Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Публикация:
   Производство работ скреперами

Читать далее:




Производство работ скреперами

Скреперы применяются преимущественно для разработки грунтов I и II групп. Более плотные и твердые грунты требуют предварительного рыхления бороздами по направлению рабочих ходов скрепера. Причем глубина рыхления должна быть несколько больше наибольшей глубины резания ножа скрепера, которым предусматривается выполнение скре­перных работ. Мелкое рыхление грунта в процессе скреперных работ вызывает образование призмы волочения перед ковшом скрепера, что замедляет и ухудшает наполнение ковша, значительно снижая произво­дительность скрепера.

Как правило, скреперы не могут быть использованы на заболочен­ных участках; переувлажненных несвязных грунтах; на связных грун­тах при влажности более 25 %; на сыпучих песках. Перед работой учас­ток должен быть очищен от леса, кустарника, пней, корней, камней и т. д.; обеспечен водоотвод; устроены временные дороги от мест разра­ботки грунта к местам его отсыпки; предусмотрено освещение на уча­стках разработки и укладки грунта, а также и по трассе временных зем­левозных дорог при производстве работ в ночное время. До начала ра­бот выполняют разбивочные работы, обозначают границы разработки выемок и резервов, границы насыпей, отвалов, а также выносят и за­крепляют оси возводимых сооружений, устанавливают на местах отсып­ки насыпей разбивочные знаки.

Максимальную дальность транспортирования следует принимать: для прицепных скреперов с тракторами на гусеничном ходу при ковше до 6,3 м3 до 300 м; более 6,3 м3 — до 500 м; для полуприцепных скрепе­ров с тракторами на пневмоколесном ходу при ковше до 10 м3 — не бо­лее 1500 м; для самоходных скреперов с одноосными автомобильными тягачами при ковше 10 и 15 м3 — не более 3000 м.

Операции, выполняемые скреперами. Наполнение ковша грунтом происходит при прямолинейном движении скрепера по забою с опущен­ным ковшом и заглубленными ножами. При этом скорость скрепера должна находиться в пределах 2—4 км/ч в зависимости от толщины сре­заемой стружки грунта. Длина пути наполнения ковша должна быть 15—25 м. Обычно стремятся наполнять ковш скрепера возможно более толстой стружкой, используя при этом полную мощность двигателя базовой машины. Срезание тонкой стружки не только снижа­ет производительность скрепера, но и создает трудности заполнения ков­ша грунтом, так как стружка при этом разрушается на мелкие комья, уходит в призму волочения и растекается в боковые валики.

Формы срезаемых ножами скрепера стружек зависят от механиче­ских свойств и состояния разрабатываемых грунтов. Стружка мягких и вязких (легкоразрабатываемых) грунтов отделяется от массива, об­разуя сплошную ленту; стружка твердых сухих (трудноразрабатывае- мых) грунтов имеет трещины и разломы в нижней части. Маслосвязные и песчаные грунты при резании и наполнении ковша распадаются на мел­кие частицы.

Время и степень заполнения ковша грунтом зависят не только от глубины резания, но и от сопротивления грунтов продвижению в ковш. Сыпучие грунты, как правило, образуют значительную призму волочения и не дают такой сплошной и прочной стружки, как вязкие плотные грунты.

Таблица 1

Вследствие этого степень заполнения ковша сыпучими грунтами всегда меньше, чем плотными. При использовании скреперов с прину­дительной элеваторной загрузкой степень наполнения ковша сыпучим грунтом может быть обеспечена такой же, как и при разработке плот­ных грунтов, т. е. коэффициентом заполнения, равным или более 1. Для ускорения и улучшения набора грунта в ковш скрепера целесообразно эту операцию, особенно при работе в выемках, выполнять под уклон в 3—6°. При большем уклоне трудно обеспечить хорошее наполнение ков­ша грунтом, так как часть его будет накапливаться перед ковшом, за­трудняя работу скрепера. Для увеличения производительности скрепера при разработке сухих песчаных грунтов целесообразно предварительно их увлажнять (до 1,5% влажности) или выполнять работу на подъем (до 3°).

Зарезание грунта скрепером осуществляется следующими основ­ными способами: с постоянной толщиной стружки; с переменной толщиной стружки; гребенчатое; “клевками”. Наиболее эффективен гребенчатый способ зарезания грунта.

Зарезание грунта гребенчатым способом выполняют волнообразно с попеременным заглублением и выглублением ковша. Каждый после­дующий гребень меньше предыдущего по длине примерно в 2 раза, а по высоте — в 1,5 раза. В начале загрузки ковша следует срезать грунт бо­лее толстой стружкой. Толщина срезаемой стружки за один набор ковша в зависимости от группы грунта меняется в 2,5 — 5,0 раза. Для получе­ния более ровного забоя каждое последующее зарезание грунта следует производить на одной и той же полосе с перекрытием гребней, для чего каждый следующий набор грунта начинают, отступив на 2-3 м от начала предыдущего. При гребенчатом способе зарезания ковш загружается полнее, что позволяет рациональнее использовать мощность двигателя трактора-тягача.

Рис. 1. Способы зарезания грунта скреперами (стрелкой показано направление движения скрепера)

Для увеличения объема заполнения ковша в песчаных грунтах при­меняют метод многократного резания грунта “клевками”, заключающийся в том, что в период загрузки ковш скрепера на ходу несколько раз (от 3 до 5) наклоняют, заглубляя его, и получаются как бы “клевки”. При этом вследствие движения ковша вверх грунт несколько раз сдвигается к задней стенке, в результате чего заполнение ковша увеличивается на 10—15%.

Для облегчения заполнения ковша скрепера в плотных неразрых- ленных грунтах применяют ребристо-шахматную схему набора грунта. Ребристо-шахматный способ резания грунта — разработка грунта после­довательными рядами проходов, одинаковыми по длине и расположе­нию, но сдвинутыми один по отношению к другому в шахматном по­рядке. Между проходами первого ряда оставляют полосы нетронутого грунта шириной около половины ширины ножа скрепера. Разработ­ку второго ряда начинают, отступая от начала первого ряда на половину длины зарезания, при этом ось движения скрепера совпадает с осью оставленных полос грунта после прохода первого ряда. При резании грунта шахматным способом стружка имеет прямоугольное сечение постоянной толщины. Начиная со второго ряда, стружка на пер­вой половине длины равна ширине ковша, а на второй половине – вдвое меньше. Такая форма стружки уменьшает сопротивление резанию в конце набора грунта в ковш, обеспечивая при этом хорошее его наполнение.

Для увеличения коэффициента наполнения ковша скрепера следует применять тракторы-толкачи, боковые щитки к ковшу, зубья-рыхлители и ножи, установленные в ступенчатом порядке, предварительное рыхле­ние плотных грунтов на глубины от 10—15 до 20—30 см.

Рис. 2. Ребристо-шахматная схема зарезания грунта: 1-12 — проходы скрепера; 1—111— ряды проходов скрепера

В качестве толкачей применяют гусеничные тракторы, оборудован­ные специальными устройствами, или бульдозеры на гусеничных трак­торах. Предпочтение следует отдавать тракторам с толкающим обору­дованием. При работе скреперов толкачи применяются в двух основных случаях: при заполнении ковша грунтом; при транспортировании грунта на труднопроходимых участках пути. Наиболее эффективно применение толкача при одновременной работе нескольких скреперов (не менее трех), когда один толкач, находящийся на месте разработки грунта, по­очередно обслуживает скреперы.

Рыхлить грунт рекомендуется на толщину снимаемой стружки, при этом необходимо избегать его измельчения, особенно суглинистых грунтов, так как это ухудшает наполнение ковша. Недостаточно влаж­ные грунты следует рыхлить в объеме, не допускающем их пересыхания.

Скорость транспортирования груженого скрепера зависит от рас­стояния, состояния путей и мощности трактора-тягача. Состояние до­роги должно допускать движение гусеничных тракторов со скоростью до 10 км/ч, пневмоколесных тягачей — до 20 км/ч. При этом необхо­димо учитывать допустимые подъемы, уклоны и радиусы закруглений.

Таблица 2

Дороги для движения скреперов, как правило, следует устраивать по кольцевой схеме с односторонним движением, минимальным числом поворотов и подъемом в грузовом направлении.

Для облегчения подъема груженого скрепера на насыпь или спуска его к месту набора грунта необходимо устраивать въезды и съезды с ук­лонами: подъем до 20°, спуск до 25°.

Ширина проезжей части въездов и съездов при одностороннем движе­нии скреперов должна быть не менее:
для скреперов с вместимостью ковша до 6 м3 — 4 м; для скреперов с вместимостью ковша 6—10 м3 — 4,5 м; для скреперов с вместимостью ковша более 10 м3 — 5,5 м. Разгрузка ковша скрепера допускается только на ходу при прямо­линейном движении машины на I и II передачах трактора или тягача, что в среднем соответствует 3-4 км/ч. Разгрузку выполняют одновременно с послойной укладкой грунта в отсыпаемые места путем постепенного опрокидывания ковша скрепера. При разгрузке кромку ножа скрепера устанавливают на уровне, обеспечивающем требуемую толщину разгру­жаемого слоя. Сыпучие грунты необходимо выгружать слоем толщиной 10—15 см, так как это обеспечивает лучшее их уплотнение и облегчает проход скрепера по насыпанному грунту.

Наименьшая ширина площадки для разворота прицепных скреперов на обратный ход должна быть не менее следующих значений: для скрепе­ров с ковшом 2,5—4,0 м3 — 7,5 м; с ковшом 6,0—8,0 м3 — 12,5 м; с ковшом 10 м3 — 15 м; с ковшом более 10 м3 — 20 м.

Отсыпка грунта в насыпь выполняется параллельными полосами при движении скрепера вдоль отсыпаемой насыпи, начиная от бровок к сере­дине. Засыпку планируемой площадки грунтом следует выполнять так­же параллельными слоями, начиная с пониженных участков.

По окончании разгрузки ковш и заслонку скрепера переводят в транспортное положение, машина совершает холостой ход, направля­ясь в забой для очередного набора грунта. Порожний скрепер движется с более высокими скоростями — на III и IV передачах трактора или тя­гача, что в среднем соответствует 5-6 км/ч, реже на V передаче – около 8 км/ч при улучшенных дорогах. Во избежание опрокидывания не разре­шается передвижение скрепера после опорожнения с высокоподнятым ковшом.

Возвращающиеся скреперы можно использовать для разравнивания и планировки землевозных путей. При этом некоторое снижение произ­водительности скреперов вследствие затраты времени на планировочные работы вполне оправдывается.Схемы движения скреперов при разработке грунтов. Грунты разра­батывают скреперами по поперечной или продольной схеме их движе­ния. Схему движения выбирают исходя из следующих основных требова­ний: забой должен иметь длину, достаточную для полного наполнения ковша скрепера, путь движения груженого скрепера должен быть крат­чайшим без крутых поворотов. При выполнении земляных работ скреперами применяют следующие схемы движения: эллиптическую; в виде “восьмерки”; спиральную; зигзагообразную, продольно-челночную, по­перечно-челночную.

Рис. 2. Эллиптическая или коль­цевая схема движения скрепера: а — с поперечной разработкой грун­та; б — с продольной разработкой грунта; 1 — набор грунта; 2 — раз­грузка грунта

Рис. 3. Схема движения скрепера “восьмеркой”: 1 — набор грунта; 2 – разгрузка грунта

Рис. 4. Схема движения скрепера зиг­загами: а — при расположении резерва с одной стороны насыпи; б — при расположении резервов по обе стороны насыпи; 1 — набор грунта; 2 — разгрузка грунта; 3 — ось насыпи; 4 — резерв

При сооружении земляного полотна наиболее широкое распростране­ние получили три основные схемы: эллиптическая, или кольцевая, в ви­де “восьмерки” и зигзагообразная. При планировочных работах или при сооружений небольших выемок с транспортированием грунта на близ­кие расстояния целесообразно выбирать эллиптическую (кольцевую) схему движения. При возведении насыпей из боковых резер­вов и при разработке выемок с транспортированием грунта в отвалы (кавальеры), находящиеся в непосредственной близости от выемок, при разработке полувыемок-полунасыпей, а также при планировочных ра­ботах целесообразно применять схему движения скреперов “восьмер­кой”.

Преимущество схемы движения скрепера “восьмер­кой” по сравнению со схемой движения по эллипсу (кольцу) в том, что на каждую загрузку ковша приходится только один поворот скрепера на 180°, а попеременные повороты трактора то в одну, то в другую сторо­ну, хотя и равномерно, изнашивают ходовую часть машины.

Рис. 5. Челночные схемы движения скрепера: 1 — набор грунта; 2 — разгрузка грунта

При транспортировании грунта на расстояние 200—400 м применяют схему движения скреперов в виде растянутой “восьмерки”, так называе­мой “двусторонней петли”. По этой схеме скреперы в забое и в насыпи делают замкнутые петли, соединенные между собой прямыми участками.

Если резервы расположены в одной или с обеих сторон дороги, скрепер может выполнять работу зигзагами. По этой схеме скреперы совершают движения по зигзагообразной насыпи, поперемен­но заходя в резерв для набора грунта и выезжая на возводимую насыпь для разгрузки, а в конце участка делают поворот на 180° и возвращают­ся в обратном направлении, повторяя цикл работ.

При продольно-челночной схеме движения скрепера ось земляного сооружения является границей между двумя ее частями и прилегающими резервами или отвалами. Применение продольных схем разработки грунтов находится в прямой зависимости от дальности транспортирования грунта скреперами. Эта схема движения позволяет сократить количество поворотов скрепера.

При поперечно-челночной схеме движения скрепера набор грунта производится перпендикулярно оси земляного сооруже­ния как в одну, так и в другую сторону. Эта схема позволяет сократить количество поворотов скрепера и применяется при двусторонних резер­вах и кавальерах; при этом ширина резерва или выемки должна быть не менее длины пути набора грунта.

Скреперы применяются при: разработке грунтов в выемках, котлованах и траншеях с перемещением его в насыпи, кавальеры или отвалы; возведении насыпей из грунта резервов или земляных карьеров; укладке грунтов в сооружаемые перемычки, дамбы, плотины; планировке строительных и других площадок; срезке грунта на откосах земляных сооружений при крутизне откосов не более 20°.

За один проход скрепер наполняет ковш грунтом и транспортирует его с разгрузкой и разравниванием в месте отсыпки.

Применение скреперов нерационально, а часто и невозможно на заболоченных участках; на переувлажненных несвязных текучих грунтах и на связных грунтах (суглинки и глины) при влажности их более 25%; на сыпучих песках; на участках при наличии кустарника, невыкорчеванных пней и валунов; на плотных и тяжелых грунтах без предварительного их рыхления.

Без предварительной подготовки грунтов скрепер может работать на грунтах I и II групп.

Участок, предназначенный к разработке грунта скреперами, должен быть предварительно подготовлен: очищен от леса, кустарника, пней, корневой системы, камней и т. д.; устроен водоотвод; устроены временные дороги от мест разработки грунта к местам его отсыпки; устроено освещение на участках разработки и укладки грунта, а также и по трассе временных землевозных дорог при производстве работ в ночное время; устроены и оборудованы места заправки машин с двигателями топливом и водой.

До начала работ необходимо предусмотреть порядок разработки грунта в зоне расположения действующих подземных коммуникаций (электрокабели, газопроводы и др.).

До начала скреперных работ следует произвести разбивочные работы, обозначив границы разработки выемок и резервов, границы насыпей, кавальеров, отвалов, а также вынести и закрепить оси земляных сооружений, установить на местах отсыпки насыпей откосники и в случае необходимости дополнительные реперы.

Линейные работы (возведение насыпей под дорожное полотно и пр.) рекомендуется производить колоннами скреперов, разделяя возводимое сооружение на участки.

Земляные работы на крупных объектах следует осуществлять поточным методом.

Количество скреперов, тракторов и других машин в комплексной бригаде определяется расчетным путем в зависимости от объема и характера работ, мощности скреперов, дальности возки, а также и сроков выполнения работы.

Резание грунта и наполнение ковша. Резание грунта скрепером должно производиться только при прямолинейном его движении. Какие-либо повороты скрепера при наполнении ковша грунтом не допускаются.

Резание грунта осуществляется обычным, гребенчатым и ребристо-шахматным способами.

При обычном способе грунт срезается с переменной толщиной стружки, переходя от толстых срезов к более тонким по мере наполнения ковша. На рис. 150 представлены основные способы резания грунтов скреперами.

Длина пути L наполнения ковша должна быть 15—25 м.

Резание грунта гребенчатым способом производится с переменной толщиной стружки, волнообразно с попеременным заглублением и выглублением ковша. Каждый последующий гребень меньше предыдущего по длине примерно в 2 раза, а по высоте— в 1,5 раза. В начале загрузки ковша (как в первом, так и во втором случае) следует срезать грунт более толстой стружкой.

Толщина стружки в зависимости от группы грунта меняется примерно в 2,5—5 раз и стружка получается в профиле гребенчатой формы.

Рис. 6. Способы резания грунтов скреперами: а — обычный; б — гребенчатый; в — ребристо-шахматный; 1—7 — номера проходок. Стрелкой показано направление движения скрепера

Для получения более ровного забоя рекомендуется каждое последующее срезание грунта производить на одной и той же полосе с перекрытием гребней, для чего каждый следующий набор грунта необходимо начинать, отступив на 2—3 м от начала предыдущего.

При гребенчатом способе резания грунта ковш скрепера загружается более полно, это дает возможность рационально использовать мощность двигателя трактора.

Ребристо-шахматный способ резания грунта — это разработка его последовательными рядами проходок, одинаковыми по длине и расположению, но сдвинутыми один по отношению к другому в шахматном порядке. Между проходками 1—4 первого ряда оставляют полосы нетронутого грунта шириной около половины ширины ножа скрепера. Разработку проходок 5—7 второго ряда начинают, отступая от начала первого ряда наполовину длины проходки, при этом ось движения скрепера совпадает с осью оставленных полос грунта после проходки первого ряда.

Резание грунта ребристо-шахматным способом характерно тем, что стружка имеет прямоугольное сечение постоянной толщины. При этом, начиная со второго ряда проходок, стружка на первой половине длины равна ширине ковша, а на второй половине — вдвое меньше.

Такая форма стружки уменьшает сопротивление резанию в конце набора грунта в ковш и увеличивает набор грунта, обеспечивая хорошее поступление его в ковш.

При всех указанных выше способах резания набирать грунт в ковш следует при скорости скрепера 2—3 км/ч с максимально возможной толщиной стружки.

Для лучшего поступления грунта в ковш разрабатывать грунт в выемках следует при движении скрепера под уклон, когда это возможно, срезая грунт равномерно толстой стружкой.

Уклон срезаемых слоев по отношению к горизонту должен составлять 4—8°. При большей крутизне уклона срезаемый грунт полностью не поступает в ковш, часть его накапливается перед ковшом, затрудняя работу скрепера.

Для увеличения коэффициента заполнения ковша скрепера следует применять тракторы-толкачи, боковые щитки к ковшу, заслонки во время резания грунта, зубья-рыхлители и ножи, установленные в ступенчатом порядке, рыхление плотных грунтов на глубину от 10—15 до 20—30 см.

Рыхлить грунт рекомендуется на толщину снимаемой стружки, при этом необходимо избегать его измельчения, особенно суглинистых грунтов, так как это ухудшает наполнение ковша.

Недостаточно влажные грунты следует рыхлить в объеме, не допускающем их пересыхания.

При работе скреперов в сухих песчаных грунтах рекомендуется предварительно несколько увлажнять их. Влажность грунта должна быть не менее 1%.

В песчаных грунтах для увеличения заполнения ковша допускается работа скрепера на подъеме до 3°.

Транспортирование грунта. Скорость транспортирования груженого скрепера зависит от расстояния, состояния путей и мощности трактора-тягача. Состояние дороги должно допускать движение тракторов со скоростью до 10 км/ч, а тягачей — до 20 км/ч.

При устройстве дорог для транспортирования грунта скреперами следует учитывать допустимые подъемы, уклоны и радиусы закруглений.

Разгрузка ковша скрепера должна производиться только на ходу, при прямолинейном его движении на I и II передачах трактора.

Разгрузка осуществляется одновременно с послойной укладкой в отсыпаемые места путем постепенного опрокидывания ковша скрепера. При разгрузке грунта кромка ножа скрепера устанавливается на уровне, обеспечивающем требуемую толщину разгружаемого слоя. Сыпучие грунты (пески) необходимо выгружать слоем толщиной 10—15 см, так как это обеспечивает лучшее их уплотнение и облегчает проход скреперного агрегата по насыпанному грунту.

Отсыпать грунт в насыпь необходимо продольными полосами при движении скрепера вдоль отсыпаемой насыпи, начиная от бровок к середине.

Засыпать планируемую площадку грунтом следует параллельными слоями, начиная с пониженных участков.

Обратный ход скрепера в забой. По окончании разгрузки ковш скрепера надо установить в транспортное положение, увеличить скорость трактора и направить машину в забой для очередного набора грунта.

Порожние скреперы должны двигаться по грунтовым дорогам на III—IV передачах трактора; движение на V передаче допускается только по улучшенным дорогам.

Во избежание опрокидывания не разрешается передвижение порожнего скрепера с высоко поднятым ковшом.

Схемы движения скреперов при разработке грунтов. Разрабатывают грунт скреперами по поперечной или по продольной схемам их движения.

Схему движения скрепера выбирают исходя из следующих требований: фронт работ должен быть достаточным для полного наполнения ковша скрепера; а забой такой длины, чтобы ковш скрепера имел полное заполнение; путь движения груженого скрепера при этом должен быть кратчайшим и без крутых поворотов.

Рис. 7. Схема движения скреперов по кольцу при возведении насыпи: а—с поперечной разработкой грунта; б — с продольной разработкой грунта; 1 — разгрузка грунта; 2 — набор грунта

При выполнении земляных работ скреперами применяют следующие схемы движения: эллиптическую; в виде, «восьмерки»; спиральную; зигзагообразную; поперечно-челночную; продольно-челночную.

Выбор схемы движения скреперов зависит от характера возводимого сооружения, разработки и отсыпки грунта, а также от местных условий.

При сооружении земляного полотна дороги наиболее широкое распространение получили три основные схемы движения скреперов: эллиптическая или кольцевая, в виде «восьмерки» и зигзагообразная.

При планировочных работах или при сооружении небольших выемок с отвозкой грунта на близкие расстояния целесообразно выбрать эллиптическую (кольцевую) схему движения.

При возведении насыпей из боковых резервов и при разработке выемок с транспортированием грунта в отвалы (кавальеры), находящиеся в непосредственной близости от выемок, при разработке каналов в полувыемке-полунасыпи, а также при планировочных работах целесообразно работу выполнять по схеме движения скреперов «восьмеркой».

Приведенная схема движения скрепера по «восьмерке» имеет преимущество перед схемой движения по эллипсу (кольцу) в том, что на каждую разгрузку ковша приходится только один поворот скрепера на 180°, а попеременные повороты трактора то в одну, то в другую сторону, равномерно изнашивают ходовую часть машины.

При транспортировании грунта на расстояние от 200 до 400 м применяют схему движения скреперов в виде растянутой «восьмерки» так называемой «двусторонней петли». По этой схеме скреперы в забое и в насыпи делают замкнутые петли, соединенные между собой прямыми участками.

В случаях, когда резервы расположены с одной стороны или с обеих сторон дороги, скрепер движется зигзагами.

Рис. 8. Схема движения скреперов «восьмеркой»

По этой схеме скреперы совершают движение по зигзагообразной линии вдоль отсыпаемой насыпи, попеременно заходя в резерв для набора грунта и выезжая на возводимую насыпь для разгрузки, а в конце участка делают поворот на 180° и возвращаются в обратном направлении, повторяя цикл работ.

Рис. 9. Схема движения скреперов зигзагами: а — при расположении резерва с одной стороны насыпи; б — при расположении резервов по обе стороны насыпи; 1 — ось насыпи; 2 — разгрузка грунта; 3 — набор грунта; 4 — резерв

Кроме указанных схем движения скреперов, применяют челночно-поперечную и челночно-продольную схемы движения.

При поперечно-челночной схеме движения скрепера набор грунта производится перпендикулярно оси земляного сооружения как в одну, так и в другую стороны. Эта схема позволяет сократить количество поворотов и применяется при двусторонних резервах и кавальерах; при этом ширина резерва или выемки должна быть не менее длины пути набора ковша.

Рис. 10. Челночная схема движения скреперов: а — челночно-поперечная; б — челночно-продольная 1 — резерв; 2 — набор грунта; 3 — разгрузка грунта

При продольно-челночной схеме движения скрепера ось земляного сооружения является границей между двумя ее частями и прилегающими резервами или отвалами. Эта схема движения имеет те же преимущества, что и поперечно – челночная. Применение продольных схем разработки грунта находится в прямой зависимости от дальности доставки грунта скреперами.

Несмотря на разнообразие применяемых схем движения, во всех случаях необходимо выполнять следующие основные правила работ: путь движения при наборе (забой) и разгрузке (отвал) грунта должен быть прямым; длина забоя не должна быть меньше пути, необходимого для наполнения ковша скрепера; длина разгрузочного фронта должна быть достаточной для разгрузки ковша; крутизна въездов и съездов должна быть безопасной для движения и соответствовать тяговым усилиям трактора; набор грунта и движение груженого скрепера следует вести по возможности под небольшой уклон; на холмистой местности выемку следует разрабатывать наклонными слоями; схему движения скрепера следует выбирать такой, чтобы на один цикл затрачивать как можно меньше времени.

Наибольшее тяговое усилие трактора при наполнении ковша скрепера требуется в конце заполнения. Чем плотнее грунт и чем больше глубина резания, тем большее усилие требуется применить.

На производительность скреперов большое влияние оказывает степень заполнения ковша.

Для повышения заполнения ковша разработку грунтов всех групп нужно вести на возможно большей глубине резания, для чего грунт часто рыхлят.

Для увеличения объема заполнения ковша в песчаных грунтах применяют* метод многократного заполнения «клевками», заключающийся в том, что в период загрузки ковша скрепер на ходу несколько раз (от трех до пяти) наклоняют и получаются как бы «клевки». При этом благодаря движению ковша вверх грунт несколько раз сдвигается к задней стенке и заполнение ковша увеличивается не меньше чем на 10—15%.

Высокая производительность скрепера, его сохранность, а также предупреждение несчастных случаев зависят от машиниста, который должен знать правила эксплуатации скрепера.

Эксплуатация скреперов с канатным управлением производится в следующей последовательности. При подходе скрепера к месту разработки машинист открывает переднюю заслонку. Для этого левый рычаг управления лебедки поворачивают в правое положение и тем самым включают барабан лебедки, на который наматывается канат заслонки. Установив требуемый зазор между ножом ковша и заслонкой, последнюю закрепляют установкой левого рычага управления лебедки в нейтральное положение. После этого правый рычаг управления лебедки поворачивают в правое положение и тем самым растормаживают правый барабан лебедки, что дает возможность ослабить натяжение канатов, на которых удерживается ковш и ковш под действием собственного веса углубляется в грунт. По мере врезания ковша в грунт и движения скрепера вперед ковш стремится глубже уйти в грунт; поэтому машинист, управляющий скрепером, должен поддерживать ковш на определенной высоте, обеспечивающей быстрое его наполнение без перегрузки трактора-тягача. Большая толщина срезаемой стружки (свыше 30 см). вызывает перегрузку двигателя, снижение его оборотов и полную остановку.

Правильное положение ковша при резании и наборе грунта тракторист определяет по работе двигателя. Двигатель должен работать на полную мощность, что определяют по звуку. Требуемое положение ковша машинист фиксирует переводом правого рычага в нейтральное положение. После того как ковш будет близок к заполнению, его постепенно выглубляют и устанавливают в транспортное положение.

Для того чтобы поднять ковш в транспортное положение, правый рычаг управления лебедки отводят в левую сторону, вследствие чего правый ее барабан начинает вращаться, наматывая на себя канат, и поднимает ковш. В это же время левый рычаг управления лебедки отводят в левую сторону, чем достигается растормаживание левого барабана лебедки, и передняя заслонка под действием собственного веса опускается вниз.

Транспортное положение ковша фиксируют переводом правого рычага управления лебедки в нейтральное положение.

Операции по разгрузке грунта из ковша производят в следующей последовательности: правый рычаг управления отводят вправо, что ведет к опусканию ковша, а левый отводят влево, что приводит в движение левый барабан и канат, поднимающий заслонку.

Опускать ковш скрепера следует до тех пор, пока просвет между режущим ножом и поверхностью насыпи не достигнет требуемой величины (от 20 до 40 см — в зависимости от группы грунта и его состояния).

Эксплуатация скреперов с гидравлическим управлением имеет свои особенности. При подходе скрепера к месту разработки грунта включают насос гидравлической системы. Для набора грунта машинист заглубляет ковш перемещением рукоятки управления на себя. Расходуемая при этом мощность двигателя трактора зависит от группы и состояния грунта. Если двигатель начинает сбавлять обороты, то следует опустить рукоятку управления, фиксируя ковш на данной глубине. В процессе набора и наполнения ковша грунтом следует несколько раз (от двух до трех) приподнимать ковш, меняя толщину стружки. Это способствует лучшему заполнению ковша грунтом и предохраняет двигатель от перегрузки. По окончании набора грунта машинист перемещает рукоятку управления от себя и держит ее в таком положении до тех пор, пока нож ковша не поднимется над уровнем грунта на 200—250 мм. После этого рукоятку управления фиксируют в таком положении и скрепер направляют к месту разгрузки (отсыпки) грунта.

Для опрокидывания ковша и разгрузки грунта машинист перемещает рукоятку на себя. Угол наклона ковша зависит от вида грунта (песок, глина и др.). После полной разгрузки ковш необходимо опустить, перемещая рукоятку управления от себя.

Нельзя допускать крутых разворотов с поднятым ковшом, так как в таком положении скрепер имеет наименьшую устойчивость.

Следует иметь в виду, что набор и разгрузка грунта для всех скреперов должны производиться только на прямых участках пути при уклонах не свыше 10°.

Эксплуатационную (годовую) норму выработки скреперов устанавливает организация, которой подчинено хозяйство, имеющее скреперы, и составляет не более 50% их технической производительности, что указывает на значительные возможности повышения производительности этих машин.

Для высокопроизводительного использования скреперов необходимо выполнять следующие условия: выбирать наиболее рациональные схемы работы для конкретных условий, чтобы цикл работы выполнялся с наименьшей затратой времени; наиболее полно использовать мощность трактора-тягача на различных операциях и в зависимости от требуемых условий устанавливать наибольшие возможные скорости движения трактора и скрепера; своевременно производить техническое обслуживание; соблюдать правила эксплуатации, смазки, содержания и хранения машин, а также правила и требования техники безопасности.

На производительность скреперов значительное влияние оказывает применение толкачей, которыми могут быть гусеничные тракторы, оборудованные специальными устройствами, или бульдозеры на гусеничных тракторах. Предпочтение следует отдать тракторам с толкающим оборудованием. При работе скреперов толкачи применяются в двух основных случаях: при заполнении ковша грунтом; при транспортировании грунта на труднопроходимых участках пути.

Наиболее эффективно применение толкача при одновременной работе нескольких скреперов (не менее трех), когда один толкач, находящийся на месте разработки грунта, поочередно обслуживает скреперы.

Цикл работы толкача состоит из времени, необходимого для подхода его к очередному скреперу, толкания этого скрепера и наполнения ковша, а также из времени, затраченного на ожидание ухода скрепера, т. е. на поднятие ковша, переключение коробки передач и отход скрепера. Если же согласно принятой схеме работы толкачу надлежит перемещаться назад, то вместо времени ожидания ухода скрепера необходимо считать время поворота или движения назад. В цикл входит время, затрачиваемое на подход толкача к месту наполнения ковша очередного скрепера, ожидание подхода этого скрепера,я а также время, необходимое для подхода к скреперу.

Продолжительность цикла скрепера зависит от дальности транспортирования грунта. Поэтому чем дальше это расстояние, тем больше скреперов может обслужить толкач.

Для рассматриваемого примера принят скрепер с ковшом емкостью 6,3 м3, работающий в сцепе с гусеничным трактором Т-100М, а также укомплектованный тракторным толкачом.

Грунт, доставляемый скреперами к месту укладки, разгружают полосами вдоль или поперек насыпи таким образом, чтобы в дальнейшем не разравнивать и не планировать его.

Разгрузка грунта из скрепера производится на малых скоростях движения, а транспортирование его и перемещение порожнего скрепера — на больших скоростях.

При работе набор грунта производят на первой передаче, в отдельных случаях — на второй, для набора песчаных, супесчаных грунтов, транспортирование груженых скреперов — на третьей, а холостой ход — на четвертой или пятой передачах.

Производительность скрепера за 1 ч непрерывной работы зависит от емкости ковша, степени его заполнения, состояния грунта, условий работы и продолжительности полного рабочего цикла.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Производство работ скреперами"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства