Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Одноковшовые экскаваторы

Публикация:
   Прямая лопата одноковшового экскаватора

Читать далее:




Прямая лопата одноковшового экскаватора

Прямую лопату — один из наиболее распространенных видов сменного рабочего оборудования — широко применяют при рытье котлованов и работе в карьерах.

Ковш прямой лопаты жестко закреплен на рукояти, которая соединена со стрелой седловым подшипником. Подшипник дает возможность рукояти не только поворачиваться в вертикальной плоскости относительно стрелы, но и совершать возвратно-поступательные движения вдоль оси рукояти. Стрела шар-нирно укреплена в проушинах рамы поворотной платформы и подвешена на стреловом канате. В зависимости от высоты разрабатываемого забоя стрела с помощью стрелоподъемной лебедки, расположенной на поворотной платформе экскаватора, может подниматься или опускаться. При работе стрелу устанавливают под углом от 45 до 60° к горизонтальной плоскости.

Для копания грунта поднимают ковш (поворотом рукояти) из положения I в положение III подъемным канатом, который огибает головные блоки и закреплен на подъемном барабане главной лебедки, установленной на поворотной платформе. Одновременно для регулирования толщины стружки выдвигают рукоять вперед (осуществляют напор) напорным механизмом, с помощью которого выполняют также обратное движение (возврат рукояти).

Рис. 1. Схема рабочего оборудования прямой лопаты:
1, 2 — стреловой, подъемный канаты, 3 — головные блоки, 4 — ковш, 5 — рукоять, 6 — стрела, 7 — седловой подшипник; I…IV — положения ковша

Ковш — комбинированная конструкция из литых и сварных деталей — состоит из корпуса, откидного днища и сменных зубьев. Стенки ковша соединены между собой сварными швами. Переднюю стенку иногда выполняют литой, но чаще отливают только верхнюю часть ее — козырек со специальными гнездами для крепления зубьев. Суживающийся к концу хвостовик зуба входит в гнездо козырька. От выпадения из гнезда зуб удерживается шплинтом. Изготовляют зубья литыми из высокомарганцовистой стали, хорошо противостоящей истиранию, или штампованными с износостойкой наплавкой.

К задней стенке ковша приварены проушины для пальцев, соединяющих ковш с рукоятью и днище ковша с его корпусом, а также проушина для пальца, на котором шарнирно смонтирована обойма 9 блока подъема ковша. Задняя и боковые стенки усилены поясами. При эксплуатации периодически осматривают сварные швы поясов, так как разрушение ковшей чаще всего начинается на закруглениях и в местах перехода поясов с боковых на заднюю стенку ковша.

Днище ковша может поворачиваться вокруг пальца. При вертикальном положении рукояти (ковш опущен) днище закрыто и в закрытом положении удерживается засовом. Конец засова входит в отверстие прилива передней стенки под действием пружины, укрепленной в стакане на днище. Чтобы открыть днище, нужно поднять ковш и выдернуть засов из отверстия прилива. При этом под действием собственного веса и находящегося в ковше грунта днище открывается.

Для регулирования угла наклона ковша относительно рукояти имеется три отверстия, в одно из которых устанавливают палец: при работе на очень плотных грунтах — в переднее отверстие, на легких .грунтах и в забоях высотой до 2 м — в заднее отверстие, на связных грунтах — в среднее.

Для предохранения головных блоков стрелы от поломок под действием ударов рукоятью при слишком большом подъеме ковша на рукояти закреплен деревянный брус.

Иногда прямые лопаты оснащают ковшами полукруглой формы с передней стенкой и козырьком в виде совка без зубьев или с одним зубом посередине. На режущую кромку козырька и на зуб наносят слой твердой наплавки для снижения их износа. При такой конструкции уменьшается масса ковша и снижается сопротивление грунта при копании, что позволяет значительно (на 25…30%) увеличить емкость ковша по сравнению с ковшом прямоугольной формы и повысить производительность экскаватора.

Рукояти прямых лопат бывают двух типов: одно- (внутреннего типа) и двухбалоч-ные (внешнего типа). На рассматриваемых в данном учебнике типоразмерах машин применяют однобалочные рукояти.

Рукоять, охваченная шарнирно укрепленным на стреле седлом, может совершать возвратно-поступательное движение в направляющих, образуемых седловым подшипником, а также поворачиваться вместе с ним в вертикальной плоскости на оси (или на валу), соединяющей седловой подшипник и стрелу. Конструкция рукояти обычно определяет и конструкцию напорного механизма. Так, в отечественных экскаваторах при однобалочной рукояти обычно применяют канатный напорный механизм.

Стрела прямой лопаты представляет собой прочную пустотелую сваренную из металлопроката конструкцию. В верхней головной части стрелы смонтированы на подшипниках качения два головных блока большого диаметра, через которые проходит канат подъема ковша, и на втулках два блока меньшего диаметра — для стрелоподъемного каната. Нижним концом — пятой — стрелу с помощью пальцев шарнирно укрепляют в проушинах рамы поворотной платформы. На этих пальцах стрела поворачивается при изменении угла ее наклона.

В средней части стрелы расположен седловой подшипник, шарнирно соединенный с ней напорным валом, опирающимся на укрепленные в стреле втулки. Однобалочная рукоять опирается на подшипник через сменные чугунные вкладыши. Между седловым подшипником и пятой, на нижней стороне стрелы, установлен амортизатор, представляющий собой деревянный брус или набор резиновых полос, заключенных в П-образный кожух из листовой стали. Амортизатор предохраняет стрелу от разрушения при случайных ударах ковшом.

Рис. 2. Ковш и однобалочная рукоять прямой лопаты:
1 — корпус, 2— прилив, 3 — днище, 4, 7, 10, 11 — пальцы, 5—тяга, 6 — рукоять, 8 — брус, 9 — обойма, 12 — пояс, 13 — зубья, 14 — засов, 15 — стакан

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Одноковшовые экскаваторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Прямая лопата одноковшового экскаватора"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства