Строительные машины и оборудование, справочник





Рабочее оборудование мини-тракторов

Категория:
   Мини-тракторы

Рабочее оборудование мини-тракторов

Рабочее оборудование необходимо для более полного использования мощности мини-трактора при выполнении различных работ в комплекте с различными сельскохозяйственными машинами и орудиями.

На микротракторах устанавливается раздельно-агрегатная навесная гидравлическая система. Она служит для присоединения сельскохозяйственных орудий к микротрактору. Гидравлической системой оператор управляет с рабочего места. Навесная гидравлическая система включает в себя непосредственно гидравлическую часть и механизм навески. С помощью гидравлической системы поднимаются и опускаются в рабочее положение сельскохозяйственные орудия, агрегатируемые с микротрактором.

Гидравлическая система микротрактора TZ-4K-H состоит из масляного резервуара (бака), масляного насоса, распределителя, гидравлического силового цилиндра, а также шлангов и маслопроводов с соединительными штуцерами. Гидравлические агрегаты на микротракторе располагаются в разных местах и соединены между собой гибкими шлангами. Бак гидравлической системы расположен в задней части моторного отделения под капотом двигателя. Справа по ходу микротрактора расположены привод и масляный насос, распределитель — под рулевым колесом справа, силовой же цилиндр — сзади под сидением оператора.



Гидравлическая система микротрактора TZ-4K-H состоит из масляного резервуара (бака), масляного насоса, распределителя, гидравлического силового цилиндра, а также шлангов и маслопроводов с соединительными штуцерами. Гидравлические агрегаты на микротракторе располагаются в разных местах и соединены между собой гибкими шлангами. Бак гидравлической системы расположен в задней части моторного отделения под капотом двигателя. Справа по ходу микротрактора расположены привод и масляный насос, распределитель — под рулевым колесом справа, силовой же цилиндр — сзади под сидением оператора.

Рис. 5.11. Детали и узлы гидравлической системы микротрактора

Действие гидравлической системы основано на использовании давления масла, нагнетаемого масляным насосом в силовой цилиндр. При включенном масляном насосе, когда работает двигатель, масло засасывается из бака и подается в распределитель. В зависимости от положения рукоятки 3 управления распределителем масло может, минуя силовой цилиндр, возвратиться в бак или же подаваться в силовой цилиндр, поднимая при этом в транспортное положение или опуская в рабочее положение орудия, с которыми работает микротрактор. Масляный бак емкостью 6 л служит резервуаром для рабочей жидкости. В верхней половине бака размещена заливная горловина с крышкой и фильтром. Для поддержания постоянного давления внутри бака в крышке имеется отверстие, соединяющее внутреннюю полость бака с атмосферой.

Шестеренный масляный насос 6 имеет производительность 10 л/мин при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя и давлении до 5 МПа. Работает шестеренный насос следующим образом. Шестерни — ведущая и ведомая — находятся в постоянном зацеплении и помещены в плотно охватывающий их корпус, имеющий каналы со стороны входа в зацепление и выхода из него. При вращении шестерен насоса, а они вращаются в разные стороны, в полости всасывания h образуется разрежение р2. За счет этого разрежения сюда поступает рабочая жидкость и заполняет впадины между зубьями шестерен. Вращаясь, шестерни перемещают жидкость, которая находится между зубьями, по окружности корпуса вдоль цилиндрических стенок в полость нагнетания е. В этой полости зубья шестерен выталкивают жидкость, давление которой достигает величины ръ из впадин в нагнетательную полость и далее в гидросистему. В этом случае между зубьями шестерен образуется плотный контакт k, который не допускает перетечки масла (рабочей жидкости) обратно во всасывающую полость. Повышение давления в полости е происходит за счет того, что при вращении шестерен зубья аг и а2 вытесняют больше жидкости, чем ее может поместиться в пространстве, освобождаемом находящимися в зацеплении зубьями Ъг и Ь2. Разность объемов, описываемых этими двумя парами зубьев, составляет количество жидкости, вытесняемой в нагнетательную полость. По мере приближения к полости е давление жидкости повышается, как показано стрелками на эпюрах.

Насос включается при помощи рычага, расположенного справа впереди под двигателем (по ходу микротрактора). Рычаг имеет два положения: выключено — 0 и включено — 1. Перед включением или выключением гидронасоса дизель должен быть заглушён.

Гидравлический цилиндр непосредственно поднимает и опускает сельскохозяйственное орудие. Работает гидравлический цилиндр следующим образом. Масло (рабочая жидкость) из распределителя по трубопроводу высокого давления поступает в верхнюю (штоковую) полость гидроцилиндра. При этом рабочая жидкость давит на поверхность поршня и заставляет его переместиться вниз. Поршень увлекает за собой шток с головкой штока и пальцем, а из нижней полости жидкость поступает в бак. В этом случае происходит подъем орудия. Если орудие необходимо опустить в рабочее положение, рукоятку распределителя надо привести в «плавающее» положение. Тогда под действием массы орудия и навески происходит их опускание. В этом случае верхняя полость гидравлического силового цилиндра через распределитель соединяется с баком рабочей жидкости.

Распределитель гидросистемы служит для распределения потока рабочей жидкости, нагнетаемой насосом, в силовой цилиндр (или на перепуск), автоматически перепускает поток жидкости по окончании рабочей операции, предохраняет систему от перегрузок. На микротракторах применяют распределители клапанно-золотникового типа, где основными рабочими элементами, управляющими движением жидкости в гидравлической системе, являются цилиндрический золотник и клапан. Управление золотником осуществляется рукояткой. Среднее положение золотника — нейтральное. Перемещение рукоятки назад соответствует положению «подъем», вперед — «плавающему». Фиксируется рукоятка управления распределителем только в нейтральном положении. Необходимо отметить, что имеются конструкции распределителей, в которых рукоятка управления фиксируется не только в нейтральном, но и в других положениях.

Механизмы навески служат для присоединения к микротракторам сельскохозяйственных орудий, которые устанавливаются в рабочее или транспортное положение. Они монтируются сзади микротракторов и при соответствующей наладке могут работать по двух- и трехточечной схеме присоединения орудия. Микротракторы, к которым присоединены сельскохозяйственные орудия, образуют агрегаты. Такие агрегаты, оборудованные механизмом навески, обладают хорошей маневренностью.

Механизм навески микротрактора TZ-4-K-14 состоит из двух нижних и одной центральной (верхней) тяг, двух вертикальных стоек с пальцем, вала вертикальных стоек, боковых стоек с опорной плитой и прицепного устройства. Механизм навески посредством вертикальных стоек с пальцем соединен с верхней головкой штока силового цилиндра.

Прицепное устройство присоединено к механизму навески по трехточечной схеме; с нижними тягами соединяется посредством двух соединительных пальцев, а с центральной тягой — через две стойки. Прицепное устройство может работать как с сельскохозяйственными орудиями, так и с грузовой прицепной тележкой. Для этого служит кронштейн крепления орудий 6 или брус прицепного устройства с присоединительным пальцем и отверстиями под палец. В сцепке с сельскохозяйственными орудиями механизм навески может работать в транспортном положении, когда есть необходимость переезда агрегата с участка на участок, или в рабочем, когда совершаются определенные технологические операции. В этих двух случаях орудие занимает соответственно крайнее верхнее или нижнее положение. Для регулировки установки сельскохозяйственного орудия центральную тягу можно удлинять или укорачивать при ослаблении имеющейся на тяге контргайки.

Прицепное устройство мотоблоков служит для присоединения различных прицепных машин, орудий и тележек. На мотоблоке МТЗ-05 прицепное устройство представляет собой скобу, имеющую одно отверстие, куда вставляется шкворень. Отметим, что подобное прицепное устройство имеет и мотоблок МБ-1 «Нева».

Рис. 5.14. Универсальное прицепное устройство и отвальный плуг к мотоблоку МТЗ-05

В паре со скобой на мотоблоке МТЗ.-05 работает универсальное навесное устройство, которое предназначено для агрегатирования сельскохозяйственных орудий. Его конструкция обеспечивает перемещение рабочего органа как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Механизмы регулировки навесного устройства обеспечивают глубину вспашки до 25 см и поперечное параллетьное перемещение отвала на некоторое расстояние относительно продольной оси агрегата. При вращении рукоятки осуществляется регулировка глубины пахоты. Если рукояткой не удается получить нужной глубины обработки, то в этом случае, ослабив крепёжный болт, перемещают стойку орудия вверх или вниз, тем самым уменьшая или увеличивая глубину вспашки. Болты, ввернутые в основание, служат для регулировки положения плуга и равномерности заглубления корпусов окучника. Применение такого механизма навески дает возможность вести пахоту круговым и челночным способами.

Согласно стандарту, принятому в странах Азии, сцепное устройство имеет вид скобы с тремя отверстиями. Такие сцепные устройства используются на японских мотоблоках. При агрегатировании с навес-ными сельскохозяйственными орудиями используются все отверстия, при работе в агрегате с тележкой только одно — центральное.

На микропогрузчиках «Бобкет-443» установка рабочего оборудования является нетрудоемкой из-за применения простой по конструкции, но надежной в работе сцепки. Специальные сцепные устройства находятся на передних концах подъемных рычагов микропогрузчика. При установке орудия на микропогрузчик сцепные устройства подводятся под верхние фланцы, находящиеся на орудии. Затем подъемный рычаг слегка приподнимается, при этом фланец орудия прижимается к сцепному устройству. После этого рукоятка опускается вниз и клин входит в соответствующее отверстие, находящееся на нижнем фланце орудия, и крепко соединяет его с подъемными рычагами микропогрузчика. Перестановка перечисленного рабочего оборудования на микропогрузчик занимает мало времени и не требует какого-либо инструмента, а сама сцепка является весьма надежной.

Рис. 5.15. Схема действия быстро срабатывающего сцепного устройства микропогрузчиков «Бобкет»

Валы и шкивы отбора мощности предназначены для передачи мощности двигателя на привод рабочих органов сельскохозяйственных машин. Машины, приводимые в действие валом отбора мощности (ВОМ), отличаются большим разнообразием как по выполняемым технологическим процессам, так и по рабочим режимам и расположению на тракторе. Поэтому ВОМ различают по месту расположения на тракторе, типу привода, частоте вращения. По месту расположения ВОЛг делятся на задние (например, на «Кутаиси Супер-600»), боковые (иа МБ-1 «Нева») и передние (М-3). Наибольшее распространение на микротракторах получили ВОМ с задним расположением. У большинства мотоблоков привод рабочих сельскохозяйственных органов расположен спереди.

В зависимости от назначения различают ВОМ с переменной и постоянной частотой вращения. У ВОМ с переменной частотой вращения она меняется в зависимости от включенной передачи, а у второго типа частота вращения не зависит от включенной передачи и всегда постоянна. Однако неизменная скорость ВОМ не всегда удовлетворяет условиям работы агрегата с сельскохозяйственными машинами, такими, например, как сеялки и культиваторы. При посеве необходимо, чтобы скорость вращения высевающих агрегатов была соразмерна со скоростью движения мини-трактора. Синхронность нужна и при работе мини-трактора с активными прицепами (тележками), которые имеют ведущие оси. Для удовлетворения этих требований на мини-тракторах часто устанавливают синхронные ВОМ, частота вращения которых пропорциональна поступательной скорости агрегата, т. е. зависит от передаточного числа включенной передачи.
По типу привода ВОМ могут быть зависимые, независимые, частично зависимые и синхронные. При зависимом приводе ВОМ вращается от трансмиссии и при выключении сцепления останавливается. ВОМ с независимым приводом получает вращение непосредственно от двигателя и работает независимо от включения или выключения сцепления. Частично зависимый привод позволяет вращаться ВОМ при переключении передач, но не дает возможность включать и выключать его при движении мини-трактора. ВОМ с синхронным приводом имеет вращение в зависимости от передачи, т. е. изменяется при переключении передач пропорционально скорости движения мини-трактора.

Способы управления валами отбора мощности на мини-тракторах обычно бывают механическими. На микротракторе TZ-4K-14 (см. рис. 4.5) установлен ВОМ, имеющий два вида привода: зависимый и синхронный. Рычаг управления 10 валом отбора мощности располагается с левой стороны коробки передач и имеет три положения: привод зависимого ВОМ, нейтральное и привод синхронного ВОМ. При повороте рычага по ходу вперед включается синхронный ВОМ, а при повороте назад — зависимый. В нейтральном положении рычаг фиксируется фиксатором. При включении зависимого ВОМ необходимо выключить задний мост во избежание выхода из строя трансмиссии. Вал привода ВОМ в месте стыка передней и задней полурам микротрактора имеет свою карданную передачу, состоящую из карданного вала и двух пар вилок с крестовинами. Введение этого узла дает возможность микротрактору совершать поворот с работающим ВОМ.

Для привода активных рабочих органов агрегатируемых машин отдельные модели мотоблоков оборудуются одним или двумя валами отбора мощности, имеющими по нескольку (2—3) скоростей вращения. Так, мотоблоки «Гольдони-Мондиал» имеют один независимый односко-ростной ВОМ, а мотоблоки серии «Супер Специал» этой же фирмы имеют два ВОМ — трех- и двухскоростной. Последний может быть перестроен на синхронный ВОМ. Мотоблоки серии 700 имеют синхронный ВОМ. Некоторые модели мотоблоков фирмы «Янмар» имеют четырехско-ростные ВОМ. Привод рабочих органов машин осуществляется от одного из валов трансмиссии с помощью цепной или ременной передачи. В мотоблоках японских фирм для привода рабочих органов широко применяются цепные редукторы кассетного типа, т. е. одноступенчатые цепные редукторы, обе звездочки которых установлены на подшипниках в отдельном картере и имеют одинаковые шлицевые отверстия под вал. Передаточное отношение редуктора обычно не равно единице, поэтому перестановка кассеты обеспечивает получение двух разных скоростей вращения ВОМ.

Читать далее:

Категория: - Мини-тракторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины