Строительные машины и оборудование, справочник





Ремонт электрооборудования крана

Категория:
   Организация обслуживания и ремонта


Ремонт электрооборудования крана

Периодичность ремонтов электрооборудования и состав ремонтных работ соответствуют периодичности ремонтов механической части кранов.

Плановый осмотр электрооборудования производится электромонтером или бригадой электромонтеров при обязательном участии машиниста. При этом устраняют мелкие дефекты и неисправности, обнаруженные во время работы крана. Тщательно осматривают и очищают от грязи все оборудование и аппаратуру.

Открывают крышки контроллеров, магнитных пускателей, прочищают и обтирают контакты; при необходимости с контактов удаляют нагар и производят их регулировку, заменяют щетки электродвигателей, сухари, контроллеры и другие изношенные детали; проверяют крепление проводов к клеммам.



При текущем ремонте выполняют работы, входящие в объем планового осмотра. При этом производят замену деталей, срок службы которых истек, проверяют электрооборудование с устранением дефектов, не требующих полной разборки машины или аппарата. Проверяют наличие смазки в подшипниках двигателей, При необходимости загрязненную смазку меняют, предварительно промыв подшипники двигателей в керосине. Производят тщательную ревизию механической части тормозных магнитов, контроллеров, пускателей и реле. Замеряют сопротивление изоляции обмоток двигателей, электроаппаратуры и проводки крана. Проверяют состояние и крепление каркасов катушек электромагнитов.

При среднем ремонте производят разборку и тщательную ревизию состояния всех элементов электрооборудования. Характер и объем ремонтных работ при этом зависит от степени износа оборудования. После ремонта производят наладку, регулировку и испытание всего установленного на кране электрооборудования.

При капитальном ремонте, кроме работ, входящих в состав среднего ремонта, при необходимости заменяют отдельные узлы электрического оборудования.
Средний и капитальный ремонты рекомендуется производить в специальных мастерских и цехах по ремонту электрооборудования.

Очистка электрооборудования. Удаление с электрооборудования пыли лучше всего производить обдувкой с помощью ручных мехов. Для обдувки может быть использован также сжатый воздух, подаваемый от компрессоров.

Протирку контактных колец, механической части электрических аппаратов производят только сухой, позамасленной ветошью. При необходимости металлические части промывают очищенным бензином; при этом следует тщательно следить за тем, чтобы бензин не попал на обмотки или резиновую изоляцию проводов. Зачищать контакты шкуркой не рекомендуется, так как при этом образуется абразивная пыль. Эту операцию следует выполнять бархатными или в крайнем случае личными напильниками; особенно осторожно следует зачищать контакты, наплавленные серебром. Соединение концов проводов между собой рекомендуется выполнять пайкой или на болтах. Провода следует оконцовывать припаянными к ним кабельными наконечниками.

При ремонтах крана часто приходится соединять провода скруткой (рис. 193, а, б). Перед соединением концы проводов надо тщательно очистить. После скрутки концы проводов следует пропаять. Если пайку произвести не удалось, провода необходимо заменить при первой возможности, так как даже при самом тщательном выполнении соединения концы (проводов со временем окисляются. Соединение сверху обматывают тремя-четырьмя слоями прорезиненной изоляционной ленты. Соединения гибкого шлангового провода, предназначенного для питания крана, следует дополнительно обматывать просмоленной хлопчатобумажной лентой.

Рис. 193. Соединение проводов скруткой:
а — одножильных; б — многожильных; 1, 2, 3— последовательность скрутки

Электрические двигатели. При осмотре электродвигателей открывают крышку полости щеток и проверяют целость щеток и исправность щеточного механизма. Щетки должны входить в щеткодержатели свободно, но без значительной слабины. Нажим всех пружин должен быть одинаков. Для нормальной работы двигателя необходимо, чтобы давление щеток на контактные кольца соответствовало 150—200 г на каждый см2 площади контакта щеток, Замену щетки производят, если пружина щеткодержателя не может держать необходимого нажатия или когда из-за небольшой ее высоты может возникнуть опасность поворота щетки в обойме щеткодержателя с последующим заклиниванием.

Для крановых асинхронных двигателей при отсутствии специальных указаний следует применять медно-графитные щетки №1. Особое внимание надо обращать на плотность заделки в щетке токоподводящего канатика; при обрыве его или плохом контакте ток пойдет через пружины и шарниры щеткодержателя. Получающийся при этом нагрев уменьшает упругость пружин, коробит обоймы щеток и разъедает их внутреннюю поверхность.

Рис. 194. Шлифование щеток

При замене щеток их следует пришлифовать по контактному кольцу. Шлифование щеток производится следующим образом: гладкой стороной на кольцо накладывают наждачную шкурку, к которой прижимают подлежащую шлифованию щетку.

Давление на щетку при этом должно обеспечиваться лишь нажатием пружины щеткодержателя. При шлифовании шкурку передвигают взад и вперед по концам с таким расчетом, чтобы не повредить кромок обрабатываемой щетки. Расположение шкурки показано на рис. 194. Сначала применяют крупную шкурку, постепенно заменяя ее более мелкой. Шлифование щетки производят до получения зеркальной поверхности. По окончании шлифования из двигателя необходвмо продувкой удалить угольную пыль. С контактных колец пыль и грязь удаляют протиркой щеток чистой тряпкой, слегка смоченной бензином. При образовании на поверхности колец шероховатостей или пятен кольца необходимо отполировать деревянной колодкой, вырезанной точно по радиусу колец, к которой прикреплена мелкая наждачная бумага.

Биение колец допускается в пределах не более 0,1 мм; при большем биении их следует проточить на токарном станке.

Тормозные электромагниты. Короткоходовые клапанные электромагниты МО-Б после включения иногда издают сильный шум. Для ликвидации шума необходимо ослабить все болты крепления магнита к тормозному рычагу. Если при этом шум исчезает, необходимо последовательно затягивать болты и наблюдать момент возникновения шума. В том месте крепления, деформация которого вызывает шум, необходимо проложить прокладку. Толщина прокладки подбирается так, чтобы устранить шум. Повышенное гудение может явиться также результатом повреждения коротко-замкнутого витка, закрепленного на торце подвижной части ярма.

При осмотрах и ремонтах следует обращать внимание на состояние механической части магнита; проверять зазор в шарниpax оси клапана, а также состояние нажимной траверсы, в которую упирается шток. При зазоре в опорах оси более 1—1,5 мм магнит следует демонтировать с тормоза и отправить в ремонт.

При ремонтах длинноходовых магнитов КМТ следует вскрыть поршневую камеру, промыть ее керосином и смазать техническим вазелином.

Прочищают воздушные каналы,демпфера. Если при включении электромагнит начинает издавать повышенный шум, который является следствием перекоса крышки, перекос ликвидируют усилением или ослаблением болтов, крепящих ярмо. У длинноходовых магнитов, так же как и у короткоходовых, повышенное гудение может (возникнуть при ослаблении крепления катушек, а также за счет ослабления плотности сборки магнитопроводов вследствие постоянных ударов подвижной части о неподвижную. Ослабевшие заклепки необходимо переклепать. Подвижная часть магнитопровода должна прилегать к неподвижной без просветов. Если после ремонта магнитопровода требуется шабрение его рабочих поверхностей, ее производят вдоль листов, из которых собран магаитопровод. Поперечное шабрение способствует замыканию изолированных один от другого листов, что повышает нагрев электромагнита. Незначительное усиление гудения электромагнита можно ликвидировать путем легкой смазки рабочих поверхностей магнитопровода (машинным маслом.

Контроллеры. При замене установленных на кране контроллеров новыми последние следует тщательно осмотреть. Загустевшую старую смазку с сухарей пальцев и сегментов барабанов удаляют концами, смоченными в бензине. После этого их нужно протереть тряпкой, смазанной техническим вазелином. С магнито-проводов контроллеров удаляют загустевшую смазку. Проверяют затяжку резьбовых креплений, особое внимание обращают на крепление и сохранность дугогасительных камер и перегородок.

При эксплуатации контроллеров особое внимание следует обращать на состояние контактных частей; один раз в 5—6 смен следует снять кожух контроллера и, вращая маховик, осмотреть все контакты, проверяя, нет ли ослабевших креплений, чрезмерных обгаров или каких-либо поломок. Особое внимание обращается на величину западания пальцев и на силу прижатия их к сегментам барабана.

При среднем профилактическом ремонте производится полный осмотр контроллера с исправлением или заменой изношенных деталей (при необходимости).

Регулировка контроллеров заключается в основном в установке необходимой величины нажатия и отхода контактных элементов. В кулачковых контроллерах НТ (рис. 195, а, б, в) проверяется отход контактов и сила прижатия их как в начале касания, так и в замкнутом состоянии.

При регулировке контактов барабанных контроллеров (рис. 196) следует проверять нажатие сухарей на сегменты и величииу провала контактной части пальца — сухаря, которая должна быть равна 2—3 мм. Чрезмерное увеличение провала повышает износ сухарей и кондов сегментов, а также может вызвать поломку сухаря. Недостаточный провал указывает на недостаточное нажатие, что может привести к обгару контактов. Величина провала регулируется винтом.

Рис. 195. Схема регулирования контактов кулачкового контроллера НТ-51 (НТ-52):
а —установка зазора и проверка выхода стяжки пружины в разомкнутых контактах. б — проверка нажатия контактов при замкнутом контроллере; в — контроль величины выхода стяжки

Рис. 196. Схема регулирования контактов барабанных контроллеров

Нажатие сухарей на сегменты рекомендуется выдерживать в пределах 1,1—0,6 кг на каждый сантиметр ширины сухаря. Величина нажатия регулируется гайками. Для проверки нажатия обычно применяют пружинный динамометр, один из крючков динамометра закрепляют за винт крепления сухаря. Между сухарем и сегментом прокладывают узкую полоску бумаги. Одной рукой оттягивают динамометр, а другой пробуют выдернуть бумагу. Величину контактного нажатия будет характеризовать показание динамометра в момент, когда бумагу можно будет легко выдернуть. Не следует добиваться большой плоскости соприкосновения сегмента и сухаря, достаточно, если контакт будет происходить на двух третях ширины сегмента.

Электроаппаратура. При ремонте контакторов главное внимание обращается на исправность -поверхностей контактов и на правильность их замыкания.
Частой неисправностью контакторов является их гудение, которое устраняется приведением в порядок системы, обеспечивающей свободную установку подвижной части магнитопровода при; ее соприкосновении с неподвижной. Гудение может явиться также следствием перегрузки, чрезмерного зажатия пружин контактов, а также неисправности короткозамкнутого витка. Незначительное повышение гудения может быть устранено смазыванием рабочих поверхностей магнитопровода. Для исправной работы контакторов должен быть обеспечен легкий ход подвижной части.

Ремонт сопротивлений заключается в очистке контактных соединений, затяжке болтов, соединяющих элементы сопротивления, в устранении замыкания пластин и в замене поврежденных секций. Сравнительно частой неисправностью является поломка чугунных пластин. Вышедшие из строя пластины следует заменять новыми.

При ремонте концевых рычажных выключателей обычно производится регулирование нажатия контактов. Обязательно следует проверять затяжку винтов кулачковых муфт и храповика, а также крепление на оси отключающего рычага. В рычажных конечных выключателях следует смазывать только ролик рычага, сеточку и ось рычага.

При осмотрах и плановых ремонтах кранов следует проверять исправность кольцевых токоприемников. Требования, предъявляемые к токоприемникам, и правила ухода за ними такие же, как у контактных колец электродвигателей.

Читать далее:

Категория: - Организация обслуживания и ремонта

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины