Строительные машины и оборудование, справочник





Противовесы башенных кранов

Категория:
   Устройство башенных кранов


Противовесы башенных кранов

Противовес состоит из контргруза и противовесной консоли.

Принципиальные схемы противовесов приведены на рис. 81. Контргруз предназначается для уравновешивания веса стрелы и части веса груза и состоит из балласта, который закрепляется на конце консоли.

Противовесная консоль представляет собой обычно неподвижную — горизонтальную или наклонную плоскую ферму с поясами из швеллеров; консоль одним концом шарнирно соединена с нижней частью поворотной головки; другой конец ее подвешен при помощи тяг к верхней части головки. Тяги могут быть жесткими — из прокатных профилей стали (уголки, швеллеры), как в кране СБК-1, или гибкими — из канатов, как в кране КСК-3. Для размещения контргруза служит балластный ящик на конце консоли, в который загружают бетонные блоки или металлические чушки. В некоторых тяжелых кранах БКСМ-5-5А, БК-5-195, БКСМ-5-10, УБК-5-50, БК-151 балластные плиты подвешивают без ящиков непосредственно к металлоконструкции консоли (рис. 82). Для подъема балласта служит монтажный блок, укрепляемый на конце консоли.



В кранах БК-2, КСК-3, БКСМ-5 на противовесной консоли размещены лебедки: грузовая, стреловая, передвижения грузовой тележки, поворота стрелы и другие устройства. В этом случае вес указанного оборудования заменяет частично или полностью контргруз.

В целях безопасного передвижения по противовесной консоли устраивают перила. В некоторых моделях кранов для удобного подъема на консоль предусмотрены переходные площадки и лестницы (краны БК-2, Т-72). Достоинством конструкции противовеса в виде горизонтальной плоской фермы является простота изготовления и надежность в работе. Недостатки этой конструкции заключаются в том, что после возведения стен здания до уровня расположения противовеса, кран становится неполноповоротным, а также в относительно высоком расположении центра тяжести крана, особенно при размещении механического оборудования на консоли.

В кранах БКСХ-22,5 и БТК-ЮО верхняя противовесная консоль является продолжением стрелы. Часть контргруза при этом подвешивается к концу стрелы на канатной тяге, часть располагается внизу крана.

Рис. 81. Схемы противовесов кранов:
а —без консоли; б—неподвижная консоль внизу, в — неподвижная консоль вверху; г — неподвижная консоль с установленными лебедками; д, е — с качающимся контргрузом; ж —с подвижным контргрузом 1— стрела; 2 — стреловой канат; 3 — поворотная головка; 4 — башня; 5—грузовой канат; в — контргруз; 7 — стреловая лебедка; в — грузовая лебедка; 9 — тяга

Рис 82. Схема противовеса крана УБК-5-50:
1 – плиты контогруза- 2 – лебедка поворота стрелы; 3 – грузовая лебедка; 4-тяг1,В -Управляющие ролики; 6 – лебедка передвижения грузовой тележки

В кранах БТК часть контргруза противовеса выполнена в виде подвижных плит, связанных через полиспаст со стреловой лебедкой. При подъеме стрелы плиты опускаются и ложатся на раму нижней противовеснои консоли, вследствие чего достигается постоянное уравновешивание стрелы. Рама консоли снабжена опорно-направляющими катками, которые обкатываются по направляющему бандажу ходовой тележки. На консоли смонтирована двухбарабанная лебедка, механизм вращения крана и размещен неподвижный балласт.

В новых прогрессивных моделях башенных кранов БК-215, С-390, МСК-3-5/20 и Т-226 противовесная консоль опущена вместе с контргрузом вниз и выполнена в виде поворотной платформы. Поворотная платформа вместе с башней и стрелой опирается на ходовую тележку посредством шарикового круга катания. Такое конструктивное решение противовеса позволяет значительно снизить центр тяжести крана, чем увеличивается его устойчивость, и обеспечить полноповоротность независимо от уровня возведения стен, упростить монтаж, демонтаж и перевозку крана, улучшить его обслуживание. Однако сравнительно небольшая длина консоли заставляет увеличивать вес контргруза крана.

При применении неподвижных конструкций противовесов уравновешивается вес стрелы и часть грузового момента; у кранов БК-5, СБК-2 для полного уравновешивания применяются специальные качающиеся противовесы (см. рис. 81, д, е). На головке крана СБК-2 смонтирован качающийся противовес. Противовесная решетчатая консоль в средней части шарнирно соединяется с поворотной головной, а на конце — с рычагом, связанным также шарнирно с опорной секцией стрелы крана. Внутри консоли помещен чугунный контргруз. Шаряирно-рычажяое соединение стрелы и консоли обеспечивает их синхронную работу; подъем стрелы сопровождается опусканием противовеснои консоли и, наоборот, опускание стрелы сопровождается подъемом консоли.

В кране БК-5 применена качающаяся рама противовеснои консоли. Рама одним концом шарнирно соединена с поворотной головкой крана, а другим подвешена на канате к барабану лебедки подъема стрелы, на котором закрепляется также грузовой канат.

Такая запасовка канатов обеспечивает горизонтальное перемещение груза при синхронном изменении наклона стрелы и качающейся рамы консоли, вследствие чего достигается наибольшее уравновешивание всей конструкции крана в рабочем состоянии с грузом. Однако качающиеся противовесы ухудшают устойчивость крана в нерабочем состоянии, создавая дополнительные сопротивления ураганному ветру, нагрузки от которого являются определяющими при расчете крана. Кроме того, конструкции качающихся противовесов получаются слишком сложными и тяжелыми, что приводит к увеличению высоты центра тяжести крана. Из-за указанных недостатков качающиеся противовесы не получили распространения в строительно-монтажных кранах. Они нашли применение в портальных кранах большой грузоподъемности.

Дополнительные грузы, закрепляемые на кране для повышения его устойчивости против опрокидывания, называются в зависимости от назначения балластом или противовесом.

Груз, подвешенный на противовесной кон-оли кранов с неповоротной башней или уложенный на поворотной платформе кранов с поворотной башней (рис. 29, е, г) для уравновешивания крана или его отдельных частей во время работы, называется противовесом. Дополнительный груз, установленный на ходовую раму (рис. 29, в, е, ж,) или портал (рис. 29, а, б,) для повышения устойчивости крана в нерабочем состоянии, называется балластом.

Рис. 29. Схемы размещения балласта и противовеса на кранах
а, б, е, ж — с неповоротной башней, в, г — с поворотной башней, д — положение противовеса при поднятой стреле; 1 — противовес, 2 — балласт, 3 — цепь, 4 — направляющие; 5 — канат подвески противовеса, 6 — стрела, 7 — тяга

Правильное сочетание противовеса и балласта позволяет обеспечить устойчивость крана при минимальной общей массе его. Для этого противовес стараются отнести на большее расстояние от оси вращения крана или оголовка. Так, на кранах с неповоротной башней противовес располагают на конце консоли, закрепленной на поворотном оголовке (рис. 29, а, б), а у кранов с поворотной башней — на конце поворотной платформы (рис. 29, в).

На кранах большой грузоподъемности часто применяют подвижные противовесы. Противовес крана КБ-674 (рис. 29, е) закреплен на тележке, передвигающейся по противовесной консоли с помощью лебедки. При работе крана с большими грузами противовес перемещают на конец консоли, с малыми — подтягивают ближе к башне. На кране БТК-100 (рис. 29, г) противовес состоит из набора грузов, связанных последовательно между собой короткими цепями. Грузы подвешены к канатам, связанным с задним сектором стрелы. При горизонтальной стреле, когда опрокидывающий момент наибольший, все плиты подвижного противовеса оказываются подвешенными к стреле и уравновешивают ее. При подъеме стрелы плиты противовеса, двигаясь в направляющих, последовательно исключаются из работы (рис. 29, д) за счет опирания на поворотную платформу. Это необходимо для того, чтобы уменьшить опасность запрокидывания стрелы при подъеме ее. На кране (рис. 29, ж) с той же целью противовесная консоль жестко связана тягой 7 со стрелой. При подъеме -стрелы уменьшается момент от стрелы и соответственно противовеса. При опускании—наоборот.

Применение значительного по массе или слишком удаленного от оси вращения противовеса может привести наряду с хорошей грузовой устойчивостью крана (с грузом на крюке) к потере его собственной устойчивости, т. е. без груза. В таких случаях на ходовую раму крана укладывают балласт, который повышает устойчивость крана как в рабочем, так и в нерабочем состоянии.

На кранах старых конструкций балласт и противовес применяли насыпной. Это было сопряжено с длительными работами по взвешиванию и укладке их во время монтажа. В современных кранах в качестве дополнительных грузов применяют железобетонные блоки. На сохранившихся в эксплуатации старых кранах железобетонные блоки подвешивают к нижней секции башни и консоли противовеса. Блоки балласта и противовеса изготовляют определенной массы по специальным чертежам. Для сохранности блоков во время эксплуатации и особенно при транспортировании и монтаже их окантовывают металлическими угольниками и связывают арматурой. Для погрузки в блоках предусмотрены проушины. На каждом блоке указывают его массу.

Плиты противовеса крепят к поворотной платформе либо стальными шпильками, пропущенными сквозь плиты (КБ-160.2, КБк-250, КБ-674 и др.), либо канатными стяжками. Канатные стяжки охватывают пакет плит и прикрепляются к металлоконструкции платформы (КБ-100, С-981 и др.). Аналогично балласт крепят к ходовым рамам.

Читать далее:

Категория: - Устройство башенных кранов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины