Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Устройство автомобиля

Публикация:
   Распределительный вал двигателя

Читать далее:




Распределительный вал двигателя

Распределительный вал служит для своевременного открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов. Для этой цели на нем имеются кулачки. Закрытие клапанов обеспечивается распределительным валом совместно с пружинами клапанов.

Распределительный вал вместе с кулачками штампуют из стали (двигатель ГАЗ-53А) или отливают из чугуна (двигатель ЗИЛ-130).

У четырехцилиндрового двигателя распределительный вал имеет восемь кулачков, у шестицилиндрового — двенадцать и у восьмицилиндрового — шестнадцать, т. е. по два кулачка на цилиндр. Каждый кулачок управляет одним клапаном — впускным или выпускным.

Рис. 1. Распределительный и уравновешивающий валы дизеля ЯАЗ-М206:
1 — болт; 2 — кулачок; 3 — листовая пружина; 4 — балансир; 5 — противовес; 6 и 10 — втулки; 7 — вкладыш; 8 — пружинные кольца; в — распределительный вал; 11 — шестерня; 12 — уравновешивающий вал; 13 — шайбы

В соответствии с порядком работы двигателя одноименные кулачки, т. е. кулачки всех впускных или всех выпускных клапанов, в четырехцилиндровом двигателе располагаются под углом 90°, в шестицилиндровом — под углом 60° и в восьмицилиндровом — под углом 45°. На распределительном валу может находиться также шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания и эксцентрик, приводящий в работу топливный насос. Эксцентрик может быть изготовлен как одно целое с распределительным валом или привернут к нему болтом (двигатель ГАЗ-5ЗА).

Рабочие поверхности кулачков, опорных шеек, эксцентриков и шестерен стальных распределительных валов подвергают термической обработке и шлифованию для увеличения их износостойкости. Для повышения износостойкости кулачков и шеек чугунных валов их отбеливают.

Распределительный вал может быть установлен в нижней части блока цилиндров (нижнее расположение вала) или в его верхней части (верхнее расположение вала). Верхнее расположение вала применяется, только при верхних клапанах, а нижнее — как при верхних, так и при нижних клапанах.

Распределительный вал дизеля ЯАЗ-М206 размещен в верхней части блока цилиндров. У V-образных дизелей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 распределительный вал тоже установлен в верхней части блока, но между двумя рядами цилиндров.

Распределительные валы двигателей М-21, ГАЗ-5ЗА и ЗИЛ-130 имеют пять опор.

В качестве подшипников для распределительного вала чаще всего применяют запрессованные в картер двигателя стальные втулки, залитые баббитом. Диаметры опорных шеек распределительного вала могут быть одинаковыми (двигатель ГАЗ-5ЗА) или разными (двигатели М-21 и ЗИЛ-130), уменьшающимися от переднего конца вала к заднему. Так, у двигателя М-21 диаметр первой шейки распределительного вала равен 52 мм, второй — 51 мм, третьей — 50 мм, четвертой — 49 мм и пятой — 48 мм. Вследствие этого создаются благоприятные условия для монтажа и демонтажа вала.

Наличие на распределительном валу шестерни с косым зубом приводит к возникновению силы, стремящейся сдвинуть вал вдоль его оси. В двигателях М-21, ГАЗ-5ЭА и ЗИЛ-130 вал от осевых перемещений фиксируется с помощью упорного фланца, установленного с зазором между ступицей шестерни и торцом передней опорной шейки распределительного вала. Зазор обеспечивается тем, что толщина упорного фланца на 0,1—0,2 мм у двигателей М-21 и ГАЗ-53А и на 0,08—0,208 мм у двигателя ЗИЛ-130 меньше толщины распорного кольца. Упорный фланец стальной; рабочие поверхности его термически обработаны и фосфатированы для улучшения приработки. Он крепится двумя болтами к передней стенке блока цилиндров.

Шестерня установлена на распределительном валу на шпонке и удерживается от смещения болтом, ввернутым в торец вала.

Распределительный вал двухтактного дизеля ЯАЗ-М206 несколько отличается от распределительных валов четырехтактных дизелей. На каждый цилиндр приходится по три кулачка. Два крайних кулачка действуют на толкатели коромысел выпускных клапанов, а средний кулачок приводит в движение толкатель коромысла насос-форсунки. Распределительный вал вращается на семи опорных шейках, для чего используются подшипники скольжения двух типов: взаимозаменяемые вкладыши из алюминиевого сплава (промежуточные подшипники) и втулки, залитые свинцовистой бронзой (концевые подшипники). Вкладыши удерживаются от смещения пружинными кольцами и стопорными винтами. В чугунные втулки запрессовано по две стальные втулки, залитые свинцовистой бронзой. На заднем конце распределительного вала установлена распределительная шестерня, на переднем — противовес и балансир.

От осевого смещения распределительный и урановешивающий валы удерживаются двумя бронзовыми шайбами, соприкасающимися с одной стороны с торцом бурта распределительного или уравновешивающего вала, а с другой — со ступицей противовеса. Рабочий зазор в упорном подшипнике равен 0,10—0,32 мм.

При вращении распределительного и уравновешивающего валов возникают крутильные колебания. Чем длиннее валы, тем больше колебания. Для уменьшения колебаний валов на них устанавливают специальные гасители, состоящие из листовых пружин, охватывающих с обеих сторон кулачок, сидящий на болту противовеса. Пружины с кулачками находятся в фигурных вырезах балансиров и концами опираются на них. Колебания валов гасятся вследствие наличия трения между листовыми пружинами.

Рис. 2. Упорный фланец распределительного вала:
1 и 5 — болты; 2 — шестерня; 3 — упорный фланец; 4 — распорное кольцо; б — распределительный вал; 7 — шпонка

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Устройство автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Распределительный вал двигателя"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства