Строительные машины и оборудование, справочник





Регулировка положения ковша экскаватора

Категория:
   Одноковшовые экскаваторы


Регулировка положения ковша экскаватора

При монтаже рабочего оборудования прямой лопаты необходимо следить за правильной установкой угла наклона передней стенки ковша к оси рукояти, который в значительной степени влияет на производительность экскаватора.

Этот наклон должен обеспечивать наилучший угол резания грунта, т. е. угол между касательной к траектории ковша и плоскостью, образуемой передними гранями зубьев. Задний угол В должен быть в пределах 5—10°. При меньшем угле значительно увеличится трение между задними плоскостями зубьев и грунтом, а при большем —увеличится угол резания.

При работе в твердых грунтах, когда ковш врезается с трудом, нужно увеличить наклон ковша, при работе в мягких грунтах — уменьшить его. При малой высоте забоя также необходимо увеличивать угол наклона ковша, чтобы обеспечить его большее врезание и заполнение на небольшом участке черпания. Регулировка наклона ковша производится перестановкой пальцев в отверстиях тяг или рукояти.



Нужно иметь в виду, что часто ремонтировать зубья ковшей или наконечники нецелесообразно, так как за первые 10—20 час. работы зуб, изнашиваясь, сам приобретает наилучшую форму.

Механизм открывания днища ковша также регулируется. Регулировка производится с таким расчетом, чтобы трос при включении фрикционной муфты полностью выдвигал засов из проушины (затвора). Засов должен входить и выходить из проушины без заедания на глубину от 10 до 15 мм, а на экскаваторах марок Э-1003 Э-1004, Э-1251 и Э-1252 — на 20 мм.

Рис. 1. Схема установки унифицированного рабочего оборудования: а — прямой лопаты; 6 — обратной лопаты; в — крана: 1 — канат передней стойки или подъема стрелы при оборудовании крана; 2 — передняя стойка; 3 — стрела; 4— тяговый канат; 5 — блоки; 6 — подъемный канат; 7 — ось рукояти; 8 — рукоять; 9— ковш; 10 — обойма с крюком; 11 — палец для крепления рукояти

Рис. 2. Схема крепления ковша к рукояти

Контроль за правильной работой механизма открывания днища ковша осуществляется пробным копанием и опусканием порожнего ковша. Величина захода засова в проушину проверяется линейкой. Регулировка положения ковша драглайна производится с помощью канатов и цепей подвески.

Копание ковшом драглайна начинается с быстрого заглубления ковша в грунт и постепенного уменьшения глубины черпания. В начале копания угол резания должен быть равен 40—50° в зависимости от твердости грунта. Регулировка угла наклона ковша драглайна производится удлинением или укорачиванием подъемного каната. При удлинении каната угол уменьшается, при укорачивании — увеличивается. Очевидно, что при разработке тяжелых грунтов и большой глубине забоя угол наклона нужно уменьшать, а при легких грунтах и малой высоте забоя —увеличивать.

Положение ковша драглайна, кроме того, регулируется изменением длины разгрузочного каната и высоты крепления тяговых цепей на ковше.

Разгрузочный канат не должен провисать слишком сильно, иначе ковш наклонится вперед и грунт высыпется, поэтому чем круче откос забоя и чем легче грунт, тем короче должен быть разгрузочный канат. Длина разгрузочного каната должна обеспечивать угол между днищем ковша с грунтом и горизонтальной плоскостью не менее 15°, иначе потери грунта будут слишком велики.

Тяговые (боковые) проушины ковша имеют несколько отверстий, позволяющих изменять расстояние от зубьев до тяговых цепей. Чем больше это расстояние, тем больше угол резания и тем быстрее ковш врезается в грунт. Поэтому на легких грунтах (1, II и III категории) необходимо цепь ставить выше, а на тяжелых грунтах —опускать. При этом, разумеется, следует учитывать угол откоса забоя.

Тяговая цепь должна иметь обе ветви одинаковой длины во избежание перекоса ковша. То же относится и к подъемной цепи. Однако для рытья арыков и подобных им узких водоотводных канав можно изменять длину одной из ветвей подъемной цепи так, чтобы ковш был наклонен на 45° сначала в одну сторону, а потом в другую. Таким образом получают профилированную канаву с углами откоса, равными 45°.

Работа экскаваторов в зимнее время

Эксплуатация экскаваторов в зимнее время осложняется тем, что на грунте образуется мерзлая корка, которая примерно в 100 раз прочнее талого грунта. Образование корки делает невозможным черпание грунта без предварительного разрушения этой корки и. кроме того, значительно осложняет работу машиниста и механизмов экскаватора.

Разрушение мерзлой корки можно производить при помощи взрыва, разбиванием ее клиновидными или шаровыми бабами, резанием ножами или специальными приспособлениями, дроблением с помощью дизель-молотов и т. д. Категорически запрещается производить рыхление мерзлой корки непосредственно ударами ковша, так как это быстро выводит его из строя.

Рис. 3. Клиновидная баба для дробления мерзлого грунта

При небольших морозах можно рекомендовать утепление грунта с помощью опилок, снега, веток деревьев и т. д. Грунт можно также оттаивать горячей водой, паром, электропрогревом и т. п., но это слишком дорого, поэтому применяется редко и лишь на небольших объектах. Наиболее дешевый способ рыхления мерзлого грунта — с помощью взрывчатых веществ. Сверление шпуров для закладывания взрывчатых веществ можно производить ручными или пневматическими сверлами диаметром 50—60 мм. Глубина шпура должна быть несколько меньше, чем толщина мерзлой корки.

Рыхление грунта бабами, которые подвешиваются на подъемном канате экскаватора, также является одним из наиболее дешевых и простых способов. Вес бабы может колебаться от 200 кг 6 т в зависимости от толщины корки и типа экскаватора. На рис. 3, а приведена одна из рекомендуемых конструкций клино-вИдной бабы и узел ее подвески к канату. Рыхление Мерзлого грунта бабами имеет ряд существенных недостатков: резкие рывки при падении груза приводят к быстрому износу канатов и механизмов экскаватора, а отлетающие при падении бабы осколки грунта опасны для бригады, обслуживающей экскаватор.

Рис. 4. Дизель-молот для дробления мерзлого грунта: 1 — канал для подъема направляющей штанги; 2— канат для подъема дизель-молота; 3 — седловой подшипник экскаватора; 4 — верхняя опора; 5— направляющая штанга; 6 — цилиндр, 7 —клин

В качестве защитного приспособления на лобовую часть кабины экскаватора крепится дополнительная рама с металлической меткой из проволоки диаметром 1,5—2 мм и с ячейками размером 10 х 10 мм.

Рыхление мерзлого грунта падающими грузами как шаровиден так и клиновидной формы производится при толщине корки не более 0,7 м. При глубине промерзания грунта до 1,3 м рекомендуется применять для рыхления дизель-молоты, монтируемые как на самих экскаваторах , так и на гусеничных тракторах.

Хорошим способом рыхления мерзлого грунта является предварительная резка его на блоки с помощью специальных машин или приспособлений к траншейным экскаваторам.

Институт НИИОМТП* разработал навесное оборудование к многоковшовым экскаваторам ЭТН-251 и ЭТ-352 для резки мерзлого грунта. Оборудование состоит из рамы, передачи и диска диаметром 2,5 м, на котором расположено 60 сменных резцов с пластинами из твердого сплава ВК-8. Экскаватор ЭТН-251 с этим оборудованием может обслужить два одноковшовых экскаватора с емкостью ковша 0,5 м3. Резание грунта этой машиной производится квадратами, ширина которых должна быть немного меньше ширины ковша, чтобы можно было легко выбирать отдельные блоки.

Для резки мерзлого грунта применяют также специальные ножи шириной 50—60 мм, которые устанавливают на рукоять экскаватора вместо ковша. Этим ножом делают прорези в мерзлой корке на 0,8 ее толщины. Корка нарезается квадратами и затем выбирается ковшом.

При работе экскаватора в зимнее время необходимо утеплять кабину машиниста с помощью специального ватного капота, который надевается на кузов. Такой способ дает хорошие результаты даже при сильном ветре. Если нельзя изготовить такой капот, то необходимо утеплить маслопроводы с помощью теплоизоляционных материалов и закрыть проем в передней части кузова ватным покрывалом с отверстиями для канатов. Некоторые экскаваторы, например, экскаватор Э-801, имеют приспособление для обогрева кабины, что значительно облегчает работу машиниста.

Транспортирование грунта

Организация перевозки грунта при работе в транспорт имеет решающее значение для производительной работы экскаватора Чаще всего для транспортирования грунта применяются автосамосвалы, количество и грузоподъемность которых должны обеспечивать бесперебойную работу экскаватора.

Для более производительной работы следует применять кольцевое, а не тупиковое движение самосвалов. Самосвал при погрузке следует устанавливать так, чтобы угол поворота на выгрузку был наименьшим и ковш не проходил бы над кабиной водителя. Для правильного движения и остановки самосвалов следует ставить вехи, ограничители и т. п. При работе драглайнами самосвалы лучше подавать для погрузки грунта по дну котлована, так как это уменьшает высоту подъема ковша, угол поворота экскаватора и сокращает его цикл работы. Для экономии времени при погрузке можно использовать передвижные бункеры, которые заполняются грунтом во время перебоев в подаче транспорта. Такие бункеры значительно повышают коэффициент использования экскаваторов.

Рис. 5. Передвижной бункер для погрузки грунта

Очень важное значение для движения самосвалов имеет состояние подъездных путей. Для уплотнения грунта на подъездных путях применяется щебень или шлак с последующей укаткой. На строительстве Куйбышевской ГЭС для этой цели были использованы железобетонные плиты размером 2 х 2 х 0,7 м. Однако это слишком дорого (стоимость одного километра покрытия шириной 4 м составляла 40 тыс. руб.) и, кроме того, железобетонные дороги трудно очищать от налипающей на них грязи.

При больших объемах работ и больших расстояниях возки применяется железнодорожный транспорт нормальной и узкой колеи. При перевозках на короткие расстояния допускается применение тракторных тележек, а при разработке карьеров и больших котлованов — ленточных транспортеров. Наибольший угол подъема ленточных транспортеров не должен превышать 20°. Для равномерного распределения грунта по ленте загрузка транспортеров должна производиться с помощью бункеров-питателей.

Выбор грузоподъемности транспорта производится в зависимости от емкости ковша экскаватора, причем отношение емкостей транспорта и ковша должно быть целым числом.

При определении времени разгрузки необходимо учитывать время на подъезд транспорта к месту разгрузки, поворот, подачу задним ходом и т. д.

Способы повышения производительности экскаваторов

Повышение производительности экскаваторов может быть достигнуто тремя способами:
а) передовой организацией работ;
б) правильной работой на рычагах;
в) конструктивными изменениями механизмов экскаватора.

Передовая организация работ заключается не только в своевременной подаче транспортных средств и рациональном способе разработки грунта, но и в технически правильном обслуживании экскаватора. Никакими мерами невозможно повысить производительность экскаватора, если за ним не будет налажен правильный технический уход.

Экскаватор должен быть установлен в забое строго горизонтально. Разрешается допускать наклон не более 2° в сторону погрузки. Расстояние от подъездных путей до работающего экскаватора должно быть возможно меньшим, чтобы можно было производить разгрузку на небольших вылетах рукояти. Подъездные пути следует содержать в хорошем состоянии, от этого в значительной степени зависит непрерывная работа экскаватора. При слабом грунте автомобильная дорога укрепляется с помощью специальных настилов, щитов и т. п.

Установка транспорта под погрузку должна обеспечивать наименьший угол поворота экскаватора, в частности при работе в лобовом забое самосвалы нужно подавать между стенкой забоя и экскаватором. Автотранспорт под погрузку следует ставить таким образом, чтобы ковш при повороте не проходил над кабиной. Для ускорения погрузки необходимо применять сигнализацию сиреной экскаватора.

Ночью необходимо применять правильное освещение. Источник света должен находиться возможно выше, чтобы лучи падали отвесно и не слепили машиниста. Кроме того, при боковом освещении все предметы принимают искаженные формы, и это мешает машинисту ориентироваться. Для работы ночью прямой и обратной лопатами достаточно иметь прожектор мощностью 2—2,5 кет, а при работе драглайном —вдвое больше.

Подрыв и дробление мерзлых и скальных грунтов должны производиться с достаточным опережением по времени и обеспечивать необходимую для черпания раздробленность грунта. Нормальная величина кусков не должна превышать 0,3—0,4 ширины ковша. Допускается наличие негабаритных кусков в количестве не более 10% по объему.

Для бесперебойной работы экскаватор должен быть обеспечен горюче-смазочными материалами не менее чем на 2—3 смены, запасными частями, инструментом и необходимыми ремонтными средствами.

Правильная работа на рычагах позволяет до минимума сократить время рабочего цикла. При работе на рычагах необходимо добиваться максимального совмещения рабочих операций. Так, например, подъем ковша производится одновременно с поворотом на выгрузку, а опускание — с обратным поворотом. Опытные машинисты производят разгрузку в транспорт на ходу, что позволяет равномернее распределять грунт в кузове самосвала или платформы.

Для сокращения времени набора грунта нужно резать его толстой стружкой, работая на возможно меньших вылетах рукояти. При этом количество передвижек экскаватора увеличивается, но это выгоднее, чем работать на полном вылете рукояти. Врезаться ковшом в грунт нужно сразу на полную стружку и затем постепенно выводить ковш из грунта. Это дает возможность разгрузить подъемный канат и избежать частого реверсирования напорного механизма.

Опытные машинисты нагружают ковш «с шапкой», что повышает производительность экскаватора на 15—20%. Для этого нужно уметь вовремя остановить ковш после черпанья.

Включение рычагов нужно производить несколько раньше, чем должна начаться соответствующая операция, для того чтобы компенсировать зазоры в тягах и вилках управления. В этом случае механизм будет включен своевременно, что даст значительную экономию времени. Включать рычаги следует плавно, но быстро, без остановок и рывков.

Конструктивные изменения заключаются, в основном, в увеличении емкости ковша.

Заводы-изготовители поставляют для работы в легких грунтах ковши увеличенной емкости. Такие ковши поставляются с экскаваторами ТЭ-2 (0,5 м3), Э-651 (0,75 и 1,0 м3), Э-801 (1,0 м3) и Э-1254 (1,5 м3). Кроме того, заводам в результате небольших изменений в конструкции удалось увеличить емкости ковшей на некоторых экскаваторах. Например, ковш экскаватора Э-258 увеличен до 0,3 м3, Э-255 —до 0,35 м3, Э-505А —до 0,65 м3, Э-1004— до 1,25 м3.

Многие машинисты экскаваторов при работе на легких грунтах сами увеличивают полезную емкость ковшей путем наращивания боковых и задней стенок ковша прямой лопаты и драглайна. Такое увеличение емкости ковша повышает производительность экскаватора на 15—20%. Работа с увеличенным ковшом требует от машиниста определенных навыков работы. Особое внимание следует обращать на категорию грунта, так как с ковшами увеличенной емкости разрешается работать только на грунтах I и II категории.

При работе ковшом драглайна необходимо правильно регулировать длину разгрузочного каната во избежание опрокидывания ковша на заднюю стенку в результате смещения центра тяжести.

Читать далее:

Категория: - Одноковшовые экскаваторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Противопожарные меры при хранении горюче-смазочных материалов
Требования техники безопасности при техническом обслуживании экскаваторов
Требования техники безопасности при транспортировке экскаваторов
Техника безопасности при работе силовых установок
Требования безопасности, предъявляемые к состоянию забоя
Требования к персоналу, обслуживающему экскаваторы
Техника безопасности при эксплуатации экскаваторов
Передвижение экскаваторов в зимнее время
Транспортировка экскаваторов по труднопроходимой местности
Буксировка экскаваторов


Остались вопросы по теме:
"Регулировка положения ковша экскаватора"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы