Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Машинисту мостового крана

Публикация:
   Рабочее место машиниста мостового крана

Читать далее:




Рабочее место машиниста мостового крана

Рабочим местом машиниста мостового электрического крана является кабина управления краном. Правильная, научно обоснованная организация рабочего места, учитывающая физиологические особенности организма человека и конкретные условия эксплуатации крана, способствует повышению производительности труда машиниста. Поэтому при организации рабочего места машиниста учитываются эргономические показатели кабины управления оптимальные значения параметров микроклимата, освещенность рабочей площадки и т. п. Конструкция кабины должна обеспечивать хороший обзор любой точки рабочей площадки, защиту машиниста от избыточного тепла, шума и вибраций, электробезопасность, легкость и удобство управления краном (ГОСТ 24378—80 Е).

В мостовых электрических кранах применяют торцовые (закрепленные на одной стороне кранового моста) и панорамные (подвешенные к середине моста или к грузовой тележке) кабины управления. Кабины могут быть выполнены открытыми (рис. 104, а) и закрытыми (рис. 104,6). В отапливаемых цехах машиностроительных и других предприятий с температурой окружающего воздуха от + 10 до +28 “С применяют открытые кабины. Для кранов металлургических предприятий с температурой окружающего воздуха до +60 °С, а также для крансв, эксплуатирующихся на открытом воздухе с температурой от —40 до +40 °С применяют закрытые кабины управления. При температуре окружающего воздуха менее + 10 °С кабины снабжают отопительными приборами, а при температуре более +28 °С — принудительной вентиляцией или кондиционерами.

Рис. 104. Кабина управления:
а — открытая; б — закрытая

Высота кабины от пола до любой выступающей точки на потолке должна быть не менее 1800 мм, ширина пола 1100 мм, длина пола 2000 мм. Свободное пространство кабины задается из условия свободного доступа к размещенному в ней оборудованию и возможности нахождения в кабине, помимо машиниста, например стажера. В потолке закрытой кабины для выхода на крановый мост имеется люк размером 500X500 мм. Для выхода на крановый мост в кабине установлена лестница. Если кабина закреплена на грузовой тележке, то допускается выход из кабины через настил тележки или по наружной огражденной лестнице. Дверь в кабину должна быть распашной или раздвижной. Распашная дверь открывается внутрь кабины. Размеры дверного проема 1800X500 мм. Кабины открытого типа имеют сплошное ограждение со всех сторон высотой не менее 1000 мм, выполненное из металлического листа, стекла или в виде перил многоярусного типа.

Кресло машиниста крепится на высоте 400—500 мм над уровнем пола. Высота спинки кресла 240—260 мм. Кресло имеет полужесткие подлокотники и снабжено устройствами для регулирования положения сидения от среднего положения вверх и вниз на 50 мм, вперед и назад на 75 мм. Спинка кресла имеет регулируемый угол наклона. С креслом совмещают пульт управления краном в виде колонок с силовыми контроллерами, установленными по бокам кресла (рис. 105). Схемы размещения пультов управления показаны на рис. 106. Контроллеры М служат для управления двигателями передвижения кранового моста, Т — тележки, П — подъема груза, Гл.П — главного подъема, Вс.П — вспомогательного подъема. Рукоятки управления перемещают в плоскости движения крана, тележки, груза. Направление перемещения рукояток соответствует направлениям движения крана, тележки и груза. Кнопка звукового сигнала установлена на рычаге управления механизмом передвижения крана.

Согласно ГОСТ 24378—80 Е расположение сиденья машиниста и рукояток управления механизмами мостового электрического крана должно соответствовать рис. 106, с. Общие эргономические требования к рабочему месту машиниста мостового электрического крана регламентирует ГОСТ 12.2.032-78.

Рис. 105. Кресло-пулы управления

Для электробезопасности пол кабины выполнен в виде деревянного или иного диэлектрического настила и покрыт по всей площади резиновым полотном. Коврики. размерами не менее 500X Х700 мм, разрешается применять только в местах обслуживания электрооборудования крана.

Рис. 106. Схемы расположения аппаратов управления в кабине машиниста

Стены кабины покрывают хорошо моющимися материалами. Окраска стен светлая, не утомляющая зрение машиниста.

При кнопочном управлении приводными двигателями механизмов применяют педали управления, расстояние между которыми 200— 450 мм, угол поворота педали менее 70°. Педаль возвращается в нейтральное положение усилием пружины.

Закрытые кабины управления должны позволять машинисту, не поднимаясь с сидения, следить за движением груза на всех этапах его транспортирования: строповкой, подъемом, опусканием, укладкой, расстроповкой. Рекомендуется применять следующие типы кабин: с вертикальным расположением стекол верхнего яруса и наклонным расположением стекол нижнего яруса (рис. 107, а); с большим наклоном стекол нижнего яруса (рис. 107,6); с дополнительным объемом для фонаря в пределах габаритов кабины; (рис. 107, s); с трехгранным фонарем и остеклением нижнего пояса (рис. 107, г).

Площадь остекления кабины должна быть большой, чтобы поступление тепла в кабину было, малым. Для остекления кабин применяют теплопоглощающие и теплоотражающие стекла. Теплопогло- щаюшие стекла имеют темную окраску. Теплоотражающие стекла состоят из двух стекол, соединенных вместе. Наружное стекло зеркальное — на него напылен слой окисла металла, а внутреннее — обычное листовое стекло. Остекление кабин выполнено из безосколочных стекол.

В остеклении кабины должны быть открывающиеся фрамуги для естественной вентиляции кабины и повышения удобства протирки наружной поверхности стекол. Для кранов, работающих на открытом воздухе, в кабине установлены солнцезащитные щитки. В кабинах, подвешенных к тележке, дополнительно установлены зеркала для обзора за происходящим сзади кабины. Нижние стекла кабины защищены металлической решеткой.

Рис. 107. Закрытые кабины управления

Кабина снабжена хорошей теплоизоляцией. При температуре окружающего воздуха до +50 °С толщина изоляции стенок 40—60 мм, а пола 100—120 мм. В качестве теплоизоляции используют минеральную вату.

Для подачи свежего воздуха в закрытую кабину управления применяют естественную и искусственную вентиляцию. Для естественной вентиляции служат фрамуги. При искусственной вентиляции свежий воздух подают в кабину через потолочный плафон или через специальный воздуховод. В кабинах малого объема применяют вентиляцию ниспадающим потоком. Для исключения обдува машиниста сосредоточенным потоком холодного воздуха применяют воздухораспределительные решетки с регулируемыми направляющими лопастями или распределяют воздух по кабине веерными струями. Скорость движения воздуха в кабине должна быть 0,1—0,3 м/с.

При повышенной температуре воздуха окружающей внешней среды, высокой степени запыленности и наличии в цехе вредных примесей воздух для искусственной вентиляции должен поступать из мест, расположенных за пределами цеха или должно быть применено его кондиционирование.
Вентиляционная система для подачи свежего воздуха в закрытую кабину управления мостового электрического крана состоит из камеры для забора свежего воздуха, вынесенной за пределы цеха, вентилятора с электроприводом. В камере воздух подогревается паровыми или электрическими калориферами. Для подачи воздуха в кабину управления служит воздухораспределительный короб, расположенный вдоль подкрановых путей. Днище короба состоит из двух полос прорезиненных лент. Ленты закреплены на стенках короба уголками, а их свободные стороны отогнуты внутрь короба. Благодаря собственной упругости лент и давлению воздуха в коробе ленты плотно прижимаются друг к другу и образуют между собой герметичное соединение.

Из короба воздух подается в кабину по изогнутому воздуховоду. Один конец воздуховода закреплен на стенке кабины под потолком, а другой имеет овальную головку, разъединяющую стык лент. При этом заборное отверстие воздуховода расположено внутри короба. Профиль головки выбран таким образом, что воздух при движении крана не проходит в зазорах между лентами и головкой.

Для отвода тепла, поступающего в кабину управления из цеха, и для исключения проникновения тепла внутрь кабины вместе с поступающим воздухом применяют установки для кондиционирования воздуха (кондиционеры). В такой установке воздух через фильтр (рис. 108) для очистки воздуха от пыли забирается из цеха вентилятором и подается в промывную камеру, в которой охлаждается распыляемой водой. При выходе из камеры воздух несет с собой мельчайшие капельки воды, испаряющиеся в конденсаторе холодильника я в межстенном пространстве кабины. Проходя в зазорах между двойными стенками кабины, воздух охлаждает стенки, а далее поступает в цех через отверстия в полу кабины. Часть воздуха из камеры отбирается и проходит через газовый фильтр, заполненный активированным углем. В этом фильтре воздух очищается от вредных газовых примесей. Очищенный воздух смешивается о воздухом, забираемым из кабины управления, через воздуховод 8 и заборную решетку. Эта воздушная смесь засасывается вентилятором, проходит через охладитель, где охлаждается до температуры 19—20° С, и через воздухораспределитель подается в кабину управления. При температуре окружающего воздуха до +70 °С в кабине поддерживается температура не более +30 °С при относительной влажности 56%.

Для освещения кабины управления в темное время суток в потолке кабины установлен матовый плафон, равномерно освещающий пульт управления. Рабочая площадка крана освещается светильниками, закрепленными на потолке или на колоннах цехового здания. На мостах кранов, работающих на открытых эстакадах, дополнительно устанавливают прожекторы, освещающие рабочую площадку. Освещенность рабочей площадки при проведении погрузочно- разгрузочных и складских работ задается по строительным нормам и правилам СНиП 11-4—79 и должна составлять в зоне работы крана и на грузозахватном устройстве на любом уровне его подъема и перемещения в горизонтальной плоскости не менее 10 лк от наружной осветительной установки крана (ГОСТ 24378—80). В качестве источников света в наружной осветительной установке используют лампы типа ДРЛ с устройством, препятствующим их самоотвинчиванию, или лампы накаливания с амортизационным устройством, поглощающим вибрацию.

Вибрационные характеристики на рабочем месте машиниста мостового крана должны соответствовать ГОСТ 12.1.012—78 в части требований, относящихся к транспортно-технологическим машинам.

Рис. 108. Кондиционер закрытой кабины управления

Шумовые и вибрационные характеристики крана проверяют при паспортном режиме работы крана. Измерение шума в кабине проводят согласно требованиям ГОСТ 20445—75 и ГОСТ 8.055—73, измерение уровня вибраций согласно ГОСТ 13731—68 и ГОСТ 12.1012—78*. В закрытых кабинах уровень шума измеряют при открытых и закрытых фрамугах и стеклах. Измерение вибрации производят на сиденье машиниста, на полу и рукоятках управлении. Вибрацию на сиденье и на полу измеряют в горизонтальном и вертикальном направлениях, а на рукоятках — в направлении воздействия колебаний на руки машиниста в местах контакта.

В кабине управления в удобном и доступном месте крепится аптечка первой помощи с набором медикаментов и перевязочных материалов.

Кабины должны иметь предупреждающую окраску (ГОСТ 12.4.026—76) в виде чередующихся полос желтого и черного цветов, расположенных под углом 45°. Аварийный выключатель должен быть окрашен в красный цвет. Органы управления краном снабжают надписями или графическими символами по ГОСТ 12.4.040—78.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Машинисту мостового крана

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Рабочее место машиниста мостового крана"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства