Строительные машины и оборудование, справочник






Разборка машин на сборочные единицы и детали


Категория:
   Ремонт тракторов и автомобилей


Разборка машин на сборочные единицы и детали

Общие сведения. Разборка машин — очень важный этап производственного процесса ремонта. Разборочно-сборочные работы составляют свыше 50% общей трудоемкости ремонта. Отсутствие необходимого оборудования и приспособлений или неумелое их использование неизбежно приводят к повреждениям и даже поломкам многих деталей в процессе их разборки. Поэтому правильная организация и оснащение оборудованием разборочных работ значительно снижают стоимость и повышают качество ремонта машин.

Технологический процесс, объем и последовательность разборки машины зависят от характера износов и повреждений, вида ремонта, типа ремонтного предприятия и принятой схемы производственного процесса.

Для замены отдельных агрегатов и деталей или их ремонта при устранении отказов и текущем ремонте машину разбирают частично; при капитальном ремонте машину разбирают полностью.



Последовательность разборки может быть разной, но во всех случаях следует строго придерживаться последовательности, предусмотренной технической документацией. Технологические карты на Разборку или замену агрегата разработаны ГОСНИТИ для машин каждой марки. В них указаны порядок выполнения операций, применяемое оборудование, инструмент и технические условия на работы.

В мастерских общего назначения при необезличенном ремонте машина после наружной очистки на эстакаде или из моечной камеры поступает в разборочно-сборочное отделение (цех). Здесь ее разбирают на сборочные единицы и транспортируют их по рабочим постам. На постах сборочные единицы разбирают на детали, которые очищают, дефектуют, ремонтируют, и из деталей вновь собирают агрегат. При таком ремонте детали моют либо непосредственно на рабочем посту в специальных ваннах, либо складывают в отдельные металлические корзины и моют в специальных моечных машинах, если они установлены на данном предприятии.

В специализированных мастерских и на заводах при поточном обезличенном ремонте машина из моечной камеры поступает в разборочно-моечное отделение (цех). Здесь ее разбирают на сборочные единицы, которые перед разборкой на детали моют в специальных установках. Перед очисткой отдельные агрегаты частично разбирают, то есть снимают наружные узлы: фильтры в сборе, водяной насос, топливный насос и др. Обязательно снимают все крышки (картер двигателя, крышку коробки передач и т.д.), чтобы обеспечить промывку внутренних полостей агрегатов. Промытые агрегаты разбирают на детали, которые затем очищают в различных моечных машинах и установках в зависимости от степени и характера их загрязнений. Некоторые узлы разбирают на детали и моют непосредственно на рабочих постах (электрооборудование, топливную аппаратуру, карбюраторы и бензонасосы, некоторые агрегаты навесной системы, спинки и сиденья).

Агрегаты, которые подлежат ремонту на других предприятиях, после наружной очистки машины снимают и в соответствующей комплектности отправляют на склад или непосредственно на эти предприятия.

Подъемно-транспортное оборудование. Разборка и сборка машин при ремонте связаны с подъемом и транспортировкой большого количества грузов. Отдельные агрегаты некоторых тракторов имеют массу в несколько сот килограммов и даже в несколько тонн. Поэтому ремонтные предприятия оснащаются всевозможным оборудованием для поднятия и транспортировки различных грузов.

Кран-балки с механическим или ручным перемещением обычно устанавливают во всех разборочно-сборочных и моечных отделениях и цехах. Кран-балки предназначены для обслуживания любой точки цеха, как правило, грузоподъемность их наибольшая. В качестве подъемных механизмов на кран-балках используют ручные, пневматические и часто электрические тали с простым кнопочным управлением грузоподъемностью до 5 т и с высотой подъема до 5 м.

На отдельных участках в цехах и отделениях, а также для обслуживания рабочих мест, где помещение не позволяет устанавливать кран-балки, подъемные тали монтируют на однорельсовом подвесном пути или на консольных поворотных кранах.

Ручные тележки и электрокары применяют на специализированных предприятиях для перевозки грузов массой до 0,5 т. Их оборудуют устройствами для подъема груза.

Ручные консольные передвижные краны используют в небольших мастерских. Их оборудуют гидравлическим ручным подъемником, позволяющим поднимать груз массой до 1 Т на высоту 1…1.5 М Рис. 51. Электрическая таль, или 0,4 т на 2,5 м.

Захваты или различные специальные приспособления применяют при подъеме агрегатов и узлов.

Оборудование и инструмент для разборки. Разборка агрегатов и узлов в основном сводится к расшплинтовке, развинчиванию и снятию деталей, закрепленных резьбовыми соединениями, а также к распрессовке деталей, соединенных неподвижными посадками. Разбирают агрегаты и узлы на специальных передвижных или неподвижных стендах и монтажных столах.

Универсальные передвижные стенды оборудованы сменными кронштейнами для крепления различных агрегатов, червячным самотормозящим редуктором с рукояткой, позволяющим поворачивать и закреплять разбираемый агрегат в любом удобном положении. Стенд вместе с агрегатом перетормозить до полной остановки без вреда для дальнейшей работы.

Рис. 1. Электрокар с поворотным краном и подъемной платформой.

Рис. 2. Передвижной универсальный стенд для разборки и сборки агрегатов:
1 — поворотные колеса; 2 — червячный редуктор; 3 — рукзятка; 4 — сменный кронштейн; 5 — тормозной механизм

Например, реверсивный пневматический гайковерт П-3130 имеет массу 2,5 кг, необходимое давление воздуха 0,6 МПа, максимальный момент затяжки, развиваемый ключом, 200 Н-м. Его применяют для завертывания и отвертывания болтов и гаек с резьбой от Мб до М18.

Прессы. Неподвижные разъемные соединения разбирают при помощи винтовых и гидравлических прессов или различных приспособлений с ручным и механическим приводами.

Для распрессовки крупногабаритных деталей, где требуются большие усилия, применяют стационарные гидравлические прессы или специальные гидравлические установки, смонтированные на линии разборки.

Разборку мелких деталей (подшипники, шкивы, шестерни, втулки и др.), а также выпрессовку их из корпусов и крупногабаритных деталей выполняют при помощи переносных гидравлических прессов, специальных и универсальных съемников.

Переносной 10-тонный гидравлический пресс, например, состоит из стойки арочного типа, силового цилиндра и ручного гидравлического насоса, соединенного с силовым цилиндром шлангом высокого давления. Для большей универсальности пресс оснащен набором различных приспособлений. Закрепив пресс на верстаке, используют его как стационарный.

Съемники. В небольших мастерских общего назначения широко применяются универсальные или специальные съемники. Универсальные съемники оборудован винтом с гайкой и двумя-тремя подвижными лапчатыми захватами. В зависимости от диаметра снимаемой детали захваты раздвигают. Специальные съемники изготавливают для снятия только одной детали, и конструкция их зависит от формы и размеров снимаемой детали. Например, кольца роликоподшипников или шарикоподшипники из глухих гнезд выпрессовывают специальными съемниками.

Приемы удаления концов сломанных болтов и шпилек из резьбовых отверстий различны.

При удалении электроискровой обработкой деталь помещают в ванну с керосином, установленную .на плите. Обломанный конец шпильки или болта разрушают действием медного электрода-инструмента на грубом режиме. Если диаметр сломавшейся шпильки большой, электрод-инструмент берут квадратного сечения, в шпильке прошивают квадратное отверстие на глубину 10… 15 мм и затем пробковым ключом вывертывают ее.

Бор представляет собой закаленный стержень с рифленой конической поверхностью, а экстрактор — такой же стержень, только с левой многозаходной спиралью и острыми кромками. Эти приспособления забивают в просверленные отверстия обломанных концов шпилек и извлекают их вывертыванием. Иногда обломанные концы вывертывают приваренными к ним гайками или пластинами.

Основные приемы и принципы разборки. Последовательность разборки должна точно соответствовать технологическим картам. Если технической документации нет, разборку начинают со снятия деталей, которые можно легко повредить при разборке (масляные и питательные трубки, шланги, тяги, рычаги и др.). Затем снимают отдельные агрегаты в сборе, которые разбирают на других рабочих местах. При снятии чугунных деталей, закрепленных большим количеством болтов, во избежание появления трещин сначала отпускают все болты или гайки на пол-оборота и только после этого их вывертывают. Заржавевшие болты и гайки перед отвертыванием замачивают в керосине.

Крепежные детали (болты, гайки, стопорные и пружинные шайбы) укладывают в сетчатые ящики. Сортировку этих деталей целесообразно проводить сразу же после разборки. Не разрешается применять зубило и молоток для отвертывания болтов, гаек, штуцеров и пробок. Фасонные гайки и штуцеры необходимо отвертывать только специальными ключами.

Запрессованные детали снимают под прессом или при помощи съемников и приспособлений. В отдельных случаях штифты, втулки и оси выпрессовывают специальными выколотками с медными наконечниками и молотками с медными бойками. Там, где возможно, выпрессовывать детали необходимо в том же направлении, в котором они запрессовывались. Это снижает повреждение поверхностей.

При выпрессовке подшипника из корпуса усилие прикладывают к наружному кольцу, а при спрессовке с вала — к внутреннему-Запрещается выпрессовывать подшипники ударным инструментом.

Рис. 3. Универсальный и специальные съемники:
а — снятие ступицы колеса трактора универсальным съемником; б — выпрессовка кольца роликоподшипника специальным съемником; в — выпрессовка шарикоподшипника из глухого гнезда специальным съемником; 1 — винт; 2 — лапчатый захват; 3 — упор; 4 — цанга.

Снятые детали укладывают на стеллажи и в приспособления для транспортирования их в моечные машины так, чтобы не повредить рабочие поверхности.

Детали, которые при изготовлении обрабатывают в сборе (крышки коренных подшипников с блоком, крышки шатунов с шатунами, крышки постелей вала заднего моста и др.), раскомплектовывать нельзя. Кроме того, запрещается обезличивать детали, имеющие совместную балансировку (маховик и коленчатый вал, карданные валы в сборе, детали сцепления и др.), а также приработанные пары деталей и годные для дальнейшей работы: конические шестерни главной передачи, распределительные шестерни, шестерни масляных насосов и др. Детали, не подлежащие обезличиванию, метят, связывают проволокой, вновь соединяют болтами, укладывают в отдельные корзины или сохраняют их комплектность другими способами.

Отдельные неподвижные соединения разбирают только после их дефектации. Например, втулки клапанов, втулки распределительных валов и другие детали могут быть расточены под увеличенный или очередной ремонтный размер на месте без их выпрессовки.

Рис. 4. Съемник для снятия крышек коренных подшипников двигателей:
1— упор; 2 — штанга; 3 — перемещающийся груз; 4 — крышка.

Читать далее:

Категория: - Ремонт тракторов и автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины