Строительные машины и оборудование, справочник




Категория:
   Автомобили и трактора



Развитие автомобильного транспорта

Развитие автомобильного транспорта в СССР и его значение для народного хозяйства и обороны страны. До революции в России не было автомобильной промышленности, если не считать небольшой Русско-Балтийский завод в Риге, и потребность в автомобилях удовлетворялась за счет ввоза из-за границы.

Днем рождения советской автомобильной промышленности считают 7 ноября 1924 г., когда в колоннах демонстрантов, шедших по Красной площади, двигались первые полуторатонные автомобили АМО-Ф-15, собранные в Москве на заводе АМО, впоследствии переименованном в Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева (ЗИЛ) в память его директора, многие годы проработавшего на этом заводе.



В первые пятилетки реконструированы Московский и Ярославский (ЯАЗ) автозаводы, вступил в строй Горьковский автогигант (ГАЗ). В 1937 г. было выпущено 199,8 тыс. автомобилей.

В годы Великой Отечественной войны автомобильные промышленность и транспорт сыграли огромную роль в разгроме фашизма.

В послевоенные годы автомобильная промышленность значительно выросла. Появились новые автомобильные заводы в Минске (МАЗ), Жодино (БелАЗ), Ульяновске (УАЗ), Миассе, Кутаиси (КАЗ), Кременчуге (КрАЗ), Павлове на Оке (ПАЗ) и других городах страны, выпускающие грузовые, легковые автомобили и автобусы современной конструкции. В г. Тольятти построен Волжский автомобильный завод (ВАЗ), выпускающий ежегодно 660 тыс. легковых автомобилей.

В девятой пятилетке в г. Набережные Челны создан комплекс заводов по производству 150 тыс. грузовых автомобилей в год (КамАЗ).

Ниже указаны основные модели автомобилей, выпускаемые заводами автомобильной промышленности в настоящее время.

Грузовые с кузовом типа «бортовая платформа»: УАЗ-451ДМ(1 т), УАЗ-452Д (0,8т), ГАЗ-52-04 (2,5т), ГАЗ-бЗА (4 т), ЗИЛ-130 (6 т), ГАЗ-66 (2 т), МАЗ-500А (8 т), КамАЭ-5320 (8 т), КрАЗ-257 (12 т), Урал-375 (4,5 т), Урал-377Н (7,5 т).

Грузовые автомобили-самосвалы: ЗИЛ-ММЗ-555 (4,5 т), MA3-503A (8т), КамАЗ-5511 (Ют), КрАЗ-256Б1 (12 т).

Седельные тягачи: ЗИЛ-130В1, КАЗ-608В «Колхида», МАЗ-504А, КамАЗ-5410, КрАЗ-258Б1.

Автобусы: РАФ-2203 вместимостью 11 чел., КАвЗ-685 (21 чел.), ПАЗ-672 (37 чел.), ЛАЗ-695Н (62 чел.), ЛАЗ-697Н «Турист» (33 чел.), ЛиАЗ-677 (80 чел.).

Легковые автомобили: УАЗ-469, УАЗ-469Б, ЗАЗ-968А «•запорожец», ЛуАЗ-969А и ЛуАЗ-969М, «Москвич-2138», «Москвич-2140», ИЖ-2125, ВАЗ-2101, ВАЗ-21011, ВАЗ-2102, BA3-2103 и ВАЗ-2106 «Жигули», ВАЗ-2121 «Нива», ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-14 «Чайка», ЗИЛ-114, ЗИЛ-117.

На долю автомобильного транспорта в народном хозяйстве СССР приходится свыше 2/з перевозимых грузов. Такое массовое использование автомобилей объясняется тем, что они могут доставлять пассажиров и грузы от места отправления до места назначения без пересадки и перегрузки. Это определило и широкое применение автомобилей в Советских Вооруженных Силах, где их используют не только как транспортные средства, но и как боевые машины, несущие вооружение.

Постановлением XXV съезда КПСС «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы» предусмотрено достичь к 1980 г. выпуска 2,1 … 2,2 млн. автомобилей, в том числе 800 … 825 тыс. грузовых. Увеличить производство автобусов для общественного транспорта, автомобилей большой грузоподъемности, прицепов и полуприцепов к ним. Развивать производство автосамосвалов и самосвальных поездов грузоподъемностью 75, 120 т и более для горнодобывающей промышленности. Значительно повысить технический уровень, качественные и эксплуатационные показатели автомобилей. Расширить применение дизелей в автомобилестроении, приступить к созданию новых конструкций мощных автотягачей и многоосных внедорожных автомобилей с газовыми турбинами. Продолжить работы по дальнейшему повышению надежности и увеличению ресурса автотранспортных .средств, снижению трудоемкости их обслуживания.

Расширить типаж и производство специальных видов автомобилей с учетом требований сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, здравоохранения, промышленности, строительства и других отраслей, а также автомобилей для различных климатических зон и природных условий. Увеличить выпуск легковых автомобилей повышенной проходимости для сельской местности.

Усилить работы по созданию транспортных и других средств, обеспечивающих уменьшение загрязнения воздушного бассейна отработавшими газами. Расширить производство газобаллонных автомобилей для обеспечения ими в первую очередь автохозяйств больших городов.

Осуществить комплекс мероприятий, направленных на усиление ответственности отрасли за обеспечение автомобильного парка запасными частями. Значительно улучшить организацию капитального ремонта автомобилей, а также техническое обслуживание легкового транспорта, принадлежащего гражданам.

Увеличить грузооборот автомобильного транспорта примерно на 42%.

Осуществлять дальнейшую концентрацию автотранспортных средств в крупных автомобильных хозяйствах. Расширить централизованные перевозки грузов транспортом общего пользования. Увеличить время работы грузовых автомобилей в течение суток.

Построить и реконструировать за пятилетие не менее 65 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, в том числе примерно 15 тыс. км дорог общегосударственного и республиканского значения.

В нашей стране распространен автомобильный спорт. Гонщики Советского Союза неоднократно успешно участвовали в международных соревнованиях.

Преимущества автомобилей как транспортного средства можно полностью использовать лишь тогда, когда на них работают квалифицированные и добросовестные водители.

Долг каждого водителя — в совершенстве знать и содержать доверенный автомобиль в постоянной готовности, уметь водить его в самых сложных дорожных и климатических условиях.

В боевых условиях водитель должен быть смелым и решительным, помнить о своей Присяге Родине и всеми силами способствовать успешному выполнению задач, поставленных командованием.

Подвижной состав автомобильного транспорта. Различают грузовой, пассажирский и специальный автомобильный транспорт. .

Общее устройство автомобиля. Автомобиль состоит из трех основных частей — двигателя, шасси и кузова. Общее устройство грузового автомобиля ГАЗ-бЗА показано на цветном рис. I, легкового ГАЗ-24 «Волга» — на цветном рис. II.

На большинстве автомобилей устанавливают поршневые двигатели внутреннего сгорания, преобразующие внутреннюю энергию топлива в механическую.

Шасси автомобиля включает трансмиссию (силовую передачу), ходовую часть и механизмы управления.

Трансмиссия передает крутящий момент or двигателя к ведущим колесам автомобиля и состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи, главной передачи, дифференциала и полуосей (приводных валов колес).

Сцепление служит для кратковременного отъединения коробки передач от двигателя, плавного их соединения при трогании автомобиля с места и переключении передач.

Коробка передач позволяет изменять величину крутящего момента, передаваемого от коленчатого вала двигателя к карданному валу, разобщать на длительное время двигатель от ведущих колес и обеспечивать движение автомобиля задним ходом.

Карданная передача передает крутящий момент от коробки передач к главной передаче под изменяющимися углами.

Главная передача служит для передачи крутящего момента под прямым углом от карданного вала через дифференциал к полуосям ведущих колес и его увеличения.

Дифференциал обеспечивает возможность вращения ведущих колес с разной частотой при движении автомобиля на поворотах и по неровной дороге.

Полуоси передают вращение к ведущим колесам.

Кодовая часть автомобиля состоит из рамы, передней и задней осей, соединяемых с рамой подвеской, в которую входят упругие элементы (листовые рессоры, цилиндрические пружины или пневматические баллоны) и амортизаторы колес и шин. У большинства легковых автомобилей роль рамы выполняет несущий кузов.

Механизмы управления включают рулевое управление, связанное с передними колесами рулевым приводом, и тормозную систему. Рулевым управлением изменяют направление движения автомобиля путем поворота передних колес. Тормозная система обеспечивает снижение скорости автомобиля, его полную остановку и удержание в неподвижном состоянии.

У грузового автомобиля кузов и кабина водителя разделены. К кузову относится платформа с бортами (или фургон, цистерна и т. п.), и предназначен он для размещения грузов. В кабине расположены места для водителя и одного-двух пассажиров. Легковые автомобили и автобусы имеют кузов, приспособленный для размещения пассажиров и рабочего места водителя.

Автомобильный транспорт в общей транспортной системе СССР имеет важное значение, так как на его долю приходится свыше 2/3 всех перевозимых грузов в народном хозяйстве. Автомобильным транспортом доставляют сырье на промышленные предприятия и вывозят готовые изделия, перевозят сельскохозяйственную продукцию. Большую роль играет автомобильный транспорт в обеспечении строительства жилых и производственных зданий, других сооружений, а также и в перевозке пассажиров. Таким образом, нет ни одной отрасли народного хозяйства, где бы автомобиль не находил широкого применения..

Автомобильньш транспорт широко применяется не только для нужд народного хозяйства, но и в Вооруженных Силах страны. Автомобили в армии используются для перевозки личного состава, боеприпасов, горючего, продовольствия, транспортировки различной боевой техники. Появление ракетно-ядерного оружия значительно повысило требование к подвижности и маневренности войск, поэтому значение автомобильного транспорта в этих условиях намного возросло.

Отечественная автомобильная промышленность начала свое развитие с 1924 года, когда на московском заводе АМО (ныне Московский автомобильный завод имени И. А. Лихачева — ЗИЛ) были изготовлены первые полуторатонные автомобили АМО-Ф-15 с двигателем мощностью 36 л. е., которые 7 ноября 1924 года прошли в колоннах демонстрантов по Красной площади в Москве. Первые легковые автомобили (марки НАМИ-01) с двухцилиндровым двигателем воздушного охлаждения мощностью 18,5 л. с. были выпущены в 1927 году.

Массовый выпуск малолитражных легковых автомобилей для населения практически начался в 1946 году с пуском Московского автомобильного завода имени Ленинского комсомола (АЗЛК), освоившего первую модель «Москвич-400», имевшую четырехцилиндровый двигатель мощностью 23 л. с. Последующие модернизации и совершенствование конструкции позволили этому заводу создать комфортабельный современный автомобиль «Москвич-412», а затем более усовершенствованный «Москвич-2140» и «Москвич-21406» для села. С 1968 года начато производство автомобилей «Москвич-412» на заводе в г. Ижевске.

В 1960 году на запорожском автозаводе «Коммунар» было организовано производство первых микролитражных автомобилей ЗАЗ-965 «Запорожец» с четырехцилиндровым двигателем воздушного охлаждения мощностью 23 л. е., расположенным сзади кузова.

Позднее был освоен выпуск более совершенной модели ЗАЗ-968 с двигателем 40 л. с„ а затем улучшенной- модели ЗАЗ-968А.

В конце 1979 г. этот завод начал производство значительно модернизированного автомобиля 3A3-968M-03 с 40-сильным двигателем МеМЗ-968,

Значительный и быстрый рост выпуска легковых автомобилей для населения наступил с вводом в строй в 1970 году нового за-вода-гиганта — Волжского автомобильного завода имени 50-летия СССР (ВАЗ), ставшего ведущим в стране в легковом автомобилестроении. Его первой моделью является автомобиль ВАЗ-2101. Наряду с этим с конвейера сходят новые модели: BA3-2103, 21011, 2106,2105, имеющие более мощные двигатели и улучшенную комфортабельность, а также ВАЗ-2102 с кузовом «Универсал» и ВАЗ-2121 «Нива» — повышенной проходимости. Выпуск автомобилей этим заводом составляет более 50% от общего производства легковых автомобилей в стране. Основная масса выпускаемых легковых автомобилей предназначается главным образом для личного пользования граждан. За руль легкового автомобиля сегодня садятся ученые, рабочие, служащие, колхозники, а также члены их семей. Это, в свою очередь, требует подготовки большого количества водителей, которые могли бы грамотно эксплуатировать эту технику, обеспечивая безопасность движения по дорогам. Настоящая книга является учебным пособием для граждан, обучающихся на курсах водителей легкового автомобиля.

Наша автомобильная промышленность выпускает также легковые автомобили, предназначенные для таксомоторных парков и служебного пользования. Это автомобили среднего литража ГАЗ-24 «Волга» (и ее модификации) и большого литража ГАЗ-14 «Чайка», выпускаемые Герьковским автозаводом, а также ЗИЛ-117 — Московским автозаводом имени И. А. Лихачева. В 1980 году планируется общий выпуск автомобилей 2,1—2,2 млн. штук, в том числе 800—825 тыс. грузовых.

Серийные легковые автомобили широко используются в автоспорте у нас в стране и за рубежом. Советские спортсмены на этих машинах в ряде крупных соревнований достигли высоких результатов, что свидетельствует не только о большом мастерстве наших спортсменов, но и о высоком качестве советских автомобилей, которые пользуются большим спросом во многих странах мира.

Реклама:


Читать далее:

Категория: - Автомобили и трактора
    Развитие автомобильного транспорта

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:



Остались вопросы по теме:
"Развитие автомобильного транспорта"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы