Строительные машины и оборудование, справочник







Работа отрядов с ведущей машиной - грейдер-элеватором

Категория:
   Механизация земляных работ


Работа отрядов с ведущей машиной - грейдер-элеватором

Грейдер-элеватор является одной из самых производительных машин. Об этом свидетельствуют как существующие нормативы, так и данные, полученные в процессе испытаний грейдер;элеватора в течение ряда лет, и в частности, испытания, проведенные бригадой ДОРНИИ в 1947 г., и опытные работы по комплексной механизации постройки земляного полотна, выполненные бригадой ДОРНИИ в 1948 г.

Анализ данных о производительности этой машины в условиях одного и того же строительства за указанные два года показал также, что производительность грейдер-элеватора может очень сильно изменяться в зависимости от технологии производства работ. Поэтому для построения рациональной схемы работы отряда с грейдер-элеватором необходимо подробно изучить установку рабочих органов этой машины и отыскать условия, в которых применение ее дает наибольший эффект.

Различные установки диска грейдер-элеватора и его транспортера были подвергнуты изучению двумя бригадами ДОРНИИ в 1947 и 1948 гг. В результате этого изучения установлено наилучшее положение рабочих органов этой машины и замерены получающиеся при различных установках результаты работ. Следует иметь в виду, что диск грейдер-элеватора (в машинах с наглухо закрепленным, не вращающимся диском) сравнительно быстро снашивается. Так, за два месяца работы без перестановок диск одной из машин сносился на 5 см (6,6% диаметра), отчего заметно снизилась площадь сечения стружки. Следовательно, примерно через каждый месяц работы следует переставлять диск на два болта с поворотом на 144°.

Расстояние перемещения грунта, производимое грейдер-элеватором, в среднем составляет 8,25 м. При увели-чении скорости движения машины ее “ производительность не всегда увеличивается. Практически можно принять, что при резком увеличении скорости движения машины заметно уменьшается площадь сечения стружки и увеличиваются потери грунта.

Сравнением производительности на различных скоростях было установлено, что оптимальной является скорость, получаемая при работе трактора С-60 на первой передаче, а для трактора С-80 — на второй передаче.

Фактическая площадь сечения стружки определяется путем умножения ее ширины на глубину с введением поправочного коэфициента на ее форму (криволинейность), равного, по наблюдениям, 0,81—0,87. С точки зрения уменьшения потерь грунта, выгоднее резать глубокие, но несколько более узкие стружки. Зарезание дисковым плугом в неподготовленном забое невыгодно. Оно дает удовлетворительный результат только в том случае, если диск с первбго прохода в забое срезает боковую вертикальную стенку. Если начинать зарезание грейдер-элеватором на ровной поверхности, то несколькими первыми проходами будет вырезаться неполная стружка; только после образования у режущего края диска стенки высотой 45 – 50 см стружка будет иметь нормальные размеры, близкие к указанным в табл. 10. Во избежание непроизводительной затраты времени для образования нормального забоя, целесообразно работу грейдер-элеватора начинать лишь

V после того, как этот забой будет подготовлен для него грейдерами или автогрейдерами. Забой устраивается путем 3—4 зарезаний ножом грейдера в 8,25 м от того места, куда следует подать грунт.

Грейдер-элеватор в еще более сильной степени, чем грейдер и автогрейдер, теряет производительность при из,-менении рабочих отметок насыпи и неровностях поверхности резерва, на котором устраивается его забой. Так, например, при поперечном уклоне резерва в сторону насыпи диск грейдер-элеватора уже не может резать полной стружки и производительность его заметно падает. Это падение производительности заметно даже при весьма незначительной косогорности местности, порядка 2—3%. Выравнивание косогорности путём перемещения валов отсыпаемого грунта ближе к низовой части насыпи, как это делается при работе грейдерами, возможно, но это усложняет схему производства работ и не избавляет от заметного снижения производительности машины при работе в нагорном резерве, имеющем поперечный уклон в сторону насыпи. Работа грейдер-элеватора по целине, лугам и на местности с нетронутым растительным покровом нежелательна еще и потому, что диск его срезает стружку шириной 30 см, которую транспортер переносит в насыпь с нетронутой корневой системой и произрастающими растениями, создающими в насыпи излишнее количество пустот, впоследствии заполняющихся перегноем от этих растений.

Упомянутые выше отрицательные моменты в работе грейдер-элеватора имеют значение только в тех случаях, когда он работает в одиночку или в паре с другим грейдер-элеватором без других вспомогательных машин. Все эти недостатки легко устраняются при работе грейдер-элеватора Совместно с грейдерами (или лучше с авто-грейдерами), скреперами и бульдозерами. Общая схема работ при этом строится таким образом.

Бульдозеры или скреперы производят выравнивание продольного профиля так же, как это делается ими при подготовке фронта работ для грейдеров и автогрейдеров.

Затем наступает вторая стадия подготовительных работ, которую осуществляют грейдеры или автогрейдеры. В задачу этих машин входит выравнивание поперечного профиля дорожной полосы со снятием дернового покрова. При незначительной густоте и мощности корневой системы весь верхний слой грунта резерва перерабатывается этими машинами и укладывается в измельченном состоянии в нижний слой насыпи.

Кроме того, грейдеры и автогрейдеры подготовляют забои для первого прохода грейдер-элеватора. Лишь после окончания этих подготовительных работ целесообразно начинать основные работы грейдер-элеватором; сделанная таким образом подготовка устраняет основные причины, вредно влияющие на его производительность, и с первого же прохода дает ему возможность работать с полным зарезанием и полной нагрузкой трактора.

При возведении насыпи высотой 0,75 м и шириной Юм в среднем требуется 35—40 проходов грейдер-элеватора и около 80—100 проходов грейдеров и автогрейдеров, в числе которых около 20 проходов падает на отделочные работы. Полезная кубатура при этом распределяется между указанными машинами в отношении от 7 : 3 до 7,5:2,5. Больший член отношения соответствует кубатуре, выполняемой грейдер-элеватором.

Практическая средняя производительность грейдер-элеватора на одном из опытных участков в очень тяжелых грунтах была доведена до 266 м3 з<а один час чистой работы при тяге трактором С-60 и средней скорости движения до 2,5 км в час. При работе с трактором С-80 на второй передаче эта скорость может быть увеличена и производительность грейдер-элеватора еще более повышена. В 1947 г. на одной стройке Гушосдора МВД СССР наблюдалась временами производительность грейдер-элеватора до 350 м3 за час чистой работы в средних грунтах при тяге более мощным, чем С-60, трактором.

Как уже было указано выше, технологические схемы работ отрядов с ведущей машиной грейдер-элеватором должны строиться в предположении, что грейдер-элеватор будет работать только в заранее подготовленных для него резервах.

Рис. 10. Схемы работ грейдер-элеватора

В зависимости от ширины и высоты насыпи в каждом резерве может понадобиться устройство одного, двух и даже трех забоев.

Схема (рис. 10) разработана для постройки земляного полотна грейдер-элеватором от подошвы насыпи. По этой схеме вал отсыпается грейдер-элеватором при нервом проходе по левому резерву, при насыпи шириной 10 м поверху, на правой половине насыпи недалеко of оси; при обратном проходе грейдер-элеватора вал от первого прохода по правому резерву отсыпается левее оси насыпй.

По мере разработки забоя первое время валы от прО-хГодов машины по обоим резервам будут нагромождаться один на другой в средней части насыпи. Затем, когда перекрытие валов кончится, они будут ложиться на насыпь вприжим высотой до 0,55—0,60 м в рыхлом теле.

При насыпи шириной 11 м только два вала от первого прохода совместятся один с другим, а при насыпи шириной 12 м валы от первого прохода лягут даже вразбежку и не покроют один другого. При насыпях высотой 1 м и полуторных откосах при применении схемы зарезаний, начиная от внутренней бровки резерва получаются следующие результаты. При насыпи шириной 12 м первый вал откладывается как раз по оси дороги, при насыпи шириной И м первый вал по этой схеме будет откладываться на 0,5 м дальше оси, а при насыпи шириной 10 м на 1 м дальше оси. Таким образом, эта схема может дать удовлетворительный результат только при такой ширине и высоте насыпи, при которой вал от первого прохода будет ложиться на ось насыпи или в непосредственной близости от нее.

На опытных работах 1948 г. ширина насыпи составляла 10 м при высоте ее 0,75 м и при применении первой схемы работ в средней части насыпи образовалось большое нагромождение грунта, потребовавшее впоследствии большого количества дополнительных проходов автогрейдера для выравнивания поверхности полотна.

Схему 1 следует заменить другой, при которой первое зарезапие грейдер-элеватора происходит на таком расстоянии от оси,.при котором вал от этого зарезания ложится на оси насыпи или в непосредственной близости от нее.

Схема 2 отличается от первой тем, что первое за-резание делается точно в 8,25 м от оси дороги по заранее подготовленному забою. При этой схеме работа ведется сначала грейдерами, которые снимают верхний слой, выравнивают поперечный профиль и подготовляют забой глубиной 40—50 см для первого прохода грейдер-элеватора в 8,25 м от оси насыпи путем двух-трех кратного зарезания по одному месту.

Таким образом, грейдеры производят разработку части резерва (забоев) 1 и 2, укладывая грунт, как показано на рис. 10. Основной забой 3 идет по этой схеме на образование тела насыпи без обочин. Обочины отсыпаются

из дополнительного забоя в резерве 4, а срезка откосов (забой 5) производится грейдером.

При этой схеме возможно послойное уплотнение насыпи: нижнего слоя толщиной до 20 см — кулачковыми катками за 1—2 прохода и верхнего толщиной до 0,4 м в рыхлом теле — несколькими проходами катков в зависимости от состояния грунта.

Рис. 11. Схема работы грейдер-элеватора

Рис. 12. Схема работы грейдер-элеватора

Таким образом, схема 2 требует для возведения насыпи комплекса машин в составе: скрепера или бульдозера для выравнивания продольного профиля трассы, рыхлителя для предварительного рыхления грунта перед работой грейдеров по снятию первого слоя резерва, грейдера или автогрейдера и грейдер-элеватора. После завершения основных кубатурных работ грейдер-элеваторами окончательная отделка производится также автогрейдером.

Схема 3 отличается от схемы 2 тем, что грунт первого слоя, снимаемый

Схема 4 также предусматривает снятие верхнего слоя резерва грейдерами с распределением его по всем ширине насыпи толщиной до 15—20 см; будучи рассчитана для насыпей шириной 11 м, эта схема для насыпей другой ширины и высоты не применима.

При возведении насыпей шириной 11—12 м и высотой 1 м и выше указанные схемы нецелесообразны, так как длина транспортера грейдер-элеватора оказывается недостаточной для укладки грунта непосредственно на место. В таких случаях применяются схемы, изображенные на рис. 11 и 12, при которых грунт подается грейдер-элеватором только под обочину насыпи и оттуда автогрейдерами распределяется по всей ее ширине послойно и уплотняется кулачковыми катками. При этом производительность отряда снижается на 8—10% вследствие дополнительного перемещения грунта автогрейдерами. Следует заметить/ что применявшаяся кое-где на строительствах схема возведения насыпей высотой 1 м с бермами при ширине насыпей до 12 м, путем вторичной переброски разрыхленных грунтов па место грейдер-элеватором, резко снижает производительность этой машины, замедляет и удорожает производство работ и поэтому не должна быть рекомендована. То же самое следует сказать и о схеме возведения таких насыпей с предварительным вырезанием бермы и последующей присыпкой ее из резерва.

Укажем также, что производительность отрядов во главе с грейдер-элеватором в сравнительно большой степени зависит от длины обрабатываемого за один проход участка. Так например, подсчеты показывают, что наилучшая с точки зрения организации работ длина участка, обрабатываемого за один проход, равняется 1 —1,5 км. Уменьшение длины участка вызывает снижение производительности; при длине участка, обрабатываемого за 1 проход, до 200 м производительность отряда составляет всего 65 —70% нормальной производительности, подсчитанной для участка длиной 1 км.

Постройка земляного полотна отрядами с ведущей машиной — грейдер-элеватором, очевидно, может быть осуществлена и потоком, фронт работ такого потока должен состоять из трех захваток, длиной каждая от 1 до 1,5 км. На первой захватке cig>enepoM или бульдозером производятся работы по срезке неровностей продольного профиля и подготовка забоя для грейдер-элеватора с участием рыхлителя и грейдеров, в соответствии с приведенным выше описанием этих работ. На второй захватке производятся основные работы грейдер-элеватором совместно с автогрейдером (если это требуется по схеме работ) и на третьей —отделочные работы.


Читать далее:

Категория: - Механизация земляных работ





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины