Строительные машины и оборудование, справочник






Развитие специализированного подвижного состава в СССР и за рубежом


Категория:
   Подвижной состав


Развитие специализированного подвижного состава в СССР и за рубежом

В историческом плане процесс развития СПС в нашей стране на начальном этапе был практически децентрализованным и стихийным. За исключением самосвалов, автомобильная промышленность почти не выпускала специализированных АТС, поэтому каждое ведомство, в том числе и сами АТП, проектировали и изготавливали СПС по собственной инициативе. Отсутствие единых требований, рекомендаций и типовых конструкций привело к тому, что в стране появилось чрезвычайно большое количество типоразмеров специализированных АТС часто одного и того же назначения, конструкция и технические показатели которых далеки от совершенства. Так, например, число типоразмеров специализированных АТС для перевозки железобетонных конструкций, созданных только транспортными организациями строительных министерств и ведомств, достигло 430 моделей. Такое положение в значительной мере снижало качество выпускаемых машин, повышало их стоимость и приводило к неоправданно большому в эксплуатации количеству типов и конструкций. Кроме того, созданный таким образом СПС. не может обеспечить на перспективу перевозки грузов с изменяющимися массо-габаритными параметрами, что приводит к необходимости постоянного создания новых конструкций СПС и тем самым к снижению эффективности применения большинства находящихся в эксплуатации транспортных средств.

В десятой пятилетке развитие и выпуск СПС происходили уже в соответствии с типажом специализированных автомобилей, автомобильных прицепов и полуприцепов, разработанным Минавтопро-мом на 1971 —1980 гг. В составе типажа было предусмотрено 8 видов специализированных АТС: самосвалы, фургоны, цистерны, контейнеровозы, металловозы, труболесовозы, автомобилевозы и тяжеловозы. Типаж включал 146 типоразмеров машин на основе 37 моделей, в том числе 63 типоразмера автомобилей, 29 прицепов и 54 полуприцепа.

Типаж Минавтопрома не мог, естественно, охватить все виды специализированных АТС. В него не были включены виды, не производимые автомобильной промышленностью, а вошли лишь основные наиболее распространенные разновидности. На практике существуют и успешно используются, по крайней мере, еще несколько десятков других видов специализированных АТС, правда, немногочисленных (с точки зрения массового производства) и достаточно специфичных. Однако роль этих немногочисленных видов чрезвычайно высока, так как они, как правило, выполняют перевозки таких специфических грузов, которые не могут быть перевезены подвижным составом общетранспортного назначения. К таким специфическим грузам, например, относятся строительные детали и конструкции: панели, фермы, блоки и т. п.



На основе глубокого анализа размерных и весовых параметров строительных конструкций научно-исследовательским институтом ЦНИИОМТП был разработан, а Госстроем СССР утвержден типаж специализированных АТС для строительства, который затем был реализован проектными организациями и промышленными предприятиями строительных министерств и ведомств. Была разработана и внедрена в перевозки с большим экономическим эффектом система машин для строительства, унифицированных по своим основным конструктивным элементам и техническим решениям. Это позволило упорядочить и удешевить их производство.

Типаж специализированных АТС для перевозок сборного железобетона Госстроя СССР на 1976—1980 гг. включал в себя всего 6 основных типов СПС: панелевозы, фермовозы, плитовозы, балковозы, сантехкабиновозы и блоковозы. При этом основным классификационным признаком типажа являлся вид железобетонной конструкции. Однако типаж не охватывал нужды всех регионов нашей страны.

Доля их выпуска в общем объеме выпуска подвижного состава и количество изготавливаемых автомобильной промышленностью транспортных средств не могли удовлетворить растущие потребности отраслей народного хозяйства в перевозках грузов. Поэтому в целях повышения уровня специализации автомобильного парка страны было принято решение об организации разработки конструкций и изготовлении СПС как Минавтопромом, так и силами отдельных министерств (ведомств). Однако сложность в реализации этого решения заключалась в межведомственной разобщенности и отсутствии координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Примером законченного решения в создании и внедрении системы специализированных АТС, кроме Госстроя СССР, но уже для перевозок грузов различных отраслей народного хозяйства в трех крупных регионах страны — Москве, Белоруссии и Узбекистане, явилась работа, проведенная силами научно-производственных объединений Главмосавтотранса, Минавтотранса БССР и Минавтотранса УзССР.

Своей целью разработчики поставили создание конструкций и организацию производства высокоэффективных специализированных АТС, внедрение которых призвано обеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей в перевозках грузов народного хозяйства Москвы, Белоруссии и Узбекистана.

Работа проводилась в три этапа: – исследование и разработка оптимальной структуры парка подвижного состава с учетом его специализации (разработка типажа СПС);- – проектирование, изготовление, испытание и доводка опытных образцов СПС, не выпускаемых автомобильной промышленностью и другими ведомствами; – изготовление и внедрение в перевозки грузов промышленных серий новых видов СПС.

На первом этапе в результате комплексного исследования по оптимизации структуры парка подвижного состава и размещению АТП Главмосавтотранса был разработан перспективный типаж СПС на одиннадцатую пятилетку и сформулированы технико-эксплуата-ционные требования к конструкциям новых специализированных АТС с определением потребностей в этих средствах отраслей народного хозяйства.

Учитывая то что СПС — это совокупность специализированных АТС (автомобилей, автопоездов, прицепов и полуприцепов), конструктивно приспособленных к размещению и перевозке определенного вида груза или обладающих наличием погрузочных (разгрузочных) устройств, обеспечивающих приспособленность к технологическому процессу погрузки (разгрузки), все применяемые в перевозках виды специализированных АТС были классифицированы с учетом устройства их несущей части и грузового помещения, т. е. основным классификационным признаком при разработке типажа СПС был принят тип кузова.

При определении типоразмеров АТС, вошедших в типаж, учитывались: – перспективы развития производства народнохозяйственных грузов, объемы и партионность их перевозок; – технология проведения погрузочно-разгрузочных работ; изменение свойств грузов в процессе перевозки; общие и специальные требования по сохранности перевозимых грузов; – соответствие грузоподъемности и емкости кузовов транспортных средств емкостям ковшей экскаваторов и погрузчиков, грузоподъемности и производительности погрузочно-разгрузочных средств; – технические данные грузовых автомобилей и прицепного состава, выпускаемых и планируемых к производству Минавтопромом; – номенклатура, типоразмеры и технические данные специали-рованных АТС, выпускаемых Минавтопромом и другими министерствами и ведомствами; – типаж специализированных автомобилей, автомобильных прицепов и полуприцепов на 1971 —1980 гг. многоотраслевого назначения, разработанный научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) Минавтопрома СССР; – типаж специализированных АТС Госстроя СССР на 1976— 1980 гг.

Типаж СПС Главмосавтотранса на 1981 —1985 гг. включал в себя 103 типоразмера пяти типов специализированных АТС.

Сопоставление параметров типоразмеров перспективного типажа с параметрами АТС, выпускавшихся автомобильной промышленностью, другими ведомствами и промышленными предприятиями Главмосавтотранса, позволило установить, что 70 % типоразмеров удовлетворяются изделиями текущего производства, в том числе 43 типоразмера — изделиями Минавтопрома и других ведомств, 29 типоразмеров — изделиями Главмосавтотранса. На одиннадцатую пятилетку для реализации всего типажа оставалось предусмотреть разработку и изготовление 31 нового изделия СПС.

Практика по созданию СПС, при которой разработка и внедрение научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ происходят автономно в разных институтах разных регионов, приводит к распылению научных кадров, удлинению сроков внедрения и снижению эффективности разработок.

Анализ рекомендации НПО Главмосавтотранса по совершенствованию структуры парка подвижного состава и перспективным типоразмерным рядам СПС показал, что они могут быть использованы для ускорения научно-технического прогресса на автомобильном транспорте других транспортных регионов.

В целях максимального использования научного потенциала, сокращения сроков разработок и внедрения достижений науки и техники в производство, в частности новейших образцов машин и оборудования, в 1981 г. в работу по проектированию нового СПС и реализации типажа СПС, разработанного в Главмосавто-трансе применительно к своим условиям эксплуатации, включались НПО Автотранстехника Минавтотранса БССР и НПО УзАвто-транстехника Минавтотранса УзССР. Координация действий между НПО трех ведомств по реализации типажа специализированных АТС была осуществлена на основе заключенных договоров о научно-техническом сотрудничестве.

Руководствуясь утвержденными основными направлениями на-учно-технического сотрудничества, для разработки конструкторской документации, изготовления, испытания и выпуска промышленных серий образцов СПС (по согласованному в рабочем порядке перечню) были привлечены следующие организации и промышленные предприятия: – в Главмосавтотрансе — НИИГлавмосавтотранса и эксперимен-тально-механический завод, входящие в состав НПО Главмосавтотранса, и авторемонтные заводы, входящие в Управление авторемзаводов; – в Минавтотрансе БССР — Белорусский научно-исследовательский и технологический институты автомобильного транспорта, центрально-конструкторское бюро и Бобруйский опытно-механический завод, входящие в состав НПО Автотранстехника; – в Минавтотрансе УзССР — центр научного управления производством (ЦНУП), проектно-конструкторское и технологическое бюро (ЦКТБ) и Самаркандский опытно-экспериментальный механический завод, входящие в состав НПО УзАвтотранстехника.

Разработанная на основе типажа СПС система специализированных АТС делится на три группы, в которых подвижной состав объединен по виду перевозимых грузов: строительные, промышленные, торговые и коммунально-бытового обслуживания.

Согласно принятой в типаже классификации СПС, по типу кузова в первую группу (строительные грузы) вошли 20 моделей: – транспортные средства с кузовом самосвальная платформа, 10; – транспортные средства с кузовом бортовая и безбортовая платформы, 5; – транспортные средства с кузовом цистерна, 2; – транспортные средства с кузовом скелетная конструкция, 3; – во вторую группу (промышленные грузы) вошли 16 моделей: – транспортные средства с кузовом бортовая и безбортовая платформы, 8; – транспортные средства с кузовом самосвальная платформа, 5;
транспортные средства с кузовом цистерна, 1; – транспортные средства с кузовом скелетная конструкция, 2; – в третью группу (торговые грузы) вошли 17 моделей: – транспортные средства с кузовом «фургон», 15; – транспортные средства с кузовом «бортовая платформа», 2.

Система была основана на комплексном подходе к созданию новых технических средств, прогрессивных по потребительским качествам и техническому уровню, с использованием научного, проектно-конструкгорского и промышленного потенциалов Главмос-автотранса, Минавтотранса БССР и Минавтотранса УзССР. Преимуществом системы является наличие полного комплекта конструкторской документации с зарегистрированными техническими условиями на изготовление всех изделий СПС, входящих в систему.

Межведомственная координация научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, взаимная осведомленность об изготовлении, испытаниях, модернизации конструкций СПС и внедрении объектов техники в производство позволили каждому члену научно-технического сотрудничества своевременно воспользоваться результатами любого из интересующих его научно-технических достижений независимо от того, в каком регионе они получены. Постановка на производство любого специализированного АТС в каждом регионе была возможна при первом возникновении такой необходимости.

Разработанные образцы автомобильного подвижного состава системы специализированных АТС в виде промышленных серий за 1979—1985 гг. внедрены в Москве в 48 АТП Главмосавтотранса, в Белорусской ССР в 138 АТП Минавтотранса БССР и в Узбекской ССР в 153 АТП Минавтотранса УзССР.

Анализ структуры производства зарубежных коммерческих грузовых автомобилей (по типу кузова) за прошлые годы показал, что первое место по удельному весу в выпуске автомобилей в США занимали пикапы, второе — фургоны. Большой процент в общем выпуске грузовых автомобилей в США ежегодно занимают грузовые шасси без кузова. Крупные автомобилестроительные концерны («Дженерал Моторс», «Форд», «Крайслер», «Интерней-шенел»), по всей вероятности, считают экономически нецелесообразным осваивать на своих скоростных конвейерах выпуск разнообразных типов специализированных кузовов, которые, как правило, изготавливаются мелкими сериями и весьма широкой номенклатуры. Производство разнообразных типов специализированных кузовов организовано на небольших кузовостроительных заводах. Такая организация изготовления кузовов позволяет гибко реагировать на постоянно изменяющиеся нужды эксплуатации и поставлять потребителям только те кузова, которые они заказывают. В выпуске специализированного прицепного состава в США распространены полуприцепы.

В Европе выпуск специализированных полуприцепов преобладает во Фпанции и Англии, поицепов — в Италии и ФРГ.

В настоящее время имеются десятки основных зарубежных при-цепостроительных фирм, изготавливающих разнообразный (по типу кузова) СПС:
производство фургонов — «Fruehauf» (США), «Kassbohzez», (ФРГ), «Frailor» (Франция), «Bartoletti» (Италия), «Laurence David» (Англия), «Daiwa Shati» (Япония);
производство самосвалов — «Blumhardt» (ФРГ), «Сгапе Fruehauf» (Англия), «Piacenza» (Италия), «Benalu» (Франция), «Kayaba Industry (Япония);
производство цистерн — «Traile Mobile» (США), «МеШег» (ФРГ), «Piacenza» (Италия), BSL (Франция), «Frigi Car Mfg» (Япония) и др.

Грузовое автомобилестроение зарубежных стран ориентировано на выпуск разнообразных типов специализированных автомобилей. Автомобили комплектуются в основном путем поставок шасси на кузовостроительные заводы, где по требованиям заказчиков им устанавливают необходимые кузова.

Прицепостроительные заводы (фирмы) представляют собой в большинстве своем сравнительно небольшие промышленные предприятия, хотя имеются и крупные прицепостроительные фирмы, такие как «Traile Mobile» (США), «Fruehauf France» (Франция) и др.

Читать далее:

Категория: - Подвижной состав

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины