Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Сельскохозяйственная механизация

Публикация:
   Промежуточные соединения и карданные передачи трактора

Читать далее:




Промежуточные соединения и карданные передачи трактора

Промежуточные соединения предназначены для передачи вращения от муфты сцепления к коробке передач, оси которых могут не совпадать или смещены на незначительную величину вследствие деформации остова трактора.

Соединяя валы через специальные шарниры или соединительные муфты, уменьшают вредные нагрузки на детали, возникающие от несоосности валов, и повышают долговечность их работы.

В силовых передачах тракторов используются жесткие, упругие и комбинированные промежуточные соединения.

На тракторе Т-25А двигатель и корпус силовой передачи соединены литым корпусом повышенной жесткости, что обеспечивает точную соосность вала муфты и первичного вала коробки передач, поэтому они соединены не упругой, а жесткой муфтой.

На тракторе МТЗ-80 также применяется жесткое соединение выполненное в виде зубчатой муфты.

Зубчатое соединение используется и для связи вала муфты сцепления, и первичного вала коробки передач на тракторах Т-150 и Т-150К.

В тракторах К-701 применяется полужесткая соединительная муфта, установленная на маховике двигателя.

Головка кардана представляет склепанный из двух половинок стальной каркас, в гнездах которого установлены резиновые втулки, навулканизированные на стальные втулки. С помощью болтов каркас передней головки кардана соединен с двумя крестообразно расположенными вилками, а каркас задней головки — с вилками. Вилка насаживается на шлицы вала муфты сцепления, а вилка — на шлицы вала увеличителя крутящего момента. Компенсация угловых смещений происходит за счет деформации резиновых втулок, а осевых — за счет шлицевых перемещений вилок относительно друг друга.

Карданные передачи трансмиссии применяются тогда, когда крутящий момент необходимо передать между валами агрегатов силовой передачи, удаленными друг от друга и расположенными под некоторым углом. В этих случаях карданные передачи состоят из двух или более карданных шарниров с крестовинами на игольчатых подшипниках.

Такие передачи используются на тракторах К-701, Т-150, Т-150К, МТЗ-82. В качестве примера рассмотрим карданную передачу трактора Т-150К. Передача состоит из карданного вала привода переднего моста и кардана привода заднего моста. Каждый из карданов имеет телескопическое шлицевое соединение, защищенное чехлом, которое позволяет валам изменить длину при поворотах трактора и колебаниях подрессоренного переднего моста. Привод заднего моста имеет две двойные вилки и промежуточную опору.

Карданные шарниры одинаковой конструкции. Каждый из них содержит по две вилки, крестовину и четыре игольчатых подшипника с уплотнениями. На каждой крестовине имеется масленка.

Обслуживание карданной передачи сводится к проверке и подтяжке креплений, проверке состояния уплотнений подшипников и чехлов шлицевых соединений.

Через каждые 240 ч работы смазывают через масленки солидолом шлицевые соединения. Периодически в соответствии с инструкцией (на тракторах Т-150 и Т-150К через 480 ч, на К-701 одноразовая смазка) смазывают игольчатые подшипники крестовин смазкой № 158.

Запрещается смазывать игольчатые подшипники солидолом. На тракторе МТЗ-82 игольчатые подшипники крестовин смазывают через 120 ч работы трансмиссионным автотракторным маслом (нигролом).

Рис. 1. Карданная передача:

Рис. 2. Карданная передача мостов:

Коробки передач и раздаточные коробки

Для выполнения трактором различных работ при разных скоростях и тяговых усилиях необходимо изменять крутящий момент, подводимый к ведущим колесам трактора, то есть изменять передаточное число силовой передачи. Эту роль и выполняют коробки передач. Следовательно, коробки передач служат для изменения передаточного числа силовой передачи, что приводит к изменению скорости движения и силы тяги на крюке.

Коробка передач позволяет также изменять направление движения трактора (вперед или назад) и отсоединять двигатель от силовой передачи на длительное время (при остановках с работающим двигателем, работе на стационаре, при запуске двигателя).

Коробки передач современных тракторов имеют до шестнадцати и более различных скоростей и, следовательно, столько же различных значений силы тяги на крюке трактора. Это позволяет при различных видах работ выбирать такую рабочую скорость, которая соответствует оптимальной загрузке двигателя, а значит, работать высокопроизводительно с экономным расходом горючего.

Коробки передач классифицируются по способу изменения передаточного числа на ступенчатые и бесступенчатые.

Ступенчатые коробки передач, получившие распространение на тракторах, выполняются шестеренчатыми и они подразделяются по следующим основным признакам:
— по числу передач (ступеней) на четырехступенчатые, пятиступенчатые и т. д.;
— по способу зацепления шестерен: коробки с подвижными шестернями (Т-25А, Т-16М, Т-40М, МТЗ-80, МТЗ-82, ЮМЗ-6Л, Т-74, Т-4А) и коробки с шестернями постоянного зацепления (К-701, Т-150, Т-150К, Т-130);
— по расположению валов относительно продольной оси трактора, коробки с продольным расположением валов и поперечным. Поперечное расположение валов имеют коробки тракторов Т-16М, Т-25А, Т-40М, остальные тракторы — продольное расположение;
— по способу переключения передач различают коробки, переключаемые без нагрузки, то есть требующие остановки трактора при переключении передачи, и коробки, переключаемые под нагрузкой (на ходу) (К-701, Т-150К, Т-150);
— по схеме изменения передаточного числа коробки могут быть с однопарным зацеплением (двухвальные), двупарным (трехвальные) и комбинированные (составные), ьольшинство коробок передач комбинированные и представляют комбинацию двух последовательно расположенных коробок передач, что позволяет увеличить число передач.

Коробку передач с однопарным зацеплением можно представить в виде двух параллельных валов с шестернями.

Ведущий вал, называемый первичным, приводится во вращение от двигателя через муфту сцепления и карданную передачу.

Ведомый вал, или вторичныи, через механизмы заднего моста соединен с ходовой частью. На первичном валу шестерни могут передвигаться вдоль вала по шлицам и называются они подвижными каретками; на ведомом они закреплены неподвижно или наоборот.

Когда ни одна из шестерен первичного и вторичного валов не находится в зацеплении, то такое положение называется нейтральным и трактор неподвижен, так как первичный вал не связан со вторичным. Если малую шестерню первичного вала ввести в зацепление с большой шестерней вторичного вала, предварительно остановив первичный вал путем выключения муфты сцепления и передвинув каретку влево, то после выключения муфты трактор будет двигаться на первой передаче с максимальной силой тяги.

Если разъединить шестерни, а шестерни ввести в зацепление, то при этом получим вторую передачу. Так как на первичном валу шестерня больше шестерни, а на вторичном — шестерня меньше шестерни, то, следовательно, на второй передаче большая шестерня первичного вала будет вращать меньшую шестерню вторичного вала и частота вращения вторичного вала и скорость трактора увеличатся, а сила тяги уменьшится. Таким образом, можно получить до 4—5 передач, так как дальнейшее увеличение числа пар шестерен приводит к чрезмерному удлинению валов.

Для получения заднего хода между шестерней первичного и шестерней вторичного вала вводят в зацепление промежуточную шестерню заднего хода. Она не изменяет передаточного числа, а изменяет направление вращения вторичного вала, и трактор движется назад.

Передвижение кареток вдоль вала осуществляется с помощью механизма переключения передачи.

Каждая каретка имеет специальную кольцевую выточку, в которую входит вилка. Каждая вилка укреплена на валике переключения стопорными болтами. Иногда вместо валиков применяются ползуны. Для перемещения валиков или ползунов имеется рычаг переключения, который может качаться в поперечном и продольном направлениях в шаровой опоре. Нижний конец рычага входит в пазы валиков переключения.

Рис. 3. Схема механизма переключения передачи:
1 — педаль муфты сцепления; 2 — тяга; 3 — рычаг переключения передач; 4 — шаровая опора рычага; 5 — крышка; 6 — рычаг; 7 — блокировочный валик; 8 — фиксатор; 9 — пружина; 10 — выточка на ползуне; 11 — ползун; 12 — вилка; 13 — каретка; 14, 16 — валы; 15 — неподвижные шестерни; 17 — кулиса

Чтобы включить соответствующую передачу, рычаг заводят в паз соответствующего валика и перемещают в продольном направлении вместе с вилкой и кареткой. При перемещении верхнего конца рычага вправо его нижний конец перемещается влево, то есть занимает противоположную позицию. При перемещении рычага вперед или назад соответственно в противоположную сторону движется нижний конец рычага с валиком, вилкой и кареткой.

Движение нижнего конца рычага ограничивается специальной кулисой с прорезями, которая предотвращает возможность включения одновременно двух передач.

В некоторых конструкциях вместо кулис между ползунами устанавливаются разделительные планки, которые выполняют ту же роль.

Чтобы предотвратить самопроизвольное включение или выключение передачи, в конструкции механизма переключения предусмотрены фиксаторы, которые входят в углубления на валиках переключения и прижимаются пружинами.

При переключении передачи скос углубления валика преодолевает сопротивление пружины и выжимает фиксатор вверх. Когда валик передвинется и каретка полностью войдет в зацеп-пение, фиксатор войдет в соседнее углубление, фиксируя валик в данном положении.

Механизм блокировки. В коробках передач с переключением без нагрузки для уменьшения износа зубьев шестерен и бесшумного включения передач устанавливают механизм блокировки. Этот механизм не позволяет переключать передачи без предварительного выключения муфты сцепления, то есть коробка передач блокируется муфтой сцепления. Механизм блокировки состоит из валика с продольным пазом, на котором укреплен поворотный рычаг. Рычаг тягой соединен с педалью муфты сцепления.

Когда муфта сцепления включена, фиксатор упирается в валик и не позволяет передвигаться валику, следовательно, переключение передач невозможно. Для переключения передачи необходимо выключить муфту сцепления. В этом случае валик повернется пазом к фиксатору, и фиксатор может подняться вверх, давая возможность переместить валик переключения.

Регулировка механизма блокировки достигается изменением длины тяги с таким расчетом, чтобы при выключенной муфте можно было свободно переключать передачи.

Для получения увеличенного числа передач при небольшом числе шестерен используются редукторы, последовательно соединенные с коробкой передач. Редукторы позволяют удваивать число передач.

Коробка передач трактора ДТ-75М четырехходовая, семиступенчатая, с подвижными каретками и блокировкой механизма переключения передач.

Корпус коробки передач и заднего моста представляет единую отливку.

Первичный вал получает вращение от усилителя крутящего момента через зубчатую муфту. На его шлицах надеты шестерня постоянного зацепления и две каретки: каретка третьей и четвертой передач и каретка первой и второй передач.

Ведомый вал, изготовленный как одно целое с малой конической шестерней главной передачи, вращается в двух подшипниках, и на его шлицах укреплены пять шестерен:
— второй, — седьмой, — первой, — блок четвертой и шестой передач, — третьей передачи.

На основных передачах трактора (первая, вторая, третья, четвертая) крутящий момент передается и преобразуется непосредственно с первичного вала на вторичный.

Для получения еще трех передач переднего хода и передачи заднего хода рядом с основными валами в подшипниках коробки установлены вал заднего хода и дополнительный вал. На вал заднего хода насажены шестерня, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней первичного вала и шестерней дополнительного вала, и каретка для включения задней скорости.

На дополнительном валу помимо шестерни постоянного зацепления установлены две каретки: — седьмой и — пятой и шестой передач, а также маслоразбрызгиватель.

На первой передаче в зацеплении участвуют: шестерня первичного и шестерня вторичного валов, на второй — соответственно, шестерни, на третьей — малый венец каретки находится в зацеплении с шестерней, на четвертой — большой венец каретки с малым венцом блока вторичного вала, на пятой передаче — шестерни, малый венец каретки и шестерня, на шестой — шестерни, большой венец каретки и шестерня, на седьмой — шестерни, каретка и шестерня вторичного вала.

Для получения задней передачи каретку передвигают и сцепляют с большим венцом блока. В этом случае вращение от первичного вала через шестерни, передается валу заднего хода, а с него через каретку — большому блоку вторичного вала. В механизм управления коробкой входят: внутренний и наружный рычаги переключения.

В прорезях поводков переключателя (ползунов) и разделительных планок качается нижний конец рычага переключателя вместе с направляющей вилкой, укрепленной на валике. Разделительные планки предотвращают перемещение сразу двух передач одновременно. Ползуны связаны вилками с подвижными каретками. Над фиксаторами, установленными в два ряда, помещены два валика блокировочного механизма, соединенные серьгой и тягой с рычагом управления муфтой сцепления. Весь механизм переключения монтируется на крышке корпуса коробки передач.

Коробка передач тракторов МТЗ-50/52 и МТЗ-80/82 комбинированая, с прямой передачей и двухступенчатым редуктором, обеспечивается девять передач вперед и две назад.

При использовании понижающего редуктора число передач удваивается.

В корпусе коробки размещены на одной оси первичный и вторичный валы, под которыми находятся промежуточный вал и вал пониженных передач.

Первичный вал установлен в двух шариковых подшипниках, причем задний подшипник установлен в гнездо-расточку выполненную в передней части вторичного вала. На шлицах первичного вала установлены подвижные каретки ведущих шестерен.

В зависимости от включенной ступени в редукторе передняя каретка при движении вперед включает пятую или восьмую передачу, а при движении назад — четвертую или седьмую передачу.

Задняя каретка, перемещаясь вперед, включает третью или шестую передачу, а при перемещении назад соединяет первичный вал со вторичным, обеспечивая прямую девятую nepeдачу.

На промежуточном валу установлены: блок ведомых шестерен пятой (восьмой) и задней скорости, ведомые шестерни четвертой (седьмой) и — третьей (шестой) передач. На ступицу шестерни свободно надет блок промежуточных шестерен, с помощью которого осуществляется получение пониженных передач, а также привод бокового вала отбора мощности и ходоуменьшителя. Промежуточная шестерня находится в постоянном зацеплении с шестерней первичного вала.

На шлицах задней части промежуточного вала может перемещаться ведущая шестерня (каретка) первой ступени редуктора, которая при движении вперед входит в зацепление с ведомой шестерней первой ступени редуктора, при движении назад — с внутренним зубчатым венцом ведущей шестерни второй ступени редуктора.

Наружный зубчатый венец шестерни постоянно соединяв ется с ведомой шестерней второй ступени редуктора, установленной на вторичном валу.

Промежуточный вал пустотелый, внутри его проходит вал привода ВОМ (вала отбора мощности).

Вторичный вал установлен в двух конических роликовых подшипниках. Как одно целое с валом выполнена ведомая шестерня первой ступени редуктора. На валу установлены ведомая шестерня второй ступени редуктора и ведущая шестерня главной передачи. Ведомая шестерня первой передачи редуктора в передней части (в торце вала) имеет внутренний зубчатый венец для соединения с ведущей шестерней при получении прямой (девятой) передачи, когда первичный вал и вторичный будут вращаться с одинаковой частотой.

Вал пониженных передач расположен в левой части корпуса коробки передач. На шлицах вала установлены каретка первой (второй) передачи и заднего хода и шестерня привода ходоуменьшителя.

Первая и вторая передачи включаются при перемещении каретки 36 назад, а при перемещении вперед включаются передачи заднего хода.

Редуктор коробки имеет две ступени. Первая ступень обеспечивает первую, третью, четвертую и пятую передачи переднего хода и первую передачу заднего хода, при этом вращение передается с ведущих шестерен первичного вала на соответствующие ведомые шестерни промежуточного вала, а с него через шестерни первой ступени редуктора на вторичный вал и далее на главную передачу. Вторая, шестая, седьмая и восьмая передачи переднего хода и вторая передача заднего хода обеспечивается второй ступенью редуктора. Девятая передача включается соединением первичного и вторичного вала напрямую.

При включении первой передачи вращение передается с каретки первичного вала на промежуточный блок шестерен, свободно сидящих на ступице ведомой шестерни, с блока шестерен — на вал пониженных передач, а с него на промежуточный вал и через первую ступень редуктора на вторичный вал.

Вторая передача осуществляется так же, но через вторую ступень редуктора.

Переключение передач осуществляется рычагом, установленным в шаровой опоре в верхней крышке. Нижний конец рычага заходит в пазы ползунов — вилок переключения.

Положение ползунов — вилок фиксируется шариковыми фиксаторами, установленными на кронштейне.

Переключение ступеней редуктора осуществляется тем же рычагом. В этом случае нижний конец рычага заводят в прорезь ползуна редуктора и включают нужную ступень.

Удлиненная прорезь в ползуне позволяет возвращать рычаг в нейтральное положение и, не выключая редуктора, включать нужную передачу.

Справа и слева в корпусе коробки сделаны люки, закрытые крышками. В левый люк при необходимости устанавливается вал отбора мощности или ходоуменьшитель, с правой стороны— раздаточная коробка трактора МТЗ-82.

Понижающий редуктор устанавливается между муфтой сцепления и коробкой передач и управляется рычагом. При его включении зубчатая муфта выходит из зацепления с шестерней, а входит в зацепление с шестерней редуктора и вращение с вала муфты сцепления передается не непосредственно на первичный вал коробки передач, а через шестерни понижающего редуктора.

Рис. 5. Коробка передач тракторов МТЗ-50/52 и МТЗ-80/82:

Коробка передач трактора Т-150К механическая, четырехскоростная, с шестернями постоянного зацепления, гидроподжимными муфтами и ходоуменьшителем в сочетании с раздаточной коробкой обеспечивает восемь скоростей движения вперед и четыре скорости заднего хода, а также восемь замедленных передач. Переключение передач производится гидроподжимными муфтами без остановки трактора.

В корпус коробки установлены первичный вал с ведущими шестернями 9 — четвертой, 12 — первой, 13 — второй, 15 — третьей передач, вторичный вал с ведомыми шестернями и гидроподжимными муфтами и вал ходоуменьшителя с шестернями.

Сверху корпус коробки закрыт крышкой, на которой установлены фильтр и перепускной распределитель гидросистемы коробки передач.

Первичный вал пустотелый, и внутри его проходит вал привода ВОМ и гидравлических насосов.

Переключение передач осуществляется поворотом золотника распределителя гидравлической системы коробки передач с помощью рычага переключения передач, установленного на колонке рулевого управления трактора. Рычаг переключения передач тягой связан с рычагом золотника распределителя.

Рис. 6. Коробка передач трактора Т-150К

Золотник распределителя имеет четыре фиксированных положения, каждое из которых обеспечивает включение соответствующей передачи путем направления потока масла к одной из четырех гидроподжимных муфт. Муфты служат для соединения свободно вращающихся ведомых шестерен со вторичным валом.

Гидроподжимные муфты попарно собраны в барабанах и установлены на шлицах вторичного вала.

В каждом барабане выполнено по два рабочих цилиндра, в которых установлены поршни. Сопряжение поршень — барабан уплотнено внутренним резиновым кольцом и наружным разрезным чугунным кольцом. Пружины 8 постоянно прижимают поршни к стенкам барабана. Входя в расточки поршней, они вторыми концами упираются в упорное кольцо, которое закреплено на барабане стопорным кольцом.

В каждом поршне установлено по два центробежных шариковых клапана.

На наружной поверхности барабана профрезеровано восемь пазов, в которые входят выступы стальных ведомых дисков. К выступам дисков с двух сторон приклепаны стальные пластинчатые пружины, служащие для отвода ведомых дисков от ведущих при выключении муфты.

Между ведомыми дисками установлены ведущие диски с металлокерамическими накладками и внутренними шлицами, которыми они сопрягаются со шлицевыми венцами ведомых шестерен.

Набор ведущих и ведомых дисков при включении муфты замыкается упорным диском и стопорным кольцом, установленным в расточке барабана.

В заднем отсеке коробки передач размещен ходоуменьши-тель. Ведущая шестерня ходоуменьшителя, установлена на шлицах заднего конца вторичного вала и находится в постоянном зацеплении с шестерней. Шестерня вместе с распорной втулкой и малой шестерней установлены на валу ходоуменьшителя и затянуты гайкой.

Подвижная шестерня включения ходоуменьшителя установлена на шлицах первичного вала раздаточной коробки. При включении ее в зацепление с шестерней вращение от вторичного вала коробки передается к первичному валу раздаточной коробки через шестерни ходоуменьшителя.

При перемещении шестерни вперед она выходит из зацепления с шестерней, а своими внутренними шлицами соединяет шестерню и первичный вал раздаточной коробки, работая как шлицевая муфта, соединяя вторичный вал коробки с первичным валом раздаточной коробки.

Рис. 7. Гидроподжимная муфта в сборе:
1 — клапан; 2, 6 — кольца стопорные; 3 — диск упорный; 4 — кольцо уплотнительное резиновое; 5, 15 — шестерни; 7 — упорное кольцо; 8, 9 — пружины; 10 — поршень; 11 — кольцо уплотнительное чугунное; 12, 13, 14 — диски

Рис. 8. Раздаточная коробка:
1 — картер; 2, 14, 37, 41 — стаканы подшипников; 3, 11, 12, 17, 18, 26. 28. 40, 45, 53 — подшипники шариковые; 4, 35, 38 — крышки стаканов; 5 — вал привода переднего моста; 6 — ведомая шестерня транспортного ряда 7, 36, 43 — гайки стопорные; 8, 32 — подшипники роликовые; 9 — зубчатая муфта; 10 — зубчатая ступица; 13 — вал первичный; 15 — шестерня ведущая транспортного ряда; 16 — торсионный вал; 19 — вал-шестерня; 20 — валик-21 — рычаг; 22 — корпус; 23 — вилка; 24 — шестерня подвижная; 25 — ведущая ступица; 27 — корпус приводам; 29 — вал ведомый привода BOM; 30 — фланец; 31 — шестерня ведущая рабочего ряда; 33 — втулка промежуточная; 34 — патрубок; 39 — Еал привода заднего моста; 42 — шестерня ведомая рабочего ряда; 44 — крышка подшипника; 46 — шестерня включения переднего моста; 47, 66 — нижние крышки раздаточной коробки; 48 — насос гидросистемы кпп; 49 — шлицевая втулка; 50 — трубка подвода масла; 51 — штуцер; 52 — вертикальный валик; 54 — прокладки регулировочные; 55 — шестерня ведомая насоса гидросистемы кпп; 56 — вертикальная трубка; 57 — рычаг включения переднего моста; 58 — крышка верхняя; 59 — рычажок; 60 — палец; 61 — рычаг двуплечий; 62 — валик; 63 — фиксатор; 64 — вилка включения переднего моста; 65 — пробка спускная

В верхней части отсека ходоуменьшителя на шлицах вала шестерни раздаточной коробки установлена подвижная шестерня заднего хода, с помощью которой осуществляется включение заднего хода.

На крышке отсека ходоуменьшителя крепится колонка переключения рядов, заднего хода и ходоуменьшителя.

Механизм переключения рядов заднего хода и ходоуменьшителя состоит из передвижных вилок включения рядов, ходоуменьшителя, заднего хода, закрепленных на стержнях (валиках) стопорными болтами.

Вилка включения рядов (рабочего и транспортного) размещается в картере раздаточной коробки и входит своим зевом в проточку зубчатой муфты. Вилки включения ходоуменьшителя и заднего хода размещены в отсеке ходоуменьшителя коробки передач и входят в проточки шестерен.

Управление переключением рядов, заднего хода и ходоуменьшителя производится двуплечим рычагом, опирающимся на сферическую поверхность втулки, запрессованную в корпус колонки.

Для исключения возможности одновременного включения рядов, заднего хода и ходоуменьшителя служит кулиса, прикрепленная к нижней поверхности крышки. Прорези кулисы определяют направление и величину перемещения нижнего конца рычага переключателя.

В нейтральном положении рычаг удерживается подпружиненным толкателем. На цилиндрической поверхности толкателя имеется ступенчатая фрезеровка, в которую упирается шарик включателя блокировки запуска двигателя. При включении рядов рычаг смещает толкатель и поднимает шарик, который замыкает контакты включателя, и запуск двигателя при включенном ряде невозможен.

Стержни вилок фиксируются в определенном положении тремя фиксаторами.

Для исключения возможности включения рядов, заднего хода и ходоуменьшителя без выключения муфты сцепления над фиксаторами установлен валик блокировки коробки с муфтой сцепления.

Раздаточная коробка трактора Т-150К служит для распределения крутящего момента, передаваемого коробкой передач двумя потоками к переднему и заднему ведущим мостам трактора.

Первичный вал вращается в подшипниках качения. На валу свободно установлены ведущие шестерни транспортного ряда — рабочего ряда. Между шестернями на шлицы первичного вала установлена зубчатая ступица с зубчатой муфтой.

При перемещении муфты вперед она соединяет шестерню транспортного ряда через ступицу с первичным валом, обеспечивая включение транспортного ряда и передачу вращения к валам привода мостов.

При перемещении зубчатой муфты назад с первичным валом соединяется шестерня рабочего хода скоростей.

В постоянном зацеплении с ведущими шестернями находятся ведомые шестерни, которые установлены на шлицах вала привода заднего моста. На шлицах вала привода переднего моста установлена подвижная шестерня включения переднего моста.

При перемещении шестерни вперед она входит в зацепление с ведомой шестерней транспортного ряда, включая в работу передний мост. При перемещении шестерни назад передний мост выключается.

Передний мост включается и выключается рукояткой через двуплечий рычаг и вилку. Рукоятка приварена к оси вращающейся в расточках крышки.

Приводы к насосам гидросистем коробки передач, рулевого управления и заднего навесного устройства, а также привод независимого ВОМ размещены в верхней части картера раздаточной коробки.

Ведущая ступица приводов получает вращение от коленчатого вала двигателя через торсионный вал.

На зубчатом наружном венце ступицы устанавливается подвижная шестерня, имеющая на переднем торце два кулачка для соединения с кулачками шестерни-вала.

Зубчатый венец вала-шестерни находится в постоянном зацеплении с шестерней транспортного ряда.

При включении передачи заднего хода вращение шестерни заднего хода передается валу-шестерне, и через шестерни — к валу привода заднего моста и ведущим колесам.

К задней стенке картера раздаточной коробки прикреплен болтами корпус, в котором на двух шариковых подшипниках установлен ведомый вал привода ВОМ, на передний конец вала — зубчатый венец для соединения с подвижной шестерней. При нейтральном (среднем) положении подвижная шестерня внутренними зубьями соединена со ступицей.

Вращение от двигателя через торсионный вал, ступицу шестерню передается (на схеме не показано)) насосом рулевого управления заднего навесного устройства и через шестерню и вертикальный валик — насосу гидросистемы коробки передач.

При перемещении назад она дополнительно включает ВОМ и осуществляет привод насосов от двигателя.

В крайнем переднем положении шестерня отключается от ступицы, а своими кулачками соединяется с кулачками шестерни-вала. При этом шестерня не получает вращение от двигателя, а вращается от ведущих колес через шестерни и вала. Это положение используется при буксировке трактора с неработающим двигателем. Передвижение шестерни в то или другое положение осуществляется двуплечим рычагом через валик и вилку.

Картер раздаточной коробки заполнен маслом, используемым для смазки деталей коробки и в качестве рабочей жидкости для гидросистемы коробки передач.

Механизм переключения передач. Передачи переключаются с помощью поворота золотника и направления потока жидкости к гидромуфте включаемой передачи. Двуплечий рычаг, установленный на рулевой колонке и связанный тягой с золотником, поворачивает его в то или иное положение, обеспечивая включение одной из четырех муфт соответствующей передачи.

Гидравлическая система трансмиссии работает следующим образом.

Передача включена. Масло из поддона раздаточной коробки всасывается насосом через сетчатый фильтр, продавливается через фильтр тонкой очистки и поступает к распределителю. Золотник распределителя, установленный в одном из четырех фиксируемых положений, направляет масло в соответствующую кольцевую проточку и через связанное с ней отверстие во вторичном валу к одной из четырех гидроподжимных муфт (на схеме включена первая передача). Поршень муфты под давлением масла перемещается и сжимает пакет дисков, и передача включается, при этом крутящий момент через шестерни постоянного зацепления и муфты передается с первичного вала на вторичный. Остальные три муфты в это время сообщены со сливом, то есть не работают.

Одновременно с включением муфты и передачи перекидные клапаны давлением масла перебрасываются в такое положение, при котором масло поступает в гидроаккумулятор для его подзарядки.

Рис. 9. Гидравлическая схема коробки передач

После заполнения муфты и подзарядки гидроаккумулятора излишки масла открывают перепускной клапан, отрегулированный на давление 9,0 кгс/см2, и направляются в радиатор на охлаждение, а затем в бак. Если масло не разогрето и имеет повышенную вязкость, то оно минует радиатор и через клапан направляется в бак.

Часть перепускаемого масла поступает к центральному дросселирующему отверстию вторичного вала и подается на полив и смазку дисков и подшипников муфт. Из бака масло по трубопроводу направляется в картер раздаточной коробки.

Переключение передач на ходу. Установка гидроподжимных муфт позволяет переключать передачу на ходу без остановки трактора, при этом ранее включенная передача выключается в момент включения новой передачи. Это происходит следующим образом.

Когда включена первая передача, то раздающий паз золотника установлен против отверстия первой передачи; с этим каналом был соединен гидроаккумулятор.

При переключении с первой на вторую передачу золотник поворачивается и раздающий паз его сообщается с отверстием второй передачи вторичного вала, а гидроаккумулятор еще соединен с гидромуфтой первой передачи и поддерживает в ней давление, при этом разрежается. Как только гидромуфта второй передачи наполнится, поршень сожмет диски и муфта включается, давление масла перебросит перекидные клапаны и гидроаккумулятор соединится с гидромуфтой второй передачи. Гидромуфта первой передачи прекратит передавать крутящий момент, и жидкость сливается из муфты. Остатки жидкости будут выброшены из муфты через центробежный клапан.

Весь процесс переключения на ходу с одной передачи на другую занимает 0,3—0,4 с, а момент, когда включены обе муфты, составляет десятые доли секунды.

Обслуживание коробки передач и ее гидравлической системы сводится к своевременной заправке и замене (через 960 ч работы) масла, очистке и промывке фильтров (через 480 ч работы).

Кроме того, следят за давлением масла в магистрали по манометру, установленному в кабине. Нельзя работать с давлением ниже 7 кгс/см2; нормальное давление — 9,0 кгс/см2. При переключении передач давление может кратковременно падать до 4—5 кгс/см2, а затем снова повышаться до нормального.

Механизм блокировки переключения рядов, ходоуменьшителя и заднего хода регулируют за счет изменения длины тяги, соединяющей рычаг валика блокировки и рычаг управления муфтой сцепления.

Изменением длины тяги регулируют и привод переключения передач.

Коробка передач трактора Т-150 механическая, четырехрежимная, восьмискоростная, имеющая ходоуменьшитель и обеспечивающая четыре передачи заднего хода.

В отличие от коробки передач трактора Т-150К она имеет два выходных вторичных вала с гидроподжимными муфтами и ленточными тормозами, что позволяет не только изменять скорость движения, но и осуществлять поворот трактора. Каждый вторичный вал обеспечивает привод одной из гусениц трактора.

Вследствие этого, коробка имеет два золотниковых распределителя (левый и правый) и два рычага переключения передач, установленных на рулевой колонке.

Переключение рядов производится зубчатой муфтой, установленной на первичном валу между шестерней основного рабочего ряда и шестерней ускоренного ряда.

Крутящий момент с первичного вала передается через шестерни соответствующего ряда на промежуточный вал, имеющий шестерни постоянного зацепления со вторичными валами.

Прямолинейное движение трактора будет при включении на обоих вторичных валах муфт одной и той же передачи.

Поворачивать трактор можно следующими способами:
а) включением на вторичных валах разноименных муфт, то есть, например, на левом валу включена муфта первой передачи, а на правом — второй передачи. При этом осуществляется поворот с фиксированным радиусом поворота, величина которого зависит от сочетания включенных на валах передач;
б) на одном вторичном валу включена какая-либо передача, а на другом все муфты выключены — осуществляется плавный поворот;
в) на одном вторичном валу включена какая-либо передача, а на другом все муфты выключены и вал заторможен тормозом — осуществляется крутой поворот на месте.

Плавное выключение фрикционной муфты при повороте с достижением желаемой пробуксовки муфты достигается воздействием на правый или левый клапан плавного снижения давления (золотникового типа). Золотники передвигаются с помощью рулевого колеса, установленного в кабине трактора и соединенного с поводками золотников тягами.

Устройство гидроподжимных муфт и распределителей аналогично коробке передач трактора Т-150К.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Сельскохозяйственная механизация

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Промежуточные соединения и карданные передачи трактора"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства