установки, места расположения групповых щитков и трассы электросети, меры защиты от поражения электротоком. Работа в неосвещенных местах запрещается.

При расчете освещения необходимо вводить коэффициент запаса, учитывающий снижение за счет уменьшения светового потока источника света, загрязнение осветительной арматуры и т.п. Коэффициент запаса на строительной площадке принимается: для ламп накаливания — “1,3, для люминисцентных ламп и прожекторов — 1,5.

На строительной площадке обычно применяется искусственное освещение двух систем: общее и комбинированное (в последнем случае к общему добавляется местное освещение, концентрирующее световой поток непосредственно на рабочие места). Чтобы избежать больших световых контрастов между рабочим местом и окружающим пространством, доля общего освещения в комбинированном должна составлять не менее 10%.

Для дополнительного освещения мест производства работ применяются инвентарные прожекторные вышки. Прожекторы для освещения необходимо располагать на такой высоте, которая позволила бы избежать ослепляющего действия светового потока на работающих. Все переносные устройства следует подключать шланговыми кабелями (типа КРПТ, ГРТС) или гибкими многожильными (типа ПРГ) в резиновых шлангах. Осветительные установки подлежат обязательному заземлению.

Временная электропроводка на строительной площадке должна быть выполнена изолированным проводом и подвешена на высоте не менее 3,5 м над проходами и 6 м над проездами. Необходимо избегать прокладывания воздушных линий в местах интенсивного движения транспорта и работы грузоподъемных механизмов.

В местах,где люди могут быть травмированы грузом, не допускается нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе. Особо опасно нахождение людей возле работающего стрелового или башенного крана, так как не исключена возможность зажатия их между поворотной и неповоротной частями крана или его выносными опорами. Для предупреждения таких случаев стропальщик обязан находиться в кабине при установке крана на дополнительные опоры, а также при освобождении его от опор.

При эксплуатации башенных кранов контрольный груз, выполненный в виде железобетонного блока, должен постоянно находиться на строительной площадке крановых путей для обеспечения периодического испытания ограничителя грузоподъемности крана.

В кабине управления башенного крана и на месте производства работ вывешивается список наиболее часто перемещаемых грузов с указанием их максимальной массы, а также список лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами и за содержание крана в исправном состоянии. Крановщикам и стропальщикам, обслуживающим автомобильные, пневмоколесные и гусеничные краны, такие списки должны быть выданы на руки.

Каждый грузоподъемный кран должен быть снабжен табличкой с указанием: наименования завода-изго-товителя, грузоподъемности, даты выпуска и порядкового номера крана. Кроме того, на всех кранах, находящихся в работе, должны быть крупные надписи, обозначающие регистрационный номер, грузоподъемность и дату испытания крана.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Такелажные работы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Производство работ с грузами на строительной площадке"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства