Строительные машины и оборудование, справочник






Ремонт коробок передач


Категория:
   Техническое обслуживание дорожных машин


Ремонт коробок передач

Коробки передач могут иметь следующие неисправности: при включенной муфте сцепления передача не включается, передача самопроизвольно выключается во время работы, перегревается масло в коробке передач; выключение передач затруднено; в ко­робке слышны стук и шум; не проворачивается шестерня на втулке.

Разборка. Коробки передач устанавливают на стенд для раз­борки и сборки (рис. 110). Разборку коробки передач тракторов Т-100МЗ и Т-130 на сборочные единицы производят на кантова­теле / с помощью гидроскобы 2. Для этого коробку крепят на плите кантователя винтовыми прижимами. Поворот плиты канто­вателя вокруг горизонтальной оси производится с помощью гид­роцилиндра 3, вокруг вертикальной оси — вручную.

Повернув коробку передач передней крышкой вверх, отвер­тывают болты и снимают масляный насос. Затем, повернув ко­робку передач на 90° и отвернув гайки, снимают правую и левую крышки в сборе с механизмами переключения передач. После этого снимают передние крышки в сборе с валами верхним, пер­вым и вторым промежуточным и нижним.



Рис. 110. Стенд для разборки и сборки коробок передач:
1 — кантователь, 2 — гидроскоба, 3 — гидроцилиндры, 5 — гидро­станция, 6 — регулировочный механизм, 7 — стол

Корпус коробки передач. Корпус может иметь следующие де­фекты: трещины и изломы, износ посадочных мест под подшипни­ки и гнезда подшипников, износ и повреждение резьбовых и гладких отверстий. Корпус бракуют, если он имеет трещины, про­ходящие через посадочные поверхности отверстий, обломы или трещины фланца крепления корпуса коробки передач к корпусу бортовых фрикционов, захватывающих три отверстия и более под болты.

При наличии трещин на корпусе коробки, захватывающих не более двух отверстий под болты, их засверливают по концам, затем трещины зачищают до металлического блеска, разделыва­ют и заваривают электродами марки ОЗЧ-З диаметром 4 мм на постоянном токе обратной полярности, силой тока 110—130 А.

Посадочные места под подшипники и их гнезда восстанавли­вают, если зазор между наружным кольцом подшипника и кор­пусом превышает 0,5 мм, а между гнездом подшипника и кор­пусом — 0,10 мм. Изношенные отверстия восстанавливают соста­вами на основе эпоксидных смол или железнением в местных ваннах. При восстановлении железнением посадоч­ных мест под подшипники в корпусе коробки передач поверхно­сти отверстий предварительно зачищают шлифовальной шкуркой, обезжиривают гашеным карбидом кальция и промывают гнезда горячей и холодной водой. Продолжительность железнения зави­сит от величины износа гнезда подшипника. Отверстия, восста­новленные железнением, растачивают под чертежный размер.

Изношенные отверстия под штифты развертывают на увели­ченный размер, а отверстия под оси восстанавливают постанов­кой втулок и закреплением их эпоксидным составом или клеем БФ-2. Резьбовые отверстия восстанавливают нарезанием резьбы увеличенного размера или постановкой резьбовых вставок.

Валы коробок передач. Валы могут иметь такие дефекты: изгиб; износ посадочных поверхностей под подшипники и шестер­ни, износ шлицев по толщине; износ или повреждение резьбы. Валы выбраковывают при изломе, трещинах и аварийном изгибе.

Погнутые валы правят под прессом в холодном состоянии. Биение вала более 0,05—0,1 мм не допускается.

Изношенные посадочные места под подшипники восстанавли­вают наплавкой, нанесением гальванических покрытий, привар­кой стальной ленты, электромеханическим способом.

При износе боковых поверхностей шлицев по толщине вал восстанавливают наплавкой под слоем флюса, приваркой сталь­ной ленты или ручной наплавкой электродами.

Поврежденную или изношенную резьбу на концах валов про­тачивают, нарезают новую меньшего диаметра и по ней изготов­ляют новую гайку. При необходимости изношенную резьбу на­плавляют и нарезают резьбу нормального размера.

Шестерни. Основные неисправности: износ зубьев, шлицевых и шпоночных пазов, внутренних посадочных мест шестерен, износ или повреждения посадочных мест для вилки переключения пере­дач. При замерах толщины зубьев следует обратить внимание на характер износа зуба по длине: износ на конус более 0,05 мм на длине 10 мм не допускается, шестерни с таким износом выбрако­вывают. На зубьях не должно быть сквозных трещин и забоин на торцах. Допускаются мелкие поверхностные трещины на зубе и отдельные выкрашивания поверхностного слоя металла.

Кольцевой паз под вилку переключения передач подвижных шестерен восстанавливают механической обработкой под увели­ченный по ширине размер. Изношенные торцовые поверхности зубьев шестерен наплавляют автоматической наплавкой порош­ковой проволокой с принудительным формированием наплав­ленного металла в медной охлаждаемой форме. Изношенные по толщине зубья шестерен восстанавливают пластическим де­формированием.

Сборка коробок передач. Перед сборкой детали коробки пере­дач очищают и обдувают сжатым воздухом. Подшипники на­прессовывают на валы до отказа под прессом или же легкими ударами через специальные наставки из латуни. Перед напрес- совкой на вал подшипники рекомендуется нагревать до темпера­туры 90—100 °С.

Вторичные валы коробок передач устанавливают в корпус так, чтобы обработанные торцы конических шестерен вторичного вала выступали над привалочной плоскостью корпуса коробки передач тракторов Т-100М, Т-130 на (83,9+0,1) мм, МТЗ-80 — на (58+0,15) мм. Расстояние от торца конической шестерни вто­ричного вала до оси дифференциала тракторов ЮМЗ-6 должно быть (130+0,15) мм, а расстояние от торца конической шестерни вторичного вала до оси заднего моста тракторов ДТ-75 и ДТ-75М — 133+0’3 мм.

Собирают коробки передач на стенде (см. рис. 110) в такой последовательности. Сначала собирают верхний вал, первый про­межуточный вал, второй промежуточный вал и нижний вал, а затем собирают валы с передней крышкой. Трущиеся поверхно­сти, гладкие отверстия шестерен и наружные поверхности втулок подшипников скольжения смазывают трансмиссионным маслом. Корпус и крышка коробки передач должны иметь одинаковый по­рядковый номер.

Зацепление зубьев любой пары шестерен без зазора не допу­скается. Ролико- и шарикоподшипники перед установкой на валы нагревают в масляной ванне до температуры 80—100 °С.

Нормальный боковой зазор между шлицами верхнего вала и втулками шестерен коробок передач трактора Т-130 должен быть 0,146—0,424 мм, допустимый зазор 1,0 мм. Нормальный зазор между отверстием в шестернях и наружной поверхностью втулок должен быть 0,12—0,21 мм, допустимый — 0,3 мм.

Положение шестерен в коробке передач тракторов ДТ-75 и ДТ-75М контролируют замером расстояний от осей установочных шпилек до выступов вилок переключения и поводка при касании закругленных торцов парных шестерен. Указанные расстояния должны быть при касании торцов передач (мм): первой— (185±2,0), второй —(191+2,0), третьей (75,5+2,0), четвер­той — (81,5+2,0), передачи заднего хода — (185+2,0).

При сборке коробок передач тракторов ЮМЗ-6 торец шейки ведущей шестерни первичного вала коробки должен утопать в роликоподшипниках не менее чем на 0,5 мм, торец заднего конца вала относительного уступа в отверстии ведущей шестерни — на 1,0—2,5 мм, шлицевой торец промежуточного вала в ступице ведущей шестерни заднего хода — на 0,5 мм. Нижний конец ры­чага переключения передач относительно нижней поверхности крышки должен выступать на 45—49 мм.

При правильной сборке коробки передач все валы и шестерни должны легко проворачиваться без заеданий и заклиниваний.

Испытание. Для приработки и испытания коробки передач можно использовать специализированный стенд (рис. 111). Ис­пытуемую коробку передач устанавливают на шпильки корпуса в сборе, прижимают пневмоприжимами и соединяют карданным валом с электродвигателем. С помощью электронасоса в коробку передач заливают масло. Затем закрывают защитный кожух, включают электродвигатель и производят обкатку без нагрузки. Для испытания под нагрузкой на катушки порошково­го тормоза подают напряжение, регулируя которое устанавлива­ют необходимый тормозной момент. Перед испытанием в корпус коробки передач электронасосом заливают 25 л трансмиссионного масла ТЭП15.

Рис. 111. Стенд для приработки и испытания коробок передач:
1 — рама, 2 — электродвигатель, 3 — защитный кожух, 4 — карданный вал, 5 — пневмоприжимы, 6 — электромагнитный тормоз, 7 — корпус, 8—масля­ный фильтр, 9 — масляный бак, 10 — электронасос

Коробку передач сначала испытывают без нагрузки по 5 мин на каждой передаче, начиная с низшей, а затем под нагрузкой.

В процессе испытания должны выдерживаться следующие условия: переключение муфт на всех передачах переднего и зад­него хода должно происходить свободно, без заеданий; отдель­ные удары, стук, шум не допускаются; течь масла через уплот­нения не допускается; температура масла в коробке передач пос­ле испытания не должна превышать температуру окружающего воздуха более чем на 50 °С.

После испытания коробки передач сливают масло и промыва­ют сетку маслосборника и сливную пробку.

Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание дорожных машин


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины