Строительные машины и оборудование, справочник





Регистрация и техническое освидетельствование кранов

Категория:
   Правила эксплуатации кранов


Регистрация и техническое освидетельствование кранов

Регистрация и разрешение на пуск в работу. Согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, башенные краны всех типов до пуска в работу регистрируют в органах Государственного горного и технического надзора и принимают на учет местной инспекцией для наблюдения и надзора. Владельцем башенного крана считается предприятие (организация), на балансе которого находится кран.

Краны регистрируют на основании письменного заявления руководства предприятия-владельца и паспорта крана. В заявлении указывают лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию крана, наличие персонала для обслуживания крана, а также подтверждают, что техническое состояние крана отвечает требованиям его безопасной эксплуатации. Если нет паспорта завода-изготовителя, регистрацию проводят на основании паспорта, составленного владельцем крана. В этом случае в паспорте должно быть заключение специализированной организации о соответствии рабочей и установленной расчетом грузоподъемности машины.

Башенный кран подлежит перерегистрации в случае передачи его другому владельцу, а также при проведении реконструкции, в результате которой изменились параметры крана или уменьшилась его устойчивость. При регистрации крана, подвергнутого реконструкции, должен быть представлен новый паспорт, составленный организацией, проводившей реконструкцию, или старый паспорт с внесением необходимых изменений.



Грузоподъемные машины снимаются с учета также по письменному заявлению владельца при списании машины, пришедшей в негодное состояние, и при передаче ее другому владельцу.

Разрешение на пуск в работу крана должно быть получено от органов Госгортехнадзора в следующих случаях: перед пуском в работу вновь зарегистрированного крана; после монтажа крана на новом месте (после перебазирования); после реконструкции крана или ремонта его металлоконструкций с заменой расчетных элементов или узлов с применением сварки. Разрешение на пуск в работу выдается участковым инспектором Госгортехнадзора на основании технического освидетельствования крана, проведенного владельцем.

Техническое освидетельствование. Техническое освидетельствование крана проводят для того, чтобы установить, что его установка соответствует Правилам Госгортехнадзора и представленной при регистрации документации, что кран исправен и обслуживание его соответствует Правилам. Техническое освидетельствование бывает полное и частичное. При полном освидетельствовании выполняют осмотр, статические и динамические испытания крана. При частичном — статические и динамические испытания не проводят.

Полное первичное техническое освидетельствование крана, который собирается на заводе и перевозится на место эксплуатации в собранном виде, проводит отдел технического контроля завода-изготовителя перед отправкой крана владельцу. Так же освидетельствуют краны, прошедшие ремонт на специализированных ремонтных предприятиях. Кран, получаемый узлами, после сборки на объекте подвергается освидетельствованию владельцем. Дату и результаты испытаний при освидетельствовании заносят в паспорт крана. Полное техническое освидетельствование кранов повторяют не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых кранов.

Внеочередное полное техническое освидетельствование проводят после монтажа, вызванного перебазированием крана на новое место, а также после реконструкции крана, капитального ремонта механизма подъема, смены крюка крюковой подвески, ремонта металлоконструкций с заменой расчетных элементов или узлов.

Частичное освидетельствование проводят не реже одного раза в 12 месяцев, если кран эксплуатируется на одном месте. После замены изношенных грузовых, стреловых или других канатов, а также после перепасовки канатов Правила предписывают производить частичное освидетельствование с целью проверки правильности запасовки и надежности крепления концов каната, а также обтяжку канатов рабочим (номинальным) грузом.

Целью осмотра при освидетельствовании крана является проверка состояния крана и его механизмов. При осмотре проверяют в работе электрооборудование и механизмы крана, приборы безопасности, тормоза и аппараты управления, освещение, сигнализацию, металлоконструкцию крана, крюк и детали его подвески, канаты и их крепление, блоки, оси и детали их крепления, а также элементы подвески стрелы; контролируют, правильно ли установлен кран, в каком состоянии крановые пути, заземлены ли они, соответствуют ли масса балласта и противовеса величинам, указанным в паспорте крана.

Целью статического испытания является проверка башенного крана на прочность и грузовую устойчивость. Статическое испытание проводят под нагрузкой, превышающей грузоподъемность крана на 25%. Для этого поднятый на высоту 200 мм груз выдерживают в течение 10 мин. После опускания груза осматривают механизм подъема и проверяют металлоконструкции крана на отсутствие остаточных деформаций. Если кран имеет несколько грузовых характеристик, испытание производят при вылетах, соответствующих наиболее напряженному состоянию механизмов, металлоконструкций, канатов и наименьшей устойчивости крана,

Целью динамических испытаний является проверка действий механизмов крана и их тормозов. Динамические испытания проводят грузом, превышающим на 10% грузоподъемность крана. Допускается проводить динамические испытания рабочим (номинальным) грузом. При динамическом испытании производят повторный подъем и опускание груза, а также проверку действия всех остальных механизмов крана при перемещении этого груза.

Результаты технического освидетельствования записывают в паспорт крана с указанием срока следующего освидетельствования. При освидетельствовании вновь смонтированного крана в паспорт записывают, что кран смонтирован в соответствии с Правилами Госгортех надзор а, эксплуатационной документацией и выдержал испытания.

Съемные грузозахватные приспособления испытывают при техническом освидетельствовании нагрузкой, превышающей на 25% их номинальную грузоподъемность.


Регистрация кранов

До пуска в работу края должен быть зарегистрирован в управлениях округов Госгортехнадзора СССР (органах Гостех горнадзора РСФСР, республиканских и ведомственных инспекциях Котлонадзора).

Целью регистрации является принятие крана на учет местной инспекцией Гостехгорнадзора для осуществления наблюдения к надзора за его эксплуатацией.

Регистрация кранов в управлении округа Госгортехнадзора производится на основании письменного заявления руководства предприятия-владельца. Предприятием-владельцем грузоподъемной машины считается предприятие (организация), на балансе которого находится грузоподъемная машина.
При регистрации башенного крана к паспорту должен быть приложен чертеж установки с габаритными размерами крана, здания и выступающих его частей, а также справка о том, что тодкрановый путь рассчитан на нагрузки от данного крана.

Регистрация крана, не имеющего паспорта завода-изготовителя, может быть произведена на основании паспорта, составленного владельцем крана. При изменении грузоподъемности или основных габаритных размеров башенного крана, а также при передаче его другому владельцу «ран подлежит перерегистрации.

Ответ на заявление о регистрации грузоподъемной машины должен быть дан владельцу не позднее чем в десятидневный срок со дня получения документов управлением округа Госгортехнадзора. При регистрации крана в органах Госгортехнадзора сведения о нем заносят в регистрационный журнал (шнуровую книгу), а паспорт, прошнурованный с приложенными к нему документами и скрепленный печатью, возвращается владельцу. При отказе в регистрации крана органы Госгортехнадзора обязаны письменно указать владельцу причину отказа со ссылкой на соответствующие статьи «Правил».

Разрешение на пуск крана после его установки, регистрации или перерегистрации выдается инспектором-контролером Госгортехнадзора СССР (инженером-инспектором Гостехгорнадзора РСФСР, республиканской или ведомственной инспекцией Котлонадзора). Разрешение выдается на основании результатов технического освидетельствования крана, произведенного владельцем, и контрольной проверки его состояния, а также после проверки организации надзора и обслуживания. Контрольная проверка технического состояния крана проводится инспектором органов надзора в присутствии представителя‘технической администрации предприятия-владельца крана, осуществляющего надзор за грузоподъемными машинами, и лица, ответственного-за исправное их состояние и безопасное действие.

Разрешение на пуск кранов, перерегистрированных в органах надзора, а также вспомогательных грузозахватных приспособлений и тары, выдается лицом, осуществляющим надзор за грузоподъемными машинами на предприятии, на основании документации завода-изготовителя и результатов технического-освидетельствования. Разрешение на работу кранов записывается в их паспорт, а вспомогательных грузозахватных приспособлений и тары — в журнал (шнуровую книгу) их осмотра.

Техническое освидетельствование кранов

Все башенные краны, а также вспомогательные грузозахватные приспособления до пуска в работу должны быть подвергнуты техническому освидетельствованию. Работающие башенные краны подвергают периодическому техническому освидетельствованию не реже чем через каждые 12 месяцев.

Внеочередное техническое освидетельствование наряду с периодическим техническим освидетельствованием производится:
1) после монтажа крана на новом месте работы;
2) после реконструкции крана, вызвавшей изменение грузоподъемности;
3) после капитального ремонта или реконструкции портала, башни или стрелы;
4) после смены механизма подъема, крюка, а также грузовых и стреловых канатов;
5) после капитального ремонта или переустройства механизмов подъема, передвижения и вращения их или двигателей.

Техническое освидетельствование башенных кранов производится их владельцем, за исключением случаев, когда органы Госгортехнадзора СССР, Гостехгорнадзора РСФСР, республиканских или ведомственных инспекций Котлонадзора, в которых зарегистрированы краны, считают необходимым проведение периодических технических освидетельствований сохранить за собой, о чем уведомляют владельца грузоподъемных машин.

Техническое освидетельствование вновь устанавливаемого крана имеет целью определить, что кран .построен и оборудован согласно «Правилам» в соответствии с представленными при регистрации документами, а вспомогательные приспособления соответствуют своему назначению; что кран находится в исправном состоянии; управление, наблюдение и уход за ним осуществляются лицами, прошедшими специальное обучение и выдержавшими испытания. Кроме того, при периодическом техническом освидетельствовании определяется степень износа отдельных частей механизмов, грузовых канатов, цепей и пр.

Техническое освидетельствование крана состоит из осмотра, статического и динамического испытаний.

В процессе технического освидетельствования крана должны быть осмотрены и проверены в работе его механизмы, электрооборудование, приборы безопасности и аппараты управления, освещение и сигнализация.

Кроме того, должно быть проверено состояние металлоконструкций крана, сварных (заклепочных) соединений, а также лестниц, площадок и ограждений; качество крюка, состояние канатов, блоков, осей; состояние заземления, состояние подкранового пути, а также устройство кабины, габариты крана.
Статическое и динамическое испытания крана имеют целью проверку его прочности и грузовой устойчивости.

Первичное статическое испытание крана осуществляют нагрузкой, превышающей паспортную грузоподъемность на 25%; при последующих испытаниях эту нагрузку снижают до 10%. Динамическое испытание крана производят нагрузкой, превышающей паспортную грузоподъемность крана на 10%. Динамические и статические испытания башенных кранов проводят на наибольшем и наименьшем вылете в соответствии с паспортной грузоподъемностью.

Прежде чем приступить к статическим, а затем динамическим испытаниям, следует проверить работу всех механизмов вхолостую, т. е. без подвешивания груза на крюк; эта проверка производится путем поочередного включения механизмов. Одновременно проверяют работу всех, за исключением грузового, ограничителей рабочих движений крана — высоты подъема крюка, передвижения крана по рельсам, подъема и опускания стрелы, передвижения каретки по стреле.

Ограничители считаются в исправном состоянии, если происходит автоматическое выключение:
1) механизма подъема груза при подходе крюка к головке стрелы или к грузовой каретке;
2) механизма подъема и опускания стрелы при ее подходе к крайним нижнему и верхнему положениям, соответствующим наибольшему и наименьшему ее вылету;
3) механизма передвижения грузовой каретки при ее подходе к крайним положениям, соответствующим минимальному и максимальному вылетам стрелы;
4) механизма передвижения крана при наезде его на выключающие линейки, установленные на подкрановых путях.

Проверка работы ограничителя грузоподъемности производится при динамических испытаниях.

После проверки работы механизмов крана вхолостую кран проверяют статической номинальной нагрузкой (в соответствии с паспортной грузоподъемностью). Испытания крана под статической номинальной нагрузкой заключаются в подъеме предельного рабочего груза при соответствующем ему вылете стрелы на высоту 100 мм и выдерживании его на этой высоте в течение 10 мин. Испытания следует производить при наиболее опасном для устойчивости крана положении стрелы.

Во время таких испытании проводят предварительную проверку устойчивости крана и прочности его конструкции. В случае отрыва ходовых колес от рельс надо немедленно прекратить испытания и выявить причины неустойчивости крана. Для предотвращения опрокидывания крана при его статических испытаниях рекомендуется установить захватные клещи таким образом, чтобы их губки давали возможность крану свободно перемещаться, но при отрыве колеса упирались в головку рельса.

При удовлетворительных результатах предварительных статических испытаний крана (кран устойчив, механизмы крана работоспособны, ограничители работы механизмов срабатывают в соответствии с их назначением, деформаций в металлоконструкции крана, а также трещин в местах их сварки не обнаружено) приступают к статическим испытаниям в соответствии с «Правилами».

Эти испытания отличаются от предварительных лишь величиной груза, подвешиваемого к крюку крана. При предварительных испытаниях, как указывалось выше, вес груза, подвешиваемого к крюку крана, превышает номинальную его грузоподъемность на 25%, при последующих — на 10%. В случае статических испытаний ограничитель грузоподъемности крана должен быть отключен, так как он рассчитывается на 10% перегрузку и при достижении ее разрывает электрическую цепь.

При удовлетворительных результатах статических испытаний приступают к динамическим испытаниям, которые проводятся с грузами, превышающими на 10% номинальную грузоподъемность крана на соответствующих вылетах.

При этом проверяется раздельная и параллельная работа механизмов.

К движениям, выполняемым раздельно, относятся:
1) подъем груза при помощи механизма подъема с остановками и выдерживанием груза на любой высоте;
2) опускание груза при работе двигателя «на спуск» и на тормозе при отключенном двигателе, чем проверяется торможение свободно опускаемого груза (без сильного разгона при оттор-маживании);
3) подъем и опускание стрелы с грузом, с остановками и изменением направления в любом положении ее (для кранов с механическим приводом изменения вылета стрелы);
4) передвижение грузовой тележки по стреле, с остановками, торможением и переменой направления (для кранов, оборудованных тележкамя);
5) вращение поворотной части крана не более чем на два оборота в каждую сторону;
6) передвижение крана с остановками и изменением направления движения.

Во время движения крана при наиболее опасном для устойчивости положении стрелы груз необходимо поднимать на высоту не выше 100 мм.

Совмещенные движения крана должны выполняться в следующих вариантах:
1) подъем или опускание груза и передвижение крана;
2) передвижение крана и поворот стрелы;
3) поворот стрелы и подъем или опускание груза;
4) поворот стрелы и изменение ее вылета.

Работу ограничителя грузоподъемности проверяют с грузами номинального веса и превышающими на 10% номинальную грузоподъемность крана. Правильно действующий ограничитель грузоподъемности должен выключать механизм подъема груза при весе груза, превышающем на 10% номинальный. При номинальном грузе ограничитель не должен выключать механизм.

На кранах, имеющих механическое изменение вылета стрелы, ограничитель грузоподъемности проверяют в следующей последовательности: сначала отрывают от земли груз номинального веса на максимальном вылете, затем производят двух трехкратное изменение вылета стрелы от наибольшего до наименьшего и наоборот. Если ограничитель исправен и отрегулирован правильно, то он не должен при этих изменениях вылета отключать механизм подъема груза или механизм передвижения лебедки.

Затем отрывают от земли груз номинального веса на наименьшем вылете и увеличивают вылет стрелы до тех пор, пока не отключится (механизм изменения вылета стрелы. Бели ограничитель исправен и правильно отрегулирован, то включение механизма изменения вылета стрелы должно произойти сразу же после того, как будет превышен вылет стрелы, установленный для данного наибольшего грузового момента.

Проверка ограничителя грузоподъемности производится пристационарном положении крана. При этом клещи захватов подводят под головку рельс. В случае отрыва колес от рельс, что свидетельствует о неисправности ограничителя грузоподъемности, испытания следует приостановить и отрегулировать ограничитель.

Во время динамических испытаний крана производится тщательный осмотр металлоконструкций, блочных устройств, крюка, механизмов крана (тормозов, муфт и других узлов и деталей). Все обнаруженные при испытаниях крана дефекты должны быть устранены до начала эксплуатации крана.

При удовлетворительных результатах технического освидетельствования лицо, его производившее, записывает в паспорт разрешение на работу крана и дату следующего освидетельствования, за исключением случаев, когда выдача разрешения возложена на инспектора, а также, когда техническое освидетельствование производится на заводе-изготовителе.

Все вспомогательные грузозахватные приспособления.

Техническое освидетельствование производится на предприятии, которое их изготовило или отремонтировало.

В процессе эксплуатации независимо от сроков технического освидетельствования кранов канаты, а также все вспомогательные грузозахватные приспособления и тара должны периодически освидетельствоваться в сроки, установленные владельцем:
а) канаты, траверсы и коромысла не реже чем через каждые 10 месяцев;
б) клещи и другие захваты через один месяц;
в) чалочные канаты, цепи, а также тара через каждые 10 дней.

Освидетельствование канатов заключается в проверке документальных данных о канате, его осмотре и проведении испытаний. При рассмотрении документальных данных о канате проверяется наличие акта-сертификата завода-изготовителя каната. В случае получения каната без акта-сертификата завода-изготовителя образцы каната должны быть испытаны в лаборатории. После испытания должно быть определено соответствие конструкции каната условиям работ. Без наличия акта-сертификата или данных лабораторных испытаний канаты не допускаются к эксплуатации.

При наружном осмотре канатов их состояние определяется по количеству обрывов проволочек на одном шаге свивки. Число обрывов проволочек, при котором канат подлежит замене, приведено в табл. 21.

Таблица 21

Отметку об осмотре канатов вспомогательных грузозахватных приспособлений и тары заносят в журнал осмотра (шнуровую книгу) вспомогательных грузозахватных приспособлений.

Все грузоподъемные машины, эксплуатируемые на предприяти­ях, подлежат регистрации в органах Госгортехнадзора СССР. Ре­гистрацию кранов производят на основании письменного заявления руководства предприятия и паспорта крана, а также актов прове­дения статических и динамических испытаний.

К этим документам прилагают выписку из приказов по пред­приятию о назначении лиц, осуществляющих надзор за содержа­нием крана в исправном состоянии, безопасной эксплуатацией и безопасным производством работ по перемещению грузов кранами, а также машиниста (крановщика) и стропальщика, которые будут работать на данном кране.

При регистрации кранов к паспорту прилагают акт, подтверж­дающий качество выполнения монтажных работ в соответствии с инструкцией завода-изготовителя по монтажу крана, подписанный ответственным представителем организации, монтировавшей кран. Кроме того, к паспорту прилагают чертеж установки крана с ука­занием расположения главных троллеев и посадочной площадки, безопасных расстояний и проходов, справку о том, что крановый путь рассчитан на работу данной грузоподъемной машины. Все грузоподъемные машины подвергают полному первичному техниче­скому освидетельствованию, чтобы установить, что монтаж кон­струкций крана и его установка выполнены правильно, техническое состояние крана и его обслуживание соответствуют требованиям Правил и обеспечивают безопасную работу.

Периодичность технического освидетельствования следующая: частичное — через 12 месяцев эксплуатации и полное — не реже одного раза в 3 года. Полное техническое освидетельствование кра­нов должно производиться после капитального ремонта крана, за­мены механизма подъема груза и ремонта металлоконструкций с заменой расчетных элементов или узлов.При полном техническом освидетельствовании производят осмотр крана, статическое и динамическое испытания. При частич­ном освидетельствовании испытание крана грузом не производит­ся. При осмотре крана проверяют в рабочем состоянии все меха­низмы и оборудование, приборы безопасности, тормоза и аппара­туру управления. Особенно тщательно осматривают металлокон­струкции крана и состояние сварных соединений на отсутствие тре­щин и деформаций, крепление кабины, лестниц, площадок и ограж­дений. Проверяют состояние крюка и деталей его подвески; креп­ления канатов, состояние блоков, осей и деталей их крепления, надежность заземления и состояние крановых путей.

После устранения выявленных неисправностей кран подвергают испытанию грузом. Статическое испытание крана производят на­грузкой, на 25% превышающей номинальную грузоподъемность, при этом проверяют прочность всех элементов. Статическое испы­тание мостового и козлового кранов осуществляют при положении тележки на середине пролета, а консольного — на кране (на мак­симальном вылете). Контрольный груз поднимают на высоту 200—- 300 мм с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 мин. После опускания груза проверяют отсутствие остаточной деформации моста крана. У козлового крана с консолями отсутст­вие остаточной деформации моста проверяют как при установке те­лежки между опорами крана, так и при установке ее на консоли. При обнаружении остаточной деформации работать на кране не разрешают до выяснения причин деформации.

Динамическое испытание крана производят нагрузкой, на 10% превышающей грузоподъемность. Это испытание можно выполнять рабочим грузом поднятием и опусканием его на небольшую высо­ту. Одновременно проверяют действие всех механизмов и работу ограничителя высоты подъема. У кранов, имеющих два и более ме­ханизма подъема груза, испытанию подлежит каждый из них.

Результаты испытаний заносят в паспорт за подписью лица, проводившего освидетельствование. Сюда же записывают право на дальнейшую эксплуатацию крана (при удовлетворительных резуль­татах испытаний) и срок следующего освидетельствования.

Читать далее:

Категория: - Правила эксплуатации кранов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины