Строительные машины и оборудование, справочник





Производство работ скреперами

Категория:
   Бульдозеры, скреперы и грейдеры



Производство работ скреперами

Скреперы применяются преимущественно для разработки грунтов I и II групп. Более плотные и твердые грунты требуют предварительного рыхления бороздами по направлению рабочих ходов скрепера. Причем глубина рыхления должна быть несколько больше наибольшей глубины резания ножа скрепера, которым предусматривается выполнение скре­перных работ. Мелкое рыхление грунта в процессе скреперных работ вызывает образование призмы волочения перед ковшом скрепера, что замедляет и ухудшает наполнение ковша, значительно снижая произво­дительность скрепера.

Как правило, скреперы не могут быть использованы на заболочен­ных участках; переувлажненных несвязных грунтах; на связных грун­тах при влажности более 25 %; на сыпучих песках. Перед работой учас­ток должен быть очищен от леса, кустарника, пней, корней, камней и т. д.; обеспечен водоотвод; устроены временные дороги от мест разра­ботки грунта к местам его отсыпки; предусмотрено освещение на уча­стках разработки и укладки грунта, а также и по трассе временных зем­левозных дорог при производстве работ в ночное время. До начала ра­бот выполняют разбивочные работы, обозначают границы разработки выемок и резервов, границы насыпей, отвалов, а также выносят и за­крепляют оси возводимых сооружений, устанавливают на местах отсып­ки насыпей разбивочные знаки.

Максимальную дальность транспортирования следует принимать: для прицепных скреперов с тракторами на гусеничном ходу при ковше до 6,3 м3 до 300 м; более 6,3 м3 — до 500 м; для полуприцепных скрепе­ров с тракторами на пневмоколесном ходу при ковше до 10 м3 — не бо­лее 1500 м; для самоходных скреперов с одноосными автомобильными тягачами при ковше 10 и 15 м3 — не более 3000 м.

Операции, выполняемые скреперами. Наполнение ковша грунтом происходит при прямолинейном движении скрепера по забою с опущен­ным ковшом и заглубленными ножами. При этом скорость скрепера должна находиться в пределах 2—4 км/ч в зависимости от толщины сре­заемой стружки грунта. Длина пути наполнения ковша должна быть 15—25 м. Обычно стремятся наполнять ковш скрепера возможно более толстой стружкой (табл. 4.3), используя при этом полную мощность двигателя базовой машины. Срезание тонкой стружки не только снижа­ет производительность скрепера, но и создает трудности заполнения ков­ша грунтом, так как стружка при этом разрушается на мелкие комья, уходит в призму волочения и растекается в боковые валики.

Формы срезаемых ножами скрепера стружек зависят от механиче­ских свойств и состояния разрабатываемых грунтов. Стружка мягких и вязких (легкоразрабатываемых) грунтов отделяется от массива, об­разуя сплошную ленту; стружка твердых сухих (трудноразрабатывае- мых) грунтов имеет трещины и разломы в нижней части. Маслосвязные и песчаные грунты при резании и наполнении ковша распадаются на мел­кие частицы.
Время и степень заполнения ковша грунтом зависят не только от глубины резания, но и от сопротивления грунтов продвижению в ковш. Сыпучие грунты, как правило, образуют значительную призму волочения и не дают такой сплошной и прочной стружки, как вязкие плотные грунты.

Таблица 4.3

Вследствие этого степень заполнения ковша сыпучими грунтами всегда меньше, чем плотными. При использовании скреперов с прину­дительной элеваторной загрузкой степень наполнения ковша сыпучим грунтом может быть обеспечена такой же, как и при разработке плот­ных грунтов, т. е. коэффициентом заполнения, равным или более 1. Для ускорения и улучшения набора грунта в ковш скрепера целесообразно эту операцию, особенно при работе в выемках, выполнять под уклон в 3—6°. При большем уклоне трудно обеспечить хорошее наполнение ков­ша грунтом, так как часть его будет накапливаться перед ковшом, за­трудняя работу скрепера. Для увеличения производительности скрепера при разработке сухих песчаных грунтов целесообразно предварительно их увлажнять (до 1,5% влажности) или выполнять работу на подъем (до 3°).

Зарезание грунта скрепером осуществляется следующими основ­ными способами: с постоянной толщиной стружки (рис. 4.28, а); с переменной толщиной стружки (рис. 4.28, 5); гребенчатое (рис. 4.28, в); “клевками” (рис. 4.28, г). Наиболее эффективен гребенчатый способ зарезания грунта.
Зарезание грунта гребенчатым способом выполняют волнообразно с попеременным заглублением и выглублением ковша. Каждый после­дующий гребень меньше предыдущего по длине примерно в 2 раза, а по высоте — в 1,5 раза. В начале загрузки ковша следует срезать грунт бо­лее толстой стружкой. Толщина срезаемой стружки за один набор ковша в зависимости от группы грунта меняется в 2,5 — 5,0 раза. Для получе­ния более ровного забоя каждое последующее зарезание грунта следует производить на одной и той же полосе с перекрытием гребней, для чего каждый следующий набор грунта начинают, отступив на 2-3 м от начала предыдущего. При гребенчатом способе зарезания ковш загружается полнее, что позволяет рациональнее использовать мощность двигателя трактора-тягача.

Рис. 4.28. Способы зарезания грунта скреперами (стрелкой показано направление движения скрепера)

Для увеличения объема заполнения ковша в песчаных грунтах при­меняют метод многократного резания грунта “клевками” (см. рис. 4.28, г), заключающийся в том, что в период загрузки ковш скрепера на ходу несколько раз (от 3 до 5) наклоняют, заглубляя его, и получаются как бы “клевки”. При этом вследствие движения ковша вверх грунт несколько раз сдвигается к задней стенке, в результате чего заполнение ковша увеличивается на 10—15%.

Для облегчения заполнения ковша скрепера в плотных неразрых- ленных грунтах применяют ребристо-шахматную схему набора грунта. Ребристо-шахматный способ резания грунта — разработка грунта после­довательными рядами проходов, одинаковыми по длине и расположе­нию, но сдвинутыми один по отношению к другому в шахматном по­рядке. Между проходами первого ряда оставляют полосы нетронутого грунта шириной около половины ширины ножа скрепера. Разработ­ку второго ряда начинают, отступая от начала первого ряда на половину длины зарезания Lj2, при этом ось движения скрепера совпадает с осью оставленных полос грунта после прохода первого ряда (рис. 4.29, я). При резании грунта шахматным способом стружка имеет прямоугольное сечение постоянной толщины. Начиная со второго ряда, стружка на пер­вой половине длины равна ширине ковша, а на второй половине – вдвое меньше (рис. 4.29, б). Такая форма стружки уменьшает сопротивление резанию в конце набора грунта в ковш, обеспечивая при этом хорошее его наполнение.

Для увеличения коэффициента наполнения ковша скрепера следует применять тракторы-толкачи, боковые щитки к ковшу, зубья-рыхлители и ножи, установленные в ступенчатом порядке, предварительное рыхле­ние плотных грунтов на глубины от 10—15 до 20—30 см.

Рис. 4.29. Ребристо-шахматная схема зарезания грунта: 1-12 — проходы скрепера; 1—111— ряды проходов скрепера

В качестве толкачей применяют гусеничные тракторы, оборудован­ные специальными устройствами, или бульдозеры на гусеничных трак­торах. Предпочтение следует отдавать тракторам с толкающим обору­дованием. При работе скреперов толкачи применяются в двух основных случаях: при заполнении ковша грунтом; при транспортировании грунта на труднопроходимых участках пути. Наиболее эффективно применение толкача при одновременной работе нескольких скреперов (не менее трех), когда один толкач, находящийся на месте разработки грунта, по­очередно обслуживает скреперы.

Рыхлить грунт рекомендуется на толщину снимаемой стружки, при этом необходимо избегать его измельчения, особенно суглинистых грунтов, так как это ухудшает наполнение ковша. Недостаточно влаж­ные грунты следует рыхлить в объеме, не допускающем их пересыхания.

Скорость транспортирования груженого скрепера зависит от рас­стояния, состояния путей и мощности трактора-тягача. Состояние до­роги должно допускать движение гусеничных тракторов со скоростью до 10 км/ч, пневмоколесных тягачей — до 20 км/ч. При этом необхо­димо учитывать допустимые подъемы, уклоны и радиусы закруглений (табл. 4.4).

Таблица 4.4

Дороги для движения скреперов, как правило, следует устраивать по кольцевой схеме с односторонним движением, минимальным числом поворотов и подъемом в грузовом направлении.

Для облегчения подъема груженого скрепера на насыпь или спуска его к месту набора грунта необходимо устраивать въезды и съезды с ук­лонами: подъем до 20°, спуск до 25°.

Ширина проезжей части въездов и съездов при одностороннем движе­нии скреперов должна быть не менее:
для скреперов с вместимостью ковша до 6 м3 — 4 м; для скреперов с вместимостью ковша 6—10 м3 — 4,5 м; для скреперов с вместимостью ковша более 10 м3 — 5,5 м. Разгрузка ковша скрепера допускается только на ходу при прямо­линейном движении машины на I и II передачах трактора или тягача, что в среднем соответствует 3-4 км/ч. Разгрузку выполняют одновременно с послойной укладкой грунта в отсыпаемые места путем постепенного опрокидывания ковша скрепера. При разгрузке кромку ножа скрепера устанавливают на уровне, обеспечивающем требуемую толщину разгру­жаемого слоя. Сыпучие грунты необходимо выгружать слоем толщиной 10—15 см, так как это обеспечивает лучшее их уплотнение и облегчает проход скрепера по насыпанному грунту.

Наименьшая ширина площадки для разворота прицепных скреперов на обратный ход должна быть не менее следующих значений: для скрепе­ров с ковшом 2,5—4,0 м3 — 7,5 м; с ковшом 6,0—8,0 м3 — 12,5 м; с ковшом 10 м3 — 15 м; с ковшом более 10 м3 — 20 м.

Отсыпка грунта в насыпь выполняется параллельными полосами при движении скрепера вдоль отсыпаемой насыпи, начиная от бровок к сере­дине. Засыпку планируемой площадки грунтом следует выполнять так­же параллельными слоями, начиная с пониженных участков.

По окончании разгрузки ковш и заслонку скрепера переводят в транспортное положение, машина совершает холостой ход, направля­ясь в забой для очередного набора грунта. Порожний скрепер движется с более высокими скоростями — на III и IV передачах трактора или тя­гача, что в среднем соответствует 5-6 км/ч, реже на V передаче – около 8 км/ч при улучшенных дорогах. Во избежание опрокидывания не разре­шается передвижение скрепера после опорожнения с высокоподнятым ковшом.

Возвращающиеся скреперы можно использовать для разравнивания и планировки землевозных путей. При этом некоторое снижение произ­водительности скреперов вследствие затраты времени на планировочные работы вполне оправдывается.Схемы движения скреперов при разработке грунтов. Грунты разра­батывают скреперами по поперечной или продольной схеме их движе­ния. Схему движения выбирают исходя из следующих основных требова­ний: забой должен иметь длину, достаточную для полного наполнения ковша скрепера, путь движения груженого скрепера должен быть крат­чайшим без крутых поворотов. При выполнении земляных работ скреперами применяют следующие схемы движения: эллиптическую; в виде “восьмерки”; спиральную; зигзагообразную, продольно-челночную, по­перечно-челночную.

Рис. 4.30. Эллиптическая или коль­цевая схема движения скрепера:
а — с поперечной разработкой грун­та; б — с продольной разработкой грунта; 1 — набор грунта; 2 — раз­грузка грунта

Рис. 4.31. Схема движения скрепера “восьмеркой”:
1 — набор грунта; 2 – разгрузка грунта

Рис. 4.32. Схема движения скрепера зиг­загами:
а — при расположении резерва с одной стороны насыпи; б — при расположении резервов по обе стороны насыпи; 1 — набор грунта; 2 — разгрузка грунта; 3 — ось насыпи; 4 — резерв

При сооружении земляного полотна наиболее широкое распростране­ние получили три основные схемы: эллиптическая, или кольцевая, в ви­де “восьмерки” и зигзагообразная. При планировочных работах или при сооружений небольших выемок с транспортированием грунта на близ­кие расстояния целесообразно выбирать эллиптическую (кольцевую) схему движения (рис. 4.30). При возведении насыпей из боковых резер­вов и при разработке выемок с транспортированием грунта в отвалы (кавальеры), находящиеся в непосредственной близости от выемок, при разработке полувыемок-полунасыпей, а также при планировочных ра­ботах целесообразно применять схему движения скреперов “восьмер­кой” (рис. 4.31).

Преимущество схемы движения скрепера “восьмер­кой” по сравнению со схемой движения по эллипсу (кольцу) в том, что на каждую загрузку ковша приходится только один поворот скрепера на 180°, а попеременные повороты трактора то в одну, то в другую сторо­ну, хотя и равномерно, изнашивают ходовую часть машины.

Рис. 4.33. Челночные схемы движения скрепера:
1 — набор грунта; 2 — разгрузка грунта

При транспортировании грунта на расстояние 200—400 м применяют схему движения скреперов в виде растянутой “восьмерки”, так называе­мой “двусторонней петли”. По этой схеме скреперы в забое и в насыпи делают замкнутые петли, соединенные между собой прямыми участками.

Если резервы расположены в одной или с обеих сторон дороги, скрепер может выполнять работу зигзагами (рис. 4.32). По этой схеме скреперы совершают движения по зигзагообразной насыпи, поперемен­но заходя в резерв для набора грунта и выезжая на возводимую насыпь для разгрузки, а в конце участка делают поворот на 180° и возвращают­ся в обратном направлении, повторяя цикл работ.

При продольно-челночной схеме движения скрепера (рис. 4.33, а) ось земляного сооружения является границей между двумя ее частями и прилегающими резервами или отвалами. Применение продольных схем разработки грунтов находится в прямой зависимости от дальности транспортирования грунта скреперами. Эта схема движения позволяет сократить количество поворотов скрепера.

При поперечно-челночной схеме движения скрепера (рис. 4.33, б) набор грунта производится перпендикулярно оси земляного сооруже­ния как в одну, так и в другую сторону. Эта схема позволяет сократить количество поворотов скрепера и применяется при двусторонних резер­вах и кавальерах; при этом ширина резерва или выемки должна быть не менее длины пути набора грунта.


Читать далее:

Категория: - Бульдозеры, скреперы и грейдеры





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Правила безопасной работы при эксплуатации землеройно-транспортных машин
Техника безопасности на рабочем месте землеройно-транспортных машин
Спецодежда и обувь рабочего землеройно-транспортных машин
Нормирование и оплата труда механизаторов
Ремонт землеройно-транспортных машин
Обслуживание землеройно-транспортных машин в зимних условиях
Обкатка и консервация землеройно-транспортных машин
Смазка землеройно-транспортных машин
Уход за шинами
Техническое обслуживание рулевого управления, тормозов и ходовых колес


Остались вопросы по теме:
"Производство работ скреперами"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы