Строительные машины и оборудование, справочник





Проверка и регулировка гидравлической системы управления

Категория:
   Бульдозеры, скреперы и грейдеры


Проверка и регулировка гидравлической системы управления

Гидравлическая система управления дорожно-строительных машин включает привод, состоящий из одного или нескольких гидронасосов, установленных либо на двигателе машины, либо на специальном редук­торе отбора мощности; исполнительный комплекс, состоящий из гидро­цилиндров или из гидродвигателей; механизм управления, в состав ко­торого входит распределительное устройство, размещенное, как прави­ло, в кабине машиниста и предназначенное для включения и выключе­ния исполнительных механизмов (гидроцилиндров и др.). вспомога­тельных устройств, состоящих из бака для рабочей жидкости, маги­стральных фильтров и трубопроводов.

По принципу действия гидроприводы подразделяются на гидро­статические и гидродинамические. В дорожных машинах для привода ра­бочих органов (отвалов бульдозеров, ковшей скреперов и их задних стенок, отвалов грейдеров и др.) преимущественное применение имеет гидростатистическая система. Эта система обеспечивает возможность обслуживания значительного количества постов; жесткую связь с меха­низмами рабочих органов; легкое и быстрое реверсирование механиз­мов рабочих органов; независимое расположение механизмов управле­ния от других элементов гидропривода; простое и легкое управление рычагами распределительного устройства. К тому же такое положи­тельное свойство системы, как жесткость ее связи с механизмами рабо­чих органов (вследствие несжимаемости рабочей жидкости), позволяет принудительно перемещать и удерживать рабочие органы машины (на­пример, заглублять режущие элементы рабочих органов в грунт и удер­живать их в требуемом положении). В то же время система имеет и не­достатки: небольшой ход механизмов рабочих органов; малые поступа­тельные скорости движения механизмов (не более 0,25 м/с); относи­тельно низкий коэффициент полезного действия (в пределах 0,60— 0,85); необходимость применения специальной рабочей жидкости, кото­рую в зависимости от климатических условий района использования ма­шины, а также времени года приходится менять в системе; трудоем­кость и сложность технического обслуживания и ремонта.

При нарушении герметичности гидросистемы, вызывающей утечку рабочей жидкости и подсос воздуха в систему, а также при неисправно­сти запорных устройств (залегание шариков, поломка пружин и др.) и плохой циркуляции рабочей жидкости нарушается работа гидроцилинд­ров, вследствие чего подъем и опускание рабочих исполнительных орга­нов машины будут замедленными или прекратятся полностью. Неудов­летворительная работа гидроцилиндров часто вызывается неисправно­стью насосов, гидрораспределителей и самих гидроцилиндров. Прежде чем приступить к проверке и диагностированию основного оборудова­ния гидравлической системы, необходимо проверить, нет ли утечки ра­бочей жидкости и убедиться в исправности присоединительной арматуры.



Характерными неисправностями гидравлической системы являют­ся низкое и неустойчивое давление в системе; полное отсутствие давле­ния в магистралях (трубопроводах); усиленные шумы при работе на­сосов или золотников; отказ работы клапанов.

Срок службы элементов гидросистемы и безотказная ее работа за­висят от загрязненности окружающей среды, в которой эксплуатируют­ся дорожные машины, особенно бульдозеры, скреперы и грейдеры. Ко­личество пыли, поступающей с воздухом в бак с рабочей жидкостью, и ее состав зависят от ряда факторов: конструкции (колесный или гусе­ничный ход) машины, вида выполняемых работ, категории и состава разрабатываемых грунтов и метеорологических условий (лето, зима, сухая или влажная, безветреная или ветреная погода).

Содержание пыли в воздухе, поступающем в гидравлическую си­стему, может колебаться от 0,05 до 5,0 г/м3. Примерно от 2/3 до 3/4 всего количества пыли состоит из неорганических веществ, главным об­разом из абразивных частиц, обладающих высокой твердостью, иногда в несколько раз превышающей твердость элементов гидравлической системы. Несмотря на то что воздух, поступающий в бак гидросистемы, фильтруется, мелкая образивная пыль проникает в систему при заправ­ке и техническом обслуживании, через неровности штоков гидроци­линдров и др. Наибольшее количество пыли попадает через сапун, соеди­няющий бак для рабочей жидкости с окружающей средой. Значительная запыленность наблюдается на высоте гусениц машин в задней части ба­зисного трактора или тягача в зоне рабочих органов машины.

Срок службы узлов и сборочных единиц гидросистемы в значитель­ной мере зависит от состояния основного фильтра, размещенного в слив­ной магистрали системы. При чрезмерном загрязнении фильтрующих элементов рабочая жидкость не очищается и с Посторонними частица­ми поступает к насосам и гидрораспределителям, вследствие чего из­нос их протекает значительно быстрее.

При загрязнении фильтров очистки в процессе работы возникает так называемое “голрдание насоса”, т. е. затрудненность прохода рабо­чей жидкости через магистраль, что определяется по разности давлений в гидросистеме до и после фильтра.

О техническом состоянии насосов системы и остаточном ресурсе их работы судят по производительности насосов. К показателям техни­ческого состояния гидрораспределителя относятся степень изношенно­сти золотниковых пар, состояние перепускного и предохранительного клапанов, давление срабатывания автоматов золотников, работа предо­хранительного клапана. В случае загрязнения перепускного и предохра­нительного клапанов, что часто приводит к заеданию их в работе, навес­ное оборудование или другой орган машины не поднимаются или пере­мещаются с замедленной скоростью.

Оборудование гидравлических систем дорожно-строительных машин проходит ежесменное, периодическое и сезонное обслуживания.

При ежесменном техническом обслуживании (ЕО): очищают систе­му и ее элементы от ныли, грязи и масла; выполняют наружный осмотр системы (насосов, распределителей, клапанов, гидроцилиндров), обра­щая внимание на возможную утечку и подтекание рабочей жидкости из трубопроводов и мест их присоединения; проверяют и. подтягивают крепления оборудования системы и трубопроводов; производят смазы­вание оборудования и приборов системы.

При техническом обслуживании № 1 (10-1) выполняют все работы по ежесменному техническому обслуживанию (ЕО) и дополнительно проводят следующие операции: проверяют состояние трубопроводов высокого давления и мест их присоединения к элементам системы, при наличии неисправностей заменяют трубопроводы; проверяют состояние гидрораспределителей, предохранительных клапанов, насосов, гидро­цилиндров и других элементов системы, при наличии неисправностей выполняют регулировку; проверяют состояние привода и передач си­стемы (привод от двигателя или вала отбора мощности к насосам) и устраняют неисправности; проверяют уровень рабочей жидкости в баке и при необходимости производят доливку рабочей жидкости; смазы­вают индустриальными маслами шарниры рычагов и тяг управления гид­равлических приводов, шарниры и штоки гидроцилиндров.

При техническом обслуживании № 2 (ТО-2) проводят все работы по ежесменному техническому обслуживанию (ЕО) и периодическому тех­ническому обслуживанию № 1 (ТО-1) и дополнительно выполняют сле­дующие операции: проверяют и при необходимости регулируют гидрав­лическую систему в целом и все ее элементы; проверяют и промывают фильтры; проверяют герметичность системы на так называемую “транс­портную усадку”, перепускной и предохранительный клапаны; опре­деляют производительность насосов; смазывают индустриальными мас­лами оборудование системы, особенно их патрубки и другие части соеди­нений и присоединений к системе.

При сезонном техническом обслуживании (СО) заменяют транс­миссионное масло в картерах редукторов привода и насосов, рабочую жидкость в системе.

При проверке гидравлической системы и ее элементов применяют средства технического диагностирования.

Основной фильтр гидросистемы проверяют диагностическим прибо­ром КИ-4798 на давление рабочей жидкости в сливной магистрали (перед фильтром) системы. Приспособление состоит из манометра со шкалой на давление 0-0,6 МПа, переходного штуцера, шланга высокого давления и наконечника с резиновым уплотнением.

Проверку выполняют в такой последовательности. От полости гид­рораспределителя, предназначенной для одного из выносных гидроци­линдров и сообщающейся со сливной магистралью, отсоединяют запор­ное устройство и подключают к ней прибор КИ-4798. Рукоятку золотни­ка, к полости которого подключен прибор, устанавливают в “плаваю­щее” положение. (Во избежание выхода из строя манометра нельзя пере­ставлять рукоятку гидрораспределителя из “плавающего” положения в какое-либо другое.) Затем включают двигатель (при включенном насосе гидросистемы) и, удерживая рукоятку золотника управления основным силовым гидроцилиндром в положении “подъем”, прогревают рабочую жидкость в системе до температуры 45—50°. После этого устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала двигателя машины, оборудованной гидросистемой, и определяют по манометру прибора дав­ление рабочей жидкости. Если давление в системе окажется ниже 0,1 МПа, это указывает на неисправность фильтра. Если же давление вы­ше 0,25 МПа, фильтр снимают, разбирают и промывают в дизельном топ­ливе фильтрующие элементы и другие детали фильтра. Затем фильтрую­щие элементы продувают сжатым воздухом, фильтр собирают и ставят на место. При промывке фильтра необходимо следить за тем, чтобы не нарушить регулировку предохранительного клапана, установленного в гидросистеме.

Общее состояние гидросистемы проверяют под нагрузкой, т. е. ма­шина должна быть укомплектована навесным или прицепным рабочим оборудованием.

Герметичность гидросистемы можно проверить в производственных условиях без применения специальной аппаратуры в следующем поряд­ке. Включив насос системы подъема-опускания навесного или прицепно­го оборудования, пускают двигатель машины и устанавливают макси­мальную частоту вращения его вала на холостом ходу. После этого руко­ятку гидрораспределителя системы, управляющего работой одного из основных гидроцилиндров, переводят в положение “подъем” и удержи­вают ее в этом положении в течение 1 мин. Затем проверяют все соеди­нения трубопроводов и места возможных утечек в насосах, гидрорас­пределителе и гидроцилиндре.

После устранения обнаруженных утечек рабочей жидкости и других неисправностей проверяют систему на герметичность вторично. При вы­ полнении этой работы, пере­ключая попеременно рукоятку гидрораспределителя в положе­ния “подъем” и “опускание” и наблюдая за характером напол­нения шлангов гидроцилиндра рабочей жидкостью, проверяют состояние запорных устройств (по напряжению шлангов). Так, если рабочий орган или другой элемент машины не поднимается (не переме­щается) и шланги (рис. 7.16) не напрягаются под дей­ствием проходящей по ним рабочей жидкости, это указы­вает на то, что шарик залег. Если же при этом шланги напрягаются, а рабочий или другой орган не поднимается или не перемещается, это указывает на то, что залег шарик. Если рабочий орган не опускается или не перемещает­ся, и шланги не напрягаются, залег шарик, а если шланги напрягаются, а рабочий или другой орган все же не поднимается или не перемещается, залег шарик. Обнаруженные неисправности устраняют.

Работу гидросистемы под нагрузкой проверяют на продолжитель­ность подъема-опускания или других перемещений рабочих или других органов. В зависимости от типа базовой машины и массы рабочего обо­рудования (отвал бульдозера, ковш скрепера, отвал грейдера и т. п.) техническими условиями устанавливается продолжительность подъема- опускания (перемещения) рабочего органа. Для наиболее распространен­ных базовых машин, какими являются гусеничные тракторы ДТ-75М, Т-130М, Т-150 и др., укомплектованные навесным и прицепным обору­дованием, допустимая продолжительность подъема рабочего органа не должна превышать 5 с, опускания — 3 с.

Рис. 7.16. Схема проверки неисп­равностей запор­ных устройств гидросистемы на герметичность

Рис. 7.17. Схема определения подачи насосов и проверки внут- ренних утечек в агрегатах гидро­системы:
1 – насос; 2 — прибор КИ-1097В; 3 — приспособление КИ-6272; 4 — технологический шланг; 5 — гидрораспределитель; 6 и 7 — трубопроводы; 8, 10 — шланги гидроцилиндра; 9 — мас­штабная линейка; 11 — шток гидроцилиндра; 12 — поршень; 13 — бак гидросистемы; 14 слиянии шланг; 15 — нагнета­тельный трубопровод

Если рабочее оборудование не поднимается или не перемещается или поднимается или перемещается медленно, необходимо проверить состояние гидросистемы и ее элементов. При неисправном насосе корпус его и прилегающие к нему участки трубопроводов на расстояние до 20 см от насоса нагреваются. При неисправности гидрораспределителя рабочая жидкость устремляется не в гидроцилиндр, а на слив, вследст­вие чего нагреваются все трубопроводы, особенно трубопроводы боль­шого диаметра. При неисправности гидроцилиндров (нарушение уплот­нений) нагреваются все металлические трубопроводы как большого, так и малого диаметров.

Подачу насосов, клапанов и золотниковых пар гидрораспределите­лей гидросистемы определяют прибором (расходомером) КИ-1097Б, используя при этом приспособление КИ-6272, предназначенное для от­ключения нагнетательного трубопровода от гидрораспределителя (рис. 7.17).

Приспособление КИ-6272 устанавливают на место поворотного угольника, соединяющего нагнетательный трубопровод насоса с гидрораспределителем. Свободный штуцер приспособления при этом за­глушают, сливной шланг от прибора КИ-1097Б опускают в горлови­ну бака гидросистемы, закрепив его, или соединяют с переходным штуцером, ввернутым вместо пробки заливной горловины бака для ра­бочей жидкости.

После этого переводят рукоятку прибора КИ-1097Б в положение “открыто” и ввертывают запорную иглу приспособления КИ-6272 до отказа. Затем включают насос, пускают двигатель и устанав­ливают номинальную частоту вращения вала отбора мощности. Вращая рукоятку прибора, поднимают давление в нагнетательной магистрали до 10 МПа. По шкале этого прибора определяют подачу насоса.

Для проверки герметичности золотников клапанно-золотникового гидрораспределителя типа Р (рис. 7.18) отсоединяют отводящую масло трубку и насухо вытирают штуцер. При этом система должна быть под давлением, а рычаг управления тем или другим золотником должен находиться в положении, как показано на приведенном рисунке. Исправ­ный и хорошо отрегулированный золотник не должен пропускать рабо­чей жидкости.

При контроле и регулировке гидрораспределителя проверяют поло­жение нажимных винтов, поскольку от нарушения заданного им поло­жения может происходить либо неполное закрывание золотника, либо неполное его открывание. Когда рычаг находится в среднем положе­нии, т. е. когда к нему прижаты оба ролика рукоятки управления, на­жимной регулировочный винт должен касаться стаканчика, а послед­ний при этом выступать из корпуса золотника на 16 мм и упираться в ограничитель. При переводе рукоятки в крайнее положение нажим­ной винт должен утопить стаканчик в корпус золотника настолько, чтобы головка стаканчика выступала из золотника не более чем на 4,5 мм. Этим обеспечивается величина хода распределителя золотника (11,5 мм), необходимая для полного открывания и запирания золотни­ка. Если после регулировки золотники все же пропускают рабочую жид­кость, требуется их ремонт или замена.

Рис. 7.18. О ема регулировки гидрозолотников

Регулировка давления в гидросистеме осуществляется изменением затяжки перепускного клапана.

Состояние перепускного и предохранительного клапанов гидро­распределителя проверяют в такой последовательности. Вывертывают запорную иглу прибора КИ-6272, открыв тем доступ рабочей жидкости в гидрораспределитель. Затем переводят рукоятку золотника одного из гидроцилиндров в положение “подъем”. Далее, повертывая рукоятку прибора, устанавливают давление в нагнетательной магистрали 10 МПа. По отметке на шкале прибора определяют расход рабочей жидкости, проходящей через этот прибор. При исправном состоянии клапанов рас­ход рабочей жидкости не должен отличаться от фактической подачи на­соса более чем на 5 л/мин.

Давление срабатывания предохранительного клапана измеряют при максимальной частоте вращения вала двигателя. При этом рукоятку од­ного из золотников переводят в положение “подъем” и, удерживая ее в таком положении, плавно перекрывают слив рабочей жидкости из при­бора КИ-1097Б. После этого фиксируют показания манометра.

Номинальное давление срабатывания предохранительного клапана гидросистемы для таких базовых машин, как тракторы ДТ-75М, Т-130, Т-150 и др., неодинаковое. Так, для гидросистемы трактора Т-130 оно будет: при рабочем давлении 10 МПа, а при регулировке (номинальное и максимальное) — соответственно 12—13 МПа.

Если давление срабатывания предохранительного клапана выходит за пределы допустимых значений, клапан регулируют. Для этого снима­ют защитный колпачок, ослабляют контргайку регулировочного винта и, ввертывая или вывертывая регулировочный винт, тем самым повышают или понижают давление, устанавливая его в требуемых пределах.

Давление срабатывания автоматов золотников измеряют при сред­ней частоте вращения вала двигателя. Рукоятку прибора КИ-1097Б уста­навливают в положение “открыто”, а рукоятку проверяемого золотника в положение “подъем” и, плавно повертывая рукоятку прибора, подни­мают давление до момента срабатывания автомата. После этого фикси­руют давление в системе. Если давление срабатывания автоматов золот­ников выходит за пределы допустимого, это указывает на необходи­мость регулировки пружин.

.Внутренниеутечки в золотниковых парах гидрораспределителя про­веряют при значительных транспортных усадках навесного рабочего обо­рудования. Для этого, подняв и опустив (4-6 раз) навесное рабочее обо­рудование, отсоединяют (см. рис. 7.17) от трубопроводов шланг, подающий рабочую жидкость в штоковую полость гидроцилиндра при среднем положении поршня в цилиндре, после чего соединяют трубопро­вод посредством шланга и переходного штуцера со свободным шту­цером приспособления КИ-6272 и ввертывают его иглу. Затем закрыва­ют трубопровод заглушкой и устанавливают рукоятку проверяемого золотника в нейтральное положение. После этого пускают двигатель и устанавливают среднюю частоту вращения вала. Обеспечив посредством прибора КИ-1097Б давление 10 МПа, измеряют линейкой величину пере­мещения штока за 5 мин. Усадка за указанное время не должна превы­шать 80 мм.

Герметичность гидроцилиндров проверяют, не изменяя ранее уста­новленного подсоединения (см. проверку величины внутренних утечек в золотниковых парах). Устанавливают рукоятку гидрораспределителя в “плавающее” положение и опускают навесное рабочее оборудование с таким расчетом, чтобы поршень гидроцилиндра при проверке находил­ся в крайнем положении. Затем отсоединяют от трубопровода шланг, подающий рабочую жидкость в поршневую полость цилиндра, и опуска­ют этот шланг в какой-либо мерный бачок. После этого закрывают трубопровод заглушкой, устанавливают давление 10 МПа, поворотом рукоятки прибора КИ-1097Б и с помощью секундомера измеряют утеч­ку рабочей жидкости из шланга в мерный бачок за 2—3 мин. Утечка ра­бочей жидкости более 100 см3 за 2 мин не допускается.

Если показатели работы гидросистемы и ее элементов не будут со­ответствовать приведенным выше значениям и требованиям, неисправ­ные узлы и сборочные единицы снимаются и передаются в ремонт.

Читать далее:

Категория: - Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Правила безопасной работы при эксплуатации землеройно-транспортных машин
Техника безопасности на рабочем месте землеройно-транспортных машин
Спецодежда и обувь рабочего землеройно-транспортных машин
Нормирование и оплата труда механизаторов
Ремонт землеройно-транспортных машин
Обслуживание землеройно-транспортных машин в зимних условиях
Обкатка и консервация землеройно-транспортных машин
Смазка землеройно-транспортных машин
Уход за шинами
Техническое обслуживание рулевого управления, тормозов и ходовых колес


Остались вопросы по теме:
"Проверка и регулировка гидравлической системы управления"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы