Строительные машины и оборудование, справочник






Ремонт генераторов и стартеров


Категория:
   Ремонт тракторов и автомобилей


Ремонт генераторов и стартеров

На современных тракторах и автомобилях наибольшее применение получают генераторы переменного тока типов Г-275, Г-304 и Г-250 различных модификаций, но еще достаточно много используется и генераторов постоянного тока типа Г-214-А1, Г-130 и др.

Генераторы и стартеры перед ремонтом проверяют и подвергают испытанию на контрольно-испытательных стендах. Последовательность испытания и технические требования, предъявляемые к генераторам до ремонта, такие же, как и после ремонта, поэтому они изложены далее.

Основные дефекты генераторов и стартеров следующие: износ подшипников качения или втулок роторов и якорей, повреждение изоляции, обрывы или распайки проводов, замыкание проводов между собой и на массу, износ и повреждения щеток, якорей и крышек.



Генераторы и стартеры, подлежащие ремонту, после их наружной очистки разбирают на поворотном столе. Разобранные детали и поворотном столе. сборочные единицы с проводами и обмотками протирают ветошью, смоченной в бензине, продувают сжатым воздухом и сушат в шкафу при температуре не более 100 °С. Другие детали промывают в горячих растворах моющих препаратов или в керосине. Затем детали дефектуют.

Рис. 1. Разборка генератора

Ремонт роторов и якорей. Роторы и якори генераторов и стартеров имеют свои конструктивные особенности, поэтому в процессе эксплуатации у них появляются несколько разные дефекты.

Роторы генераторов переменного тока. Обычно в них возникают следующие дефекты: потеря магнитных свойств, задиры и трещины магнита, износ посадочных мест под подшипники, износ или повреждения резьбы и шпоночной канавки под шкив, изгиб ротора. Ротор выбраковывают при трещинах и отколах магнита площадью более 1 см2.

Степень намагниченности магнита ротора определяют магнитомером типа МД-4. Намагниченность должна быть не менее 220 мкВб, при необходимости ротор подмагничивают на специальном приборе (как и ротор магнето).

Посадочные места под подшипники восстанавливают накаткой, электромеханической обработкой, хромированием или железнением и шлифуют под нормальный размер.

Задиры и повреждения магнита ротора зачищают шкуркой до выведения следов изнашивания. Перед зачисткой рекомендуется ротор размагнитить, а после тщательной очистки его от опилок снова намагнитить.

Изгиб устраняют холодной правкой на ручном прессе. Изношенную резьбу наплавляют и нарезают новую нормального размера. Шпоночную канавку зачищают на увеличенный размер.

Якори генераторов постоянного тока и стартеров имеют следующие дефекты: задиры и сдвиг пластин железа; износ посадочных мест под подшипники; износ резьбы и шпоночной канавки; изгиб вала якоря; повреждение изоляции и межвитковое замыкание проводов обмоток или замыкание на массу; износ и обгорание пластин коллектора.

Якорь выбраковывают при износе коллектора до диаметра, выходящего за пределы допустимого, а также при изломе, аварийном изгибе или трещинах вала.

Задиры пакетов пластин, износ посадочных мест под подшипники, резьбы, шпоночной канавки и изгиб вала якоря устраняют точно так же, как аналогичные дефекты ротора генератора переменного тока.

Нарушение изоляции, обрыв и замыкание проводов обмоток якоря обнаруживают на специальных индукционных аппаратах.

Замыкание обмотки на массу обнаруживают при помощи контрольной лампы следующим образом. Один щуп провода контрольной лампы присоединяют к валу якоря или железу сердечника, другой — поочередно то к одной, то к другой пластине коллектора. Загорание лампы укажет замыкание обмотки на массу.

При межвитковом замыкании или обрыве провода внутри обмотки ее заменяют новой. Замена обмотки якоря — операция довольно сложная, здесь требуются определенное знание, навыки и специальное оборудование, поэтому, как правило, перемотку якорей выполняют на специализированных предприятиях. Обрывы обмотки в местах припайки к коллекторным пластинам или замыкание в этом месте устраняют без перемотки.

Обмотку якоря стартера из головного шинного провода ремонтируют только при разрушении изоляции и также на специализированных предприятиях.

Изношенную и поврежденную поверхность коллектора протачивают и шлифуют стеклянной шкуркой до выведения следов изнашивания. После этого ручной ножовкой прорезают миканит (прессованную слюду) между пластинами коллектора якоря на глубину 0,8…1,0 мм.

Ремонт корпусов. Чаще всего в корпусах генераторов и стартеров возникают следующие основные дефекты: задиры и забоины на посадочных местах крышек и на поверхностях полюсных наконечников; срыв и повреждение резьбы и шлицев винтов крепления полюсных наконечников; нарушение изоляции и замыкание проводов обмоток; обрывы выводных наконечников и обрыв в соединениях обмоток.

Рис. 2. Прорезка коллектора якоря:

Забоины и задиры на посадочных местах крышек устраняют опиловкой напильником и зачисткой шкуркой. Чтобы устранить повреждения-на полюсных наконечниках, корпус разбирают: снимают клеммы и, применяя пресс-отвертку, вывертывают винты крепления полюсных наконечников. Снятые наконечники метят по местам их установки. Поврежденную поверхность наконечников зачищают шкуркой и тщательно удаляют опилки и стружку. При значительном или неравномерном износе поверхностей наконечников их устанавливают в корпус (без обмоток) и протачивают на токарном станке до выведения следов изнашивания или повреждения.

Одновременно проверяют снятые обмотки (катушки) возбуждения на межвитковое замыкание на индукционном приборе и на обрыв контрольной лампой от источника переменного тока напряжением 220 В.

Межвитковое замыкание в обмотках возбуждения можно проверить, не снимая их с корпуса, при помощи омметра. Омическое сопротивление обмоток должно соответствовать техническим условиям на отремонтированный генератор. Замыкание обмоток на массу (на корпус) обнаруживают контрольной лампой. Изоляция проводов обмоток исправна, если лампочка не загорается.

Поврежденную резьбу восстанавливают нарезанием резьбы увеличенного размера или постановкой резьбовых вставок.

Обрывы соединений между обмотками возбуждения или обрывы выводных наконечников устраняют припайкой, не снимая их с корпуса.

Обмотки возбуждения с межвитковым замыканием и внутренними обрывами не ремонтируют, а заменяют новыми.

Ремонт крышек генераторов и стартеров заключается в устранении следующих дефектов: износа подшипников или медно-графи-товых втулок; ослабления креплений щеткодержателей, ослабления или поломок пружин и износа щеток.

Изношенные подшипники и втулки заменяют новыми. Втулки перед запрессовкой хорошо высушивают, а затем пропитывают машинным маслом, нагретым до температуры 180…200 °С в течение 2 ч.

Ослабленные заклепки щеткодержателей подтягивают или заменяют новыми. Упругость пружин проверяют ручным динамометром. Поломанные и потерявшие упругость пружины заменяют новыми. Щетки, изношенные до выбраковочной высоты, тоже заменяют новыми.

Сборка и испытание генераторов и стартеров складывается из следующих операций.

Сборка корпуса. Следят за правильностью установки обмоток возбуждения; их полярность проверяют компасом — она должна чередоваться. Полюсные наконечники ставят по меткам на прежние места и винты их крепления завертывают при помоши пресс-отвертки или на винтовом прессе. Если поверхность якоря или полюсных наконечников протачивалась, под наконечники подкладывают стальные прокладки, чтобы обеспечить зазор 0,35..-0,40 мм между якорем и наконечником.

В собранном генераторе или стартере якорь должен свободно поворачиваться от руки без ощутимого радиального зазора. Осевое перемещение ротора и якоря в генераторах допускается не более 0,2 мм. Задевание якоря за поверхность полюсных наконечников не допускается. Щетки должны свободно перемещаться в направляющих щеткодержателя, прижиматься пружинами с усилием, соответствующим техническим требованиям, и прилегать к коллектору не менее чем на 80% рабочей площади.

Новые или плохо прилегающие щетки притирают к коллектору якоря стеклянной шкуркой. Биение шкива не должно превышать 0,3 мм в радиальном направлении и 0,5 мм в осевом.

Отремонтированные генераторы и стартеры обкатывают и испытывают на специальных стендах типа КИ-968, Э-211 и других, позволяющих плавно изменять частоту вращения ротора или якоря в необходимых пределах и измерять напряжение, ток и частоту вращения.

Обкатка генератора. Эта операция длится 5…10 мин при частоте вращения ротора или якоря 1500…2000 мин” и при нагрузке, равной 50% нормальной, затем 15…25 мин при частоте вращения до 3000 мин-1 и с нагрузкой, близкой к номинальной.

Испытание генераторов проводят с целью выявления их неисправностей и надежности в работе. При этом проверяют прочность изоляции относительно корпуса, интенсивность искрения щеток генераторов постоянного тока и испытывают генераторы в режиме электродвигателя и в режиме генератора.

Прочность изоляции проверяют контрольной лампой в течение 1 мин при напряжении переменного тока 220 В.

При испытании в режиме двигателя на холостом ходу генератор получает питание от аккумуляторной батареи. Через 3…5 мин работы измеряют силу тока, потребляемую генератором, и частоту вращения ротора или якоря — они должны находиться в пределах, допускаемых техническими требованиями для генератора данной марки. Например, для большинства генераторов постоянного тока потребляемый ток должен быть 5…6 А. Повышенное потребление тока указывает на следующие дефекты: перекос или задевание якорем (ротором) о поверхность полюсных наконечников, плохой контакт или обрыв в цепи обмоток возбуждения. Неисправности необходимо устранить.

Испытание в режиме генератора проводят без нагрузки и под нагрузкой. При этом испытании напряжение должно быть 12,5 В.

генераторах переменного тока с выпрямителем это напряжение измеряют на клеммах выпрямителя.

После испытаний работу генератора проверяют при полной нагрузке в течение 1…3 мин на повышенной частоте вращения, установленной техническими требованиями. Для генераторов Г-214-А1 и Г-130 повышенная частота вращения якоря соответственно равна 5000 и 7000 мин“1, для генераторов Г-304 всех модификаций она составляет 5100 мин. и для генераторов Г-250 — 10 000 мин”’. При этих условиях не допускаются отклонения от нормальной работы генератора.

В заключение в генераторах переменного тока проверяют (выборочно) температуру нагрева. После 3 ч непрерывной работы генератора при номинальной нагрузке температура корпуса и крышек должна быть не выше 70°С. Проверяют все генераторы, обмотки возбуждения которых при ремонте заменили.

Испытание стартеров. Стартеры испытывают на безотказность работы механизма включения, на частоту вращения якоря и бесшумность работы на холостом ходу.

При испытании на холостом ходу стартер подключают к аккумуляторной батарее и через 30 с после его включения измеряют потребляемый ток и частоту вращения якоря. Повышенный ток и пониженная частота вращения указывают на заедание или неравномерный зазор между якорем и полюсными наконечниками, короткое замыкание в электрической цепи стартера или на неправильную установку щеток (положительные поставлены на место отрицательных). Стартер должен работать бесшумно, а механизм включения — действовать безотказно. Выборочно стартеры проверяют на максимальные силу тока и крутящий момент. При полном торможении якоря они должны соответствовать техническим условиям.

Читать далее:

Категория: - Ремонт тракторов и автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины