Строительные машины и оборудование, справочник





Проверка тормозной системы

Категория:
   1Отечественные автомобили

Проверка тормозной системы

Если в период эксплуатации автомобиля нарушилась эффективность действия тормозов, т. е. тормоза действуют слабо, о чем свидетельствует значительное увеличение тормозного пути при торможении, то в первую очередь следует проверить свободный ход педали тормоза 22 (рис. 61) и при необходимости его отрегулировать способом, рассмотренным ниже в разд. «Регулировки тормозной системы».

Изменение хода педали тормоза является первым сигналом возникновения какой-либо неисправности в системе гидравлического привода к тормозным механизмам колес. При обнаружении увеличенного свободного хода педали, а также при появлении «шущения ее упругости в нажатом состоянии проверяют уровень тормозной жидкости в питательных качках. При его уменьшении находят и устраняют течь осмотрев вначале шланги, трубопроводы, а затем тормозные цилиндры задних и передних колес.



Рис. 1. Проверка тормозной системы автомобиля ВАЗ

Цилиндры передних колес расположены в суппортах. Если заменялись трубопроводы, шланги или уплотнительные кольца и в тормозную систему при этом попал воздух, о чем свидетельствует «провал» тормозной педали, воздух необходимо удалить из гидропривода тормозов, а уровень жидкости в питательных бачках довести до нормы.

Как правило, о большом зазоре между колодками и тормозным барабаном свидетельствует увеличенный ход тормозной педали до начала торможения. Нередко бывает так, что при большом износе накладок тормозных колодок регулировкой не удается достигнуть требуемого зазора. В таком случае накладки переклепывают или переклеивают специальным клеем на СТО. Таким же способом восстанавливают и изношенные тормозные колодки переднего тормозного диска .

Если зазор между тормозным барабаном и накладками соответствует норме, а действие тормозных механизмов слабое, необходимо убедиться, не произошло ли замасливание накладок. Признаками замасливания являются большой тормозной путь при резком торможении, а также занос автомобиля. Наличие на накладках смазки свидетельствует о подтекании смазки через уплотнения полуоси. Замасленные накладки промывают бензином или уайт-спиритом с последующим шлифованием мелкой абразивной шкуркой и тщательным удалением абразивной пыли с накладки.

Если после выполнения перечисленных работ тормозные системы по-прежнему действуют слабо, снимают главный тормозной цилиндр с автомобиля разбирают его и промывают спиртом или свежей тормозной жидкостью поршни, кольца, чашки и шайбы. Тщательно осматривают пружины, рабочие кромки манжет. Поврежденные детали заменяют, собирают узел, обильно смазав рабочие поверхности деталей свежей тормозной жидкостью.

Если для эффективного торможения колес к тормозной педали приходится прикладывать большое усилие, то следует проверить работоспособность гидровакуумного усилителя тормозной системы, герметичность соединения трубопровода с штуцером всасывающего трубопровода двигателя. Обнаруженные неисправные детали необходимо заменить, а в местах нарушения герметичности подтянуть соединения или применить пасту «Герметик». Если это не помогло, проверяют зазор между колодками и тормозным барабаном, а также состояние тормозных накладок и плотность их прилегания. Обнаруженные неисправности устраняют регулировкой или заменой поврежденных деталей на СТО.

Одним из распространенных признаков неисправности тормозной системы является также неодновременность торможения колес, когда при торможении автомобиль уводит в сторону, особенно на скользкой дороге. Автомобиль уводит в сторону и при неодинаковом давлении в шинах правых и левых колес и при нарушении работоспособности регулятора давления, подключенного в контур привода задних тормозов. Он корректирует автоматически давление жидкости в приводе задних тормозов в зависимости от нагрузки на автомобиль, уменьшая В поятность юза задних колес при торможении.

Проверить одновременность действия тормозных механизмов можно следующим способом. Для этого надо вывесить колеса автомобиля и включить прямую передачу. При средней частоте вращения коленчатого вала двигателя надо плавно нажать на педаль тормоза, если двигатель и колеса остановятся, то тормоза действуют одновременно и с одинаковой силой. В противном случае ведущие колеса будут вращаться с разной скоростью. Колесо, затормозившееся раньше, будет замедлять движение, а другое—вращаться быстрее. Убедившись, что торможение колес разное, следует проверить правильность регулировок привода и тормозных механизмов, давление воздуха в шинах колес, зазоры между накладками тормозных колодок и барабаном. Следует также убедиться, нет ли замасливания накладок, нарушения герметичности соединения регулятора давления с главным тормозным и колесными цилиндрами, засорений и вмятин в трубопроводах. Обнаруженные неисправности по возможности устранить.

Характерной неисправностью рабочей тормозной системы является плохое растормаживание колес, иначе говоря, при полностью отпущенной тормозной педали колеса частично заторможены. Начинать устранять эту неисправность следует с проверки и регулировки свободного хода педали тормоза. Нормальный свободный ход педали тормоза обеспечивает требуемый зазор между толкателем и поршнем главного цилиндра, что необходимо для полного растормаживания колес. Необходимо проверить зазор между накладками и тормозным барабаном и при необходимости отрегулировать его. При слишком малом зазоре барабан будет нагреваться.

Если регулировка не устранила неисправности, необходимо поднять колеса, провернуть и прослушать нет ли шума и стуков при проворачивании.

При снятом барабане тормозные колодки на опорном пальце должны легко вращаться. Тугое вращение можно устранить, смазав поверхности трения Если все это не дало положительных результатов, то следует внимательно проверить состояние манжет и уплотнительных колец колесных цилиндров. Могут заедать опорные чашки, поршни в рабочих цилиндрах. Коррозию поршней или засорения в цилиндре следует устранять промывкой спиртом. Перед сборкой поршень следует смазать тонким слоем касторового масла или тормозной жидкостью. Если обнаружены разбухшие манжеты и сильно корродированные поршни и изношенные цилиндры, необходимо заменить их новыми, а всю систему промыть тормозной жидкостью.

Убедившись, что и колесные цилиндры исправны, следует прочистить отверстия в крышке наполнительного бачка, промыть главный цилиндр, предварительно слив тормозную жидкость из резервуара.

При эксплуатации автомобиля иногда возникает недостаточная эффективность действия стояночного тормоза. Он не удерживает автомобиль, остановленный на уклоне 20°. В этом случае необходимо убедиться, нет ли замасливания поверхности накладок тормозных механизмов задних колес или их повышенного износа.

Поверхности накладок замасливаются обычно из-за подтекания смазки или масла внутри тормозного барабана при неисправных сальниках или из-за попадания тормозной жидкости внутрь механизма.

Регулировка тормозной системы

Удаление воздуха из тормозной системы. При удалении воздуха надо соблюдать следующий порядок.

Проверить уровень тормозной жидкости в наполнительном бачке главного тормозного цилиндра и при необходимости долить ее до нормы (на 10—15 мм ниже верхней кромки бачка).

Снять резиновый колпачок с клапана выпуска воздуха рабочего цилиндра правого заднего колеса и присоединить к клапану или надеть резиновый шланг на головку штуцера переднего колеса (рис. 62, о), другой конец которого опустить в стеклянную банку, до половины заполненную тормозной жидкостью.

Затем нажать на педаль тормоза 2—3 раза и при нажатой педали отвернуть на 1/2—3/4 оборота клапан (штуцер) выпуска воздуха и резко нажимать на тормозную педаль несколько раз. Отпускать педаль рекомендуется плавно. Прокачивать систему гидропривода необходимо до тех пор, пока из шланга, опущенного в банку, не прекратится выход пузырьков воздуха. После этого при выжатой педали тормоза плавно завернуть до отказа перепускной клапан или штуцер колесного цилиндра, отпустить педаль тормоза, отсоединить шланг и снова надеть колпачок на клапан.

Рис. 2. Удаление воздуха из системы гидроиривода тормозов: а — переднего колеса; б — заднего колеса

При прокачке необходимо следить за уровнем тормозной жидкости в наполнительном бачке главного тормозного цилиндра и при необходимости доливать ее до нормы. В противном случае в систему вновь может проникнуть воздух. Уровень жидкости в период прокачки системы не должен опускаться ниже половины наполнительного бачка.

При обращении с тормозной жидкостью необходимо соблюдать повышенную осторожность, так как жидкость ядовита.

Прокачку системы гидравлического привода производят в такой последовательности: заднее правое колесо, заднее левое колесо, переднее правое и переднее левое колеса. После удаления воздуха из системы гидравлического привода следует проверить

И отрегулировать свободный ход педали тормоза. Пои полной утечке тормозной жидкости из системы в пути летом можно попытаться заменить ее мыльной водой. Она в какой-то мере компенсирует свойства тормозной жидкости. Зимой для этих целей можно использовать спирт или растительное масло.

По возвращении необходимо тщательно промыть всю тормозную систему, прокачать ее и заполнить свежей тормозной жидкостью до нормы.

Регулировка свободного хода тормозной педали. Для указанной регулировки линейку ставят рядом с педалью тормоза и медленно нажимают на тормозную педаль до выбора свободного хода, значение которого должно соответствовать указанным в табл. 6. Если свободный ход тормозной педали не соответствует этим данным, необходимо его отрегулировать вращением эксцентрикового регулировочного пальца, которым толкатель крепится к педали («Волга»), или ввертыванием (вывертыванием) толкателя, связывающего педаль с поршнем главного тормозного цилиндра, в вилку («Москвич»),

Для уменьшения свободного хода педали шток вывертывают из вилки, предварительно ослабив стопорную гайку, а для увеличения ввертывают.

Свободный ход педали у автомобилей ВАЗ регулируется перемещением выключателя стоп-сигнала вместе с буфером при отвернутой контргайке. При регулировке зазор между полусферическим торцом толкателя и его опорной поверхностью в поршне главного цилиндра должен быть не более 1 мм, что соответствует ходу площадки педали около 4,5 мм.

Регулировка рабочей тормозной системы. В зависимости от износа тормозных накладок различают частичную и полную регулировку колесных тормозных механизмов. Частичную регулировку выполняют в процессе эксплуатации автомобиля при небольших износах накладок с помощью регулировочных эксцентриков, головки которых расположены на тормозных дисках с внутренней стороны колеса. Прежде чем начать регулировать рабочую тормозную систему, обязательно надо подложить упоры под колеса автомобиля.

Последовательность частичной регулировки тормозных систем автомобиля ГАЗ-21 «Волга»:
— поднять домкратом регулируемое колесо, проверить рукой, свободно ли оно вращается. При этом предварительно проверить и при необходимости отрегулировать подшипники ступиц колес;
— вращая одной рукой колесо по ходу автомобиля, другой поворачивать ключом головку регулировочного эксцентрика передней колодки до тех пор, пока колодка не затормозит колесо;
— затем медленно опустить эксцентрик настолько, чтобы регулируемое колесо могло свободно проворачиваться.

Аналогично регулируют и заднюю колодку с той разницей, что колесо вращают назад. Последовательность регулировки остальных колес автомобиля такая же.

Тормозные системы автомобиля «Москвич-407» регулируют так же, как и автомобиля ГАЗ-21 «Волга», но при регулировке передних колес для приближения колодок к поверхности тормозных барабанов эксцентрики надо вращать против вращения колес, соответствующего движению автомобиля вперед, а при регулировке задних колодок задних колес — в сторону вращения колес.

На автомобилях «Москвич-408», «Москвич-412», «Москвич-2140», ИЖ-21251 «Комби», ГАЗ-24 «Волга» и ЗАЗ-968 «Запорожец» постоянный и необходимый зазор между накладками тормозных колодок и барабанами поддерживается автоматическим устройством.

На автомобилях ВАЗ передние дисковые тормоза в процессе эксплуатации также не регулируют, так как номинальный зазор между накладками тормозных колодок и тормозным диском поддерживается автоматически в результате упругости уплот-нительных колец и осевого биения тормозного диска. Задние барабанные тормоза по мере износа рабочих поверхностей и барабанов необходимо регулировать (рис. 63) при увеличении зазора между колодками и барабаном больше 0,1—0,15 мм.

Для установки необходимого зазора между накладками и барабаном необходимо прижать тормозные колодки к барабанам, нажав тормозную педаль, и вращением головок регулировочных эксцентриков 1 или 2 соответственно передних и задних колодок тормозов подвести их до соприкосновения с колодками и затем отпустить педаль. Далее повернуть головки регулировочных эксцентриков так, чтобы барабан регулируемого колеса не задевал за колодки при вращении.

Рис. 3. Регулировка зазоров между колодками и тормозными барабанами задних колес автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули»

Чтобы проверить правильность регулировки рабочей тормозной системы, следует выжать тормозную педаль. Если приподнятое колесо резко затормозится или во время движения автомобиля одновременно затормозятся все колеса и после 5—10 км движения тормозные барабаны не нагреваются, значит тормозные механизмы исправны, регулировки выполнены правильно. Полную регулировку тормозных механизмов колес выполняют на СТО.

Регулировка стояночного тормоза. Необходимость этой регулировки возникает вследствие вытягивания тросов привода и естественного износа фрик ционных накладок тормозных колодок задних коле

Стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-24 «Волга регулируют в следующей последователь ности.

Рейку привода стояночной тормозной системы надо установить на первый зуд (один щелчок запирающего механизма) и перемещать уравнитель троса вдоль тяги при помощи регулировочных гаек до тех пор, пока натянутся задние тросы. После этого тягу необходимо затянуть контргайкой и установить рейку в первоначальное положение.

Полное торможение задних колес должно происходить при вытянутой рукоятке тормоза не более чем на 2/3 полного хода (запирающий механизм должен сделать 2—4 щелчка).

Стояночный тормоз автомобиля «Жигули» регулируют при помощи натяжного устройства троса следующим образом. Подтягивают рычаг стояночной тормозной системы вверх на два зуба сектора и, ослабив контргайку натяжного устройства, подтягивают гайку до натяжения заднего приводного троса. Затем, проворачивая поднятые задние колеса рукой, убеждаются в том, что накладки колодок не задевают за барабаны. Далее, установив автомобиль на небольшом уклоне, поднимают рычаг тормоза вверх на 3—4 зуба сектора и убеждаются в том, что автомобиль удерживается на месте. После этого затягивают контргайку натяжного устройства.

Стояночный тормоз автомобилей «Запорожец» (рис. 6) регулируют перемещением вперед кронштейна рычага привода стояночного тормоза.

Рис. 5. Натяжное устройство троса привода стояночного тормоза автомобиля «Жигули»

Ход разжимного рычага на щитке тормоза увеличивается за счет износа накладок тормозных колодок и автоматического их сдвига в сторону барабана. При большом износе накладок, когда эффективность действия тормозной системы не обеспечивается в результате указанных выше регулировок, рекомендуется переставить распорные планки 6 обоих тормозных систем на больший размер. Если после этого торможение происходит при перемещении рычага на 2—3 щелчка, следует отрегулировать тормозную систему при помощи кронштейна рычага или перестановки ролика.

Стояночный тормоз автомобиля Москвич-412» (рис. 7) необходимо регулировать в таком порядке. Установить рукоятку стояночного привода в крайнее переднее положение и навертывать гайку на регулировочный наконечник до тех пор, пока ход рукоятки не уменьшится до 120 мм. После этого сделать 5—6 сильных торможений и убедиться, что рукоятка после последнего торможения выдвигается из корпуса не более чем на 155 мм. Если длины регулировочного наконечника не хватает для получения требуемого натяжения тросов, следует снять уравнитель тросов, перевернуть его на 180° и пов торно отрегулировать. После регулировки проверить свободное вращение поднятых колес. При правильной регулировке тормозных механизмов колодки не должны тереться о тормозной барабан. После пробега 5—10 км колодки не должны нагреваться.

Рис. 6. Стояночный тормоз автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»

Иногда может обнаружиться недостаточная эффективность стояночного тормоза (рис. 68) при правильной регулировке хода рукоятки. В этом случае надо отрегулировать положение разжимных рычагов в тормозных механизмах задних колес. Для этого необходимо установить рычаг привода в крайнее переднее положение, отвернуть гайку регулировочного наконечника, снять задний тормозной барабан с автомобиля и убедиться в легкости передвижения разжимного рычага под действием пружины троса в крайнее заднее положение до упора в обод колодки. Затем отпустить на несколько оборотов гайку регулировочного эксцентрикового винта оси разжимного рычага и отрегулировать зазор, равный 4—6 мм, между наконечником троса и ободом колодки вращением эксцентрикового регулировочного винта, для чего отжать отверткой пружину троса от разжимного рычага и придерживать его в переднем положении.

Рис. 7. Стояночный тормоз автомобиля «Москвич-412»

Рис. 8. Стояночный тормоз автомобиля «Москвич-2140»

После выполнения указанных работ затянуть гайку эксцентрикового винта разжимного рычага, удерживая ось от проворачивания отверткой. Если в результате указанной регулировки невозможно получить нужный зазор, надо воспользоваться другой парой прорезей в распорной планке, для чего перевернуть ее на 180° и вновь отрегулировать положение разжимного рычага.

Обслуживание тормозной системы

При эксплуатации автомобиля тормозные системы требуют самого тщательного и постоянного контроля. Поэтому при каждом осмотре автомобиля следует убедиться в механической целостности всех деталей тормозных механизмов и их приводов: шлангов, трубопроводов, тросов. Трубки не должны иметь вмятин, гибкие шланги — разбухания и разрывов. Тормозная жидкость должна быть всегда чистой Недопустимо также и подтекание тормозной жид кости из системы гидравлического тормозного при вода.

При техническом обслуживании деталей и узлов тормозных систем не допускается применение бензи на, керосина и иных органических растворителей которые разрушают резину, а также применение твердых и острых инструментов. Необходимо пользоваться деревянным брусочком и чистой тканью, смоченной в спирте или в тормозной жидкости.

Промывать трубопроводы допускается только спиртом или тормозной жидкостью.

После мойки автомобиля, преодоления бродов или после длительного движения по мокрой дороге, когда в тормозные механизмы колес попадает вода, тормозные механизмы следует просушить, сделав несколько плавных торможений.

При выполнении работ по замене резиновых деталей тормозных механизмов необходимо соблюдать чистоту и аккуратность, избегая перекручивания шлангов, повреждений трубопроводов, которые мог вызвать утечку жидкости.

Читать далее:

Категория: - 1Отечественные автомобили

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины