Строительные машины и оборудование, справочник





Просвещение и пропаганда безопасного поведения

Категория:
   Транспортная психология


Просвещение и пропаганда безопасного поведения

Пропаганда безопасности относится к дорожно-транспортному воспитанию или дорожно-транспортному образованию участников дорожного движения. Такое различие представляется оправданным по двум причинам: первая — учет целевой группы, когда имеются в виду, конечно, не воспитательные функции, вторая — именно вследствие «мероприятий по дорожно-транспортному воспитанию» уже могут возникнуть предпосылки для неудач. Целевая группа — взрослые, профессионалы, люди с большим жизненным опытом — может их игнорировать как воспитательное принудительное воздействие. Меры дорожно-транспортного просвещения и пропаганды для взрослых ориентируются (в отличие от мер дорожно-транспортного воспитания для детей и юношества) на такие целевые группы, которые хоть и являются определенными по своим намерениям, но неопределенные по фактическому обеспечению данной целевой группы. Это обстоятельство относится и к отдельным мероприятиям, и к общим положениям рекламной деятельности.

Любой вид пропаганды (рекламы, в частности) имеет своей целью так рекомендовать материал, чтобы пользователи чувствовали себя и относились к нему как его обладатели и включали бы его в свои целевые представления и установки. В общем пытаются достичь этого таким путем, чтобы представляемый образец способствовал свершению индивидуальных желаний: потребитель должен быть убежден в необходимости продукта для удовлетворения своего желания (достижения цели).

Активизацию квазипотребности, т. е. потребности в продукте, уже следует рассматривать как успешный результат рекламы. Основная задача рекламы заключается в достижении того, чтобы эта квазипотребность вообще вытекала из вышестоящей потребности. Для этого имеются две принципиальные возможности: либо опираться на уже существующую потребность и интенсифицировать ее в направлении желаемой квазипотребности; или вызвать такую потребность, из которой с относительно большой вероятностью последует соответствую-тая квазипотребность. Можно предположить, что в первом случае цель будет достичь легче, чем во втором. Если целью является, например, покупка определенного сорта мыла, то это будет проще сделать в отношении той целевой группы, в которой существует ярко выраженная потребность в чистоте, чем если бы сначала нужно было вызвать эту потребность в чистоте. Это положение будет действительно и в том случае, если на основе существующей потребности в чистоте уже активизирована квазипотребность в отношении другого сорта мыла, что часто так и бывает в действительности при рекламе какой-то определенной продукции.



Пропаганда безопасности движения. Между рекламой продукции и пропагандой безопасности существуют принципиальные расхождения в исходных психологических принципах. Чем больше реклама продукции опирается на соотношение «затраты — польза», тем больше она будет оказываться ориентированной на определенные потребности пользователя.

Наиболее неудачна как раз та пропаганда безопасности, которая ориентируется на потребности в безопасности, не являющиеся для участников дорожного движения основой управления своим поведением. Любой мотив активного участия в дорожном движении так или иначе приводит к видоизменению чаще всего доминирующего в других сферах жизни мотива безопасности в потребительский мотив: безопасность как квазипотребность, а не как потребность сама по себе. Никто не вступает в дорожное движение, чтобы бороться с опасностью, а делают это для того, чтобы попасть из пункта А в пункт Б.

Особой трудностью, с которой приходится сталкиваться в про паганде безопасности дорожного движения в отличие от рекламы продукции, является борьба в сознании между доминирующим мотивом цели поездки и мотивом избежать несчастья. В непонимании различий между рекламой продукции и рекламой мотивов надо искать объяснение главных причин почти полного отсутствия успехов традиционных видов пропаганды безопасности в виде рекламных форм самых различных акций и кампаний по дорожно-транспортному воспитанию и образованию. Поскольку в конечном итоге должна обеспечиваться безопасность, многие считали, что необходимо призывать прямо к безопасности, не зная, где ее место в- иерархии актуальных потребностей участника дорожного движения.

В этой связи проявляется то, что концепциям относительно устойчивых иерархий потребностей придается лишь весьма ограниченное значение для описания и объяснения конкретного дорожного поведения. Именно это поведение по сравнению с поведением в других сферах жизни свидетельствует о том, что важные для актуального поведения иерархии потребностей и мотивов являются в высшей степени зависимыми от обстановки. Бесспорно, что подобная межиндивидуальная изменчивость потребностей или мотивов в духе интеракцио-низма не исключает устойчивости высшего порядка, но не находит отражения в ранее разработанных мотива-ционных моделях дорожного поведения.

Пропаганда безопасности, опирающаяся на призывы к безопасности и связанная с существенными затратами, до сих пор не претерпела никаких изменений, что в конце концов объясняется недостатком знаний о дифференциации мотивационной структуры участников дорожного движения. Такой аргумент, что если речь идет о безопасности, то необходимо и призывать к ней, очевидно, представляется вполне достоверным не только инициаторам подобных акций, но и участникам целевых групп («потребителям»), так что всеобщее применение снискал порочный метод напоминания об осторожном поведении «тем людям», к которым напоминающие или призывающие себя не относят.

Поэтому нацеленная на более успешную перспективу пропаганда безопасности должна в гораздо большей степени ориентироваться на результаты постоянно расширяющихся эмпирических исследований. Она должна учитывать прежде всего дифференцированную структуру мотивации и поведения различных групп участников дорожного движения и тем самым толковать дорожное поведение как поведение в условиях риска. Для того чтобы иметь успех, она должна придавать общественной потребности в безопасном поведении значение личной квазипотребности, подчиненной вышестоящей потребности достижения цели. Безопасность не может быть «продана» сама по себе, а лишь для целей реализации доминирующих индивидуальных интересов. Поскольку транспортно-психологический аспект пропаганды безопасности иногда не может обойтись без «отрицательной рекламы», т. е. выдвижения аргументов против определенных порочных потребностей, бесспорное преимущество должно в общем отдаваться все же положительной рекламе (с точки зрения успешной деятельности). Необходимо, например, убедить участников дорожного движения, что функциональная способность полной системы «дорожное движение» лишь тогда обеспечивается в полной мере, когда ей под чинены все остальные факторы, и тем самым осуществляется сни жение некоторых индивидуальных претензий к полной системе (например, в отношении «свободы» и независимости дорожного поведения) .

Основные аспекты перспективной пропаганды безопасности дорожного движения были обобщены в рамках работы научно-исследовательской группы Организации экономического сотрудничества и развития (OECD). Отношения между всеми этими аспектами, имеющими весьма важное значение для пропаганды безопасности, были представлены в структурной схеме (рис. 53).

Пропаганда дорожного поведения. В начале любого вида пропаганды по безопасности движения необходимо уточнить, какое поведение надо пропагандировать. При этом следует рассчитывать на определенное сопротивление общих установок, с одной стороны, и эффективность учета поведения целевой группы — с другой. Чем ближе поведение целевой группы к общему, тем меньше эффективность результатов обращения, и наоборот. Это дает повод для довольно узкого определения дорожного поведения целевой группы, например, призыв, направленный на неукоснительное применение ремней безопасности в городском движении, был бы более эффективным в результате нацеленного разъяснения о необходимости беречь себя во время движения, чем в результате призывов к применению ремней безопасности вообще.

Рис. 53. Схема организации и оценки результатов оезопасности дорожного движения

Необходимо также решить, следует ли под поведением целевой группы понимать поведение с учетом транспортно-психологических установок или знаний дорожного движения. Нужно учитывать, что изменения в знаниях дорожного движения достигаются наиболее простым путем, а изменения в поведении — наиболее сложным. Естественно, что для непосредственного успеха пропаганды безопасности самым главным является воздействие на фактическое поведение. Изменения в уровне знаний дорожного движения и в опрашиваемых транспортно-психологических установках еще не говорят об успехе какого-либо пропагандистского мероприятия, направленного на устранение опасных действий.

Определение поведения целевой группы будет тем важнее, чем более оно сможет опираться на анализ эмпирических данных об опасных действиях. В результате этого обеспечивается более точный «диагноз» исходного положения, а соответствующая «терапия» сокращается в результате пропаганды безопасности на такую величину ошибочной дисперсии, которая устраняет необъективность оценок.

Читать далее:

Категория: - Транспортная психология

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины