Строительные машины и оборудование, справочник







Промежуточные соединения в приводе лебедки

Категория:
   Краны-трубоукладчики


Промежуточные соединения в приводе лебедки

В приводе лебедки трубоукладчиков промежуточными соединениями осуществлена связь между механизмом отбора мощности, расположенным на задней привалочной плоскости силовой передачи ходового устройства трубоукладчика, и лебедкой, расположенной на верхней раме справа и спереди от сиденья машиниста.

К промежуточным соединениям привода лебедки трубоукладчиков относятся цепная передача и карданный вал, а у трубоукладчика ТО-1224Г— также реверсивная двухскоростная коробка передач (редуктор) и соединительная муфта.

Цепная передача привода лебедки трубоукладчиков состоит из втулочно-роликовой цепи (см. рис. 64), ведущей и ведомой звездочек, устройства натяжения цепи и кожуха. Ведомая звездочка смонтирована на шлицах ведомого вала цепной передачи и укреплена от осевого смещения торцовой шайбой. Вал опирается на кожух через два шарикоподшипника, установленных в посадочные гнезда эксцентрикового стакана устройства натяжения цепи. Сам стакан выполнен с наружным фланцем и крепится к аналогичному фланцу кожуха болтами. На наружном хвостовике вала смонтирован фланец, через который вращение от цепной передачи поступает к карданному валу привода лебедки.

Ведущая звездочка установлена консольно на шлицевом хвостовике ведущего вала механизма передач привода лебедки на трубоукладчике Т-3560М, на шлицевом хвостовике ведомого вала (см. рис. 65) того же механизма на трубоукладчике ТГ-201 и укреплена на ведомом фланце (см. рис. 67) фрикционной муфты привода лебедки на трубоукладчике ТО-1224Г.

Рис. 68. Ведомая часть цепной передачи привода лебедки трубоукладчика ТО-1224Г:
1 и 9 — карданный и ведомый валы, 2,5 — фланцы, 3 — эксцентриковый стакан, 4 — болт, 6 — кожух, 7 — крышка, 8 — ведомая звездочка, 10 — шарикоподшипник

Устройство натяжения цепи, включающее эксцентриковый стакан (рис. 68) с наружным фланцем и болты его крепления к фланцу кожуха цепной передачи, основано на принципе изменения межцентрового расстояния между осями ведущей и ведомой звездочек. Когда цепь от износа и вытягивания провисает, поворотом эксцентрикового стакана вокруг своей оси отодвигают укрепленный в нем вал от ведущего вала. Кожух цепной передачи сварной, приварен к корпусу (кожуху) механизмов навесного оборудования. Доступ к цепной передаче для осмотра и замены цепи обеспечивается через съемную стенку кожуха, которая крепится к кожуху болтами через съемную обечайку. Для проверки натяжения цепи в стенке сделан смотровой люк, закрываемый резьбовой пробкой.

Цепная передача работает в масляной ванне. Вытеканию смазки из кожуха препятствуют прокладки и сальниковое уплотнение, установленное на ступицу ведущей звездочки цепной передачи (на трубоукладчиках Т-3560М и ТГ-201).

На трубоукладчиках Т-3560М и ТГ-201 применены двухрядные цепи и соответственно двухвенцовые звездочки, а на трубоукладчике ТО-1224Г — однорядная цепь и одновенцовая звездочка.

Карданный вал/ привода лебедки предназначен для приема крутящего момента с ведомого вала цепной передачи и дальнейшей передаче его к лебедке. Карданный вал работает только на скручивание. Он не имеет промежуточных опор и своими фланцами прикреплен к фланцу ведомого вала цепной передачи и фланцу реверсивного механизма (на трубоукладчиках Т-3560М и ТГ-201) или коробки передач привода лебедки (на трубоукладчике ТО-1224Г).

Основным элементом карданного вала (рис. 69) является труба, к одному концу которой приварена предварительно запрессованная двуплечая вилка, а к другому — шлицевой хвостовик. На шлицы хвостовика надета глухая скользящая втулка, оснащенная второй вилкой карданного вала.

Рис. 69. Промежуточный карданный вал привода лебедки трубоукладчиков:
1 — дебаланс, 2 — труба, 3 — вилка, 4 — упорное кольцо, 5, 11 — уплотнения, 6 — обойма уплотнения, 7 — скользящая втулка, 8, 15 — пресс-масленки, 9 — предохранительный клапан, 10 и 14 — крестовина и крышка универсального шарнира, 12 и 16 — иглы и цапфа подшипника, 13 — болт, 17 — концевой фланец с вилкой, 18 — хвостовик

Полость втулки заполняется смазкой через пресс-масленку. Вытеканию смазки из втулки препятствуют уплотнение и упорное стальное кольцо, установленные в гнезде обоймы, которая навинчивается на резьбовой концевой поясок втулки. Сверху место уплотнения на валу закрыто гофрированным чехлом.

Наличие шлицевого соединения в карданном валу обеспечивает изменение его длины при деформации верхней рамы трубо-укладичка под нагрузкой.

Возникающая при этом некоторая несоосность ведомого вала цепной передачи и реверсивного вала лебедки компенсируется тем, что карданный вал снабжен двумя концевыми универсальными шарнирами. Каждый из шарниров выполнен в виде крестовины, установленной полыми пальцами в цапфах проушин вилки и в цапфах проушин вилки, выполненной заодно с фланцем.

Свободному повороту пальцев крестовины относительно цапф способствует наличие между ними игольчатых подшипников, выполненных в виде набора игл, которые уложены без сепараторов. Подшипники вместе с цапфами вставлены в проушины вилок по ходовой посадке. От осевого смещения при действии центробежных сил цапфы удерживаются крышками, которые крепятся двумя болтами, ввернутыми в тело вилок.

Смазочный материал во внутренние полости пальцев крестовины подается через пресс-масленку, ввернутую в отверстие центральной части крестовины, откуда он перетекает к подшипникам по радиальным сверлениям пальцев. Излишняя смазка вследствие повышения ее температуры при работе вала вытекает через предохранительный клапан. Вытеканию смазки по поверхности крестовины из-под игл подшипника препятствуют уплотнения, опирающиеся на заплечики пальцев крестовины. Для обеспечения равномерного вращения карданного вала отклонение осей его шарниров в продольной плоскости должно быть не более 3°, биение карданного вала с шарнирами — не более 1 мм. Вал должен быть уравновешен относительно своей оси дебалансами.

Рис. 70. Реверсивная двухскоростная коробка передач (редуктор) привода лебедки трубоукладчика ТО-1224Г (развертка на плоскости):
валы: I — ведущий, II — промежуточный, III — ведомый; 1— корпус; 2, 12 — направляющие оси; 3 — шарик-фиксатор; 4 — фиксаторная пружина; 5, 6, 16 — подвижные шестерни; 7, 8, 18 — закрепленные шестерни; 9 — уплотнение; 10 — подшипниковая втулка; 11, 20 — свободно вращающиеся шестерни; 13 — крышка корпуса; 14, 2S — вилки-ползуны; 15 — гильза вилки-ползуна; 1, 22 — стаканы-крышки; 19 — ведущий фланец; 21 — ось

В отличие от трубоукладчиков Т-3560М и ТГ-201 перемену передач привода лебедки на трубоукладчике ТО-1224Г производят в реверсивной двухскоростной коробке передач (редукторе) привода, получающей крутящий момент от промежуточного карданного вала и передающей его редуктору лебедки посредством соединительной муфты.

Основными элементами реверсивной двухскоростной коробки передач (рис. 70) являются корпус, ведущий, промежуточный, выходной ведомый III валы и ось, а также шестерни, смонтированные на этих валах.

Опорами валов в корпусе коробки передач служат шарикоподшипники, из которых правый подшипник вала III запрессован в стакан-крышку. Ось укреплена в корпусе болтами, притягивающими ее к торцу закрепленного стакана-крышки.

Валы и правая часть вала шлицевые. На валу установлен подвижный блок ведущих шестерен и прямого и обратного вращения. Вне корпуса на этом валу закреплен фланец, к которому крепится фланец промежуточного карданного вала.

На валу в распор установлены шестерни: ведомая прямого вращения, ведущая 8 первой передачи и ведущая второй передачи (она же ведомая обратного вращения). Трансмиссионная связь шестерен обеспечивается их непосредственным зацеплением, а шестерен — их зацеплением через промежуточную шестерню, свободно вращающуюся на подшипниках.

На гладкой части вала установлена ведомая шестерня первой передачи. Шестерня опирается на вал III через подшипниковую втулку и самостоятельной трансмиссионной связи с ним не имеет. На шлицевой части вала установлена подвижная шестерня, предназначенная для вращения вала на второй передаче при ее зацеплении с шестерней и на первой передаче при ее зацеплении с внутренним зубчатым венцом шестерни. Вал III вне корпуса заканчивается шлицами для установки соединительной зубчатой муфты, связывающей коробку передач с редуктором лебедки.

Положение блока шестерен и шестерни на валах и последовательность передачи вращения валу III при подъеме прямое вращение) и опускании (реверсирование) грузового крюка и грузовой стрелы показаны на рис. 71.

Перемещение подвижных шестерен из нейтрального положения в левое или правое рабочее положение осуществляется действием вилок-ползунов (см. рис. 70), охватывающих ступицы шестерен и скользящих своими ступицами по поверхности направляющих осей. Оси укреплены в отверстиях корпуса. Для стопорения вилок в нейтральном и рабочих положениях на каждой оси предусмотрены три насечки, а в ступицах вилок установлены фиксаторы, снабженные пружинами.

Управляют коробкой передач с помощью двух рычагов, один из которых через систему тяг соединен с отверстием гильзы, имеющейся на ступице вилки, а второй так же связан с вилкой. Рычаги смонтированы на крышке коробки передач и расположены один над другим.

Смазочный материал к трущимся поверхностям подшипников, валов, шестерен подается разбрызгиванием из масляной ванны коробки. Вытеканию смазки препятствуют уплотнительные прокладки, установленные под фланцы крышек и стаканов-крышек подшипников, а также уплотнения, имеющиеся в крышках ведущего и ведомого валов.

Рис. 71. Схема переключения передач в коробке передач привода лебедки трубоукладчика ТО-1224Г:
а — первая передача прямого вращения, б — первая передача обратного вращения, в — вторая передача прямого вращения, г —вторая передача обратного вращения (позиции те же, что на рис. 70)

Ряс. 72. Соединительная муфта привода лебедки трубоукладчика ТО-1224Г:
1 и 3 — ведущая и ведомая зубчатые полумуфты, 2, 4 — уплотнения, 5 —зубчатая обойма, 6 — болт

Соединительная муфта (рис. 72) привода лебедки трубоукладчика ТО-1224Г осуществляет связь между выходным ведомым валом коробки привода лебедки и ведущим валом редуктора лебедки. Муфта зубчатая. Она состоит из ведущей и ведомой полумуфт и обоймы. Полумуфты укреплены на шлицах соединяемых валов. Обойма состоит из двух частей, соединенными болтами.


Читать далее:

Категория: - Краны-трубоукладчики





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины