Строительные машины и оборудование, справочник





Реле управления и защиты башенных кранов

Категория:
   Электрооборудование кранов


Реле управления и защиты башенных кранов

Реле времени. Реле времени применяют в магнитных контроллерах кранов для автоматического замыкания и размыкания цепей управления с заданной выдержкой времени. На рис. 73 дана схема электромагнитного реле времени постоянного тока. Катушка 1 реле укреплена на ярме 2, К ярму на качающейся призматической опоре прикреплен якорь 7, удерживаемый в отключенном положении возвратной пружиной 4.

Работа реле времени основана на том, что при отключении или закорачивании катушки реле ток в катушке исчезает не мгновенно, а постепенно уменьшается за счет явления самоиндукции. При включении катушки в сеть в магнитной системе реле возникает магнитный поток, под действием которого якорь быстро, без выдержки времени, притягивается к ярму. Если закоротить или отключить катушку, то постепенно уменьшающийся в ее обмотке ток будет поддерживать магнитный поток реле.



Рис. 73. Электромагнитное реле времени постоянного тока:
1 — катушка, 2 — ярмо, 3 — гильза, 4 — возвратная пружина, 5 — регулировочная гайка, 6 — упорный винт, 7 — якорь, 8 — прокладка из немагнитного материала, 9—контактная система

Рис. 74. Промежуточное реле переменного тока:
1 — ярмо, 2 — катушка,, 3 — короткозамкнутый виток, 4 — якорь, 5 — изоляционная рейка, 6 — контактная пружина, 7 — контактный мостик, 8 — неподвижные контакты, 9 — стержень

Поэтому якорь остается притянутым к ярму еще некоторое время после отключения катушки. Когда сила притяжения якоря к ярму (в связи с уменьшением потока) станет меньше усилия возвратной пружины, якорь реле отпадет. Время, в течение которого якорь реле остается притянутым после отключения или закорачивания катушки, называется временем выдержки реле. Так как якорь связан с подвижным мостиковым контактом контактной системы 9, то контакты реле будут замыкаться (или размыкаться) с выдержкой времени. Время выдержки реле зависит от типа реле, способа выключения катушки, регулировки и находится в пределах от 0,2 до 3 с.

Промежуточное реле. Промежуточное реле (рис. 74) применяют в крановых схемах в качестве вспомогательного аппарата, когда основной аппарат не обладает достаточным количеством контактов, требуемых для работы схемы, а также когда мощность контактов основного аппарата недостаточна для размыкания или замыкания цепи управления. Промежуточное реле выпускают с катушками постоянного и переменного тока. Реле имеет от трех до шести контактов. Подвижные контакты реле — мостикового типа — укреплены на стержне, соединенном с якорем. Когда катушка включается в сеть, якорь притягивается к ярму, а связанные с ним мостиковые контакты замыкают или размыкают неподвижные контакты, производя необходимые переключения в схеме. Контакты промежуточного реле рассчитаны на небольшие токи до 20 А и могут включаться только в цепи управления.

Реле минимального тока. Реле (рис. 75) применяют в схеме привода грузовой лебедки с тормозной машиной для контроля величины тока обмотки возбуждения. Катушка включается в цепь возбуждения тормозной машины. Когда ток в цепи достигнет величины тока срабатывания реле, при котором сила притяжения якоря к полюсному наконечнику станет больше противодействующей силы пружины, реле включится. При этом контакты замкнутся, а контакты разомкнутся.

Рис. 75. Реле минимального тока:
1 — катушка, 2 — ярмо, 3 — якорь, 4 — винт, 5 —- гайка, 6, 7, 10, 11 — контакты, 8, 12 — пружина, 9 — колодки

Ток срабатывания реле может регулироваться изменением силы натяжения возвратной пружины с помощью корончатой гайки и изменением воздушного зазора в электромагните с помощью винта 4. При ослаблении натяжения пружины или уменьшении воздушного зазора реле будет включаться при меньшем токе в катушке.

Реле максимального тока. Реле максимального тока, максимальное реле, — электромагнитное токовое реле мгновенного действия. Реле применяют для защиты электродвигателей от повреждения при резком возрастании величины тока, например, при большой перегрузке, резком включении, коротком замыкании.

На башенных кранах применяют реле максимального тока типа РЗО-401 блочного типа. Устройство реле показано на рис. 76. Катушка 4 реле включается последовательно в фазу силовой цепи защищаемого электродвигателя, а контакты включаются в цепь управления аппарата, который обеспечивает автоматическое отключение цепи питания двигателей. При протекании тока по катушке 4 в ней возбуждается магнитное поле, возрастающее с увеличением тока. Это поле замыкается по магнитопроводу и воздействует на толкатель, укрепленный во втулке. Под действием магнитных сил толкатель вместе с втулкой подтягивается вверх и, если ток превышает заданную величину, на которую настроено реле, толкатель воздействует на контактный мостик, размыкая контакты. Отдельные реле в данном случае не имеют своих контактов, а устанавливаются в устройство, имеющее один контакт для всех реле. Такое групповое реле может состоять из четырех блоков-реле.

Реле регулируется на величину тока срабатывания вращением винта 8 в соответствии со шкалой указателя, соединенного с регулировочным винтом. Чем ниже опущен якорь с втулкой, тем больший ток необходим для срабатывания реле.

Рис. 76. Реле максимального тока:
1 — неподвижный контакт, 2 — контактный мостик, 3 — магнитопровод, 4 — катушка, б — толкатель, 6, 7,9 — втулка, 8 — регулировочный винт, 10 — шкала

Тепловое реле. Тепловое реле служит для защиты электродвигателя от небольших, но длительных перегрузок, при которых ток двигателя на 30% и более превышает номинальный. Тепловое реле срабатывает при определенных значениях тока в течение некоторого интервала времени. Основным элементом реле является биметаллическая пластина, сваренная из двух металлов с различными коэффициентами линейного расширения. При нагревании пластинки рабочим током, проходящим по расположенному рядом нагревательному элементу или (в ряде конструкций реле) непосредственно по пластинке, последняя изгибается в сторону металла с меньшим коэффициентом линейного расширения.

Рис. 77. Схема биметаллического теплового реле ТРП:
I — подвижный контакт, 2 — неподвижный контакт, 3 ,— колодка, 4 — пружина, 5, 8— упоры, 6 — нагревательный элемент, 7 — биметаллическая пластина, ‘9 ~ возвратное устройство

У реле ТРП (рис. 77) биметаллическая пластина упирается в верхний конец пружины. Нижний конец пружины давит на выступ пластмассовой колодки, шар-нирно укрепленной на оси. В положении, изображенном на рисунке, движение пластины и верхнего конца пружины влево ограничены упором. Сила пружины воздействует на выступ колодки так, что она оказывается повернутой по часовой стрелке, а укрепленный на ней подвижный контакт замкнут с неподвижным контактом. При протекании повышенного тока по нагревательному элементу пластина нагревается и ее нижний конец , перемещается в направлении стрелки А. В результате верхний конец пружины переходит вправо и колодка поворачивается против часовой стрелки (показано пунктиром), а контакты размыкаются. Упоры ограничивают положение нижнего конца пластины.

Возврат реле в исходное положение происходит самопроизвольно, когда биметаллическая пластина остывает (реле с самовозвратом). Упор 8 может быть снят, тогда реле возвращается в исходное положение возвратным устройством. Реле срабатывает с выдержкой времени, находящейся в обратной зависимости от силы тока. Чем больше ток в нагревателе, тем меньше времени, в течение которого биметаллическая пластина нагревается до срабатывания реле.
Тепловое реле не срабатывает при мгновенном нарастании тока подобно максимальному реле, поэтому не может служить надежной защитой от коротких замыканий. Тепловое реле применяют в схемах кранов для защиты короткозамкнутых двигателей, встроенным либо в магнитные пускатели, либо в автоматические выключатели с тепловым или комбинированным расцепителем.

Читать далее:

Категория: - Электрооборудование кранов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины