Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Одноковшовые экскаваторы

Публикация:
   Работа экскаватора с оборудованием прямой лопаты

Читать далее:




Работа экскаватора с оборудованием прямой лопаты

Рабочее оборудование прямой лопаты применяется при разработке грунта выше уровня стоянки экскаватора. Экскаватор, оборудованный лопатой, чаще всего применяется при разработке грунта с погрузкой в транспорт. Работа может производиться и в отвал, однако в данном случае целесообразнее использовать драглайн, так как его рабочие размеры больше, чем у прямой лопаты.

Перед началом работы следует тщательно подготовить забой. ‘Подготовка забоя заключается в очистке его дна от камней, неровностей, разбросанного грунта и посторонних предметов. После очистки производят разбивку осей хода экскаватора и подготовку дорог для транспорта.

Рис. 1. Погрузка грунта в автосамосвалы экскаватором с прямой лопатой при боковом забое

Работа прямой лопатой при погрузке в транспорт может производиться двумя основными способами:
а) боковым забоем, когда транспортные пути располагаются сбоку экскаваторной проходки;
б) лотовым забоем, при котором транспорт подается сзади экскаватора по дну образуемой выемки.

Рис. 2. Лобовые забои: а — при ширине проходки менее 1,5 R; б— при ширине проходки 1,5—1,9 R

Первый способ обеспечивает более высокую производительность чем второй, поэтому он применяется чаще.

Наиболее распространенной разновидностью бокового забоя экскаватора с прямой лопатой является такой забой, в котором ведется работа с погрузкой грунта в транспорт на уровне стоянки экскаватора. На этой фигуре (и в дальнейшем) R — наибольший радиус резания в м, a Rcm— наибольший радиус резания на уровне стоянки экскаватора в м. Применяются также боковые забои, в которых грунт грузится в транспорт, расположенный несколько выше уровня стоянки экскаватора. Такие моделей (Э-258, Э-505, ОМ-202 и др.). Так, например, при рытье котлованов шириной около 2,5 R новаторы-экскаваторщики работают с перемещением экскаватора по зигзагу.

Рис. 3. Лобовой забой с выгрузкой грунта в транспорт, движущийся по бровке

Рис. 4. Уширения лобового забоя при перемещении экскаватора по зигзагу

Рис. 5. Уширенный трехступенчатый поперечно-лобовой забой

Выемки шириной до (3,0 3,5) R в отдельных случаях можно разрабатывать, применяя трехступенчатый поперечно-лобовой забой.

Приемы работы прямой лопатой

Для увеличения производительности экскаватора рекомендуется применять следующие приемы работы.

Перед началом работы экскаватор следует установить строго горизонтально для того, чтобы уменьшить износ зубчатого венца и центральной цапфы. При этом гусеницы должны опираться на грунт по всей своей длине, чтобы машина была устойчива и не стремилась откатиться назад при работе.

Рис. 6. Образование в забое козырька при работе прямой лопатой

Разработку забоя нужно начинать со стороны выгрузки ковша. Это позволяет начинать поворот сразу же после заполнения ковша и совмещать его с подъемом ковша. Опускание ковша в забой при этом совмещается с обратным поворотом. Необходимо учитывать также расположение подъездных путей: транспорт должен всегда подаваться со стороны пульта управления, чтобы машинист видел его положение во время разгрузки. Если грунт сыпучий, то черпание вначале нужно производить только на половину ширины ковша, чтобы грунт не осыпался на подъездные пути. После трех-четырех таких черпаний можно переходить на нормальную работу.

Сначала разрабатывают нижнюю часть забоя, используя полную силу напора. При этом происходит осыпание породы с верхней части забоя и наполнение ковша улучшается. При небольшой высоте забоя ковш нужно заполнять в два приема. Если высота забоя меньше трехкратной высоты ковша, можно для увеличения угла резания переставить тяги крепления ковша и рукояти.

В начале копания угол между рукоятью и вертикалью при закидывании ковша устанавливают не менее 10°, так как при меньшем угле врезание ковша в грунт будет затруднено. Время заполнения ковша нужно сокращать за счет резания грунта толстой стружкой, а ковш поднимать лишь на высоту, обеспечивающую его заполнение.

При работе в забое необходимо следить за тем, чтобы не образовывались призмы обрушения, так называемые козырьки (рис. 35). В тех случаях, когда они все же появляются, их следует немедленно обрушивать ковшом или заостренным бревном, вставленным в ковш. Необходимо стремиться работать на неполном вылете рукояти. Особенно не рекомендуется подводить ковш на разгрузку на предельном вылете рукояти и на предельной высоте выгрузки, так как в этом случае время на опорожнение ковша увеличивается. Однако при черпании сыпучих грунтов нужно работать на максимальном вылете рукояти во избежание заваливания экскаватора при обрушении верхних слоев грунта. В тяжелых грунтах следует применять средний и малый вылеты рукояти, что позволяет увеличивать толщину стружки и набирать ковш «с шапкой». Работа на средних вылетах в легких грунтах позволяет сократить цикл экскавации.

Место остановки автомашин под погрузку надо отмечать вешками или укладывать упорный брус для их задних колес. Это позволит работать на одном и том же вылете рукояти и с наименьшим углом поворота.

Большое значение имеет также правильная работа на рычагах управления. Рычаги необходимо включать несколько раньше, чем это требуется для того или иного рабочего движения, так как от движения рычага до включения механизма проходят доли секунды. Это позволяет экономить на одном цикле до двух секунд и повысить производительность экскаватора на 10—12%. Кроме того, машинист должен стремиться совмещать рабочие движения: поворот с подъемом или опусканием и с движением рукояти вперед или назад. У опытного машиниста все элементы цикла плавно переходят один в другой, сливаются друг с другом. Не должно быть пауз (перерывов) между наполнением ковша и началом поворота на выгрузку, между концом разгрузки и обратным поворотом в забой. Напор на грунт для врезания в него ковша должен начинаться немного раньше, чем ковш ляжет на грунт, а подъем —одновременно с началом касания ковшом грунта.

Показателями правильной работы экскаватора являются плавательных работах емкость ковша драглайна обычно не превышает 1 м3.

Подготовка забоя при работе с драглайном производится так же, как и при работе с прямой лопатой. Очищается и выравнивается место стоянки экскаватора и та полоса, по которой будет перемещаться транспорт. Колышками и вехами размечаются контуры забоя, а также места стоянки экскаватора и транспорта (самосвалов или прицепов).

Рис. 7. Уширенный забой драглайна с поперечно-торцовым перемещением экскаватора

Разработка грунта драглайнами может осуществляться следующими двумя основными способами: а) торцовыми забоями, с перемещением экскаватора в пределах полосы, на которой производится выемка грунта;
б) боковыми забоями, с перемещением экскаватора за пределами этой полосы. При торцовых забоях можно работать с небольшим средним углом поворота стрелы и получать довольно широкие, симметричные выемки с крутыми боковыми откосами. Ширина боковых забоев невелика, она практически не превышает 0,7 —0,8 R, но в этом случае выгрузку грунта можно производить на значительное расстояние от выемки. Выбор способа разработки зависит от типа и размеров земляного сооружения (выемка, канал, котлован, насыпь и т. д.)

Для разработки выемок шириной до 1,2—1,3 R с двусторонней укладкой грунта в отвалы и выемок шириной до 1,7—1,8 R с погрузкой грунта в транспорт, подаваемый по обеим сторонам выемки, целесообразно применять торцовый забой с установкой экскаватора по оси проходки. Если отвал или подача транспорта односторонние, драглайн для уменьшения угла поворота следует устанавливать со смещением в сторону отвала или транспортного пути.

Выемки шириной более 1,2—1,3 R при укладке грунта в отвал и более 1,7—1,8 R при погрузке грунта в транспорт за один проход драглайна по прямой отрыть нельзя, поэтому передовики-экскаваторщики предложили новые способы работы, позволяющие увеличить ширину проходки. К этим способам относится работа с перемещением экскаватора по зигзагу и с поперечно-торцовым перемещением.

Приемы работы драглайном

Для увеличения производительности экскаватора, оборудованного ковшом драглайна, следует применять следующие приемы работ.

При установке экскаватора в забое нужно учитывать направление ветра, особенно если местность открытая. Желательно, чтобы ветер дул в заднюю или в боковую стенку кузова, так как при таком положении песок и мелкие частицы грунта не будут попадать в лицо машинисту или засыпать экскаватор.

Работу драглайном следует начинать со стороны отвала и сразу на полную глубину выемки, а загрузку ковша нужно производить на возможно более коротком пути, причем ковш должен двигаться без рывков и заглублений. Глубина резания регулируется высотой крепления тяговых цепей на ковше. При тяжелых грунтах цепи крепятся к нижним отверстиям тяговой проушины ковша, при легких грунтах — к верхним.

Подъемный канат при черпании не должен провисать, чтобы ковш можно было поднять сразу после заполнения. Не рекомендуется также подтягивать ковш слишком близко к экскаватору, так как образующийся при этом валик из грунта загрязняет гусеничный ход и препятствует передвижению экскаватора.

В интервалах между подходами транспорта под погрузку следует набирать грунт в отдаленных точках забоя, увеличивая радиус действия драглайна забрасыванием ковша (работа с закидкой). Закидка ковша достигается его подтягиванием с последующим выключением тормоза тягового барабана. Во избежание перевертывания ковша во время его забрасывания тяговый канат не следует слишком сильно стравливать с лебедки. Следует иметь в виду, что закидка ковша увеличивает радиус действия экскаватора, но одновременно удлиняет продолжительность цикла, поэтому ее не следует применять без особой необходимости.

Разработка забоя должна вестись при наименьших возможных углах поворота, причем для сокращения цикла, операции подъема ковша и поворота экскаватора на выгрузку нужно совмещать по времени. Ковш при этом должен плавно, без рывков отделяться от грунта и переноситься к месту разгрузки с несколько приподнятыми зубьями, что предотвращает рассыпание грунта. При повороте ковш не следует поднимать слишком высоко.

Разгрузка ковша выполняется между двумя операциями: поворотом на выгрузку и поворотом в забой. Поворот экскаватора и опускание ковша в забой также необходимо максимально совмещать по времени. При повороте в забой следует одновременно производить забрасывание ковша с тем, чтобы к концу поворота он находился в положении, из которого можно начинать набор грунта. Разгрузку ковша в транспорт следует производить с минимальной высоты, чтобы не повредить кузов автомашины и не задевать ковшом бортов. Включать тормоз поворотного механизма следует немного раньше, чем ковш достигнет места разгрузки. При этом ковш по инерции движется к автомашине и разгружается коротким выключением тормоза тягового барабана.

При работе в отвал разгрузку нужно производить на ходу. Если угол поворота на выгрузку составляет не менее 140°, то поворот обратно в забой нужно производить в том же направлении без реверсирования поворотного механизма. Экскаватор при этом делает поворот на 360°. Благодаря отсутствию потерь времени на торможение и разгон поворотной платформы, экономия времени в этом случае составляет 10—12% от продолжительности цикла.

Работа экскаватора с оборудованием обратной лопаты

Оборудование обратной лопаты устанавливается на экскаваторах с ковшом емкостью только до 0,65 м3,так как экскаваторы с большей емкостью ковша недостаточно устойчивы при работе. Обратная лопата применяется при разработке грунта ниже уровня стоянки экскаватора (рытье котлованов, траншей, каналов и т. п).

Забои для экскаваторов с обратной лопатой так же, как и для экскаваторов, оборудованных ковшом драглайна, делятся на две основные группы —торцовые и боковые. Чаще всего применяются торцовые забои, так как этим способом можно отрывать узкую Длинную траншею, что при городском и промышленном строительстве является основным назначением обратной лопгггы.

При рытье узких траншей экскаватор устанавливается по ее оси. При работе в отвал ширина траншеи достигает 0,7—0,8; при работе в транспорт с односторонней выгрузкой она может быть доведена до 1,2 R, а с двусторонней —до 1,5 R. Для дальнейшего увеличения ширины траншеи экскаватор передвигают не по оси траншеи, а зигзагообразно: он ставится то у одного края траншеи, То У другого. Такая организация работы позволяет производить разгрузку ковша равномерно на обе стороны траншеи и обеспечивает нужные размеры откосов.

Боковые забои применяют в тех случаях, когда по условиям работы разгрузка должна производиться только в одну сторону. При этом экскаватор устанавливают параллельно оси траншеи, а черпание производят перпендикулярно оси. Угол поворота при выгрузке несколько увеличивается. Выгрузку нужно производить в сторону, противоположную передвижению экскаватора. При боковом забое профиль траншей получается несимметричным, так как происходит недобор грунта у противоположной стенки и подрезание ближней стенки. При таком способе работы экскаватор нельзя устанавливать слишком близко к краю траншеи во избежание осыпания и обвала грунта.

Обратная лопата, как и драглайн, широко применяется при мелиоративных работах для очистки и углубления старых оросительных каналов, а также для рытья новых. Очистку и углубление каналов следует производить вниз по течению, чтобы не образовывалась запруда, так как в этом случае течение воды будет намывать грунт и сводить на нет работу экскаватора. Если же воды в канале нет, то черпание следует вести в направлении к воде. При рытье новых оросительных каналов необходимо учитывать, что в процессе эксплуатации их придется часто очищать, поэтому отвал грунта следует производить возможно дальше от края канала.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Одноковшовые экскаваторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Работа экскаватора с оборудованием прямой лопаты"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства